МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
теории языка и межкультурной коммуникации
ИФМИП
___________Е.П. Таргонская
«___» ____________ 20___ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Направление подготовки:
050100.62 Педагогическое образование
Профиль:
Физическая культура
Квалификация:
бакалавр

Форма обучения: очная, заочная


Новосибирск 2011



СОСТАВИТЕЛИ: Азарова Инна Николаевна:, старший преподаватель кафедры теории языка и межкультурной коммуникации;
Труфанова Марина Юльевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации;
Шишкина Татьяна Альбертовна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации


РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ
на заседании  кафедры теории языка и межкультурной коммуникации
(протокол  №  _____  от  «____»  ___________20__ г.)






































Практическое занятие №1
Нормы современного русского литературного языка

Основные теоретические положения
Понятие современного русского литературного языка. Русский литературный язык как основа русского языка. Нелитературные составляющие русского языка: диалекты, просторечие, жаргон. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Устный и письменный регистры русского литературного языка. Свойства устной речи (спонтанность, необратимость, поступательность, линейность). Свойства письменной речи (обдуманность, регламентированность, статичность).
Речевая ситуация, ее основные компоненты.
Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Коммуникативные качества речи. Речевые ошибки.

Контрольные вопросы по теме
1. Каковы признаки литературного языка?
2. Что такое кодифицированный язык и некодифицированная речь?
3. Каковы основные различия устной и письменной речи?
4. Что такое вербальные и невербальные средства информации?
5. Чем объясняется разнообразие жанров речи?
6. Какие факторы могут мешать эффективному общению?

                                              Практическое занятие №2

Функциональные стили современного русского литературного языка.

Основные теоретические положения
Понятие функционального стиля языка (классическое определение акад. В.В.Виноградова). Функциональные стили современного русского литературного языка: научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорно-бытовой. Функциональная целесообразность, функциональные задачи, сферы функционирования и основные характерные черты каждого стиля (стилевые черты). Отбор языковых средств, характерных для разных стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Художественный стиль. Разговорно-бытовой стиль.

Контрольные вопросы по теме.
1. Каковы функциональные стили русского литературного языка? Какие вы знаете подстили и жанры основных функциональных стилей?
2. Чем объясняется стилевое разнообразие современного русского литературного языка?
3. Каковы внеязыковые признаки функциональных стилей?
4. Как различаются стили с точки зрения образности, эмоциональности, индивидуальности речи?
5. Охарактеризуйте лексические особенности каждого из функциональных стилей?
6. Охарактеризуйте грамматические особенности каждого из функциональных стилей?
7. Охарактеризуйте художественный стиль с точки зрения разнообразия языковых средств.

Практические задания
Методические рекомендации к заданию № 1.
Задание № 1 касается функциональных стилей русского литературного языка и требует развернутого ответа на поставленные вопросы. При выполнении задания можно ориентироваться на сведения, содержащиеся в таблицах 1 и 2 (см. ниже).

Таблица 1
NB!
а) Очень похожи публицистический и научно-популярный стили.
Общие черты: Отличия:
научно-популярный публицистический
- доступность, простота изложения;
- достоверность, конкретность;
- возможно наличие тропов и стилистических фигур;
- тип текста, как правило, – рассуждение В научно-популярном стиле:
- присутствуют термины (в небольшом колическтве) и общенаучная лексика;
- цель: познакомить с научной информацией В публицистическом стиле:
- присутствует общественно-политическая лексика, оценочная лексика;
- цель: воздействие на читателя (убеждение, побуждение, агитация, призыв)

б)  художественный и публицистический стили.
Общие черты: Разность ЦЕЛЕЙ:
художественный публицистический
- доступный для массового читателя язык;
- использование различных средств выразительности;
- тип текста – описание или повествование. создать образ и вызвать к нему определенное отношение воздействовать на аудиторию (убеждение, побуждение, агитация, призыв)

При работе с предложенными текстами рекомендуется последовательно отвечать на следующие вопросы.
1. В какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера?
2. С какой именно целью они используются (основная функция)?
3. Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Задание № 1
Определите стиль данных ниже текстов. Аргументируйте свой ответ.

Текст 1
Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

Текст 2
Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).
Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Текст 3
Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.
В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного, и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.
И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими - тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

Текст 4
Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…
Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо-тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.
Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.
Когда нынче только стемнелось, что-то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего-то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?
Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.
В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага.

Задание № 2.
Определите стиль следующего текста. Выделите характерную для этого стиля лексику, фразеологию, грамматические формы и межстилевые (нейтральные) синтаксические единицы. Сделайте вывод о соотношении специфической и нейтральной лексики. Найдите также в тексте характерные для этого стиля синтаксические конструкции.

Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни черпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближайший город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание.
Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность (individualité), без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия. В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы. Сие да будет сказано не в суд, и не в осуждение, однако ж nota nostra manet, как пишет один старинный комментатор.
Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нём с ума.

Задание № 3
Проанализируйте приведённый ниже текст. Представьте доказательства того, что он создан в рамках художественного стиля.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, а сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Задание № 4
Опишите пожар средствами пяти функциональных стилей.
В результате выполнения задания должно получиться пять заметок, написанных разными функциональными стилями. Принадлежность текстов к тому или иному стилю должна быть очевидной, стилевые черты должны прослеживаться с определённостью.
Под каждым текстом письменно перечислите всё средства, которые вы использовали для воспроизведения соответствующего функционального стиля. Подтвердите свои утверждения примерами из текста
Задание № 5.  Заполните графы таблицы.

Нейтральное Официальное Разговорное, с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли позвонить вам?
Разрешите обратиться к вам с просьбой?
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)
Знакомься: мой братан Олег.
Позвольте попрощаться


Практическое занятие №3.
Официально-деловой стиль

Основные теоретические положения
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, основные функции, стилевые черты, жанровое своеобразие. Три основные разновидности официально-делового стиля: канцелярский (собственно официально-деловой), юридический, дипломатический. Формальная унификация официальных документов. Правила оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Речевой стандарт и шаблон. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Речевой этикет в документе, этикетные формулы.

Контрольные вопросы по теме.
1. Перечислите особенности официально-делового стиля.
2. Какие сферы общественной жизни обслуживает официально-деловой стиль?
3. Охарактеризуйте структуру и жанры официально-делового стиля.
4. Каковы определяющие особенности языка законов?
5. Каковы определяющие особенности деловой документации?
6. Перечислите правила составления и оформления заявления, резюме.
7. Перечислите:
а) распорядительные документы;
б) справочно-информационные и справочно-аналитические документы;
в) виды писем, составляющих коммерческую корреспонденцию.
8. Каковы стилистические особенности языка деловой переписки?

Практические задания
Задание 1
Отредактируйте текст.

Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык-производитель бодал на ферме пастуха Аносова Н. Д.
Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы.
Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрызуненность и затараканенность столовых и санитарно-бытовых помещений.
На вашу жалобу от 26 декабря 1992 года сообщаю, что водитель автомашины N 87-05 Гащук Петр Павлович за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил уличного движения.

Задание 3
Напишите заявление о приеме на работу.

Задание 4
Составьте доверенность на получение денежного перевода.


Практическое занятие №4.
Научный стиль

Основные теоретические положения
Научный стиль, сфера его функционирования, основные функции, стилевые черты, жанровое своеобразие. Специфика использования элементов различных языковых уровней (лексического, синтаксического) в научной речи. Использование в научном тексте специфических лексических единиц (термины). Дефиниция (определение) как характерная черта научного текста. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Логическая схема научного текста. Аргументация (синтаксические особенности). Цитация и ссылки. Основные правила библиографического описания. Структура курсовых и дипломных работ. Конспект и реферат как вторичные научные тексты.

Контрольные вопросы по теме.
1. Назовите жанры научного стиля.
2. Охарактеризуйте сферу применения научного стиля, его функции.
3. Перечислите стилевые и языковые особенности научного стиля.
4. Охарактеризуйте лексический состав и синтаксис научной речи.
5. Дайте понятие и охарактеризуйте особенности термина, диффиниции.
6. Расскажите о правилах построения научного текста, его композиции.
7. Перечислите правила библиографического описания книги, статьи.
8. Перечислите особенности композиции реферата и курсовой работы.

Практические задания
Задание № 1.
Докажите, что приведенные тексты относятся к научному стилю, найдите термины; найдите дефиниции.

Текст 1
В XX в. структурно-функциональный, или системный, подход, опирающийся на методологию внешне далеких от изучения общества дисциплин – биологии и кибернетики, оказался мощным инструментом в руках представителей социальных наук, в том числе историков. Структурная история, поставившая в центр исследования процессы исторической эволюции, обобщающе-типологизирующие приемы исследования, задачи синтеза общего экономического, социального, политического и культурного контекста, практически сразу столкнулась с необходимостью создания качественно иных временных структур исторического процесса. Если до овладения структуралистскими методами историки свободно перемещались во времени и делили его на произвольные отрезки, то теперь они стали разными способами структурировать само время.
Структурный подход принципиально ориентируется на исторический процесс в целом в его синхронном, а подчас и диахронном измерении. Речь идет о структуризации исторического времени – горизонтальной (единицы времени) и вертикальной (параллельное существование разных единиц). Первым вариантом подобных игр со временем можно считать философские и экономические схемы стадиального и циклического развития (см. гл. 3, § 3 и гл. 4). Ответом на уход классической философии с исторической сцены стало утверждение «истории длительных протяженностей» и «неподвижной истории». Со всеми их модификациями, эти направления знаменовали разрыв с долго господствовавшими представлениями Нового времени о прерывности истории, кризисах, трансформациях, системных перестройках и т.п. прорыв схем циклического и стадиального развития из истории философии в историю во многом связан с име¬нами Ф. Симиана [Simiand, 1903] и Э. Лабрусса [Labrousse, 1944].
И.М. Савельева, А.В. Полетаев. «История и время».

Текст 2
Язык программирования Паскаль появился в 1970 г. Но только в 1979 г. был подготовлен проект описания этого языка. Большую роль в стандартизации языка программирования Паскаль сыграл Британский институт стандартизации и рабочая группа, возглавляемая А. Эддиманом. В результате их усилий появился Британский стандарт языка программирования Паскаль ВS6192: 1982, который стал также и международным стандартом ИСО7185 [17]. Теперь у разработчиков компиляторов и систем программирования на базе языка Паскаль имеется документ, который точно и четко (быть может, за небольшими исключениями) регламентирует их деятельность. Это несомненное достижение, приводящее к разработке в максимальной степени переносимых программ.
Каковы основные отличия языка программирования Паскаль, определяемого стандартом, от более ранних описаний? Мы отметим лишь наиболее существенные. Прежде всего, в языке выделены два уровня: уровень 0 и уровень 1. Уровень 0 соответствует уже ставшему традиционным описанию языка. Уровень 1 включает в себя дополнительно согласованную схему для параметров-массивов. Целью введения такой схемы в язык является стремление дать возможность писать процедуры и функции, параметрами которым могут быть массивы с различным числом компонентов.
Другим важным изменением является следующее: при использовании формальных параметров-процедур и параметров функций указываются их формальные параметры и тип результата в случае функций. Ранее требовалось лишь указание идентификатора процедуры и функции. Такое избыточное описание служит целям проверки согласованности формальных и фактических параметров.
В настоящем стандарте языка устранены двусмысленности, связанные с различными трактовками упакованных и неупакованных массивов литер. Как к тем, так и к другим теперь разрешен доступ с помощью переменных с индексами, что устраняет дополнительную упаковку и распаковку. Внесена наконец ясность в вопрос о возможности или невозможности тестирования переменных-массивов и переменных-записей на равенство и неравенство. Ответ однозначен – такую проверку проводить нельзя. Четко и однозначно определены правила выполнения операций над переменными различных типов, использованием различных параметров в процедурах ввода-вывода и т.п.
О.Н.Перминов. «Программирование на языке Паскаль».


Текст 3
Лица, впервые знакомящиеся с явлениями мысленного внушения и спонтанной телепатии, обычно задают вопрос: «Почему только некоторые, немногие люди одарены этой удивительной способностью? Почему с нами никогда ничего подобного не было? Не странно ли это? Ведь другие психические способности присущи всем людям без исключения». На это можно ответить: да, присущи всем людям, но в какой различной степени! Возьмем, например, способность к устному счету. В Бехтеревском институте мозга автору довелось участвовать в обследовании феноменального счетчика Араго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10-12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Араго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально «выпаливал» ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. «Простой же смертный» выполнял эту счетную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Замечательно, что феноменальная способность к устному счету проявляется у таких одаренных счетчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано – еще дошкольном возрасте. (Л. Васильев)
Практическое занятие №5.

Морфологические нормы русского языка. Вариативность частей речи.
К семинару студенты должны самостоятельно освоить лекционный материал и рекомендованный объем информации из учебных пособий. Теоретический материал закрепляется в процессе работы над  упражнениями и текстами для индивидуального редактирования. Упражнения и варианты правки обсуждаются группой и оцениваются преподавателем. В результате проделанной самостоятельно и на практическом занятии работы студент должен знать основные виды нарушений морфологических норм литературного языка, уметь выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «грамматическая правильность речи»?
2. Охарактеризуйте основные вариантные формы имени существительного (категория рода, числа, падежа).
3. Охарактеризуйте основные вариантные формы имени прилагательного.
4. Охарактеризуйте основные вариантные формы имени числительного.
5. Охарактеризуйте основные вариантные формы  местоимения.

Список основных понятий, которые должен освоить студент:

вариантные формы частей речи, грамматическая правильность речи,  морфологические нормы, стилистическая характеристика категорий рода, числа, падежа.

Примеры заданий, предлагаемых для работы на семинаре.

* Укажите ошибки в подборе вариантных форм числа и падежа имен существительных, отредактируйте текст.

С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия  эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве  крестьянина. Это – подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.
А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче огурец уродился, и на наш товар особый спрос.

* Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.
1. Мо.. импрессарио настаива.. , чтобы для концерта привезли новый рояль.
2. Своей внешностью она производила впечатление типичн.. инженю.
3. У входа девушка оставила сво.. маленьк.. сабо.
4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составл.. ярк.. бикини.
5. Густ.. контральто ее звуча.. ровно и уверенно.
6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн.. денди.
7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма попудярн.. тогда регби.
8. Взгляды игроков вновь устремились на таинственн.. зеро.
9. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт.. парвеню, котор.. просочил.. в высшее общество, теперь отворачивал.. от друзей.
10. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск.. кольраби – особый вид капусты.
11. Женщины выдергивали жирн.. иваси, застрявш.. в сетях.
12. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк.., и по-своему миловидн.. шимпанзе.


Практическое занятие №6.
Лексика и фразеология
Контрольные вопросы
1. Что такое слово? Какова степень устойчивости слова в языках мира? Какие функции слова выделяются? Каковы признаки русского слова? Назовите основные разделы лексикологии.
2. Чем занимается семасиология?
3. Что такое лексическое значение (ЛЗ) слов? Как соотносятся термины «лексическое значение», «понятие», «концепт»?
4. Какие точки зрения на природу ЛЗ представлены в современной лингвистике? Из чего складывается структура ЛЗ? Чем различаются семная и семантическая структура слова? Назовите основные типы ЛЗ.
5. Что такое внутренняя форма? Входит ли она в ЛЗ?
6. Какие виды и пути развития полисемии вам известны? Приведите примеры из разных языков.
7. Чем отличается полисемия от омонимии? Назовите типы омонимов. Проиллюстрируйте примерами из разных языков.
8. Какие основные типы системных отношений выделяются в лексике? Дайте определение понятиям синонимы, антонимы, паронимы, тематическая группа, лексико-семантическая группа.
9. Охарактеризуйте лексику с точки зрения
- сферы употребления,
- экспрессивно-стилистической окраски,
- происхождения,
-активного/пассивного запаса.
10. Объясните термины неологизм; архаизм, историзм, варваризм, заимствование, калька, эвфемизм?
11. Что такое фразеологизм? Назовите его универсальные признаки. В чем отличие фразеологизмов от крылатых выражений, пословиц, поговорок?
12. Какие классификации фразеологизмов вам известны?



Практические задания

1. Определите тип переноса наименования:  половодье чувств; эй, борода, куда путь держишь; зелёный юнец, иллюстрированное издание, яркая личность, эстрадные звёзды, пасмурное настроение, в семье пять ртов, струны дождя, слёзы сентября, есть курицу, нарядная вышивка, шипят и пенятся бокалы, тонкий намёк, на девушке много серебра, дыхание весны, лыжные крепления, на полках сплошной хрусталь, память компьютера, мышка компьютера, зал рукоплескал, лучшие ноги страны (о футболистах), локомотив истории, диетический стол, веселиться на новогодней ёлке, студент теперь не тот пошёл, гроздья гнева, акулы капитализма, весь вагон смеялся, съесть две тарелки, электрическое полотенце, автобусная остановка, вторая ракетка страны, костёр рябины, булки фонарей.
2. Разграничьте полисемию и омонимию:  завод (предприятие) – завод (механизм у часов), топить (печку) – топить (в реке), глаз – глас, клуб (дыма) – клуб (молодёжный), стекло (оконное) – (масло) стекло (со стола), (выдать) секрет – (замок) с секретом, ковёр (на стене) – ковёр (цветов на лугу), бор (инструмент) – бор (хвойный лес), простой (пример) – простой (вагонов), коса (причёска) – коса (орудие косьбы), зефир (приятный лёгкий ветер) – зефир ( род пастилы из сбитых сливок), столб (у дороги) – столб (дыма), рысь (животное) – рысь (бег лошади), отрывать (пуговицу от пальто) – отрывать (от работы), строй (солдат) – строй (быстрее команду), наряд (одежда) – наряд (документ),  ломать (игрушку) – ломать (характер, привычки), лук (растение) – лук (оружие), высокий (человек) – высокий (голос), балка (овраг) – балка (толстый брусок), норка (мыши) – (воротник) из норки.
3. Можно ли определить вне контекста значения следующих слов? Употребите их в предложении и назовите явление, которое они иллюстрируют: жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трём, стать, век, течь.
        4. Чем различаются синонимы в приведенных рядах: давать – вручать – совать – отваливать; битва – сражение – побоище – война – бой – драка.
        5. Подберите синонимические ряды и антонимические пары к словам: старый, хотеть, маленький, острый.
6. Подберите к нейтральным словам стилистически окрашенные синонимы: спать, плакать, умный, враг, договориться, старик, невеста, ничей.
7. Найдите несколько текстов, в которых была бы представлена лексика ограниченного употребления (территориально или социально). Определите, к какой группе слов ее можно отнести.
8. Какая лексика считается исконно русской? На каком основании она делится на индоевропейскую, общеславянскую, восточнославянскую и собственно русскую? Приведите примеры слов разного происхождения.
9. Подберите к архаизмам современные синонимы: учинить, токмо, десница, длань, ланиты, допрежь, лепота, чадо. Приведите не менее 7 примеров историзмов. Чем они отличаются от архаизмов?
10. Что является причиной появления неологизмов? Что такое окказиональное слово? Приведите примеры 5 неологизмов и окказиональных слов, назовите источник.
11. Определите тип фразеологизмов с точки зрения их семантической спаянности: перемывать косточки, хлебом не корми, перегнуть палку, руки чешутся, пускать пыль в глаза, кануть в Лету, точить лясы, толочь воду в ступе, ничтоже сумняшеся, иерихонская труба, гора с плеч свалилась.
12..Приведите примеры 10 фразеологизмов из изучаемого вами языка. Возможен ли их дословный перевод на русский язык?


Практическое занятие №7.
Пунктуационные нормы 
Пунктуация – это система правил о расстановке знаков препинания.
Знаки препинания делятся на две группы: отделяющие и выделяющие. Основная функция отделяющих знаков – это разграничение. Точка, вопросительный и восклицательный знаки разграничивают (отделяют) предложение. Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире употребляются внутри простых и сложных предложений для разграничения (отделения) равноправных элементов. Отделяющие знаки являются знаками одиночными.  Они могут быть повторяющимися, но не парными.
  Выделяющие знаки являются парными: две запятые, два тире, скобки, кавычки. Парные знаки выполняют одну функцию,  и один без другого невозможен.
Обобщающие упражнения по пунктуации
1. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП. Сверьте написанное с ключами, а затем напишите данный текст под диктовку.
  Охота оказалась хуже чем ожидал Левин. Болото высохло и дупелей совсем не было. Он проходил целый день и принес только три штуки, но зато принес, как и всегда с охоты, отличный аппетит отличное расположение духа и то возбужденное умственное состояние, которым всегда сопровождалось у него сильное физическое движение. И на охоте, в то время, когда он, казалось, ни о чем не думал,  нет-нет и опять ему вспоминался старик со своею семьей, и впечатление это как будто требовало к себе не только внимания, но и разрешения чего-то с ним связанного.
    Вечером, за чаем, в присутствии двух помещиков приехавших по каким-то делам опеки завязался тот самый интересный разговор какого и ожидал Левин.
    Левин сидел подле хозяйки у чайного стола и должен был вести разговор с нею и свояченицей сидевшею против него. Хозяйка была круглолицая, белокурая и невысокая женщина, вся сияющая ямочками и улыбками. Левин старался через неё выпытать решение той для него важной загадки, которую представлял её муж; но он не имел полной свободы мыслей, потому что ему было мучительно неловко. Неловкость его сообщалась и хорошенькой свояченице. Но хозяйка, казалось, не замечала этого и нарочно втягивала его в разговор.
                                                                                              (По Л.Толстому)
2.  Перепишите, устно объясняя постановку знаков препинания; составьте схемы предложений. Напишите текст под диктовку и сверьте написанное с напечатанным.
  Бульба повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы.
  Светлица была убрана во вкусе времени, о котором живые намёки остались только в песнях да народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми купцами-слепцами; во вкусе того бранного трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине.
  Всё было чисто вымазано цветной глиной. На стенах – сабли, нагайки,  сетки для птиц, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, которые встречаются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон и дверей были украшения из дерева. На полках по углам стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, разные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая пёстрыми изразцами, - всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год на каникулярное время.
                                                                                (По Н.В.Гоголю)

Практическое занятие № 8
1. Объясните постановку знаков препинания в следующем тексте.
Когда в солнечное утро войдешь в лес, то увидишь, что трава обрызгана росой и роса блестит алмазами. Капли сверкают и переливаются на солнце разными цветами радуги: желтым, и красным, и синим, и фиолетовым. Когда подойдешь поближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что капли собрались в треугольных листьях и что листья эти похожи на чашки. Листья внутри мохнаты и пушисты, и капли катаются по листу и не мочат его. Если вы неосторожно сорвете листок с росинкой, то капелька скатится, как прозрачный светлый шарик, и вы не удержите ее. А если сорвать такую чашечку, потихоньку поднести ко рту и осторожно выпить, то росинка вкуснее всякого напитка покажется.
Позже на солнце согреется лес и высохнет роса, и если вы опоздаете, то не увидите этой красоты. Поэтому постарайтесь вставать пораньше, и природа вознаградит вас прекрасным лесным зрелищем. Лес, где столько чудесных красок и откуда мы уходим отдохнувшие и осветленные, всегда приберегает новые загадки, и тайны, и сюрпризы для тех, кто любит его и кто умеет наблюдать его прекрасную жизнь.
                                                                    (По Л.Н. Толстому)
2.  Напишите диктант. Сверьте написанное с напечатанным.
  В то утро в Москве стояла малооблачная погода со слабым юго-западным ветерком.
  Полю знобило от волнения, несмотря на её темно-синий свитерок, связанный матерью перед отъездом. По затоптанной лестнице она поднялась на третий этаж и через коридор, несколько неопрятный из-за множества расклеенных уведомлений на стенах, вместе со всеми вошла в аудиторию.
  Это  было полутемное и неуютное помещение, но веселая зелень за окнами отражалась в выношенном паркете и тяжелом, нависающем потолке, чем несколько рассеивалось первое впечатление академического холода и неприязни.
  Все было забито до отказа: кроме новичков со всех факультетов, сюда в этот день приходили также студенты-старшекурсники. Мест не хватало, и Поле пришлось усесться наверху, под потолком, исчерканным карандашными записями.
  Её соседка, высокая загорелая девушка, поделилась с ней  восторженным воспоминанием о такой же лекции прошлого года, когда, по её словам, стены здания как будто раздвинулись и дремучий брусничный бор живо представился слушателям.
  Попривыкнув, Поля огляделась. Впереди, далеко внизу, стоял  бедный, залитый чернилами стол; дальше, на стене, теснились портреты бородатых патриархов отечественной лесной науки.
  Гул голосов схлынул, и за столом появился подвижный, небольшого роста старик с проседью на висках. Он начал говорить с непривычной для официального места образностью, избегая цифр, способных затруднить неподготовленное внимание новичков. Изредка он умолкал, опираясь кулаками в стол и как бы выискивая возможных оппонентов. Какая-то сближающая искренность возрастала по мере углубления в тему, и никто не заметил, когда и как лекция превратилась в безыскусственный разговор старого лесника с будущими товарищами по профессии.
                                                                          (По Л. Леонову)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВИДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проверки результатов изучения дисциплины предусмотрено два вида контроля: текущий и итоговый.
Текущий контроль результатов изучения учебного курса студентами дневного обучения осуществляется на практических занятиях (ответ на вопросы к самостоятельной практической работе, выполнение практических заданий).
Итоговой формой контроля освоения дисциплины является зачёт, который сдается устно путем ответов студента на один вопрос билета и выполнении двух практических заданий.

Студент получает  зачёт, если:
- знает основные понятия и теоретические положения курса «Русский язык»;
- различает функциональные стили современного русского литературного языка;
- знает и умеет применять на практике правила составления служебных документов;
- знает и умеет применять на практике правила библиографического описания книг и журнальных статей;
- умеет продуцировать тексты средней степени сложности официально-делового и научного стиля.

Студент получает оценку «неудовлетворительно», если его знания и умения не соответствуют требованиям, указанным выше.
Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие русского национального языка, его структура. Соотношение русского национального и русского литературного языка.
2. Понятие русского литературного языка, устная и письменная формы языка, книжный и разговорный характер речи.
3. Понятие языковой нормы.
4. Экспрессивные стили русского языка. Стилистическая окраска слов.
5. Функциональные стили русского литературного языка. Особенности использования  языковых средств  функциональных стилей (книжные стили и разговорный стиль).
6. Научный стиль. Особенности функционирования языковых средств в научном стиле.
7. Официально-деловой стиль. Особенности  функционирования языковых средств  официально-делового стиля.
8. Публицистический стиль. Особенности функционирования языковых средств  публицистического стиля.
9.  Точность словоупотребления,  лексическая сочетаемость.
10. Вариантные формы имени существительного.
11. Вариантные формы имени прилагательного.
12. Вариантные формы имени числительного.
13. Вариантные формы глагола.
14. Порядок слов в предложении.
15. Варианты согласования определений и приложений.
16. Варианты управления.
17 Правописание безударных гласных в корне слова.
18. Правописание суффиксов прилагательных.
19.  Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
20. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
21. Запятая в сложноподчиненном предложении.
22. Запятая перед союзом И  в простом и сложносочиненном предложении.
















































Изменение №1
(2012-2013 учебный год)

К программе дисциплины Русский язык, направление подготовки 050100.62  Педагогическое образование. Профиль: Физическое воспитание.


1. Добавить учебник:










Изменение программы подготовили: М.П.Алексеева, профессор кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, Е.Г. Басалаева, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, М.Ю.Труфанова, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, утверждено протоколом заседания кафедры русской литературы и теории литературы № 9 от ___  мая 2012 г.


Зав. кафедрой, канд. филол. наук, доцент                                                    Е.П. Таргонская



Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05