Урок как основная форма организации учебного процесса.

Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах. Структурные элементы урока:
1. Организация начала урока — определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач урока формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.
4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
5. Закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний.
6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
7. Домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяс¬нение его основных идей и способов выполнения.
8. Подведение итогов урока — выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.

Существуют разные типологии урока.
Всякая классификация делается по какому-то одному основанию, а значит относительна, условна, односторонне характеризует явление.
Наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели (каждый из названных типов реализуется определенным сочетанием структурных элементов).
Урок изучения нового материала.
Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему (например, познакомиться с традиционными видами народных росписей).
Структура урока:
а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, иллюстративным материалом;
в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке;
д) подведение итогов урока.

Урок закрепления.
Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях.
Структура урока:
а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач;
б) упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков;
в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление учащимся отметок;
г) домашнее задание;
д) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.
Уроки обобщения и повторения
посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.
Структура урока:
а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла;
в) диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом;
г) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.
Урок контроля.
Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока:
а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;
в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок.
В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы, проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности школьников в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой.
У традиционного урока есть ряд положительных сторон:
— организационная четкость педагогического процесса;
— систематический характер обучения;
— эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
— разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
К слабым сторонам типового урока можно отнести:
— ограничение деятельности учителя и учеников временными рамками;
— трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
— сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
— сильный акцент на передачу — усвоение — знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.
Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут, решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того, становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок вернисаж, мастер-класс, межпредметные уроки, межвозрастные и т. п., но они проводятся эпизодически.
Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.
Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока.

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству могут предусматриваться четыре вида занятий:
- рисование с натуры,
-декоративное рисование,
- рисование на темы,
-беседы об искусстве ( такая типология по виду деятельности характерна, например, для программы под ред. В.С.Кузина) .
Урок-беседа может предварять и заканчивать изучение темы. Форма организации такого урока может быть самой разнообразной. На таком уроке учитель знакомит детей с творчеством выдающихся мастеров, с видами и жанрами искусства.
Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.
Рисование с натуры (или при натуре) приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Но это возможно, если учитель правильно организовал процесс восприятия: вопросами и пояснениями обратил внимание на характерные особенности (форму, пропорции относительные размера, цвет, детали).  При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.
Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым осуществляем и задачу эстетического воспитания.

Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.
Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания красок.
На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать техническими навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество разных народов.
Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узора, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.
Существенным моментом в декоративном  рисовании  является  момент  художественности,  т.  е.  того, насколько  ученик    сумеет  уловить
красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет рассматривание образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета.
на их практическое применение: сделать закладку в книгу
с декоративным узором, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по художественному труду.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мыс ли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает общественную личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры.


Рисование на темы
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.

Занятия по изобразительной деятельности можно дифференцировать не только по типу, но и по виду.
Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.
Так, по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, апплика¬ция).
По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация)  по представлению, по памяти, с натуры.
По характеру выбора темы: на тему, предложенную учителем, и на свободную тему, выбранную ребенком.
По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.


Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры.
Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.
Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.
Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг, телевизионных передач; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).
Особо стоит остановиться на так называемых комплексных (интегрированных) уроках, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (слушание), художественно-речевая.
Таких уроков не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности к другому требует переключения внимания.
Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности будет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства.
Чувство, переданное детям, способно рождать у них новые образы и влиять на замыслы.
Психологическим основанием этих методических рекомендаций может быть положение Л.С.Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. Чувство, эмоция стремятся воплотиться в образы. «Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.
Например, на уроке посвященном теме «Весна» важно вызвать у детей чувство радости от прихода весны, удивление от обновления природы и т.д. Художественное осмысление этого явления через музыкальные, поэтические, живописные образы усиливает чувства. Сплав представлений, чувств и поступков воспитывает устойчивое, глубокое нравственно-эстетическое отношение детей к природе.
Эффективно сочетание двух видов художественной деятельности. Это занятия по рисованию на тему музыкальных или поэтических образов. В этом случае музыкальный, поэтический, сказочный образы только основа для фантазирования, для создания изобразительного образа, своеобразный фон изобразительной деятельности. Обращение к ним в разных структурных частях занятия должно усиливать образное видение, чувства детей. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем от общения с искусством.
Главное, чтобы такой переход от одной деятельности к другой был естественным, неформальным, не задидактизированным, соответствовал настроению детей. Дети моментально чувствуют искусственность ситуации, так или иначе реагируют на это. Всякий формализм убивает интерес к такой деятельности, иногда на долгие годы. Поэтому объединять разные виды искусства может только учитель, хорошо чувствующий их, неравнодушный к теме, умеющий говорить с детьми ярко, просто, естественно, искренне, общаясь на равных, вызывая их чувства и сопереживая им.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05