Педагогические идеи Д. Локка

В середине XVII в. Англия переживала свою буржуазно-демократическую революцию. В 1648 году власть перешла в руки буржуазного парламента, затем к армии, во главе которой стоял Оливер Кромвель. Участие широких масс крестьянства, ремесленников и бедноты придало революции небывалый размах и глубину. В результате революции и последующего переворота 1688 года в стране утвердилась конституционная монархия, основанная на компромиссе между дворянством и крупной буржуазией. Социально-политические взгляды и философские воззрения Д. Локка были выражением этого компромисса. Энгельс называл его «сыном классового компромисса».

В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему, выражающую стремление нового тогда прогрессивного класса – буржуазии.

Еще будучи студентом колледжа Оксфордского университета, он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. Опираясь на накопленные в XVII в. естественнонаучные знания, Д. Локк внес заметный вклад в дальнейшее развитие материалистической философии, с позиций которой им осмысливались проблемы педагогики. Как идеолог передовых общественных устремлений своего времени Локк выступил против идеалистического – учения средневековых неоплатоников о врожденных идеях, философско-теологически обосновавших незыблемость феодальных порядков. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Идеи не врожденны, они не рождаются вместе с детьми. «На опыте основываются все наши знания, от него в конце концов оно происходит».

Д. Локк относится к числу великих просветителей, возлагавших значительные надежды на воспитание и образование детей. Хронологически для Западной Европы эпоха Просвещения охватывает последнюю треть XVII – конец  XVIII вв., для стран Востока это более позднее столетие – XIX–начало XX вв. Просвещение – могучее идейное течение, прогрессивное для своего времени. Просвещение расшатывало устои феодализма идеями распространения знаний, наук, искусств, ремесел, идеей избавления от предрассудков, с помощью образования и просвещения, идеями свободы и равенства, борьбы с невежеством, церковью, антигуманной средневековой религией и моралью и др. Деятелей Просвещения объединяло стремление к установлению «царства разума», которое на деле, как выяснилось вскоре (начало XIX в.), было царством побеждающей буржуазии, очень далекой от высоких идеалов просветителей. Однако по пути к этому утопическому царству просветители открыли немало объективно ценных педагогических истин, оказав сильное влияние на судьбы мировой педагогики. Многие положения из разработанных ими концепций воспитания и образования сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Педагогическая система Д. Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом», где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

С именем Д. Локка связана идея целенаправленной организации воспитания и теоретическое обоснования этого требования. Из отрицания врожденных знаний, идеей и признания внешнего опыта главным средством педагогического воздействия Д. Локк приходит к выводу об исходном равенстве детей (их ум от рождения – незаполненный чистый лист, «мы рождаемся невеждами во всем») и определяющий роли воспитания в их развитии. Этим обосновывается неправомерность сословного деления общества. Однако изначальное «естественное равенство» всех детей неизбежно нарушается в силу неравенства индивидуальных способностей. Различные степени прилежания и усердия, по утверждению Д. Локка, «способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров». Таким образом, имущественное и классовое неравенство становится, по его схеме, «естественным явлением». По мнению Д. Локка, само воспитание закрепляет господствующее в обществе деление на классы.

Д. Локк – сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи. Отдавая некоторую дань современным ему традициям светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т.д.) он последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности – «для деловых занятий в реальном мире». Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая изучение как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также знаний, требующихся для промышленности и торговли.

Однако понимание задач обучения и целей воспитания Д. Локком было весьма далеким от узкого понимания практицизма в образовании, его воспитанник должен быть не только подготовленным к успешному ведению коммерческих дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добродетельной жизни» и практической деятельности, «проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране». Весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней». Обучение, по мнению Д. Локка, и должно выступать средством развития основополагающих гражданских, нравственных качеств.

Локковская концепция воспитания и образования трактовалась в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача формирования характера, нравственных качеств человека, способного утверждать нравственные идеалы, выдвигалось на первый план. Однако во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, но не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

В его труде «Некоторые мысли о воспитании» определены наиболее благоприятные условия и простые и краткие методы реализации разработанных им новых целей и задач воспитания. Новаторство педагога – философа заключалось в том, что он рассматривал процесс воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития. Здесь раскрыта программа воспитания «джентльмена» (делового человека буржуазного мира).

Как представитель новой буржуазии Д. Локк видит основную задачу воспитания в том, чтобы обеспечить воспитаннику приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовку из него «добродеятельного и мудрого человека», светского и искусного в делах «джентльмена». Этот «джентльмен» должен быть способен отказаться от своих желаний, действовать наперекор собственным наклонностям и следовать исключительно тому, что разум указывает как лучшее, хотя бы влечение тянуло в другую сторону. Только в этом случае он будет поступать как человек мудрый, но мудрость понимается Локком, в отличие от Коменского, не в возвышенном смысле, не в плане высокой нравственности, а в плане сугубо практической деятельности, «Мудрость я понимаю в общепринятом смысле умелого и предусмотрительного ведения своих дел в этом мире» («Мысли о воспитании»). Мудрость, по его мнению, должна быть положена в основу умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, аккуратной и расчетливой жизни и деятельности «джентльмена».

Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также к сообщению начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы в будущем более основательно заняться любой областью знания по собственному выбору. С целью формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал необычайно важным добиться господства разума над чувствами. В самоорганизации и самодисциплине он видел существенное условие разумного поведения и управления собою при различных обстоятельствах жизни. Требование Д. Локка, чтобы здравый смысл служил регулятором поведения человека, имело явно выраженный социальный характер, что отмечал еще Маркс, анализируя философские воззрения Д. Локка, «что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок».

В содержание воспитания, по Д. Локку, входит формирование и развитие таких нравственных качеств как: разумность, умеренность, скромность, сдержанность, предусмотрительность, благовоспитанность, аккуратность и мн. др. качества. Однако вопрос о нравственном воспитании, по Локку не так прост. Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена, с одной стороны, материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм, с другой стороны, идеи нравственного воспитания исходили из его теории о договорном происхождении государства, сформулированной в его работе «Два трактата о государственном правлении», где Д. Локк говорит о том, что законодательная власть устанавливается на основе «естественного закона самосохранения», т.е. стремления людей безопасно пользоваться своей собственностью. Естественный закон морали оказался прямо подчинен идее интересов буржуазного государства». Вместо прежней нравственности, основанной всецело на религии и «врожденных идеях», он выдвинул эмпирическое, сенсуалистическое понимание морали, вытекающее из принципа пользы и интересов индивидуума.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина духа. Выработка характера, нравственное дисциплинирование, развитие воли, по Локку, – важнейшие задачи воспитания. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

Дисциплина, по мнению Д. Локка, должна устанавливаться различными приемами, с учетом возраста детей. В раннем возрасте, пока еще нельзя полагаться на разумное самообладание ребенка, дети должны видеть в своих родителях и воспитателях безусловный авторитет, который устанавливается твердостью последних, должны чувствовать «почтительный страх» перед родителями. «Сначала страх и уважение должны дать вам власть над их душой, а затем любовь и дружба поддержат ее в более зрелые годы».

Важной чертой личности Локк считал благовоспитанность, которую он понимал в смысле внутренней деликатности души, общей благожелательности и внимания ко всем людям, без небрежности, непочтительности, без сознания своего превосходства, без преувеличения оценки самого себя. Грубость, презрительность, насмешки, церемонность – все это несовместимо с благовоспитанностью. Благовоспитанность выражается и во внешних формах, во внешней опрятности, изяществе движений и даже голосе.

Д. Локк расширил представление о педагогических средствах и методах нравственного воспитания, отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими. Поэтому Локк настаивал на том, чтобы воспитание проводилось на основе глубокого и тщательного изучения природы детей на основе наблюдения над ними и правильного использования природных особенностей, потребностей, интересов детей. Например, он рекомендовал тщательно разбираться в причинах лени, «шалопайства» детей, в особенности во время игры, а также в свободное от учебных занятий время, проследить, какими занятиями увлекается ребенок, какие у него интересы и потребности.

Телесные наказания им, по традиции, не исключались. Допуская наказания, когда это требуется, педагог в то же время категорически против побоев, которые, по его мнению, углубляют в детях порочные наклонности, создают рабский характер, способны породить лишь «душевную пришибленность ребенка».

Искусство воспитания, по мнению Д. Локка, состоит в использовании каждого благоприятного случая и создания таковых для пробуждения ребенка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительные привычки. Методику формирования поведения ребенка Д. Локк органически связывал с методикой формирования его нравственного сознания. Он рекомендовал убеждение как один из методов нравственного воздействия, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению и порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых.

Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания и дал подробно разработанную теорию физического развития, обосновав ее тем же принципом пользы, который лежит в основе его способности легко переносить перенагрузки, усталость, невзгоды и перемены. А потому не следует, по его мнению, слишком тепло одеваться, полезно всегда ходить с непокрытой головой, ежедневно мыть ноги холодной водой, значительную часть дня, но всякое время года проводить на воздухе. «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире ....», ... а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» («Мысли о воспитании»). Для физического воспитания важна и одежда ребенка, которая не должна стеснять естественное развитие тела, и пища, умеренная и простая. Философ придавал большое значение здоровому режиму детей, чтобы они как можно раньше ложились спать и вставали, особенно не следует допускать, чтобы дети, проснувшись, нежились в постели.

Большое значение Локк придает играм детей на свежем воздухе. «Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию у них хороших и полезных привычек, иначе они будут приводить к дурным».

Взгляды Д. Локка на физическое воспитание, особенно его ценные практические указания, во многом были использованы и развиты спустя 3/4 века Ж.-Ж. Руссо, который дал им несколько иное обоснование.

Когда ребенку привили основы морали, когда обеспечено развитие его характера, когда добились нравственного и физического здоровья, тогда, по мнению Локка, следует позаботиться и о воспитании разума, т.е. приступить к обучению как подготовке к будущей практической жизни.

Отрицая традиционное школьное образование, в котором он видел опасность отрицательного влияния на еще не сформировавшуюся личность, Д. Локк разработал методику домашнего воспитания, при котором родители несут огромную воспитательную функцию. Поэтому Д. Локк обращает серьезное внимание на взаимоотношения родителей и детей. «Страх и почтительность должны дать вам, – писал он, – первую власть над их душами, а любовь и дружба – закрепить ее». Осмыслив необходимость гуманного отношения к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств в воспитании и обучении, он решительно отверг догматизм в обучении, подавлении личности воспитанника. Ребенок, по выражению Д. Локка, существо, обладающее собственной ценностью и потому требующее к себе уважения.

Как педагог-гуманист Локк, протестуя против зубрежки и догматики, царившей в современной ему школе, разработал новые методы обучения, названные им «мягкими». «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков и др.

Д. Локк расширил содержание педагогического процесса, поставив вопрос о стимулах и мотивации учебной деятельности. «Когда выбран предмет и душа, как и тело, расположена к учению, то что же остается, как не приняться за него?». Долг педагога – «поддержать душу всегда настроенной к общению и восприятию истины». В «Мыслях о воспитании» он пишет: «где нет желания, не может быть никакого усердия», и далее пишет: «нужно заботиться, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно».

На первых порах обучения ребенок должен получить ясное представление о реальных вещах и явлениях, что явится основной последующего развития логического мышления. В работе «Мысли о воспитании» им были разработаны специальные приемы и способы формирования умения рассуждать. Весьма современна мысль Д. Локка о том, что умение рассуждать делает ум способным самостоятельно приобретать знания. Самообразование он определяет как почти единственный способ усовершенствовать разум в полную меру его способностей.

Отвергая схоластическую систему образования. Д. Локк стремился придать образованию и обучению практическую направленность. Локк выступил за расширение общего состава учебного курса за счет введения предметов из различных областей научного знания. Помимо чтения, письма и рисования, он предлагает обучать математике, приучающей ум к точному и последовательному мышлению; истории, дающей человеку картину мира и «природы» человеческого рода, великие и полезные наставления мудрости, предупреждения от ошибок; гражданскому праву, бухгалтерии, ремеслам и пр. Обосновывая введение в содержание образования предметов естественнонаучного цикла и предметов практического характера, Локк аргументировал это способностью точных наук развивать самостоятельность мышления, умение систематизировать, доказывать, что очень необходимо деловому человеку.

Мысли, относительно проблем обучения и воспитания, изложены также в его незаконченном труде, который он собирался озаглавить «Опыт о человеческом разуме» и который мы знаем под названием «О воспитании разума», где он разрабатывает методологические подходы к учебному процессу, принципам и методам обучения. По твердому убеждению великого педагога, процесс обучения должен строиться не на принуждении, а на интересе и развитии интереса, чтобы знание было «так же приятно для разума, как свет для глаз». Надо больше обращать внимание на саму сущность предметов и явлений, как они даны природой, для того, чтобы получить ясную идею о вещах, а затем уже приступать к обучению словом, что полностью совпадает с изложением этого постулата Я.А. Коменским. Он рекомендовал добиваться самостоятельности мышления учащихся, освобождения его от давления авторитетов. Ценны педагогические высказывания Д. Локка относительно развития детской любознательности. Любопытство у детей есть не что иное, как влечение к знанию.

Д. Локк – буржуазный педагог. Его концепция воспитания и обучения джентльмена отвечала буржуазной эпохе, интересам нарождающейся буржуазии. В отношении же воспитания и обучения детей простого люда он выдвинул реакционный проект так называемых «рабочих школ». По его мнению, дети «рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовывать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособиями в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта», который им необходимо потом отработать. Согласно его проекту, предполагалось, что выручка от детского труда (вязанья, шитья и т.д.) пойдет на окупание их же содержания. Школе вменялось в обязанность жестко следить за воспитанием подопечных в духе религиозности, исполнительности, подчинению правилам внутреннего распорядка. Обучению, соответственно проекту о рабочих школах, отводилось незначительное место. Хотя этот проект и не был утвержден, но его идеи нашли отражение в последующее время в ряде законопроектов по школе Англии. «Записки о рабочих школах» четко продемонстрировали сущность интересов нарождающейся буржуазии Англии, в которой нашли отражения не столько забота о просвещении народных масс, сколько то, чтобы найти более надежные средства осуществления эксплуататорской политики, наиболее надежно держать народ в повиновении и зависимости от власть держащих.

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции Ж-Ж. Руссо, в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци, а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М.В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Д. Локк для своего времени был  подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека».

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05