МИНОБРНАУКИ РФ

ГОУ ВПО
«Новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

коррекционной педагогики

и психолологии ИД

__________ Т.В. Волошина

«___» ____________ 20___ г.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ С ПРАКТИКУМОМ

 

Направление подготовки:

050100.62. Педагогическое образование

 

Профиль:

Образование взрослых

Степень выпускника:

Бакалавр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2017

СОСТАВИТЕЛЬ: Е.В. Гребенкин,  к.п.н., доцент

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры коррекционной педагогики и психологии

(протокол  №  _____  от   «____»  ___________20__ г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________             Р.А. Агавелян

(подпись)

 

Начальник УМУ (УМАиД): _______________     Е.В. Добровольская

(подпись)

 

Директор библиотеки _________________                   Л.Н. Есина

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью освоения дисциплины «Возрастная психология» является формирование теоретической и практической компетентности студентов педагогических вузов в области возрастной психологии, подготовка студентов к работе с различной возрастной категорией учащихся.

Задачи курса:

- обеспечить знание студентами основных базовых теорий психического развития  и  методов современного научно-психологического исследования;

- создать условия для освоения студентами основ возрастной психологии и развития профессионального интереса и профессиональных компетенций;

- сформировать умения и навыки работать с библиографическими источниками, использовать диагностические методики, учитывать возрастные особенности личности при составлении обучающих, воспитательных программ

- научить студентов понятийному аппарату курса возрастной психологии, основным видам периодизаций возрастного развития, особенностям развития ребенка и взрослого на разных возрастных этапах.

Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана ОП направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Образование взрослых»

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин базовой части профессионального цикла: «Педагогика». «Психология».

Дисциплина изучается в 1, 2 семестрах.

Трудоемкость дисциплины 216 часов (6 ЗЕ).

Формы контроля. Текущий контроль осуществляется через оценку выполнения самостоятельной работы, индивидуальных и групповых заданий. Промежуточная аттестация предполагает экзамен в конце семестров.

 

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

 

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-3 – Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Знать: тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире.                                                                                                Уметь: Учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.                                                                               Владеть: способами осуществления психолого педагогической поддержки и сопровождения

ОК – 4 способен использовать знания и о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

Знать: основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.

Уметь: применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности.

Владеть: основными методами математической обработки информации.

ОПК-6 - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального  социально-значимого содержания

Знать – методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации)

Уметь – использовать в образовательном процессе разнообразные образовательные ресурсы. В том числе потенциал других учебных предметов

Владеть – способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Характеристика возрастной психологии как науки. Объект и предмет изучения возрастной психологии. Основные разделы возрастной пси-хологии. Исторический экскурс возникновения и развития детской психологии.  Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования возрастной психологии.Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога.

Тема 2. Закономерности и механизмы психического развития и формирования личности в онтогенезе. Проблема сущности психического развития. Физическое, психическое и социальное развитие индивида. Движущие силы психического развития. Условия, источники и механизмы развития в зарубежной и отечественной психологии. Понятие возраста в психологии. Возраст как единица анализа психического развития.

Тема 3. Проблема периодизации психического развития. Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка. Западные периодизации (З.Фрейд, Э.Эриксон, Колберг).  Представления о периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.И, Слободчикова.


Тема 4. Младенческий возраст. Новорожденность как кризисный период. Безусловные и ранние условные рефлексы. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления». Формирование потребности в общении. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. Основные закономерности психического развития ребенка в младенческом возрасте. Основные новообразования младенческого возраста. Подготовительные период в развитии речи. Характеристика кризиса первого года жизни.


Тема 5. Ранний возраст. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Развитие предметной деятельности. Ведущий тип деятельности в раннем возрасте.  Основные закономерности и стадии развития   в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин). Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Развитие общения и социальной привязанности в раннем детстве. Основные психологические новообразования раннего возраста. Развитие речи, восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса трех лет. Феномен «я сам».

Тема 6.
Дошкольный возраст. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка. Роль различных видов деятельности дошкольника в психическом развитии (изобразительная деятельность, восприятие сказки, учение, элементарный труд).
Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания. Основные психологические новообразования в личностной сфере ребенка дошкольного возраста.
Характеристика кризиса семи лет.

Тема 7. Младший школьный возраст. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Адаптация к школе.  Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Тема 8.
Подростковый возраст. Понятие взросления и его культурно-исторические аспекты. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований. Ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста. Самосознание как важнейшее новообразование подросткового возраста. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте. Половая идентификация подростков.

Тема 9. Юношеский возраст. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление. Переход от самоопределения к самореализации. Основные задачи развития, проблемы и новообразования юношеского возраста. Общения в юношеском возрасте. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Профессиональное самоопределение.

Тема 10. Ранняя взрослость. Молодость как начальный этап зрелости.  Любовь и дружба. Создание семьи - специфика социальной ситуации развития. Роль профессиональной деятельности в молодости. Центральные возрастные новообразования. Личностное развитие в молодости. Смысл жизни – основная категория, которыми оперирует молодость. Условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Кризис 30 лет и его значение.


Тема 11. Зрелый возраст. Акмеология – отрасль знания, изучающая взрослость. Зрелость как центральная стадия на жизненном пути человека, характеризующаяся переживанием нужности другим (Э.Эриксон). Социальная ситуация развития в зрелости. Личностные характеристики зрелости. Продуктивность и порождение – центральные возрастные новообразования. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах. Кризис середины жизни (40 - 50 лет).

Тема 12. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Старость и одиночество. Профилактика старения. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.
Смерть как кризис индивидуального существования.

 

Таблица 2. Тематическое планирование

 

Раздел дисциплины

(изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы

Л

ПЗ

ЛЗ

СР

1

Предмет, задачи, методы возрастной психологии

2

2

2

4

2

Понятие развития и психологического возраста

2

2

2

4

3

Проблема периодизации психического развития

2

2

2

6

4

Психическое развитие в младенчестве

4

4

4

4

5

Психическое развитие в раннем возрасте*

4*

4*

4*

4

6

Психическое развитие в дошкольном возрасте*

4*

4*

4*

4

7

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

2

-

2

4

8

Психологические особенности подросткового возраста

2

-

2

6

9

Психология юности*

2*

-

2*

4

10

Психология ранней взрослости

4

-

4

6

11

Психология зрелого возраста

4

-

4

4

12

Психология старости

4

-

4

4

 

Экзамен

 

 

 

72

 

Итого:

36

18

36

126

 

В том числе в интерактивной форме*

10*

8*

10*

 

 

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

 

Тема дисциплины

Задания для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1

Предмет, задачи, методы возрастной психологии

Работа с источником,  выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

2

Понятие развития и психологического возраста

Работа с источником,  выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

3

Проблема периодизации психического развития

Работа с источником,  выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

6

4

Психическое развитие в младенчестве

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

5

Психическое развитие в раннем возрасте

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

6

Психическое развитие в дошкольном возрасте

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

7

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

8

Психологические особенности подросткового возраста

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

6

9

Психология юности

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

10

Психология ранней взрослости

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

6

11

Психология зрелого возраста

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

12

Психология старости

Работа с источником,  выполнение группового задания

Защита группового задания

4

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Волков, Борис Степанович Возрастная психология : в 2 ч. : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - (Библиотека психолога). Ч. 1 : От рождения до поступления в школу - 2005. - 366 с. - ISBN 5-691-01437-4 (Ч. 1).

2. Волков, Борис Степанович Возрастная психология : в 2 ч. : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - (Библиотека психолога).Ч. 2 : От младшего школьного возраста до юношества - 2005. - 343 с. - ISBN 5-691-01438-2 (Ч. 2).

3. Кулагина, Ирина Юрьевна Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : [учебное пособие для вузов] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; [авт. предисл. В. П. Зинченко]. - Москва : Академический Проект : Трикста, 2011. - 420 с.

Обухова  Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов по дисциплине "Возрастная физиология" : доп. М-вом образования РФ / Л. Ф. Обухова.  - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 460 с.

 

Дополнительная литература

1.Аникеева, Нэлли Петровна Главное о воспитании детей : М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон / Н. Аникеева. - Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2016. - 128 с

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Г. С. Абрамова.  - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2006. - 702 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0641-8 (Академический Проект). - ISBN 5-902766-13-3 (Альма Матер).

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям : рек. М-вом образования РФ / И. А. Зимняя.  - Москва : Логос, 2008. - 384 с. : табл. - (Новая Университетская Библиотека). - Библиогр.: с. 368-377. - Указ. имен: с. 378-380. - ISBN 978-5-98704-069-8.

4. Зорькина О.С. Возрастная  психология : учебно-методическое пособие / О. С. Зорькина ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 135 с. - Библиогр.: с. 133.

Зорькина,  О.С. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / О.С.Зорькнина; Новосиб. Гос.пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2009

5 Педагогическая психология : хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина.  - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 412 с. : ил. - (Хрестоматия). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 5-469-00875-4.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста = The Adolescent : Deveiopment, Relationships, and Culture / F. P. Rice , K. G. Dolgin : [учебное пособие] / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под ред. Е. И. Николаевой.  - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 816 с. : ил. - (Мастера психологии). - Библиогр. в конце гл. на англ. яз.. - ISBN 978-0-205-53074-8 (англ.). - ISBN 0-205-53074-5 (англ.). - ISBN 978-5-459-01067-1.

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология : психология развития и возрастная психология : учебник для вузов по направлению и специальностям психологии : доп. УМО вузов РФ / И. В. Шаповаленко.  - Москва : Гардарики, 2007. - 349 с. - (Psychologia universalis). - ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронные образовательные ресурсы

1.Баженова, Валентина Валерьевна Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология детей младшего школьного возраста" [Электронный ресурс] : учено-методическое пособие / В. В. Баженова ; Глазовский гос. пед. ин-т. - Глазов : ГГПИ, 2016. - 44 с. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/1554412.php. - ISBN 978-5-93008-213-5.

2. Педагогическая психология : учебник для вузов по специальности "Педагогика и психология", "Педагогика" : доп. М-вом образования и науки РФ / Н. В. Клюева и др. ; под ред. Н. В. Клюевой.  - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 399 с. : ил., табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 5-305-00083-1.

3. Шамшикова Е.О. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е. О. Шамшикова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 49,2 МБ - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/f9a9bda6000db774/. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

4. Шапошникова Т.Е. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 3,20 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04