Мультимедиа — совокупность визуальных и аудиоэффектов, воспроизводимых с помощью компьютера и управляемых интерактивным программным обеспечением.

Основные составляющие мультимедиа это:

  • Текст
  • Аудио
  • Изображения
  • Анимация
  • Видео
  • Интерактивность

Суть явления

В 80х-90х годах прошлого века (в штатах раньше, у нас - позже) персональные компьютеры (сначала "рабочие", а затем и "домашние") доросли в плане производительности до воспроизведения контента нового уровня. До этого момента процессоры массовых компьютеров не позволяли обрабатывать видео, графические подсистемы не позволяли отображать на экране правдоподобную в плане количества цветов картинку, звуковые подсистемы ограничивались наличием так называемого PC-спикера - простейшего не-полифонического устройства воспроизведения звука, и так далее.

В определённый момент на рынок приходят более современные компьютеры, способные воспроизводить почти настоящее видео, вполне настоящую музыку, очень реалистичную графику и плюс имеющие запас вычислительной мощности для довольно продвинутого интерактивного взаимодействия с пользователем.

Потребовалось громкое название для обозначения этого нового "прорывного" явления, и этим названием стало "мультимедиа". Соответственно, стало возможным говорить, что, мол, вот этот компьютер - мультимедийный, а этот - нет...

Для любого здравомыслящего человека вполне очевидно, что на сегодняшний день практически всё, с чем мы имеем дело в компьютере вообще и в интернете - в частности - это мультимедиа, а все компьютеры - мультимедийные. Но в рамках дисциплины Вы должны усвоить, что мультимедиа - это чрезвычайно важное направление, которое в своё время сыграло большую роль в самых разных сферах человеческой деятельности и всё такое прочее, а главное - "Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами" или что-то в этом роде.

Впрочем, хотел бы отметить, что подсознательно мы то и дело оцениваем "степень мультимедийности" (как бы глупо это ни звучало) того или иного контента. Красивый, в меру визуально насыщенный, интерактивный и понятный сайт современного интернет-магазина нам приятнее скучного текстового сайта с прайс-листами в формате Excel и парой страшненьких статичных картинок в заголовке. Красивый, интерактивный, запоминающийся, интересный электронный курс нам приятнее отсканированной книжки по той же теме. Всё это - мультимедиа...

 

Звуковая карта в виде платы расширения

Звуковая карта - дополнительное оборудование персонального компьютера, позволяющее обрабатывать звук (выводить на акустические системы и/или записывать). Когда-то звуковые карты были отдельными платами расширения, которые устанавливались в соответствующий слот на материнской плате компьютера. В современных материнских платах звуковые карты интегрированы, то есть выполнены прямо на самой материнской плате. Так стали делать потому, что качество звука самых дешёвых звуковых карт стало достаточным для рядовых пользователей, и не было смысла предлагать что-то другое, более дорогое. Разумеется, профессионалам (звукорежиссёрам, музыкантам) этого уровня мало, и для них продаются "профессиональные" звуковые карты, но для рядовых пользователей такая покупка будет пустой тратой денег.

Звуковая карта имеет несколько входов и выходов (всегда - аналоговых, и иногда - цифровых) для подключения устройств ввода-вывода звуковой информации - колонок, наушников, микрофонов и тому подобного. В случае с интегрированными звуковыми картами, эти вводы и выводы находятся непосредственно на материнской плате.

Современная видеокарта в виде платы расширения

Видеокарта (видеоадаптер, графический адаптер, графическая плата, графическая карта, графический ускоритель) - дополнительное оборудование персонального компьютера, преобразующее графический образ, хранящийся, как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Кроме того, современный графический ускоритель зачастую берёт на себя и часть функций по собственно построению этого графического образа путём сложных математических вычислений.

Самые первые графические адаптеры работали лишь в текстовом режиме и их задачей было обеспечить построчный вывод видеосигнала на монитор (тогда мониторы отображали информацию "по-телевизионному", построчной развёрткой). С тех пор видеокарты сильно изменились, и современные их представители осуществляют настолько сложные вычисления, что их графический процессор требует системы принудительного охлаждения, как и центральный процессор компьютера.

Видеокарты также бывают встроенными (интегрированными на материнскую плату компьютера), но, в отличие от звуковых карт, встроенные видеокарты подходят лишь ограниченному числу пользователей - для офисной работы. Для игр или для работы в профессиональных математических и графических пакетах 2D- и 3D-моделирования они не подходят, и пользователи используют дополнительные графические адаптеры в виде плат расширения. Впрочем, встроенным может оказаться и очень мощный видеоадаптер - так часто бывает в ноутбуках или "брендовых" рабочих станциях.

Видеокарта всегда имеет один или несколько выходов для подключения устройств ввода-вывода графической информации и в редких случаях - входы для цифрового или аналогового видеосигнала.

Мультимедиа-проектор

Мультимедиа-проектор - устройство, проецирующее на экран изображение, полученное в форме видеосигнала (как правило, цифрового) в реальном времени. Своим корнями мультимедиа-проекторы уходят в кинематограф - и, пожалуй, по большому счёту они не очень-то и отличаются от кинопроекторов.

Главное отличие (и самый важный узел) современного мультимедиа-проектора - это узел формирования изображения. Этот узел может быть выполнен по различной схеме, и в любой поисковой системе Вы с лёгкостью найдёте весьма экзотические их виды, но наиболее распространённые это:

CRT-проектор - самая старая технология создания проекторов. Основным элементом такого проектора являются три электронно-лучевые трубки (как в старых телевизорах, только куда более мощные), которые и формируют изображение. Эти проекторы отличаются невысоким световым потоком (200-500 ANSI Lm), высоким разрешением и неплохой контрастностью. Главный недостаток - три картинки от электронно-лучевых трубок со временем неизбежно "разъезжаются" и изображение теряет чёткость. Преодолеть этот недостаток технологически крайне сложно, так что второй недостаток - большой вес, порядка 50-100 кг уже не играет значимой роли.

LCD-проектор - основным элементом данных проекторов является одна или три LCD-матрицы, которые работают на просвет, как пленка в киноаппарате. Средняя яркость таких проекторов - 700-2500 ANSI Lm, а разрешение от 800х600 до 1280х1024. Достоинства: малый вес, довольно высокая яркость и цвето-насыщенность, простота использования, небольшая цена. Обычно LCD-проекторы дают визуально более яркую и насыщенную картинку, чем, например, DLP-проекторы при той же заявленной производителем яркости. Недостатки: сложность с воспроизведением черного цвета и полутонов, некоторая "мозаичность" изображения.

DLP-проектор - в DLP-проекторах изображение создаётся микроскопически маленькими зеркалами, которые расположены в виде матрицы на полупроводниковом чипе, называемом Digital Micromirror Device (DMD, цифровое микрозеркальное устройство). Каждое такое зеркало представляет собой один пиксель в проецируемом изображении. Для формирования цветного изображения либо используют три DMD, либо (значительно более часто) цвета образуются путём помещения вращающегося цветного диска между лампой и DMD. Цветной диск обычно делится на 4 сектора: три сектора под основные цвета (красный, зелёный и синий), а четвёртый сектор — прозрачный, для увеличения яркости. Из-за того, что прозрачный сектор уменьшает насыщенность цветов, в некоторых моделях он может отсутствовать вообще, в других вместо пустого сектора могут использоваться дополнительные цвета. DMD чип синхронизирован с вращающимся диском таким образом, чтобы зелёный компонент изображения отображался на DMD, когда зелёный сектор диска находится на пути свечения лампы. Аналогично для красного и синего цветов. В некоторых последних high-end моделях вращающийся цветной диск заменён на блок из очень ярких светодиодов трёх основных цветов. Благодаря тому, что светодиоды возможно очень быстро включать и выключать, этот приём позволяет ещё больше увеличить частоту обновления цветов картинки, и полностью избавиться от шума и механически движущихся частей. Отказ от галогенной лампы также облегчает тепловой режим работы матрицы. DLP-проекторы более дороги, чем LCD, в небольшой степени имеют проблему мерцания изображения (так называемый "эффект радуги"), но при этом выдают более контрастную картинку.

LCOS проектор - принцип работы LCoS-проектора близок к 3LCD, но в отличие от последней использует не просветные ЖК-матрицы, а отражающие (этим LCoS родственна DLP-технологии).

Светодиодный проектор - наиболее современная и, видимо, перспективная технология. В основном реализуется как модификация одной из вышеприведённых технологий, но с использованием светодиодов вместо галогенной лампы. Светодиоды дороже, но они почти не нагреваются, потребляют значительно меньше энергии (это очень важно, ведь светодиодный проектор может работать от аккумуляторов!), а главное - могут светить разными цветами, что позволяет избавиться от светового колеса или трёх матриц! Недостатки светодиодных проекторов, очевидно, будут преодолены в ближайшем будущем - это их дороговизна и невысокая яркость.

Пико-проектор

Пико-проектор Philips

Это проектор небольшого, карманного размера. Часто выполнен в форм-факторе сотового телефона и имеет аналогичный размер. Целью использования пико-проектора является на сегодняшний день не полноценная презентация мультимедиа-контента, а скорее возможность провести презентацию на небольшом, не больше одного метра экране (или любой другой более-менее подходящей поверхности), с помощью устройства, которое поместится в кармане пиджака. Всё чаще пико-проекторы рассматривают как один из вариантов выхода из тупиковой ситуации с размером экрана современных портативных устройств: время от времени пользователю требуется экран значительно большего размера, чем можно разместить на поверхности карманного устройства.

 

Интерактивные доски

В нашем университете интерактивные доски представлены преимущественно продукцией компании SMART, и я позволю себе воспользоваться возможностью честно позаимствовать довольно толковую, по моему мнению, статью об интерактивных досках с сайта их официального поставщика:

Обязательный материал: Интерактивные доски - статья с сайта компании Полимедиа.

Близкое, можно сказать - родственное, интерактивным доскам решение: интерактивный планшет SMART Sympodium. Это устройство представляет собой что-то вроде интерактивной кафедры. Оно решает сходные с интерактивной доской задачи, но больше подходит для более формальной работы в виде одностороннего доклада перед большой аудиторией - нежели для групповой работы в небольшом коллективе, как интерактивная доска.


Вообще существует огромное разнообразие реализаций данной идеи, а главное - технология не стоит на месте, и, например, нашла своё продолжение в устройстве Интерактивный стол от компании SMART. Этот продукт рассчитан на более молодую категорию потребителей - дошкольников и младших школьников.

Интерактивный стол SMART Table

Microsoft Pixelsense
Работа на интерактивном столе Microsoft Pixelsense

Более серьёзной реализацией этой идеи является Microsoft Pixelsense - интерактивный стол для взрослой, коммерческой аудитории пользователей (Microsoft Pixelsense - это название проекта, который раньше назывался Microsoft Surface, а продаётся это устройство под названием Samsung SUR40).

Microsoft PixelSense, в отличие от распространенных сенсорных дисплеев, уже способен обрабатывать практически неограниченное число одновременных прикосновений. Кроме того, он умеет распознавать текст и штрихкод на приложенных к нему объектах.

 

Документ-камера

Wolf Vision Portable
Документ-камера WolfVision Portable VZ-9

Это устройство для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) и других объектов в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме.

Как правило, представляет собой относительно небольшое устройство (хотя бывают и стационарные документ-камеры), подключаемое к компьютеру через USB или "встраивающееся" в видеоканал между компьютером и монитором/проектором. Под камеру можно положить любой небольшой предмет, в том числе бумажный документ, и увеличенное изображение предмета будет показано на экране в реальном времени. Таким образом, можно, перемещая и вращая предмет продемонстрировать его большой аудитории. Кроме того, такое устройство может быть крайне полезным для докладчика, который не подготовил демонстрационные материалы в электронном виде, но имеет какие-либо материалы на бумажных носителях.

Документ-камеры являются своеобразным развитием оверхед-проекторов (были чрезвычайно распространены до мультимедиа-проекторов, демонстрировали содержимое, напечатанное на прозрачных плёнках формата А4 на большом экране без участия компьютера), но несравнимо более универсальны. Например, к одной документ-камере можно подключить несколько экранов или проекторов, чтобы провести демонстрацию для большой аудитории. Документ-камеры позволяют демонстрировать любые предметы, а не только предварительно напечатанные прозрачные плёнки. Сигнал можно передать на большом расстоянии, изображение можно сильно масштабировать, применять специальные приставки (например, микроскоп), дополнять изображение пометками с компьютера и так далее.

Системы опроса

Smart response
Пульт системы опроса SMART Response XE

Их ещё называют пульты для опроса или пульты для голосований. Система представляет собой набор дистанционных пультов и приёмник сигнала. Пульты передают информацию на приёмник через инфракрасный или радио канал. Приёмник подключается к компьютеру. Перед презентацией докладчик раздаёт аудитории пульты и "регистрирует" их у себя на компьютере, к которому подключён приёмник - то есть заносит в компьютер информацию о том, что, например, пульт №5 выдан Пелю Николаю Александровичу. Далее в ходе презентации докладчик задаёт вопросы аудитории, а слушатели дают ответ через свои пульты. Результаты этих мгновенных "опросов" тут же отображаются на экране компьютера, к которому подключён приёмник и могут использоваться докладчиком как мгновенно, для корректировки содержания доклада, так и позже - например, для выставления отметок аудитории.

Бывают очень простые системы опроса, где на пультах имеется всего лишь несколько пронумерованных кнопок, и очень сложные, у которых пульт имеет почти полноценную клавиатуру и дисплей.

Игра "Подключи проектор!"

После стольких красивых слов про мультимедийность и интерактивность так и хочется украсить этот раздел неким интерактивным элементом - Вашему вниманию предлагается мини-игра "Подключи проектор". Вперёд!


Последнее изменение: Среда, 30 Октябрь 2019, 13:58