Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

 

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра «Машиноведения»

 

 

Рег. № _________________

 

___ ______________ 201_ г.

 

 

 

Утверждаю

Декан ФТиП

___________В.В.Крашенинников

___  ______________ 201 _ г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Военно-технического объединения

«Камуфляж»

 

Составитель: Гришин Андрей Николаевич,

Старший преподаватель кафедры «Машиноведения», педагог дополнительного

образования,

возраст обучающихся  12-17 лет,

срок реализации программы 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2010_

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

1.1. Введение.

 

 

1.2. Цель и задачи программы.

 

Данная программа направлена на знакомство детей 12-17 лет с историей и конструкцией автомототранспорта и военной техники, призвана стимулировать интерес к изучению правил дорожного движения, привитию первичных навыков безопасного управления автомобилем, а так же прививать позитивный интерес к техническому творчеству, прикладным оборонно-техническим видам спорта и военной службе. Актуальность этой программы на современном этапе развития общества, когда престиж военной службы серьезно занижен, имеет неоспоримое значение и педагогическую целесообразность.  Занятия по этой программе, на мой взгляд, должны позитивно влиять на развитие личности ребенка. В отличие от других программ, связанных с изучением автомобилей и ПДД, деятельность военно-технического объединения (ВТО) «Камуфляж» имеет ярко выраженную военно-патриотическую и оборонно-техническую направленность.  В программу подготовки входит знакомство с отечественной автобронетанковой историей, армейской службой, работой подразделений ВАИ и ДПС. В объединении подростки будут изучать общее устройство военных и гражданских автомобилей, мотоциклов и велосипедов, постигать основы ПДД и безопасного поведения на дорогах. Большое внимание будет уделяться основным элементам строевой, физической, стрелковой подготовки.

Системный подход к своей деятельности, владение профессиональной культурой и практическими навыками, богатый жизненный опыт позволят компетентно решать все сложные задачи в этой сфере. И здесь главное, это, конечно же, личный пример.

У каждого педагога есть свои принципы, идеи и приоритеты. Естественно, что-то с годами меняется, трансформируется в более гибкие формы, дополняется эмпирическими наработками. Но неизменным остаются фундаментальные идеи:

Каждый ребенок талантлив;

Важно любить детей;

Разделять их радость за успехи;

Быть образцом во всем;

В совершенстве знать свой предмет;

Как можно лучше и методически грамотно учить и воспитывать;

Особое внимание обращать на соблюдение правил и мер безопасности.

 

1.      Сведения о коллективе обучающихся:

·      статус, вид образовательной группы - комплексная;

·      состав учебной группы - постоянный;

·      особенности набора детей - свободный;

·      возраст обучающихся 12-17 лет;

·      формы проведения занятий - по группам;

·      время существования объединения с декабря 2008 года;

·      количество обучающихся – 10 человек (первого года обучения -10);

·      место проведения занятий - в «Лаборатории дооборудования и тюнинга автомобилей» (НГПУ, ФТиП, каф. Машиноведения) оборудован специализированный класс и тир. На открытой парковке учебно-спортивный автомобиль ИЖ-2125.

 

2.      Сроки реализации образовательной программы – 3 года. Количество занятий и учебных часов в неделю на группу и по годам обучения: 1 г/о – 9 часов (5 занятий по часу и 2 занятия по 2 часа) в неделю.

Достигаемый уровень подготовки - начальный и освоения деятельности.

 

 

 

1.3. Пути реализации цели и задач программы.

 

·      Уже на начальном этапе подготовки, в конце первого года обучения ребята должны показывать удовлетворительные результаты по знанию истории автомототранспорта, устройству карта, автомобиля, мотоцикла, ПДД, в стрельбе из пневматического оружия, умело и быстро одевать противогазы. На завершающем этапе подростки должны обучиться способам безаварийного управления, спортивным картом, автомобилем категории «В», знать устройство и правила эксплуатации учебного автомобиля  ИЖ-2125, четко знать ПДД. Вся многогранная деятельность объединения должна находить отражение в ежегодных выпусках «Фотогазеты». Для реализации целей и задач этой образовательной программы в «Лаборатории дооборудования и тюнинга автомобилей» (НГПУ, ФТиП, каф. Машиноведения) оборудован специализированный класс и тир. К концу первого года обучения усилиями обучающихся должен быть построен спортивный карт. К концу второго года обучения должен быть восстановлен до работоспособного состояния учебный автомобиль ИЖ-2125. Для начальных этапов вождения можно использовать огороженную парковочную площадку перед факультетом технологии и предпринимательства (ФТиП). Для совершенствования навыков спортивного вождения возможен выезд на трассу спорткомплекса «Сибирское кольцо». Для более качественной подготовки подростков по оборонно-спортивной направленности и расширению тематики объединения желательно иметь пять учебных макетов автомата Калашникова и пять пневматических винтовок.

 

 

 

 

 

 

1.4. Методическое заключение на образовательную программу

Военно-технического объединения «Камуфляж»

педагога дополнительного образования Гришина А.Н.

Данная программа является:

1.

По признаку функционального назначения:

-           учебной,

-           общеразвивающей,

-           досуговой.

2.

По признаку направленности деятельности:

-                            научно – технической,

-                            спортивно – технической,

-                            физкультурно – спортивной,

-                            художественно – эстетической,

-                             социально – педагогической,

-                            туристско – краеведческой,

-                            эколого – биологической,

-                            военно – патриотической,

-                            естественно – научной,

-                            культурологической.

3.

По уровню освоения:

-                            общекультурной,

-                            базовой,

-                             углубленной,

-                            профессионально – ориентированной.

4.

По уровню подготовленности воспитанников:

-                            подготовительного уровня,

-                            начального уровня,

-                            уровня освоения деятельности,

-                            уровня совершенствования деятельности,

-                            мастерства.

5.

По признаку тематической направленности:

-                            одной тематической направленности,

-                             интегрированной,

-                            модульной,

-                            комплексной.

6.

По признаку возрастного предназначения:

-                            дошкольного образования,

-                            начального общего образования,

-                            основного общего образования,

-                            среднего (полного) общего образования.

7.

По признаку полового предназначения:

-                            для девочек,

-                            для мальчиков,

-                            смешанного назначения (для обеих полов).

8.

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы:

-                            сверхкраткосрочной,

-                            краткосрочной,

-                            средней продолжительности реализации,

-                            длительной реализации.

9.

По степени авторства:

-                            типовой,

-                            усовершенствованной,

-                            самостоятельной,

-                             экспериментальной,

-                            авторской.

10.

По степени практической отработанности программы:

-        на уровне замысла,

-        на I этапе (допустимый уровень),

-        на II этапе (достаточный уровень),

-        на III уровне (оптимальный уровень),

-        на IV этапе (уровень образовательной технологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Базовый учебно-тематический план на весь период реализации образовательной программы

 

п/п

Название раздела

Количество часов

1-ый г/о

2-ой г/о

3-ий г/о

 

1.

Введение.

1

1

1

 

2.

История развития и устройство наземной транспортной и боевой техники. История госавтоинспекции (ГАИ) и основы безопасности дорожного движения.

40

70

71

 

3.

Начальная автомобильная подготовка. Изучение органов управления и способов управления автомобилем.

80

115

116

 

4.

Начальная военная подготовка (НВП). Спортивная подготовка.

20

41

39

 

5.

Участие в конкурсах и соревнованиях.

6

6

6

 

6.

Итоговое занятие.

1

1

1

 

 

Всего:

148

234

234

 

 


1.6 Программа по годам обучения

 

 

Программа первого года обучения

ВТО «Камуфляж»

 

 

занятия

Название разделов и тем занятий

Содержание

1.

Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Цель и задачи занятий в объединении. Выяснение анкетных и адресных данных детей и их родителей, занесение этих сведений в журнал. Вводный инструктаж по технике безопасности

2-4.

 

История правил дорожного движения (ПДД).

 

Знакомство детей с историей ПДД. Значение соблюдения водителями и пешеходами ПДД. Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Первые знаки дорожного движения, первые светофоры и дорожная разметка.

 

 

5-15.

 

 

История  дорожно-патрульной службы.

 

Знакомство детей со службами, осуществляющими надзор за соблюдением ПДД. История дорожной полиции. История ГАИ. Экипировка дорожных инспекторов. Идентификационные значки. Разработка и изготовление символики объединения «Камуфляж».  Изготовление фигурок военных регулировщиков из олова и пластмассы.

 

 

16-18.

История развития  конструкции автомобиля.

Знакомство детей с историей гражданского и военного автотранспорта.

19-22.

История развития конструкции мотоцикла.

Знакомство детей с историей мотоциклов.

 

23-26.

История бронетранспортера (БТР).

Знакомство детей с историей создания и совершенствования БТР.

27-30.

Общее устройство автомобиля.

Знакомство детей с компоновкой и общим устройством автомобиля. Виды автомобильных кузовов.

31-33.

Общее устройство мотоцикла.

Знакомство детей с общим устройством мотоцикла.

34-38.

Общее устройство колесного БТР.

Знакомство детей с общим устройством колесного БТР.

39-40.

История  номерных знаков транспортных средств (ТС).

Знакомство детей с назначением и историей номерных знаков ТС. Современные номерные знаки. Знаки военного и милицейского автотранспорта. Необычные номерные знаки. Поддельные знаки.

41-45.

История оружия

Знакомство детей с историей оружия и боеприпасов. Меры безопасности.

46-49.

Устройство пневматического оружия.

Знакомство детей с общим устройством пневматической винтовки, автомата и пистолета. Меры безопасности.

50-67.

Стрельба из пневматического оружия.

Меры безопасности при стрельбе. Правила прицеливания и производства выстрела. Стрельба из различных положений (стоя, с колена, лежа).

68-80.

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки массо-габаритного макета АК. Отработка норматива по неполной разборке-сборке АК.

81.

Снаряжение магазина АК.

Обучение детей правилам снаряжения магазина АК учебными патронами. Отработка норматива.

82.

Разборка и сборка пистолета Макарова (ПМ).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки ПМ на примере пневматического пистолета МП-654К.

83-84.

Сигналы светофора и регулировщика.

Изучение сигналов светофора. Обучение детей действиям регулировщика. Сигналы управления строем.

85-86.

Правила проезда перекрестков.

Обучение детей последовательности и правилам проезда регулируемых и не регулируемых перекрестков.

87-95.

Дорожные знаки

Знакомство детей с названиями и назначением дорожных знаков. Изготовление макетов дорожных знаков.

96-100.

Основы строевой подготовки.

Обучение детей элементам строевой стойки, выполнению строевых команд и поворотов на месте.

101-105.

Звания и знаки различия силовых структур РФ.

Научить детей различать по званиям и знакам различия должностных лиц армии и милиции.

106-107.

Общее устройство спецтехники ВАИ и ДПС.

Знакомство детей с устройством и оснащением автомобиля ВАИ и ДПС.

108-110.

Основы КО и ТО автомобиля

Ознакомить детей с особенностями и правилами проведения контрольного осмотра (КО) и технического обслуживания (ТО) автомобиля ВАЗ-2101.

 

111-118.

Основы вождения автомобиля

Ознакомить детей с органами управления и контрольными приборами автомобиля. Обучение способам управления автомобилем. Отработка норматива по скоростному рулению.

119-146.

Комплексная тренировка.

Проверка полученных знаний и навыков по знанию ПДД, начальной военной подготовке (НВП), устройству ТС, строевой подготовке, стрелковой подготовке.

147.

Контрольное занятие.

Проверка у детей знаний и навыков, полученных за учебный год.

148.

Подведение итогов за учебный год.

Подведение итогов деятельности объединения за учебный год. Планы на следующий период обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа второго года обучения

ВТО «Камуфляж»

 

 

занятия

Название разделов и тем занятий

Содержание

1.

Вводное занятие.

Цель и задачи занятий в объединении на новый учебный год. Уточнение анкетных и адресных данных детей и их родителей, занесение этих сведений в журнал. Инструктаж по технике безопасности

2-4.

 

История правил дорожного движения (ПДД).

 

Углубленное знакомство детей с историей ПДД. Значение соблюдения водителями и пешеходами ПДД. Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Первые знаки дорожного движения, первые светофоры и дорожная разметка.

 

 

5-9.

 

 

История  дорожно-патрульной службы (ДПС).

 

Углубленное знакомство детей со службами, осуществляющими надзор за соблюдением ПДД. История дорожной полиции. История ГАИ (ГИБДД) и ВАИ. Экипировка сотрудников ДПС. Идентификационные значки сотрудников ДПС.

 

 

10-18.

История развития автомобиля.

Углубленное знакомство детей с историей автотранспорта.

19-20.

История развития мотоцикла.

Углубленное знакомство детей с историей мотоциклов.

 

21-22.

История велотранспорта.

Углубленное знакомство детей с историей создания и совершенствования велосипеда. Что такое веломобили?

23-34.

Общее устройство автомобиля.

Углубленное знакомство детей с компоновкой и общим устройством автомобиля. Виды автомобильных кузовов. Изучение органов управления автомобиля.

35-36.

Общее устройство мотоцикла.

Углубленное знакомство детей с общим устройством мотоцикла.

37-48.

Разборка, сборка и регулировка автомобильного двигателя.

Углубленное знакомство детей с общим устройством, разборкой, сборкой и регулировкой автомобильного ДВС.  Поиск и устранение неисправностей ДВС.

49-50.

Занимательные истории о номерных знаках транспортных средств (ТС).

Углубленное знакомство детей с назначением и историей номерных знаков ТС. Современные номерные знаки. Знаки военного и милицейского автотранспорта. Необычные номерные знаки. Поддельные знаки.

51-52.

История оружия

Углубленное знакомство детей с историей оружия и боеприпасов. Меры безопасности.

53-54.

Устройство пневматического оружия.

Углубленное знакомство детей с общим устройством пневматической винтовки, автомата и пистолета. Меры безопасности.

55-87.

Стрельба из пневматического оружия.

Меры безопасности при стрельбе. Правила прицеливания и производства выстрела. Стрельба из различных положений (стоя, с колена, лежа).

88-96.

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки массо-габаритного макета АК. Отработка норматива по неполной разборке-сборке АК.

97-101.

Снаряжение магазина АК.

Обучение детей правилам снаряжения магазина АК учебными патронами. Отработка норматива.

102.

Разборка и сборка пистолета Макарова (ПМ).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки ПМ на примере пневматического пистолета МР-654К.

103-114.

Сигналы светофора и регулировщика.

Изучение сигналов светофора. Обучение детей практическим действиям регулировщика.

115-126.

Правила проезда перекрестков.

Обучение детей последовательности и правилам проезда регулируемых и не регулируемых перекрестков.

127-138.

Дорожные знаки

Углубленное знакомство детей с названиями и назначением дорожных знаков, дорожной разметки.

139-166.

Основы строевой подготовки.

Обучение детей элементам строевой стойки, выполнению строевых команд, поворотов на месте и в движении.

167-169.

Звания и знаки различия силовых структур РФ.

Научить детей различать по званиям и знакам различия должностных лиц армии и милиции.

170-173.

Общее устройство спецтехники ВАИ и ДПС.

Углубленное знакомство детей с устройством и оснащением автомобиля ВАИ и ДПС.

174-179.

Основы КО и ТО автомобиля

Ознакомить детей с особенностями и правилами проведения контрольного осмотра (КО) и технического обслуживания (ТО) автомобиля ВАЗ-2101.

 

180-201.

Основы вождения автомобиля

Ознакомить детей с органами управления и контрольными приборами автомобиля. Обучение способам управления автомобилем. Отработка норматива по скоростному рулению.

202-232.

Комплексная тренировка.

Проверка полученных знаний и навыков по знанию ПДД, начальной военной подготовке (НВП), устройству ТС, строевой подготовке, стрелковой подготовке.

233.

Контрольное занятие.

Проверка у детей знаний и навыков, полученных за учебный год.

234.

Подведение итогов за учебный год.

Подведение итогов деятельности объединения за учебный год. Планы на следующий период обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа третьего года обучения

ВТО «Камуфляж»

 

 

занятия

Название разделов и тем занятий

Содержание

1.

Вводное занятие.

Цель и задачи занятий в объединении на новый учебный год. Уточнение анкетных и адресных данных детей и их родителей, занесение этих сведений в журнал. Инструктаж по технике безопасности

2-4.

 

История правил дорожного движения (ПДД).

 

Углубленное знакомство детей с историей ПДД. Значение соблюдения водителями и пешеходами ПДД. Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Первые знаки дорожного движения, первые светофоры и дорожная разметка.

 

 

5-9.

 

 

История  дорожно-патрульной службы и ВАИ.

 

Углубленное знакомство детей со службами, осуществляющими надзор за соблюдением ПДД. История дорожной полиции. История ГАИ и ВАИ. Экипировка сотрудников ДПС. Идентификационные значки сотрудников ДПС.

 

 

10-18.

История развития автомобиля.

Углубленное знакомство детей с историей автотранспорта.

19-20.

История развития мотоцикла.

Углубленное знакомство детей с историей мотоциклов.

 

21-22.

История велотранспорта.

Углубленное знакомство детей с историей создания и совершенствования велосипеда. Что такое веломобили?

23-34.

Общее устройство автомобиля.

Углубленное знакомство детей с компоновкой и общим устройством автомобиля. Виды автомобильных кузовов. Изучение органов управления автомобиля и правила пользования ими. Порядок замены колеса.

35-36.

Общее устройство мотоцикла.

Углубленное знакомство детей с общим устройством мотоцикла. Органы управления мотоцикла и правила пользования ими.

37-48.

Разборка, сборка и регулировка автомобильного двигателя.

Углубленное знакомство детей с общим устройством, разборкой, сборкой и регулировкой автомобильного ДВС.  Поиск и устранение неисправностей ДВС.

49-50.

Занимательные истории о номерных знаках транспортных средств (ТС).

Углубленное знакомство детей с назначением и историей номерных знаков ТС. Современные номерные знаки. Знаки военного и милицейского автотранспорта. Необычные номерные знаки. Поддельные знаки.

51-52.

История оружия

Углубленное знакомство детей с историей оружия и боеприпасов. Меры безопасности.

53-54.

Устройство пневматического оружия.

Углубленное знакомство детей с общим устройством пневматической винтовки, автомата и пистолета. Меры безопасности.

55-87.

Стрельба из пневматического оружия.

Меры безопасности при стрельбе. Правила прицеливания и производства выстрела. Стрельба из различных положений (стоя, с колена, лежа). Участие в соревнованиях.

88-96.

Разборка и сборка автомата Калашникова (АК).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки массо-габаритного макета АК. Отработка норматива по неполной разборке-сборке АК. Участие в соревнованиях.

97-101.

Снаряжение магазина АК.

Обучение детей правилам снаряжения магазина АК учебными патронами. Отработка норматива.

102.

Разборка и сборка пистолета Макарова (ПМ).

Обучение детей последовательности и правилам неполной разборки-сборки ПМ на примере пневматического пистолета МР-654К.

103-114.

Сигналы светофора и регулировщика.

Изучение сигналов светофора. Обучение детей практическим действиям регулировщика. Сигналы управления строем и колонной машин.

115-126.

Правила проезда перекрестков.

Обучение детей последовательности и правилам проезда регулируемых и не регулируемых перекрестков.

127-138.

Дорожные знаки

Углубленное знакомство детей с названиями и назначением дорожных знаков, дорожной разметки.

139-166.

Основы строевой подготовки.

Обучение детей элементам строевой стойки, выполнению строевых команд, поворотов на месте и в движении.

167-169.

Звания и знаки различия силовых структур РФ.

Научить детей различать по званиям и знакам различия должностных лиц армии и милиции.

170-173.

Общее устройство спецтехники ВАИ и ДПС.

Углубленное знакомство детей с устройством и оснащением автомобиля ВАИ и ДПС.

174-179.

Основы КО и ТО автомобиля

Ознакомить детей с особенностями и правилами проведения контрольного осмотра (КО) и технического обслуживания (ТО) автомобиля ВАЗ-2101.

180-201.

Основы вождения автомобиля

Ознакомить детей с органами управления и контрольными приборами автомобиля. Обучение способам управления автомобилем. Отработка норматива по скоростному рулению.

202-232.

Комплексная тренировка.

Проверка полученных знаний и навыков по знанию ПДД, начальной военной подготовке (НВП), устройству и вождению автомобиля, строевой подготовке, стрелковой подготовке.

233.

Контрольное занятие.

Проверка у детей знаний и навыков, полученных за учебный год.

234.

Подведение итогов за учебный год.

Подведение итогов деятельности объединения за учебные годы. Выпуск, вручение свидетельств.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1999.

2.      Гришин А.Н. Грузовики-фронтовики (исторический обзор состояния парка грузовых автомобилей РККА периода ВОВ). Журнал Сибирский дальнобойщик №4, 2007 г. стр. 39-40.

3.      Гришин А.Н. Таблетка от дури (статья о новом спецавтомобиле ГИБДД). Журнал Сибирский дальнобойщик №5, 2007 г. стр. 34.

4.      Гришин А.Н. Ради объективности (статья о дооборудовании автомобилей ДПС системами видеофиксации). Журнал Сибирский дальнобойщик №7, 2007 г. стр. 24.

5.      Гришин А.Н. Талисманы на капоте (статья о тюнинге грузовых автомобилей). Журнал Сибирский дальнобойщик №7, 2007 г. стр. 63.

6.      Гришин А.Н. Автомобильное стекло: история и современность. Журнал Автошанс №7, 2007 г. стр. 52.

7.      Гришин А.Н. Значки безопасности (часть 1). Журнал Трансервис №1, 2007 г. стр. 100-101.

8.      Гришин А.Н. Значки безопасности (часть 2). Журнал Трансервис №2, 2007 г. стр. 81.

9.      Гришин А.Н. Несущие свет (история светофоров). Журнал Трансервис №2, 2007 г. стр. 12-13.

10.  Гришин А.Н. Плата за свет (обзор рынка ламп для автомобильных фар). Журнал Трансервис №3, 2007 г. стр. 14-15.

11.  Гришин А.Н. Камуфляж автомобилей в zoo-military стиле. Журнал Трансервис №3, 2007 г. стр. 60-61.

12.  Гришин А.Н. Значки дорожной полиции. Журнал Трансервис №3, 2007 г. стр. 87.

13.  Гришин А.Н. Внимание! На дороге военные (значки военных инспекторов). Журнал Трансервис №4, 2007 г. стр. 98.

14.  Гришин А.Н. Личный номер (история автомобильных номерных знаков). Журнал Трансервис №5, 2007 г. стр. 79.

15.  Гришин А.Н. Личный номер (история автомобильных номерных знаков). Журнал Трансервис №6, 2007 г. стр. 118.

16.  Методические рекомендации. Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. - Ч.: ГИБДД УВД, 2001.

17.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989.

18.  Правила ношения военной формы одежды. – М.: Военное издательство, 1989.

19.  Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Третий Рим, 2001.

20.  Педагогика /Под редакцией П.И.Пидкасистого. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1995.

21.  Программа педагога дополнительного образования, от разработки до реализации /Составитель Н.К.Беспятова. - М.: АЙРИС _ ПРЕСС, 2003.

22.  Рекомендации по экспертизе программ для дополнительного образования детей. – М.: Центр развития системы дополнительного образования детей, 1995.

23.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03. №4594).

24.  Современные требования к программам и учебным планам коллективов учреждений дополнительного образования детей //Вестник народного образования. – 2000. - №12. - с. 19-23.

25.  Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ от 03.06.2003г.

26.  Юные инспектора движения, методические рекомендации по организации работы отрядов ЮИД. - Ч.: Челябинское областное отделение общественной организации ВОА, 2000.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04