МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Всеобщей истории,
историографии и
источниковедения
ИИГСО
К.Б. Умбрашко
2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА»
Направление подготовки:
050100.62 Педагогическое образование

033300.62 Религиоведение
Профиль история
Степень выпускника:
бакалавр
Новосибирск 2014

СОСТАВИТЕЛИ:
Полиновская Евгения Анатольевна,
канд. ист. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
Черноверская Татьяна Александровна
канд. ист. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
(протокол № 1 от «28» августа 2013 г.)

канд. ист. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
Давыдова Клара Дмитриевна,
канд. филос. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения
(протокол № 1 от «28» августа 2013 г.)







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов систематических научных представлений об основных закономерностях, событиях, и явлениях истории стран Европы и Америки во второй половине XVII – начале ХХ вв. в объеме необходимом для последующей преподавательской, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, формирование у них умения самостоятельно мыслить, а также навыков работы с источниками и специальной литературой.
Место дисциплины /модуля в структуре ООП бакалавриата
Является дисциплиной профессионального цикла обязательной части учебного плана.  Дисциплина изучается на 3-м курсе. Индекс дисциплины в учебном плане ПД.В.3.15
Формы контроля.  Итоговый контроль осуществляется в форме  экзамена.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций:  ОК- 2, ОПК-5, ПрК-1  (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
OК-2
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества Знать: основы экономической теории, истории, иностранного языка и философии, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям, понимать причинно-следственные связи развития российского общества, принципы толерантности;
Уметь:  использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, работать в коллективе и осуществлять управленческую деятельность в малой группе (включая научный коллектив); 
Владеть: методами и приемами устного и письменного изложения материала, осуществлять профессиональную и социальную деятельность с учетом принципа толерантности, владеть способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью к критике и самокритике, терпимостью, способностью применения принципов толерантности в расовых, национальных и иных отношениях
ОПК-5
Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания Знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы человеческого бытия; особенности современного экономического развития России и мира; основные средства и приемы педагогического общения;
Уметь: использовать различные формы и виды устной    и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и про¬фессиональной деятельности;
Владеть:  технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
различными способами коммуникации в профессиональной деятельности; навыками коммуникации в родной и иноязычной среде
ПрК-1
Способность  применять различные периодизации исторического процесса, описывать и интерпретировать исторические факты и явления в рамках определенной концепции исторического процесса Знать: объект, предмет, цели и задачи дисциплины, ее место среди других дисциплин профессионального курса, важнейшие факты истории  стран  Европы в новейшее время; основные событийно-хронологические ряды их истории; важнейшие черты, тенденции, этапы и особенности развития  западных обществ;
Уметь: устанавливать общие закономерности и тенденции развития европейских стран в новейшее время;
Владеть: основными проблемами социально-экономического, политического и духовного развития стран Европы

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.  Английская революция середины XVII в. Англия во второй половине XVII – XVIII вв.
Периодизация истории Английской революции. Конституционный период. Период Гражданских войн: пресвитериане и индепенденты как политические группировки; реформа армии и ее роль в истории Английской революции; решение аграрного вопроса; Англо-Шотландский Ковенант и дальнейшее решение религиозного вопроса; движение левеллеров; решение судьбы короля и упразднение монархии. Индепендентская республика.  Англия в период Протектората Кромвеля. Реставрация Стюартов и политические проблемы периода Реставрации – политические партии, Habeas Corpus Act, проблема престолонаследия и др. “Славная революция”: формирование нововременной государственности. Правление королей Ганноверской династии. Георг III. Внешняя политика Англии в конце XVII – XVIII вв.. Начало промышленного переворота.
2.  Война за Независимость и образование США.
Политика Георга III и рост оппозиционных настроений в колониях. Первый Континентальный конгресс. Открытие военных действий. Второй континентальный конгресс и его первые решения. Декларация Независимости. Ход военных действий. Завоевание независимости. Важнейшие конституционные документы 1776 – 1791 гг.
3.  Великая французская революция
Особенности Французского абсолютизма, сословного строя и социально-экономического развития. Внутренняя политика абсолютизма во второй половине XVIII в. Политический кризис: Собрание нотаблей, парламентская ремонстрация, созыв Генеральных штатов. Социально-экономическая ситуация 1788-1789 гг. Выборы в Генеральные штаты и рост политической активности. Открытие Генеральных штатов. Провозглашение Национального собрания и его конституирование в Национальное Учредительное собрание. Взятие Бастилии. “Великий страх”. “Ночь чудес” и последующее решение аграрного вопроса Учредительным собранием. Декларация прав человека и гражданина и работа над Конституцией. Революция 10 августа 1792 г. – свержение монархии. Противостояние Горы и Жиронды: процесс над королем; проблема продовольствия и свободы торговли; война; работа над Конституцией. Вандея. 31 мая – 2 июня 1793 г.: приход к власти якобинцев. Конституирование Якобинской диктатуры. Война и проблема революционного террора. Социально-экономическая политика якобинцев.  Переворот 9 термидора II года Республики. Нисходящая линия Французской революции. Франция в годы термидорианского Конвента и Директории.
4. Промышленный переворот в странах Запада.
Социально-экономические и технические предпосылки промышленного переворота. Технический и социальный аспекты промышленного переворота. Промышленный переворот в Англии. Особенности промышленного переворота во Франции, Германии, США и других странах.
5. Европа в 20-е – 40-е гг. XIX в.
Особенности политической системы в Англии начала XIX в. Либерализм и консерватизм: становление нововременной двухпартийной системы. Период Реставрации Особенности французского либерализма и консерватизма. Революция 1830 г. и Июльская монархия. Демократы, социалисты и борьба за республику.
Венская система и Реставрация в Европе. Политические реформы в странах Центральной и Южной Европы. Революции 1820–1823 гг. Политическая реакция 20-х гг. Революции 1830-х гг. Образование Бельгийского королевства. Германские государства в 30–40-е гг. Италия в 30–40-е гг. Испания в 30–40-е гг. – революция 1834-1843 гг.
6. Революция 1848–1849 гг. в Европе. Синхронные и диахронные революционные циклы. Общие причины революционного взрыва в 1848 г. Особенности революции 1848 г. во Франции. Революции в странах Центральной и Южной Европы и “Священный союз”. Германия, Италия, Австрийская империя. Италия: борьба за объединение. Германия: Борьба за объединение. Образование дуалистической Австро-Венгерской империи. Испания: четвертая и пятая революции.
7. США в XIX в. Особенности конституционной системы США и расширение территории. Взаимоотношения Севера и Юга. Особенности идеологии. Джексоновская демократия. Оформление современных политических партий. Гражданская война и ее последствия.
8. Социально-экономическое развитие  и политическое  развитие стран Запада в конце XIX – начале ХХ вв.
Англия конца XIX в.: кризис “классического” либерализма. Франция конца XIX в.: политические кризисы и борьба за упрочение республики. Германия: Становление Империи как единого государства. Политика буржуазного реформизма – социальные реформы в Италии, Франции, Англии и США в начале ХХ в.    Общие закономерности формирования монополистического капитализма. Особенности социально-экономического развития Англии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, США. Англия конца XIX в.: кризис “классического” либерализма. Франция конца XIX в.: политические кризисы и борьба за упрочение республики. Германия: Становление Империи как единого государства. Политика буржуазного реформизма – социальные реформы в Италии, Франции, Англии и США в начале ХХ в.  Англия конца XIX в.: кризис “классического” либерализма. Франция конца XIX в.: политические кризисы и борьба за упрочение республики. Германия: Становление Империи как единого государства. Политика буржуазного реформизма – социальные реформы в Италии, Франции, Англии и США в начале ХХ в. 
9. Рабочее и социалистическое движение в последней трети XIX – начале ХХ вв. Рабочее и социалистическое движение как новая сила в истории общества и государства. Международное товарищество рабочих – I Интернационал и распространение марксизма. Парижская Коммуна. Социалистическое движение в Германии, Франции и других странах. II Интернационал – образование и деятельность: распространение марксизма “вширь”; ревизионизм, центризм и революционный марксизм в партиях II Интернационала в начале ХХ в. Профсоюзное движение – в Англии (тред-юнионизм), во Франции (анархо-синдикализм), в Германии. Фермерское, рабочее и другие демократические движения в США.
10. Международные отношения в 1871–1914 гг.
Балканские войны. Национальный вопрос и национальные движения в Австро-Венгрии. Европа после Франкфуртского мира. Создание военных блоков. Колониальная политика и первые империалистические войны. Новый тип международных договоров начала ХХ в. Международные кризисы 1908–1913 гг.

Содержание дисциплины «Новая история стран Запада» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование
Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной работы, в часах
Лекции ПЗ ЛЗ СР
1 Английская революция середины XVII в. Англия во второй половине XVII – XVIII вв.
4 4 8
2 Война за Независимость и образование США.  2 4 4
3 Великая Французская революция 6 6 20
4 Промышленный переворот в странах Запада 2 2 4
5 Европа в 20-е – 40-е гг. XIX в. 2 2 10
6 Революция 1848–1849 гг. в Европе 6 4 10
7 США в XIX в. 4 2 10
8 Социально-экономическое развитие  и политическое  развитие стран Запада в конце XIX – начале ХХ вв. 6 2 15
9 Рабочее и социалистическое движение в последней трети XIX – начале ХХ вв. 8 15
10 Международные отношения в 1871–1914 гг.
2 6 12
ИТОГО 32 40 108
В том числе в интерактивной форме*

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

№ Темы дисциплины Задания
для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1 Английская революция середины XVII в. Англия во второй половине XVII – XVIII вв. Работа с  источниками

  Конспекты источников
8

2 Война за Независимость и образование США.  Работа с источниками
Просмотр учебного фильма Конспекты источников


4
3 Промышленный переворот в странах Запада Работа с источниками 
Подготовка сравнительного анализа  промышленного переворота в различных странах
Конспекты источников.
  4
4 Европа в 20-е – 40-е гг. XIX в.
Работа с источниками 
Подготовка докладов по моделям развития стран  Европы Конспекты источников.
Дискуссия по докладам 10
5   Революция 1848–1849 гг. в Европе Работа с источниками 
Подготовка сравнительного анализа  революций в отдельных странах Конспекты источников
Подготовка сравнительной таблицы 10
6 США в XIX в.
Работа с источниками 
Просмотр учебного фильма Конспекты источников
Обсуждение фильма 10
7 Социально-экономическое развитие  и политическое  развитие стран Запада в конце XIX – начале ХХ вв. Работа с источниками 
Подготовка сравнительного анализа    процессов в отдельных странах Конспекты источников
Подготовка сравнительной таблицы 15
8   Рабочее и социалистическое движение в последней трети XIX – начале ХХ вв. Работа с источниками 
Подготовка материалов по различным направлениям в социалистическом движении Конспекты источников
Представление рефератов по основным течениям 15
9 Международные отношения в 1871–1914 гг.
Просмотр  документального фильма
Анализ военных кампаний Подготовка карт военных действий I мировой войны 12
Итого   108

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература
1. Зайцева Т.Н. Зарубежная историография: XX - начало XIX века: учебное пособие по специальности "История": рек. УМО вузов РФ / Т. И. Зайцева.  - Москва : Академия, 2011.
2. Благовещенский Г.  Наполеон I Бонапарт [Электронный ресурс] / Г. Благовещенский.  - Москва: АСТ : Астрель, 2010. - 388 с. - (Историческая библиотека). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/60632/.
3. Всеобщая история [Электронный ресурс] : (Новая история стран Азии и Африки, 1 часть) : практикум к семинарским занятиям по специальности "История" / сост. А. П. Адлыкова ; Горно-Алтайский гос. ун-т.  - Горно-Алтайск : Горно-Алтайский гос. ун-т, 2011. - 92 с. : табл. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644453/.
4. Дорогова Л. Н. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI - XIX вв.) : учебное пособие для вузов по направлению "Культурология": рек. УМО вузов РФ / Л. Н. Дорогова.  - Москва: КНОРУС, 2013. 
5. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история, XX век - начало XXI века: 11 кл.: базовый и профильный уровни : учебник для общеобразоват. учреждений: рек. М-вом образования и науки РФ / Л. Н. Алексашкина.  - 8-е изд., стер. - Москва: Мнемозина, 2011.
6. Матьез Альбер.  Как побеждала Великая французская революция : пер. с фр. / А. Матьез.  - 2-е изд. - Москва: Либроком, 2011.
7. Новая история стран Европы и Америки, XVI - XIX века : в 3 ч. : учебник для вузов : рек. М-вом образования и науки РФ. Ч. 3 / А. М. Родригес и др. ; под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева.  - Москва : Владос, 2008. - 703 с. - (Учебник для вузов). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/58685/. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 5-691-01419-6. - ISBN 5-691-01420-Х (Ч. 3).
8. Ревякин А. В. Всеобщая история: 8 кл. : история нового времени, 1800-1900 : учебник для общеобразоват. учреждений : рек. М-вом образования и науки РФ; Рос. акад. наук.  - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2011.
9. Тарле Е. В.    Триумф и трагедия императора: [сборник]-Москва : АСТ: Астрель, 2011.
Дополнительная литература

1. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей / М.А. Барг. – М.: Мысль, 1991.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XVI-XVIII вв. Т. 1-3. М., 1985-1992.
3. История буржуазного конституционализма. XVII-XVIII вв. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1983.
4. История Европы. Т. 3. М., 1993. Т. 4. М., 1994.
5. История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1989.
6. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / под ред. П.Н. Галанзы. – М.: Госюриздат, 1957.
7. Манфред А.З. Великая французская революция / А.З. Манфред. – М.: Наука, 1983
8. Монархи Европы: Судьбы династий / Т.А. Александрова, А.М. Балебанов, В.Д. Вознесенский и др.; Ред.-сост. Н.В. Попов. – М.: Республика, 1996.
8. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи; пер с. англ. – СПб.: Алетейя, 2002.
9. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США / А.А. Фурсенко. – Л.: Наука, 1978.

Электронные  ресурсы

1.   Сайт Института  Всеобщей истории РАН - http://www.igh.ru/
2. Универсальные базы данных East Veiw. Издания по гуманитарным и общественным наукам - http://www.ebiblioteka.ru/
3. Электронная библиотека Российской государственной исторической библиотеки. – URL: http://www.4lib.ru.


Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1. Политическая идеология Стюартов и роялистов.
2. Политические идеи пресвитериан.
3. Социально-политические идеи индепендентов
4. Социально-политические идеи левеллеров.
5. Социально-экономические идеи диггеров.

Литература:
1. Барг, М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей / М.А. Барг. – М.: Мысль, 1991. 
2. Лавровский, В.М. Английская буржуазная революция XVII века. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века / В.М. Лавровский, М.А. Барг. – М.: Соцэкгиз, 1958. 
3. Лильберн, Дж. Памфлеты / Дж. Лильберн; пер. с англ. – М.: Соцэкгиз, 1937.
4. Савин, Н.И. Лекции по истории Английской революции / Н.И. Савин. – М.: Крафт, 2000. 
5. Уинстенли, Дж. Избранные памфлеты / Дж. Уинстенли; пер. с англ. – М.: Изд-во АН    СССР, 1950.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
1. Политическая мысль Английского просвещения и наследие буржуазной революции XVII века. Джон Локк.
2. Европейские теории и «здравый смысл» в политико-правовой мысли Американского просвещения. Б.Франклин, Т.Джефферсон, Т.Пейн.
3.  Французское просвещение: особенности естественно-правовых теорий.
3.1. Ш.Л.Монтескье: теория разделения властей.
3.2. Ж.Ж.Руссо: общественный договор и теория народного суверенитета.

Литература:
1. Азаркин, Н.М. Монтескье / Н.М. Азаркин. – М.: Юридич. лит-ра, 1988. 
2. Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. В. Ферроне и Д. Роша; пер. с итал. – М.: Памятники исторической мысли, 2003.
3. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения / Под ред. Н.М. Мещерской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 383 с. – ISBN 5–8013–0154–2.
4. Просветительское движение в Англии / Под ред. Н.М. Мещеряковой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 
5. Заиченко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. – М.: Мысль, 1988. – 200 с. – ISBN 5–244–00024–1.
6. История США: в 4-х т. / Под ред. Г.Н. Севостьянова, Н.Н.Болховитинова и др. – М.: Наука, 1983–1987. – Т. 1: 1606–1877. – 1983. – 687 с.
7. Согрин, В.В. Идейные течения в американской революции / В.В. Согрин. – М., 1983.
8. Иванов, Р. Франклин / Р. Иванов. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 255 с.
9. Севостьянов, Г.Н. Томас Джефферсон / Г.Н. Севостьянов, А.И. Уткин. – М.: Мысль, 1976. – 392 с.
10. Шелдон, Г. Политическая философия Томаса Джефферсона / Г. Шлдон; пер с англ. – М. Республика, 1996. – 255 с. – ISBN 5–250–02593–5.
11. Момджян, Х.Н. Французское Просвещение XVIII века / Х.Н. Момджян. – М.: Мысль, 1983. – 434 с.
12. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. (К 200-летию Великой французской буржуазной революции) / К.Е. Ливанцев, А.И. Луковская, В.Г. Беляков и др. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 184 с. – ISBN 5–288–00548–6.
13. Французское Просвещение и революция / Под ред. М.А. Киссель. – М.: Наука, 1989.
14. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) / Т.Б.Длугач. – М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 2006. – 256 с. – ISBN5-9540-0050-6
15. Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. – СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2007. 

ТЕМА 3. АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА.
1. Война за Независимость 1775-1783 гг.
2. Политические преобразования американской революции.
а) Декларация Независимости.
б) Статьи Конфедерации.
в) Конституция 1787 г.
г) Билль о правах.

Литература:
1. Аптекер, Г. Американская революция 1763–1783 гг. / Г. Аптекер; пер. с англ. – М.: Изд-во иностр. лит., 1962.
2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / под ред. П.Н. Галанзы. – М.: Госюриздат, 1957.
3. Конституция США: История и современность / Под ред.А.А. Мишина и Е.Ф. Язькова. – М.: Юрид. Лит-ра, 1988.
4. Фурсенко, А.А. Американская революция и образование США / А.А. Фурсенко. – Л.: Наука, 1978.
5. Хофстедтер, Р. Американская политическая традиция и ее создатели / Р. Хофстедтер; пер. с англ. – М.: Наука: Квадрат, 1992.

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ XIX ВЕКА.
1. Формирование и развитие идеологии консерватизма.
2. Развитие “классической” либеральной идеологии.
3. Критический утопический социализм.

Литература:
1. Волгин, В.П. Очерки истории социалистических идей. XIX в. / В.П. Волгин. – М.: Наука, 1975.
2. Европейская политическая мысль XIX века / Под ред. И.К. Пантина, И.И. Мюрберг. – М: Наука, 2008.
3. Европейский либерализм в новое время: Теория и практика / РАН. Ин-т всеобщ. истории. Центр "Европа в новое время"; редкол.: Пожарская С.П. (отв. ред.) и др. – М., 1995.
4. Застенкер, Н.Е. Очерки истории социалистической мысли / Н.Е. Застенкер. – М.: Мысль, 1984.
5. О Свободе: Антология классической западноевропейской либеральной мысли / Под ред. М.А. Абрамова. – М.: Наука, 1995.
6. Федорова, М.М. Классический французский либерализм первой трети XIX века / М.М. Федорова // Классический французский либерализм. Сборник. – М.: РОССПЭН, 2000.
7. Чичерин, Б.Н. Политические мыслители / Б.Н. Чичерин. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та МВД России, 1999.
8. Штекли, А.Э. Утопии и социализм / А.Э. Штекли. – М., 1993.

ТЕМА 5. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ ЗАПАДА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА.
1. Сущность политики буржуазного реформизма нач. ХХ века.
2. Разновидности буржуазного реформизма:
2.1. Ллойд-джоржизм в Англии
2.2. Политика радикальных кабинетов во Франции.
2.3. Реформы Джолитти в Италии.
2.4. Буржуазный реформизм в США: программа «нового национализма» Т. Рузвельта, новая демократия В. Вильсона.

Литература:
1. Аницкая, Т.В. Итальянский реформизм в начале ХХ в. / Т.В. Аницкая //  Проблемы итальянской истории. – М.: Наука, 1978
2. Антюхина-Московченко, В.М. Третья республика во Франции. 1870–1918. / В.М. Антюхина-Московченко. – М.: Мысль, 1986. 
3. Белявская, И.А. Буржуазный реформизм в США (1900–1914) / И.А. Белявская. – М.: Наука, 1968.
4. Сиротинская, М.М. Рабочий вопрос в политике английских либералов / М.М. Сиротинская // Проблемы британской истории. 1982. – М.: Наука, 1982.

Контролирующие материалы по дисциплине

Блок 1. Задания на проверку сформированности
компетенций на уровне «знать»
Задания в тестовой форме 

Задания на проверку сформированности компетенций
на уровне «уметь»
Задания для самостоятельной работы
1. Работа с источниками по истории Английской буржуазной революции. Подготовка конспекта источников.
2. Просмотр фильма по истории Английской буржуазной революции Д. Старки «Монархия». Обсуждение.
3. Работа и подготовка конспектов источников по истории Войны за независимость  североамериканских штатов. Подготовка сравнительного анализа статей Конфедерации и Конституции США.
4. Подготовка сравнительного анализа  промышленного переворота в различных странах.
5. Подготовка докладов по моделям развития стран  Европы в 20-е – 40-е гг. XIX в.
6. Подготовка сравнительного анализа  революций 1848-1849 гг в отдельных странах.
7. Подготовка сравнительного анализа    процессов социально-экономическое развитие  и политическое  развитие стран Запада в конце XIX – начале ХХ вв.в отдельных странах.
8. Подготовка материалов по различным направлениям в социалистическом движении в последней трети XIX – начале ХХ вв.
9. Анализ военных кампаний I мировой войны. Составление карт.

Задания на проверку сформированности компетенций
на уровне «владеть»
Примерные темы курсовых и дипломных работ
1. Социально-экономическая ситуация в Англии в начале XVII века.
2. Аграрный вопрос в эпоху Английской революции.
3. Политическая программа левеллеров и ее эволюция.
4. Социальная утопия Уинстенли: происхождение, теория, попытки осуществления.
5. Оливер Кромвель — Робеспьер и Наполеон Английской революции.
6. Политическая теория Гоббса и Английская революция.
7. Религиозный вопрос в эпоху Английской революции.
8. Политическая теория Локка и Английская революция.
9.   Естественно-правовые теории XVII-XVIII вв. В Статьях Конфедерации и Конституции США 1787 года.
10. Политические идеи Вольтера.
11. Вольтер и церковь.
12. Политическая теория Монтескье.
13. Жан Жак Руссо: представления об общественном прогрессе.
14. Политическая теория Руссо.
15. Аграрное законодательство  Великой французской революции.
16. Теория разделения властей и теория народного суверенитета в Конституции 1791 года.
17. Конституция 1793 года: политическая борьба в период подготовки и принятия первой республиканской Конституции Франции.
18. Организация власти Якобинской диктатуры.
19. Организация армии в период Великой французской революции.
20. Продовольственный вопрос в эпоху Французской революции.
21. Гракх Бабеф и «Заговор во имя равенства ».
22.   «Гражданский кодекс» Наполеона.
23. Теория и практика "классического" консерватизма в Англии.
24. Роберт Оуэн: социальный эксперимент/ 
25. Сен-Симон о перспективах "индустриального общества".
26. "Уравнительный коммунизм" второй четверти XIX в.: Кабе, Дезами, Вейтлинг.
27. Чартистское движение в Англии.
28. Джузеппе Гарибальди и объединение Италии.
28. Джузеппе Мадзини и "Молодая Италия".
29. Дипломатия Бисмарка в период объединения Германии.
30. Фердинанд Лассаль и Всеобщий германский рабочий союз.
31. Юг США накануне Гражданской войны.
32. Аболиционистское движение а США в первой половине XIX в.
33. "Эра Джексона" в истории США.
34. Борьба течений в Парижской Коммуне.
35. Основные черты политического курса Джованни Джолитти.
36. Негритянский вопрос в США до и после Гражданской войны.

Экзаменационные вопросы
1. Англия в начале XVII века. “Великая ремонстрация” как источник по истории Англии начала XVII века.
2. Конституционный период истории Английской революции. Борьба Долгого парламента против королевского абсолютизма в 1640-1642 гг.
3. Индепенденты как религиозное и как политическое течение в Английской революции, их роль в истории революции.
4. Радикальные движения в Английской революции — левеллеры и диггеры: основные идеи, формы борьбы, лидеры.
5. Аграрный вопрос Английской буржуазной революции.
6. Индепендентская республика и Протекторат Кромвеля.
7. Реставрация Стюартов и “Славная революция”.
8. Англия в XVIII в. Государственное устройство, внутренняя и внешняя политика. Начало промышленного переворота.
9. Колониальный период в истории США.
10. Война за независимость североамериканских колоний в 1775-1783 годах. Начало, ход военных действий. Завоевание независимости.
11. Становление государства Североамериканские Соединенные Штаты: от декларации Независимости к Конституции 1787 г. и Биллю о правах. Политические проблемы Североамериканской революции.
12. Страны континентальной Европы во второй половине XVII-XVIII вв.
13. Эпоха Просвещения в странах Западной Европы и Северной Америки: общее и особенное. Выдающиеся деятели.
14. Франция “Старого порядка”. Наказы Генеральным штатам 1789 г. как источник по истории Франции “Старого порядка”.
15. Франция накануне Революции: общенациональный кризис 1787-1789 годов.
16. От Декларации прав человека и гражданина к Конституции 1791 г. Становление буржуазной государственно-политической системы во Франции в эпоху Учредительного собрания.
17. Жирондисты у власти.
18. Якобинская диктатура.
19. Франция в годы термидорианского Конвента и Директории. Внутренняя и внешняя политика.
20. Франция в годы Консульства и Империи. Государственный строй и внутренняя политика.
21. Наполеоновские войны. Кризис и падение I Империи во Франции.
22. Страны Европы в 1789-1815 гг.
23. Колониальная политика Европейских держав во второй половине XVII-XVIII вв.
24. Страны Латинской Америки в XVII-XVIII вв.
25. Промышленный переворот. Особенности промышленного переворота в Англии, Франции, Германии и США.
26. Критический утопический социализм. Особенности социалистических теорий Сен-Симона, Фурье, Оуэна.
27. Английское государство XIX в. Формирование теории и практики "классического" либерализма и консерватизма. Парламентские реформы.
28. Франция в 1814—1870 гг. Проблемы политической истории: Смена политических режимов, особенности "классического" либерализма и консерватизма во Франции, демократические и радикальные движения.
29. Германские государства в первой половине XIX в. (до 1864 г.): Решение судеб Германии на Венском конгрессе. Особенности политического развития Германских государств. Первые попытки объединения страны.
30. Революция 1848-1849 гг. в странах Европы: общее и особенное.
31. Италия в первой половине XIX в. Борьба за объединение страны в 30-е - 40-е гг. XIX в. Создание Итальянского королевства и завершение объединения Италии.
32. Объединение Германии "железом и кровью". Этапы объединения. Создание Германской империи. Имперская Конституция 1871 г.
33. США в первой половине XIX в. (до начала Гражданской войны).  Проблема Севера и Юга.
34. Гражданская война в США, "Реконструкция" и их последствия для истории страны.
35. Революция 4 сентября 1870 г. и образование Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. Борьба за упрочение демократии в 70-е — 90-е гг. XIX в. Внутриполитические кризисы.
36. Парижская Коммуна и ее исторический смысл. Идея Коммуны Парижа в оппозиционной мысли II Империи. Франко-Прусская война и формирование революционной ситуации перед и после революции 4 сентября 1870 г. Организация власти Парижской Коммуны. Борьба течений в Парижской Коммуне. Социально-экономическая политика Коммуны.
37. Германская империя в последней трети XIX — начале ХХ вв. Особенности внутренней политики Бисмарка. Внутренняя политика Германии при Вильгельме II. Внешняя политика.
38. Образование дуалистической конституционной Австро-Венгерской империи. Политическое развитие и национальный вопрос в последней трети XIX — начале ХХ вв.
39. Испания в XIX в. Пять буржуазных революций.
40. Сравнительная характеристика социально-экономического и политического развития Англии и Германии в последней трети XIX — начале ХХ вв.
41. Сравнительная характеристика социально-экономического и политического развития Франции и США в последней трети XIX — начале ХХ вв.
42. Национально-освободительное движение на Балканах в первой половине XIX в. Южнославянские народы. Греческая революция.
43. Национально-освободительное движение на Балканах в последней трети XIX - начале ХХ вв. Основные периоды подъема и особенности.
44. Война за Независимость в странах Латинской Америки в первой трети XIX в. Основные этапы. Региональные особенности. Итоги.
45. Страны Латинской Америки во второй половине XIX — начале ХХ вв. Бразилия, Аргентина, Мексиканские революции середины XIX и начала ХХ вв., национально-освободительная борьба на Кубе.
46. Монополистический капитализм начала ХХ в. Общие черты и национальные особенности Англии, Франции, Германии, США, Италии и Австро-Венгрии.
47. Франция в начале ХХ в. Внутренняя политика. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.
48. Англия в конце XIX — начале ХХ в. Кризис "классического" либерализма. . Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.
49. Италия в конце XIX — начале ХХ в. Внутренняя политика. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.
50. США в конце XIX — начале ХХ в. Внутренняя политика. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика и особенности внешнеполитической идеологии.
51. Социалистическая мысль и социалистические движения второй четверти — середины XIX в.  Международное рабочее и социалистическое движение в последней трети XIX — начале ХХ вв. Образование и деятельность Второго Интернационала. Основные этапы, идейно-политические течения.
52. Международные отношения в 1814—1856 гг. Венская система, ее создание, функционирование и ее развал.
53. Международные отношения в 1870—1898 гг. Основные узлы противоречий. Образование военных блоков.
54. Международные отношения в 1898—1914 гг. Международные кризисы. Изменение характера межгосударственных соглашений.




Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05