Джон Локк (1632-17040) – английский философ-материалист, первый в философии Нового времени разработавший теорию познания как специальную область философии. Нам он интересен своими педагогическими идеями. Выбор данной темы обусловлен моими профессиональными интересами.
II. Жизнь и мировоззрение Д.Локка.
Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.
В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.
В «Мыслях о воспитании» Локк постоянно напоминает родителям о необходимости развития у детей чувства любви к Богу. Свои произведения, начиная с огромного абстрактного философского труда и кончая небольшими статейками о монетном деле в Англии, Локк писал, откликаясь на происходящие события, стремясь теоретически осознать их и направить через влиятельных людей, с которыми был тесно связан личными узами.
Незадолго до своей смерти Локк оформил в известную систему свои мысли по вопросам воспитания джентельменов, детей среднеземлевладельческих и промышленных слоев населения в трактате «Мысли о воспитании», состоявшем из писем к одному из его друзей. Книга эта произвела огромное впечатление и на современников Локка, и на следующее поколение. Педагогические воззрения идеологов французской революции и, в частности, педагогическая теория Руссо формировались под влиянием этого произведения.
Умер Локк в 1704 г. в уединенном местечке Уайт, близ графства Эссекс.
III. Педагогические идеи Джона Локка
Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял в жизни каждого человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.
Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.
Локк отстаивает собственную позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную точку зрения, гласившую, что в человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.
Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.
Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов и понятий, все они приобретаются в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с интересами других. Такое поведение Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.
Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.
Главная цель, ради которой мы должны приобретать знания, заключается в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия других в этом мире.
Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.
1) Необходимо отбросить лабиринт слов и фраз, которые изобретались и применялись с одной целью, - научиться искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».
2) Нет необходимости знать, каковы были мнения других людей. «Истина не нуждается в рекомендации, равно как и заблуждение не исправляется ею». Истину нельзя постичь, только руководствуясь авторитетом учителя, необходимо личное вовлечение в процесс ее поиска, то есть необходимо «воспитывать» свой разум, чтобы он мог объективно смотреть на вещи, анализировать их и приходить самостоятельно к выводам. Однако Локк не отрицает, как мы уже говорили, тот факт, что в процессе ознакомления с мыслями и суждениями других людей, сталкиваясь с новыми понятиями и принципами рассуждения, стремясь их постичь, человек развивает и совершенствует свой разум. «Знакомясь с этими мнениями во всем их разнообразии, противоречиях и необычности, мы можем узнать о тщеславии и невежестве рода человеческого, и это соображение научит нас скромности и осторожности».
3) Не стоит тратить много времени на изучение иностранных языков только для того, чтобы выделиться в обществе и достичь репутации ученого. Однако Локк делает исключение для тех языков, которые могут помочь нам в понимании священных писаний: «Священные писания, исходящие непосредственно от источника истины, являются вечной основой истины, и все, что помогает нам понять их истинный смысл, вполне достойно наших трудов и нашего изучения». Умение же говорить на своем родном языке дает много преимуществ, и на овладение этим усилием стоит затратить определенные усилия.
4) Следует отбросить древность и историю как запас рассказов и легенд, ибо, если речь идет о стремлении научиться мудрой жизни, мы не можем отдавать предпочтение рассказам о Цезаре или Александре перед историей Робин Гуда.
5) Следует исключить тонкости, далекие от жизни и бесполезные умозрительные суждения, такие как: где находился земной рай и какой плод был запрещен?
Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все они взаимно подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в выяснении и подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.
Предупредив нас об опасном пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую иерархию: наука о небе – наука о мудрости (разумное поведение и управление собой при различных обстоятельствах жизни) – специальная профессия, избираемая каждым человеком лично.
Когда же выбран предмет исследования, а тело и душа готовы к учению, необходимо:
-Поддерживать душу всегда настроенной к восприятию истины, поскольку истина есть подлинный объект для души; подходить к учению и к поискам знания с душой, стремящийся к истине.
-Стараться получить ясное и верное понятие о вещах, каковы они сами по себе, а не следовать за авторами книг, запоминая чужие аргументы, поскольку «мы обладаем как бы инстинктивным знанием истины, которая всегда наиболее приемлема для ума».
-Думать о вещах в отвлечении и обособлении их от слов. Лучше иметь дело непосредственно с идеями вещей.
-Полезно как не быть слишком уверенным в силе своего суждения, так и не быть слишком неуверенным в ней.
-Знать то, как далеко простираются наши способности.
-Подумать, какие доказательства может дать нам материал, которым мы уже располагаем.
-Держание перед собой схемы наук, которыми занимаешься, является подспорьем для памяти и средством избежать путаницы.
-Не мешает изучать самих себя, то есть свои способности и дефекты. Изучение своих слабостей и дефектов поможет найти средство для их исправления.
IV. Мысли о воспитании

 

Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией – как физической, так и духовной, - что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна только сила их природной одаренности, от самой колыбели, влечет их к прекрасному. Девять из десяти людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия.
IV.1. Наказание

Очень строгие наказания приносят в воспитание очень мало добра, напротив, они причиняют большой вред, и можно установить, что те дети, которые особенно часто подвергались наказаниям, редко выходят хорошими людьми. Все сводится к тому, что строгость, поскольку она необходима, тем уместнее, чем дети моложе, и, если она при правильном применении произвела свой эффект, ее следует ослабить и заменить более мягким способом обращения.
IV.2. Побои
Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания, так как он приводит к обоим упомянутым вредным последствиям; а они представляют собой Сциллу и Харибду, которые с той или другой стороны губят всякого, кто сворачивает с правильного пути.
Этот вид наказания совсем не способствует преодолению нашей естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым укрепляет в нас то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений от правильной жизни.
IV.3. Награды
Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по очень серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие к грамматике, танцам и к некоторым другим подобным предметам, не имеющим большого значения для их счастья или полезности в их жизни, и тем самым жертвуют их добродетелью, извращают правила их воспитания и приучают детей к роскоши, чванливости, жадности.
Телесные страдания и телесные удовольствия, когда они превращаются в награды или наказания, которыми рассчитывают воздействовать на детей, дают дурные результаты, ибо они только усиливают и укрепляют те наклонности, подчинение и подавление которых является нашей задачей.
IV.4. Добрая репутация
Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру.
Дети очень чувствительны к похвале и одобрению. Им доставляет удовольствие, если их уважают и ценят, особенно родители, и те, от кого они зависят. Поэтому, если отец их ласкает и хвалит, когда они ведут себя хорошо, и показывает внешнюю холодность и пренебрежение к ним, когда они ведут себя дурно, и если одновременно подобным же образом проявляют себя по отношению к ним матери и прочие окружающие, то потребуется немного времени, чтобы сделать детей чувствительными к этой разнице.
Чтобы глубже внедрить в сознание детей понятия чести и позора и чтобы придать последним больше веса, необходимо, чтобы эти отличные друг от друга состояния всегда сопровождались приятными или неприятными вещами – не в качестве специальных наград или наказаний за тот или другой поступок, а как обязательно причитающимися и всегда впадающими на долю тех, кто своим поведением поставил себя в положение человека одобряемого или неодобряемого. Такой способ обращения с детьми может в максимальной степени привести детей к убеждению, что человек, которого хвалят и отличают за хорошее поведение, обязательно встретит и любовь и ласку со стороны каждого, а в результате этого он будет иметь и всякие другие хорошие вещи.
IV.5. Принуждение
Так как дети в эту пору жизни более подвижны и деятельны, чем в какую бы то ни было другую, и так как им безразлично, чем заниматься, лишь бы быть чем-то занятыми, то для них все равно танцевать ли или играть в Scotch-hoppers. Но в отношении тех предметов, изучение которых мы считаем для них необходимым, единственным и важным расхолаживающим фактором является именно то обстоятельство, что от них этого требуют, что это становится их обязанностью, что из-за этого их бранят и мучают. Все это слишком урезывает их естественную свободу, которой они так сильно дорожат. Измените положение, и вы увидите, что они быстро переменят объекты приложения своих сил; особенно если они будут видеть перед собой примеры других, кого они уважают и ставят выше себя. А если устраивать так, чтобы то, чем занимаются на их глазах другие, прельщало их как привилегия более зрелого возраста или более высокого положения, то честолюбие и желание подвинуться вперед, подняться выше, желание стать похожими на людей, которые стоят выше их, заставят их приняться за работу и продолжать ее с усердием и удовольствием, - удовольствием, находимым в том, что они начали ее делать по собственному желанию; и немалым поощрением явиться для них в этих условиях наслаждение столь дорогой им свободой. Если ко всему этому присоединить удовлетворение, которое доставят им похвала и хорошая репутация, то можно думать, что не понадобится никаких других мер поощрения, чтобы возбудить в них прилежание и усердие в той мере, какая необходима.
V. Об обучении
Цель учения – знание, а цель знания – практика или передача знания другим. Правда, всякое усовершенствование в знании обычно сопровождается чувством удовольствия; но когда это чувство является единственной целью учения, последнее должно рассматриваться скорее как развлечение, чем серьезное дело: в этом случае оно должно быть отнесено к числу наших развлечений.
Сфера знания или познаваемых вещей так обширна, наша земная жизнь так коротка, а дверь, через которую знание вещей проникает в наш разум, так узка, что время всей нашей жизни должно быть признано слишком коротким, чтобы его могло хватить на ознакомление со всем тем, что мы в состоянии знать, но что нам не только подобает, но и весьма полезно знать. Деятельность неосмысленная обыкновенно в лучшем случае является лишь потерянным трудом. Поэтому нам следует упорядочить свое время и усовершенствовать свои способности в этом направлении насколько возможно лучше.
Знание, которое мы приобретаем в этом мире, не выходит за пределы этой жизни. Спасительное прозрение в иную жизнь не нуждается в помощи этих тусклых сумерек. Главная цель, ради которой мы должны приобретать знание здесь, заключается в использовании его ради благоденствия нашего и благоденствия других в здешнем мире.


 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04