УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
теории языка и межкультурной коммуникации ИФМИП
_________ Е.П. Таргонская
__ _________ 2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Направление подготовки:
45.03.01 Филология
Уровень высшего образования:
бакалавриат

Форма обучения:

очная








Новосибирск 2014


СОСТАВИТЕЛЬ: канд. филол. наук, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации ИФМИП М.Ю. Труфановବ¬¬____________

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ
на Совете ИФМИП
(протокол  № 1  от  8 сентября 2014 г.)
Директор _______________ Е.Ю. Булыгина

на заседании Учебно-методического совета университета
(протокол  №  12  от  30  июня 2014 г.)
Председатель _______________ Б.А. Дейч

СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ _______________ Ю.В. Северина
Печать УМУ

Директор библиотеки _______________ Л.Н. Есина

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы:
  Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)",  утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. № 947, вступил в силу 25 августа 2014 г.
  Дисциплина относится к базовой части блока общепрофессиональной подготовки цикла учебного плана ФГОС-3+ по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Программа подготовки: академический бакалавриат. Индекс дисциплины в учебном плане: Б1. Б.39., изучается в 4 семестре.  Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов: в том числе 48 часов – контактная работа с преподавателем и 60 часов – самостоятельная работа (таблица 2).
Целью изучения дисциплины «Старославянский язык» является формирование у студентов систематизированных знаний в области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса старославянского языка как первого письменного языка славян; способностей к диахроническому осмыслению языковых явлений.
Задачи:
а) знакомство с происхождением славянской письменности и историей создания литературно-церковного языка славян – старославянского;
б) изучение фонетического строя и грамматической системы старославянского языка IX в. и фонетических процессов 2-ой половины XI в.;
в) интерпретация с исторической точки зрения фонетических процессов праславянской эпохи, отразившихся в фонетической системе славянских языков (старославянского языка в том числе) и обусловивших ее специфику по сравнению с другими индоевропейскими языками;
г) обучение чтению и переводу старославянских текстов.
Планируемые результаты обучения:
Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОПК – 2 (таблица 1).
Таблица 1– Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) Код результата обучения
способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации Знать: основные понятия и термины исторической лингвистики; исходную систему старославянского языка (IХ-ХI вв.); хронологию основных эволюционных  процессов; основные приемы реконструкции праславянских форм.




ОПК-2.  Б1. Б.39-з 
Уметь: читать и переводить старославянские тексты; объяснять происхождение гласных и согласных фонем; проводить морфологический анализ форм слов в текстах старославянского языка; анализировать стилистические особенности старославянских текстов.




ОПК-2.  Б1. Б.39-у 
Владеть: навыками историко-фонетического и морфологического анализа старославянских текстов; навыками реконструкции праславянских форм; анализа слов русского языка праславянского и  индоевропейского происхождения. ОПК-2.  Б1. Б.39-в 



Контроль результатов освоения дисциплины
Текущий контроль успеваемости осуществляется путем оценки результатов выполнения заданий практических и самостоятельных работ, посещения лекций, выполнения теста.
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется  в форме зачета, на котором студент отвечает на теоретический вопрос или защищает тему реферата, выполняется письменное задание. Оценка «зачтено» выставляется при наличии портфолио, соответствующего требованиям п.7.1. и успешном выполнении письменных проверочных работ (п. 7.2).
Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в разделе 7 «Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации» и фонде оценочных средств образовательной программы.
.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Старославянский язык»
Понятие о старославянском языке, его место среди славянских языков. Вопрос о диалектной основе старославянского языка. Лингвистическое, историко-культурное и учебное значение изучения старославянского языка. Роль старославянского языка в формировании и истории русского литературного языка. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, освоенных русским языком; лексические старославянизмы.
Тема 1.2. Происхождение славянской письменности
Сведения по истории славян. Укрепление славянской государственности в IX веке.  Славянские народности, их языки. Письменность – необходимое условие христианизации любого народа. Вопрос о докирилловской письменности у славян. Два центра христианской религии (IX в.). Деятельность Константина и Мефодия в Византии и Великой Моравии. Расцвет славянской письменности в Болгарии в X веке. Принятие христианства в Киевской Руси; роль старославянского языка в развитии культуры славян. Изводы старославянского языка.
Две славянские азбуки и их происхождение. Характеристика кириллицы: названия букв, основной принцип азбуки, некоторые отступления от него; числовые значения букв кириллицы. Особенности старославянского письма (отсутствие деления на слова, сокращенные написания слов, диакритические знаки). Важнейшие глаголические и кириллические памятники.
Раздел 2. Фонетическая система старославянского языка
Тема 2.1. Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й половины IX  - X вв. 
Построение слога по принципу восходящей звучности. Открытость всех слогов. Слоговые плавные согласные. Ограничения сочетаний согласных.
Гласные звуки. Классификация гласных. Редуцированные гласные [ь] и [ъ], их сильные и слабые позиции. Изменения редуцированных гласных [ь] и [ъ] перед [j] и конечным гласным [и] в редуцированные гласные [и] и [ы]. Гласные в начале слова.
Согласные звуки.  Классификация согласных. Реализация гласных после мягких и твердых согласных. Отсутствие ассимиляции согласных по звонкости – глухости вследствие открытости слогов.
Тема 2.2. Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в.
Падение, или двоякое изменение редуцированных гласных ([ь], [ъ], [и], [ы]); причины и суть этого процесса. Отражение процесса падения редуцированных гласных в памятниках старославянской письменности. Непоследовательность написаний как результат взаимодействия традиционности письма и влияния на него живого произношения. Сохранение букв Ь и Ъ в русской орфографии: лингвистический и методический аспекты.
Следствия падения редуцированных: изменения границ слогораздела, сокращение количества слогов, появление закрытых слогов – прекращение действия закона открытых слогов; появление внутри слов сочетаний согласных, ранее невозможных ([дл], [тл],  [лн], [дм], [бн], [пс] и др.); появление беглых гласных; ассимиляция согласных по звонкости-глухости; изменение слоговых плавных согласных.
Изменения, не связанные с падением редуцированных гласных.  Вопрос об отвердении шипящих и аффрикат. Причины  сохранения в русской орфографии буквосочетаний жи, ши, чу, щу. Утрата [л’] эпентетического не в начале слова.
Раздел 3. Сравнительно-исторический комментарий к системе звуков старославянского языка
Тема 3.1. Общеславянский праязык как источник славянских языков
Сравнительно-исторический метод и метод внутренней реконструкции как основные источники сведений о праязыках. Краткая характеристика научной и учебной литературы по предмету.
Происхождение праславянского языка из индоевропейского (граница III-II тысячелетия до н.э.). Два периода в развитии праславянского языка. Вопрос о балто-славянском периоде.
Индоевропейская фонетическая система. Гласные фонемы долгие и краткие; наличие открытых и закрытых слогов; дифтонги и дифтонгические сочетания; слоговая функция сонорных согласных. Согласные фонемы: взрывные, фрикативные, сонорные. Чередования гласных, ступени и функции чередований.
Общеславянские гласные монофтонгического происхождения.
Тема 3.2.Формирование слога нового качества (идеального слога)
Построение слогов по принципу возрастающей звучности. Закон открытого слога (ЗОС). Закон слогового сингармонизма (ЗСС). Открытие слогов, оканчивающихся согласным (упрощение групп согласных, изменения конца слова). Различные результаты явлений начала слова.
Тема 3.3. Действие закона открытого слога
Изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными в процессе открытия слогов. Изменения дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными, различные результаты их по славянским диалектам. Формирование общеславянских чередований гласных.
Тема 3.4. Действие закона слогового сингармонизма
Взаимодействие согласных с последующим *j: общеславянские процессы и процессы с различными результатами по диалектам; взаимодействие групп согласных с *j.
Три палатализации заднеязычных согласных под действием гласных переднего ряда, диалектные особенности II палатализации, непоследовательный характер III палатализации.
Раздел 4. Морфологическая система старославянского языка
Тема 4.1.Общая характеристика морфологической системы
Лексико-грамматические разряды слов (части речи) в старославянском языке; морфологические категории. Морфемный состав слов, звуковой состав морфем.
Тема 4.2. Имя существительное
Категории рода, числа и падежа. Шесть типов склонения, их происхождение; твердый и мягкий варианты типов склонения. Состав и парадигмы каждого типа склонения. Отражение общеславянских чередования согласных звуков в основе существительных при  склонении.
Начало разрушения старой системы склонения и формирования системы склонений по грамматическому роду.
Тема 4.3. Местоимения
Разряды местоимений. Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение; особенности их склонения: полные и энклитические формы. Указательные местоимения. Местоименное склонение. Обозначения 3-го лица формами указательных местоимений.
Тема 4.4. Имя прилагательное
Прилагательные  качественные, относительные, притяжательные. Продуктивные суффиксы прилагательных. Происхождение прилагательных как части речи. Склонение именных (кратких, нечленных) имен прилагательных. Образование и склонение местоименных (полных, членных) прилагательных. Фонетические процессы в окончаниях полных прилагательных. Образование и склонение сравнительной степени качественных прилагательных, краткие и полные формы сравнительной степени. Образование превосходной степени прилагательных.
Тема 4.5. Слова с числовым значением (числительные)
Происхождение числительных как части речи. Количественные числительные: простые, сложные, составные. Морфологические свойства и синтаксические связи простых количественных числительных. Образование и изменения сложных числительных. Порядковые числительные, близость их к прилагательным с точки зрения морфологических свойств.
Тема 4.6. Глагол
Спрягаемые  и неспрягаемые глагольные формы. Глагольные основы: основа инфинитива (непроизводная и производная) и основа настоящего времени. Нетематические глаголы и тематические глаголы I и II спряжения. Наклонения глаголов: изъявительное, повелительное, условное (сослагательное). Времена глаголов реального наклонения. Спряжение глаголов в настоящем времени. Чередование согласных в глагольных парадигмах. Формы будущего времени: будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.
Формы прошедшего времени. Простые формы: аорист и имперфект. Аорист, его значение и основные разновидности (простой и сигматический), спряжение. Имперфект, его значение, образование и спряжение. Сложные формы: перфект и плюсквамперфект, их значение, образование и спряжение. Начавшийся процесс утраты вспомогательного глагола в формах перфекта.
Образование и спряжение форм повелительного и условного (сослагательного) наклонений.
Инфинитив и супин как неизменяемые формы, значение и образование. Причастия, их значения и синтаксические функции. Причастия действительного и страдательного залогов настоящего и прошедшего времени, их образование. Склонение кратких (именных) и полных (местоименных) причастий.
Раздел 5. Синтаксические особенности старославянских текстов
Тема 5.1. Строение предложений
Простое предложение, вопрос о границах предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Употребление связки в настоящем времени в составном сказуемом. Именительный и винительный предикативные. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени в именной части составного сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим. Дополнительный глагольный член: инфинитив, супин, родительный падеж при супине. Согласованные и несогласованные определения. Особенности грамматических способов выражения категории принадлежности. Возможность одного отрицания наряду с двумя отрицаниями. Оборот «дательный самостоятельный». Типы предложений по их грамматическим отличиям. Способы осложнений простых предложений.
Сложное предложение. Разновидности сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сложноподчиненные предложения. Союзы и союзные слова, их значение.
Раздел 6. Лексика старославянского языка
Тема 6.1. Структура старославянской лексики
Праславянский лексический фонд. Неславянские заимствования. Формирование книжно-славянской лексики. Фразеологические единицы (библеизмы). Старославянизмы, их роль в развитии словарного состава современного русского литературного языка.
Таблица 2 – Содержание работ по дисциплине
Содержание работы Виды и формы работы, в часах Всего, часов
Контактная работа СР
Лекции Занятия
сем. типа Консультации Аттестация
Сем. зан. Практ. зан. Лаб. зан. Инд. Групп.
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Предмет и задачи курса «Старославянский язык»
1 2 3
1.2. Происхождение славянской письменности 2 5 7
II ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАРОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
2.1.Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й половины IX-X вв. 2 2 6 10
2.2. Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в. 1 2* 4 7
III. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СИСТЕМЕ ЗВУКОВ СТАРОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
3.1.Общеславянский праязык как источник славянских языков 1   2 4 7
3.2.Формирование слога нового качества (идеального слога) 1   2 2 5
3.3.Действие закона открытого слога 1 2* 4 7
3.4. Действие закона слогового сингармонизма 2 4 7 13
IV. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАРОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
4.1.Общая характеристика морфологической системы 1 2 3
4.2. Имя существительное 2 4(2*) 4 10
4.3 Местоимение 1 3 4
4.4. Имя прилагательное 2 4 4 10
4.5.Слова с числовым значением (числительные) 1 2 3
4.6.Глагол 4 4 8 16
V. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ТЕКСТОВ
5.1.Строение предложений 2 2
VI. ЛЕКСИКА СТАРОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
6.1. Структура старославянской лексики 1 1
Аттестация: (зачёт)
Итого по дисциплине

18 30 60 108
В том числе в интерактивной форме * 6* 6*


3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

3.1 Содержание контактной работы с преподавателем

Раздел 1. Введение
Тема 1.  Предмет и задачи курса «Старославянский язык»
 
Тема лекционного занятия:
            Предмет и задачи курса «Старославянский язык»
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Понятие о старославянском языке, его место среди славянских языков.
2. Вопрос о диалектной основе старославянского языка. Лингвистическое, историко-культурное и учебное значение изучения старославянского языка.
3. Роль старославянского языка в формировании и истории русского литературного языка.
4. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, освоенных русским языком; лексические старославянизмы.

Планируемые результаты обучения: ОПК-2.  Б1. Б. 39-з
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 7, 10, 11, 12


Раздел 2. Фонетическая система старославянского языка
Тема 2.1. Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й полов. IX-X вв.
Тема лекционного занятия:
Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й половины IX-X вв.
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Построение слога по принципу восходящей звучности. Открытость всех слогов. Слоговые плавные согласные. Ограничения сочетаний согласных.
2. Гласные звуки. Классификация гласных. Редуцированные гласные [ь] и [ъ], их сильные и слабые позиции. Изменения редуцированных гласных [ь] и [ъ] перед [j] и конечным гласным [и] в редуцированные гласные [и] и [ы]. Гласные в начале слова.
3. Согласные звуки.  Классификация согласных. Реализация гласных после мягких и твердых согласных. Отсутствие ассимиляции согласных по звонкости – глухости вследствие открытости слогов.

        Тема практического занятия:
Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й полов. IX-X вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы построения слога в старославянском языке.
2. Классификация гласных звуков старославянского языка.
3. Редуцированные гласные [Ъ] и [Ь]. Редуцированные [Ы] и [И] как позиционные варианты редуцированных [Ъ] и [Ь]. Сильные и слабые позиции редуцированных.
4. Классификация согласных звуков старославянского языка.

Задания:
1. Выучите термины, значение которых необходимо знать: открытый слог – закрытый; возрастание звучности; закон открытого слога (ЗОС); закон слогового сингармонизма (ЗСС) фонема; звук; классификация звуков (гласных и согласных); гласные полного образования – неполного образования (сверхкраткие, редуцированные); сильная – слабая позиция звука; слоговые согласные.

  2. Прокомментируйте следующую запись:

                          [ р ] :    ТРЪГЪ  [тр - гъ] – торг     
          РЪ
                          [ ръ ] :  ТРЪСТЬ  [тръ - сть] – трость
   
    3.  Затранскрибируйте слова: разделите на слоги, укажите ударный, обозначьте сильную и слабую позицию редуцированных, мягкие и полумягкие согласные: ЗРЬNО, ЗЪЛОБА, СТАРЬЦЬ, ЗРЬЦАЛО, КЪТО, ЧЬТО, ЛЂТО, NЕСТИ, РАЗОУМЬNЪ, СТРАСТЬ, ПОХЫТИТИ,  БРАТИЮ , МЫ ЕШИ,  ВЪСКРЬСN  ТИ, ВРЂМА.

Планируемые результаты обучения: ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в.
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

Тема 2.2. Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в.
Тема лекционного занятия:
Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в.
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Падение, или двоякое изменение редуцированных гласных ([ь], [ъ], [и], [ы]); причины и суть этого процесса. Отражение процесса падения редуцированных гласных в памятниках старославянской письменности. 
2. Следствия падения редуцированных: изменения границ слогораздела, сокращение количества слогов, появление закрытых слогов – прекращение действия закона открытых слогов; появление внутри слов сочетаний согласных, ранее невозможных.
            3. Изменения, не связанные с падением редуцированных гласных.  Вопрос об отвердении шипящих и аффрикат.

Тема практического занятия:
Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в.
Вопросы для обсуждения:
1. Падение, или двоякое изменение редуцированных гласных.
2. Отражение процесса падения редуцированных гласных в памятниках старославянской письменности.
3. Следствия падения редуцированных.
4. Изменения, не связанные с падением редуцированных гласных.
Задания:
1. Напишите слова по-старославянски, восстановив, где необходимо,  редуцированные гласные: день, сотня, дом, рожь, море, сон, конь, шел.
2. Прокомментируйте следующую запись:

Ъ > О ,  Ь > Е ;

Ъ > Ø ,  Ь > Ø ;

Ъ//Ъ  >  О//Ø ;

Ь//Ь  >  Е//Ø .

3. Написать слова по-старославянски, восстановив редуцированные:
рот, день, сотня, дом, семь, рожь, ложь, море, сон, конь, шел, вел, месть, шесть, весь, пес, ров, лесть.

3. Принести для работы на занятии сборник упражнений А.А.Дементьева.

Планируемые результаты обучения: ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

Раздел 3. Сравнительно-исторический комментарий к системе звуков старославянского языка

Тема 3.1. Общеславянский праязык как источник славянских языков
Тема лекционного занятия:
Общеславянский праязык как источник славянских языков
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1.Сравнительно-исторический метод и метод внутренней реконструкции как основные источники сведений о праязыках.
2. Происхождение праславянского языка из индоевропейского (граница III-II тысячелетия до н.э.). Два периода в развитии праславянского языка. Вопрос о балто-славянском периоде.
3. Индоевропейская фонетическая система. Гласные фонемы долгие и краткие; наличие открытых и закрытых слогов; дифтонги и дифтонгические сочетания; слоговая функция сонорных согласных. Согласные фонемы: взрывные, фрикативные, сонорные. Чередования гласных, ступени и функции чередований.
4. Общеславянские гласные монофтонгического происхождения.

Тема практического занятия:
Общеславянский праязык как источник славянских языков
Вопросы для обсуждения:
1. Происхождение праславянского языка из индоевропейского (граница III-II тысячелетия до н.э.). Два периода в развитии праславянского языка.
2. Индоевропейская фонетическая система. Гласные фонемы долгие и краткие; наличие открытых и закрытых слогов.
3. Дифтонги и дифтонгические сочетания; слоговая функция сонорных согласных.
4. Согласные фонемы: взрывные, фрикативные, сонорные.
5. Чередования гласных, ступени и функции чередований.

Задания:
1. Напишите по-старославянски: волна, торг, трость, первый, блоха, держать.
2. Определите древнейшие чередования гласных в словах: посол – посылать – послать; собрать – собирать.

Планируемые результаты обучения: ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 

Ресурсы, необходимые для освоения: Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15.

Тема 3.2. Формирование слога нового качества (идеального слога)
Тема лекционного занятия:
Формирование слога нового качества (идеального слога)
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Построение слогов по принципу возрастающей звучности.
2. Закон открытого слога (ЗОС). Закон слогового сингармонизма (ЗСС).
3. Открытие слогов, оканчивающихся согласным (упрощение групп согласных, изменения конца слова).
4. Различные результаты явлений начала слова.
Тема практического занятия:
Формирование слога нового качества (идеального слога)
Вопросы для обсуждения:
1.Построение слогов по принципу возрастающей звучности.
2.Закон открытого слога (ЗОС). Закон слогового сингармонизма (ЗСС).
3. Открытие слогов, оканчивающихся согласным (упрощение групп согласных, изменения конца слова).
4. Различные результаты явлений начала слова.
Задания:
1. Укажите фонетические признаки слов неславянского происхождения: паркет, сумма, Иосиф, ромб, кекс, буржуа, Анна, эра, кафедра, борт, евангелие.
2. Учитывая фонетические процессы, изменившие облик *о.сл. слов, напишите их соответствия в ст.сл.: *sūnŭs, (м.р.им.ед.), *sūnŭn (м.р. вин.ед.), *pādĕt (3л.ед. прош.вр.).
    3. Перепишите, заполните правый столбик, объясните данную запись:
и/е звукосочетания                                                  о/сл. звуки и звукосочетания
*dt,  tt                            >
*ss       >
*bn, pn, dn, tn                >
*dm, tm                          >
*bs , ps                            >
*bv                                  >
*dl, tl                              >
*kti, gti                            >
4. Объясните чередования согласных в словах: БРЕД    –  БРЕСТИ – БРЕЛЪ, МЕТ    – МЕСТИ,  ВИДЂТИ – ОБИДА, ПЕК  – ПЕШТИ,  ЖЬГ  – ЖЕШТИ, СЪПАТИ – СЪNЪ.
5. Дементьев А.А. Упр. 332 (I). Выпишите по три слова, в которых изменились группы *dt, tt и группы * kti, gti.
Планируемые результаты обучения: ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у.
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 10, 11, 12

Тема 3.3. Действие закона открытого слога
Тема лекционного занятия:
Действие закона открытого слога
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными в процессе открытия слогов.
2. Изменения дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными, различные результаты их по славянским диалектам.
3. Формирование общеславянских чередований гласных.

Тема практического занятия:
Действие закона открытого слога
Вопросы для обсуждения:
1.Изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными в процессе открытия слогов.
2. Изменения дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными, различные результаты их по славянским диалектам.
3. Формирование общеславянских чередований гласных.
Задания:
1. Напишите русские и старославянские соответствия к словам латинского языка. Определите, какие русские звуки соответствуют старославянским носовым гласным: лат. sēmen, mentha, pontis, sunt.
2.  Перепишите таблицу, заполните столбики II-IV; прокомментируйте таблицу.

        о/слав.
            I                                    ю/слав.
          II         в/слав.
            III       з/слав.
        IV
*(t)or(t)
*(t)er(t)
*(t)ol(t)
*(t)el(t)

Как возникли чередования  оро//ра, оло//ла;  ере//ре (рЂ), оло//ле (лЂ) в русском языке? Проиллюстрируйте примерами из современного русского языка.
2. Определите, в каких словах имеются неполногласные сочетания, мотивируйте ответ: предел, хранить, грабить, древесный,  влага, вратарь, страдать,  плавать, заглавие, слаб, прах, нравиться, полотно, бледный, стрела.
3. Определите по фонетическим признакам происхождение слова (старославянское или древнерусское), если возможно, приведите соответствие: ровный, ладья, расти, облако, роспись, разный, бремя, оборона.

4. Напишите по-старославянски следующие слова: звук – звон, клятва – проклинать, жать – сжимать.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у.
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

Тема 3.4. Действие закона слогового сингармонизма
Взаимодействие согласных с последующим *j: общеславянские процессы и процессы с различными результатами по диалектам; взаимодействие групп согласных с *j.
Три палатализации заднеязычных согласных под действием гласных переднего ряда, диалектные особенности II палатализации, непоследовательный характер III палатализации.
Тема лекционного занятия:
Действие закона слогового сингармонизма
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Взаимодействие согласных с последующим *j: общеславянские процессы и процессы с различными результатами по диалектам; взаимодействие групп согласных с *j.
2. Три палатализации заднеязычных согласных под действием гласных переднего ряда.
3. Диалектные особенности II палатализации.
4. Непоследовательный характер III палатализации.

Тема практического занятия 1:
Действие закона слогового сингармонизма
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимодействие согласных с последующим *j: общеславянские процессы и процессы с различными результатами по диалектам.
2. Взаимодействие групп согласных с *j.

Задания:
1.  Напишите старославянские слова, восходящие к *о.сл.: *kozja, *rydjь, *treskjam, *storgjь, *pitja.
2. Напишите по-старославянски следующие слова: стеречь, толочь, беречь, жечь.
3. Объясните происхождение мягких согласных: МОР Е, ПРАЖДА, КОЖА,  ХОШТ    ,  СТРАЖА,  СОУША,  ИШТ    . 

4.Объясните чередования в словах: ДОУХЪ – ДОУША, СВЂТЪ – СВЂШТА, ВОДИТИ – ВОЖДЬ, NОСИТИ – NОША, ПЛАКАТИ – ПЛАЧЬ, КОУПИТИ – КОУПЛЯ. 


Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 7,  9, 11, 12, 15
Тема практического занятия 2:
Действие закона слогового сингармонизма
Вопросы для обсуждения:
1. Три палатализации заднеязычных согласных под действием гласных переднего ряда.
2. Диалектные особенности II палатализации.
3. Непоследовательный характер III палатализации.
Задания:
1. Перечислите в тетради способы открытия закрытых слогов, используя материалы предыдущих занятий. 
2. Учитывая фонетиескчие и семантические закономерности, докажите родство приведенных слов. Запишите латиницей исторический корень, объясните звуковые изменения: совет – вече – обет – совещание – обещание; невежа – невежда – ведьма – вещий – известно; возвращать – ворочать – оборот – веретено – время – поворот; лить – лейка – слой; искони – начало – начинать – начну.
3. . Объясните происхождение подчеркнутых гласных и согласных: 
В Р А З  И,  С Л Ы Ш А Т И, Ц В Ђ Т Ъ, N А Ч А Л О, С Л ОУ Ж И Т И,
Р Ђ Ч Ь К А,  О Т Ь Ц Ь, К Ъ N А З Ь.
3. Найдите корень слова. Объясните в нем чередование звуков: СОУХЪ – СОУШИТИ – СОУША,  ПЕК  –  ПЕЧЕТЪ –  ПЕШТИ, КОNЬЦЬ – NАЧАЛО – NАЧИNАТИ, ЛИЦЕ – ЛИКЪ, NАД  ТИ – NАДЪМЕNЪ, СТЫN  ТИ – СТОУДЕNЪ.
Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у.
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

Раздел 4. Морфологическая система старославянского языка
Тема 4.1. Общая характеристика морфологической системы
Тема лекционного занятия:
Общая характеристика морфологической системы
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Лексико-грамматические разряды слов (части речи) в старославянском языке; морфологические категории.
2. Морфемный состав слов, звуковой состав морфем.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 11, 12, 15.

Тема 4.2. Имя существительное
Тема лекционного занятия:
Имя существительное
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Категории рода, числа и падежа.
2. Шесть типов склонения, их происхождение; твердый и мягкий варианты типов склонения.
3. Состав и парадигмы каждого типа склонения. Отражение общеславянских чередования согласных звуков в основе существительных при  склонении.
4. Начало разрушения старой системы склонения и формирования системы склонений по грамматическому роду.
Тема практического занятия:
Имя существительное
Вопросы для обсуждения:
1. Имя существительное как часть речи. Категории рода, числа и падежа.
2. Шесть типов склонения, их происхождение.
3. Твердый и мягкий варианты типов склонения.
4. Отражение общеславянских чередования согласных звуков в основе существительных при  склонении.
5. Начало разрушения старой системы склонения и формирования системы склонений по грамматическому роду.
Задания:
1.Определите тип склонения имён существительных (Дементьев А.А., упр. 240).
2.  Определить тип склонения существительных: КЪNИГА, СТРАЖЬ, ДОМЪ, ГВОЗДЬ, ЧОУДО, СОУША, ГРЂХЪ, ДЂВИЦА, МЫШЬ, ЛИЦЕ, КРАИ, МЕДЪ, СВЕКРЫ, ТЕЛА,  NОШТЬ, ВЪПЛЬ, ТАТЬ, СЛОВО, РЕЧЬ, МАТИ, ВРЂМА, КАМЫ, ЛЮБЫ, ПРАСА.
3. Сборник Дементьева А.А.: с. 270, № 523, строка 1 – 4.  Выпишите существительные, определите начальную форму, род, тип склонения, падеж и число.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15.


Тема 4.3. Местоимения
Тема практического занятия:
Местоимения
Вопросы для обсуждения:
1. Разряды местоимений. Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение; особенности их склонения: полные и энклитические формы.
2. Указательные местоимения. Местоименное склонение. Обозначения 3-го лица формами указательных местоимений.
Задания:
1. Выпишите из текста все местоимения, выполните их морфологический разбор. (Дементьев А.А., упр. 279).

2. Распределите местоимения по разрядам, заполните таблицу:

Личн. Возвр. Указ. Притяж. Вопр. Опред. Неопр. Отриц. Относит.




АЗЪ; ОNЪ,  ОNА,  ОNО; ДРОУГЪ, ДРОУГА, ДРОУГО; ИNЪ, ИNА, ИNО; ВАШЬ, ВАША, ВАШЕ; СЕБЕ; ВЬСЬ, ВЬС А, ВЬСЕ; ЧЬТО; ТЪ, ТА, ТО; И,  А,  Е; NЂКЪТО;  СЬ, СИ, СЕ;
NИЧЬТО.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15


Тема 4.4. Имя прилагательное
Тема лекционного занятия:
Имя прилагательное
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Прилагательные  качественные, относительные, притяжательные.
2. Продуктивные суффиксы прилагательных. Происхождение прилагательных как части речи.
3. Склонение именных (кратких, нечленных) имен прилагательных. Образование и склонение местоименных (полных, членных) прилагательных. Фонетические процессы в окончаниях полных прилагательных.
4. Образование и склонение сравнительной степени качественных прилагательных, краткие и полные формы сравнительной степени.
5. Образование превосходной степени прилагательных.
Тема практического занятия 1:
Имя прилагательное
Вопросы для обсуждения:
6. Прилагательные  качественные, относительные, притяжательные.
7. Продуктивные суффиксы прилагательных. Происхождение прилагательных как части речи.
8. Склонение именных (кратких, нечленных) имен прилагательных.
9. Образование и склонение местоименных (полных, членных) прилагательных.
10. Фонетические процессы в окончаниях полных прилагательных.
Задания:
1. Просклонять: ТА РЂКА, ВЫСОКЪ ДОМЪ, ДОБРО СЛОВО.
Тема практического занятия 2:
Имя прилагательное
Вопросы для обсуждения:
1. Образование и склонение сравнительной степени качественных прилагательных, краткие и полные формы сравнительной степени.
2. Образование превосходной степени прилагательных.
Задания:
1. Просклонять: СОУХА ЗЕМЛЯ, ВЕЛИКЪ ГОСТЬ, МАЛО ТЕЛА.
2. Произвести фонетический анализ слова Ц Ђ N А .
3. Объясните чередования в словах: СЛЫТИ – СЛОУХЪ – СЛОВО,  NАЧАТИ – NАЧИNАТИ,  СЂДЂТИ – САДЪ,  ПОСЫЛАТИ – ПОСЪЛЪ, ЛЕЖАТИ – ЛОЖЕ,  БЬРАТИ – СЪБИРАТИ.


Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15


Тема 4.5. Слова с числовым значением (числительные)
Тема практического занятия:
Слова с числовым значением (числительные)
Вопросы для обсуждения:
1. Происхождение числительных как части речи.
2. Количественные числительные: простые, сложные, составные.
3. Морфологические свойства и синтаксические связи простых количественных числительных.
4. Образование и изменения сложных числительных.
5. Порядковые числительные, близость их к прилагательным с точки зрения морфологических свойств.

Задания:
1.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15.

Тема 4.6. Глагол
Тема лекционного занятия 1:
Глагол
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Спрягаемые  и неспрягаемые глагольные формы.
2. Глагольные основы: основа инфинитива (непроизводная и производная) и основа настоящего времени.
3. Нетематические глаголы и тематические глаголы I и II спряжения.
4. Наклонения глаголов: изъявительное, повелительное, условное (сослагательное). Времена глаголов реального наклонения.
5. Спряжение глаголов в настоящем времени. Чередование согласных в глагольных парадигмах.
6. Формы будущего времени: будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.

Тема практического занятия 1:
Глагол
Вопросы для обсуждения:
1. Глагольные основы: основа инфинитива (непроизводная и производная) и основа настоящего времени.
2. Нетематические глаголы и тематические глаголы I и II спряжения.
3. Наклонения глаголов: изъявительное, повелительное, условное (сослагательное). Времена глаголов реального наклонения.
4. Спряжение глаголов в настоящем времени. Чередование согласных в глагольных парадигмах.
5. Формы будущего времени: будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.
Задания:

Тема лекционного занятия 2:
Глагол
Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Формы прошедшего времени. Простые формы: аорист и имперфект. Аорист, его значение и основные разновидности (простой и сигматический), спряжение. Имперфект, его значение, образование и спряжение.
2. Сложные формы: перфект и плюсквамперфект, их значение, образование и спряжение. Начавшийся процесс утраты вспомогательного глагола в формах перфекта.
3. Образование и спряжение форм повелительного и условного (сослагательного) наклонений.
4.  Инфинитив и супин как неизменяемые формы, значение и образование.
5.  Причастия, их значения и синтаксические функции. Причастия действительного и страдательного залогов настоящего и прошедшего времени, их образование. Склонение кратких (именных) и полных (местоименных) причастий.

Тема практического занятия 2:
Глагол
Вопросы для обсуждения:
1. Формы прошедшего времени. Простые формы: аорист и имперфект. Аорист, его значение и основные разновидности (простой и сигматический), спряжение. Имперфект, его значение, образование и спряжение.
2. Сложные формы: перфект и плюсквамперфект, их значение, образование и спряжение. Начавшийся процесс утраты вспомогательного глагола в формах перфекта.
3. Образование и спряжение форм повелительного и условного (сослагательного) наклонений.
4.  Инфинитив и супин как неизменяемые формы, значение и образование.
5.  Причастия, их значения и синтаксические функции. Причастия действительного и страдательного залогов настоящего и прошедшего времени, их образование. Склонение кратких (именных) и полных (местоименных) причастий.
Задания:
1. Образуйте формы 1 и 2 лица единственного числа всех прошедших времен от глаголов МЕСТИ, ИГРАТИ.
2.  Дементьев А.А. с.232, упр.515. Выпишите глаголы в прошедших временах и сделайте их морфологический разбор: назовите начальную форму, укажите постоянные и переменные морфологические признаки.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-2.  Б1. Б.39-з; ОПК-2.  Б1. Б.39-у; ОПК-2.  Б1. Б.39-в. 
Ресурсы, необходимые для освоения: 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15.

3.2 Содержание самостоятельной работы студента (таблица 3)
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента.
№ Темы
дисциплины Задания
для самостоятельной работы Коды результатов обучения, на которые направлены задания Трудоем-кость задания, часы Перечень учебно-методичес-кого обеспечения
1. Предмет и задачи курса «Старославянский язык» Работа с учебной литературой. См. также список дополнительной литературы  ОПК-2. Б1. Б.39 – з
2 4 1:1, 2, 4.2: 7, 10, 11, 12

2. Происхождение славянской письменности Работа с учебной и научной литературой и реферат на выбранную тему.  См. также список дополнительной литературы ОПК-2. Б1. Б.39 – з
2 4 1:1, 2, 4.2: 7, 9, 10, 11, 12, 15

3. Структура слога и состав фонем старославянского языка 2-й половины IX-X вв. Работа с учебниками по разделу «Фонетическая система старославянского языка». Выполнение домашних практических заданий ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
6 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

4. Фонетические процессы, отразившиеся в памятниках XI в. Работа по учебнику. Выполнение домашнего практического задания ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
6





4 1: 1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

5. Общеславянский праязык как источник славянских языков Работа по учебнику, выполнение практической части домашнего задания. Составление таблицы «Гласные монофтонгического происхождения» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
6 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15

6 Формирование слога нового качества (идеального слога) Работа с учебной литературой по теме ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
6 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

7. Действие закона открытого слога Составление таблиц: «Происхождение гласных  из дифтонгов и дифтонгических сочетаний», «Процессы с плавными согласными» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
4 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

8. Действие закона слогового сингармонизма Составление таблицы «Происхождение мягких согласных». Работа с учебниками ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у.
ОПК-2. Б1. Б.39 – в.

4 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 7,  9, 11, 12, 15

9. Общая характеристика морфологической системы Работа с учебной литературой по темам: «Лексико-грамматические разряды слов (части речи) в старославянском языке»; «Морфологические категории; морфемный состав слов, звуковой состав морфем» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
2 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

10. Имя существительное Работа с учебной литературой по темам: «Типы и состав склонения существительных»; «Отражение общеславянских чередований согласных звуков в основе существительных при  склонении» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
2 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 7,  9, 11, 12, 15

11. Местоимение
Работа с учебной литературой по темам: «Лексико-семантические группы местоимений», «Склонение неличных местоимений» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
2 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

12. Имя прилагательное Работа с учебниками по разделам: «Происхождение прилагательных как части речи», «Образование и склонение сравнительной степени качественных прилагательных» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
4 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

13. Слова с числовым значением (числительные) Работа с учебной литературой по теме «Слова, обозначавшие числа в старославянском языке» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
4 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15

14. Глагол Работа с учебной литературой по разделам: «История форм ирреальных наклонений», «История причастий», «Формирование деепричастия как особой формы глагола» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
ОПК-2. Б1. Б.39 – у
ОПК-2. Б1. Б.39 – в
4 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 15

15. Синтаксические особенности старославянских текстов Работа с учебной литературой по темам: «Особенности управления в предложении», «Синтаксическая структура текста» ОПК-2. Б1. Б.39 – з
2 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15

16. Лексика старославянского языка Работа с учебной и научной литературой по темам: «Формирование книжно-славянской лексики», «Фразеологизмы в старославянском языке», «Старославянизмы, их роль в развитии словарного состава современного русского литературного языка». См. список дополнительной литературы
ОПК-2. Б1. Б.39 – з
2 4 1:1, 2, 4.2: 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15

              ИТОГО:                                                                          60


4. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Основная учебная литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. Учебник. – 4-е  изд., испр. и доп. [Текст] / Т.А. Иванова – СПб: Авалонъ; Издательский дом «Азбука-классика», 2008. – 240 с.
2. Хабургаев, Г.А. Старославянский язык [Текст] / Г.А. Хабургаев – М.: Издательство Альянс, 2012. – 288 с.
3. Шулежкова, С.Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Г. Шулежкова.  – М.: Флинта: Наука, 2010. – 125 с.
– Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".
    http://www.biblioclub.ru/book/57633/

4.2 Дополнительная учебная литература
            4.  Бондалетов, В.Д. Старославянский язык: Сборник упражнений [Текст] / В.Д. Бондалетов, Н.Г. Самсонов, Л.Н. Самсонова.  – М.: Флинта: Наука, 2001. – 312 с.
          5. Бондалетов, В.Д. Старославянский язык: Таблицы. Тексты, Учебный словарь [Текст] / В.Д. Бондалетов, Н.Г. Самсонов, Л.Н. Самсонова.  – М.: Флинта: Наука, 2005. – 269 с.
6. Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности [Текст] / С.Б. Бернштейн. – М.: Наука, 1984. – 167 с.
7. Войлова, К.А. Старославянский язык: Пособие для вузов [Текст] / К.А. Войлова. – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
8 Горшков, А.И. Старославянский  (древнецерковнославянский) язык [Текст] / А.И. Горшков.  – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 141 с.
9. Дементьев, А.А.Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: учебное пособие для пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» [Текст] / А.А. Дементьев.– М.: Просвещение, 1975. – 343 с.
10 Истрин, В.А. 1100 лет славянской азбуки.  – 2-е изд., перераб. и доп.  [Текст] / В.А. Истрин.  – М., 1988. – 192 с.
11. Камчатнов, А.М. Старославянский язык: курс лекций: учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей: рек. УМО вузов РФ. – 3-е изд. [Текст] / А.М.  Камчатнов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 152 с.
12. Кондрашов, Н.А. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания  к их выполнению [Текст] / Н.А. Кондрашов, Л.К. Кузнецова, К.А. Войлова. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
13. Ремнева, М.Л. Старославянский язык: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. [Текст] / М.Л. Ремнева. – М.: Академический проект, 2004 – 352 с. – Приложение: Ремнева М.Л., Дедова О.В. Старославянский язык: Электронный курс. CD. – («Gaudeamus»).
14. Старославянский словарь (по рукописям X – XI веков) [Текст] / Под ред. Р.М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. – М.: Рус.яз., 1994. – 824 с.
15. Тимофеев, К.А. Старославянский язык: учебное пособие [Текст] / К.А. Тимофеев. – Новосибирск: НГУ, 2003. – 163 с.
16. Фразеологический словарь старославянского языка: свыше 500 единиц [Текст] / Научно-исследовательская словарная лаборатория МаГУ; отв.ред. С.Г. Шулежкова, члены редколлегии: М.А. Коротенко, Л.Н. Мишина, А.А. Осипова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 424 с.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"
17. Дубровина, К.Н. Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре [Текст] / К.Н. Дубровина. – М.: Флинта, 2012. – 286 с.
– Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". http://www.biblioclub.ru/book/103360/
18. Хабургаев, Г.А. Старославянский язык: учебное пособие для пед. ин-та по специальности "Русский язык и литература": доп. М-вом просвещения СССР [Текст] / Г.А. Хабургаев.  – М.: Просвещение, 1974. – 432 с.
– Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". http://www.biblioclub.ru/book/46963/
19. Селищев, А.М. Старославянский язык: [в 2 ч.]: учебное пособие для студентов и аспирантов филол. фак. ун-тов и фак. русского языка и литературы пед. ин-тов. Ч. 1: Введение. Фонетика [Текст] / А. М. Селищев.  – М.: Учпедгиз, 1951. – 336 с.
– Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". http://www.biblioclub.ru/book/70075/
20. Селищев, А.М. Старославянский язык: [в 2 ч.]: учебное пособие для студентов и аспирантов филол. фак. ун-тов и фак. русского языка и литературы пед. ин-тов. Ч. 2: Тексты. Словарь. Очерки морфологии  [Текст] / А. М. Селищев.  – М.: Учпедгиз, 1952. – 206 с.
– Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". http://www.biblioclub.ru/book/70075/

4.3.1 Ресурсы НГПУ.

4.3.2. Ресурсы открытого доступа
База данных по электронным энциклопедиям [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.encyclopedia.ru.
Каталог образовательных интернет ресурсов [Электронный ресурс]. – URL:  http://katalog.iot.ru.
Каталог образовательных интернет ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window.
Лингвистические ссылки – русский язык (толковые словари, отраслевые и терминологические словари, этимологические словари, диалекты, русская лексика, русская грамматика, русская орфография, русская лингвистика). [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.spelling.spb.ru
Образовательный портал. Справочно-информационный портал, посвященный русскому языку. [Электронный ресурс]. – URL: http://gramota.ru
Русские словари [Электронный ресурс]. – URL: http://www.slovari.ru

4.4 Методическое обеспечение
Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru

5. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1. Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).
Таблица 4. Локальные информационные технологии
Группа программных средств Наименование программного продукта
Операционные системы MicrosoftWindows
Офисные программы MicrosoftOffice
Распознавание текста и речи ABBYY FineReader
Таблица 5. Распределенные информационные технологии
Группа Наименование
Системы тестирования Система компьютерного адаптивного тестирования
АСТ-тест
Библиотеки и образовательные ресурсы Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru


5.2 Материально-техническая база (таблица 6)
Таблица 6. Материально-техническая база
Помещения для осуществления образовательного процесса Перечень основного оборудования
(с указанием кол-ва посадочных мест) Адрес (местоположение)
Аудитории для проведения лекционных занятий
Лекционные аудитории Интерактивная доска, ноутбук; проектор. Количество посадочных мест – 50. Ауд. 302. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28, корпус 3
Помещения для самостоятельной работы
Читальный зал № 3 библиотеки НГПУ Книги (учебники, учебные пособия, энциклопедии, журналы и т.д.). Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 30. г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28


6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ

Таблица 7 – Оценка сформированности компетенций
Планируемые результаты Этапы контроля
(номер темы) Процедура контроля (наименование) Средства оценки (из раздела 7)
Компетенции Дескрипторы (критерии)
ОПК-2 ОПК-2. Б1. Б.39 – з
4 выполнение письменной проверочной работы 7.2, задание
6 выполнение письменной проверочной работы 7.2, задание
ОПК-2. Б1. Б.39 - у 4, 6 выполнение письменной проверочной работы 7.2, задание
ОПК-2. Б1. Б.39 - в тестирование 7.3, задания 1-30


7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
7.1  Портфолио
Этапы контроля: тема 4 (самостоятельная работа), тема 6 (самостоятельная работа); итоговая письменная работа (тест).
Время выполнения: в течение семестра.
Форма проведения контроля: письменная работа
Метод оценивания: проверка преподавателем.
Структура: самостоятельная работа, тест.
Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОПК-2. Б1. Б.39 – з; ОПК-2. Б1. Б.39 - у; ОПК-2. Б1. Б.39 - в

7.2 Письменная проверочная работа
Этапы контроля: допуск к зачёту
Время на выполнение: 60 минут
Форма проведения контроля: письменная работа
Метод оценивания: проверка преподавателем.
Критерии оценки результатов выполнения: верно выполнено >60% заданий  – зачтено
Примерный вариант проверочных работ (задания).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОНЕТИКЕ (ТЕМА 4)
Вариант I
1. Переведите отрывок из Остромирова евангелия на современный  русский язык:
(Матфей, VII).
2. Напишите фонетическую транскрипцию словоформ, разделив каждую словоформу на слоги, обозначив качество согласных (мягкий/полумягкий), позиции редуцированных (сильная/слабая).
3. Установите происхождение выделенных звуков (гласных и согласных). Ответ (по возможности) обоснуйте.
4. Учитывая звуковые соответствия в следующих старославянских и русских словах, напишите *о.сл. вид корня: русск. моложе; ст.сл. ÁðÝÙè / русск. беречь; / русск. ворочать; русск. толочь  русск. вече; русск. локоть.
5. Найдите корень слова и объясните чередование звуков в нем. 6. Запишите старославянские слова, восходящие к следующим  *с.сл. словам: *vědmь, *obvelko, *grebti, *pekti, *lovlja, * světja, *kendo, *mъlva.
7. По фонетическим особенностям слова определите его происхождение (ст.сл., в.сл., *о.сл. или неславянское), укажите фонетические признаки: небрежный, кесарь, овца, жажда, чужой, Филипп, мороз, гражданин, речка, помощь, биология, эстамп, шлем, власть, рабство. 
Вариант II
1. Переведите отрывок из Мариинского евангелия на современный  русский язык:
(Лука, XIV).
2. Напишите фонетическую транскрипцию словоформ:, разделив каждую словоформу на слоги, обозначив качество согласных (мягкий/полумягкий), позиции редуцированных (сильная/слабая).
3. Установите происхождение выделенных звуков (гласных и согласных). Ответ (по возможности) обоснуйте.
4. Учитывая звуковые соответствия в следующих старославянских и русских словах, напишите *о.сл. вид корня:  русск. ровный; русск. обморок; русск. полова; русск. волочь;  русск. сажа;  русск. должник.
5. Найдите корень слова и объясните чередование звуков в нем.
6. Запишите старославянские слова, восходящие к следующим  *с.сл. словам: *kapja, *chotjam, *sъpnъ, *metti, *gena, *noktь, *skъrbь, *prendlъ.
7. По фонетическим особенностям слова определите его происхождение (ст.сл., в.сл., *о.сл. или неславянское), укажите фонетические признаки: пленить, кража, пробуждение, разглашать, мешок, аут, возвращать, эмбрион, дружба, паркет, горожанин, яблоко, бремя, течь, осень.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОРФОЛОГИИ (ТЕМА 6)
Вариант I
    (Мариинское евангелие)

Вариант II
(Зографское евангелие)
Задание:
Переведите отрывок на современный русский язык.
Разберите выделенные части речи по схеме:
Имя существительное – начальная форма, род, тип склонения, вариант, число, падеж.
Имя прилагательное – начальная форма, краткая или полная форма, род, особенность склонения (именной тип или местоименный), число, падеж.
Местоимение – начальная форма; разряд по значению; для личных местоимений укажите лицо; род (если есть); число; падеж.
Слово, обозначающее число (числительное) – начальная форма, разряд по значению, особенность склонения, тип связи с существительным (согласование, управление), род, число (если есть), падеж.
Глагол: для спрягаемой формы – начальная форма, класс, тип спряжения, наклонение, время, лицо, число, род (если есть); для неизменяемых форм – инфинитив или супин, класс, тип спряжения.
Для причастия – от какого глагола образовано, краткое или полное, залог, время, род, число, падеж.

Контролируемые результаты обучения: ОПК-2. Б1. Б.39 – з; ОПК-2. Б1. Б.39 - у; ОПК-2. Б1. Б.39 - в


7.3 . Банк текстовых заданий
Этапы контроля: зачет
Время на выполнение: количество заданий * 2 мин
Форма проведения контроля: тестирование.
Метод оценивания: проверка преподавателем.
Типовые задания (примерный вариант)
1.  Приблизительное время выделения общеславянского языка из индоевропейского
  VI - V тысячелетия до н.э.
  III - II тысячелетия до н.э.
  I тысячелетие до н.э.
  V век до н.э.
  V век н.э.
2.  Распад общеславянского праязыка завершился в
  I -II вв. н.э.
  II - IV вв. н.э.
  V-VI вв. н.э.
  VII - VIII вв. н.э.
  X - XI  вв. н.э.
3.  Соответствие славянских языков и славянских языковых групп
Южнославянский Украинский
Восточнославянский Польский
Западнославянский Болгарский
4.  Старославянский язык был сформирован на основе
  древнечешского языка
  древнерусского языка
  древнеболгарского языка
  древнепольского языка
5.  Начало славянской письменности относится к
  IX в.
  X в.
  XI в.
6.  Старославянский язык - это...
  общевосточнослаянский язык
  древнерусский язык
 древнеславянский литературный язык
  общеславянский язык
7.  Деятельность Кирила и Мефодия  по созданию первой славянской азбуки проходила в ........ веке
8. Название  буквы Ѫ в старославянской азбуке _____________________________________________
9. Для обозначения чисел в старославянском языке использовались
  древнегреческие буквы
  латинские буквы
  латинские цифры
  кириллические буквы
  черты и резы
  арабские цифры
10. Древнейшие славянские тексты написаны азбукой ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬____________________________________
11. Правильная последовательность звуков в пределах слога старославянских слов –
            гласный
              глухой фрикативный согласный
              звонкий согласный
              глухой смычный согласный
              плавный согласный
12. Старославянские слова, имевшие два слога,
 
 
 
 

13. Старославянские слова, имеющие три слога,
 
 
 
 
 
14. Правильный слогораздел в старославянском языке –
 
 
 
15. Установить соответствие слогов в слове их количеству
4

5

3

2
16. Падение редуцированных (сверхкратких) гласных произошло в II половине ..... века.
17.  Прекращение действия закона открытых слогов было вызвано
  монофтонгизацией дифтонгов
  падением сверхкратких гласных
  упрощением групп согласных
18.  Появление беглых гласных было вызвано...
  двояким изменением сверхкратких гласных
  монофтонгизацией дифтонгических сочетаний на носовой согласный
  монофтонгизацией дифтонгических сочетаний на плавный согласный
19.  Правильное написание старославянских слов –
 
 
 
 
20.  Чередования старославянского языка обусловленные количественными чередованиями праславянского языка
 
 
 
 
21. Чередования, обусловленные различной судьбой дифтонгических сочетаний на носовой согласный
 
 
 
 
 
 

22. Установить соответствие данных слов старославянским словам


др.-сканд. Kuning

лат. Angulus

лат.  menta

23.  Процессы смягчения заднеязычных согласных *g, k, ch называются ______________________________
24. Установить соответствие однокоренных слов на основе чередований, вызванных I палатализацией заднеязычных,

















25. Чередования, возникшие в результате I, или II, или III палатализаций заднеязычных согласных


II палатализация

III палатализация

I палатализация

26. Чередования в корнях  РѪКА – Р ѪЧЬNЫН, ДРОУГЪ  – ДРОУЖНТН  вызваны  ….  палатализацией заднеязычных согласных.
27. Чередования, возникшие в результате I, II, III палатализаций заднеязычных согласных,
 
 
 
 
28.  Чередования, обусловленные изменениями групп согласных и упрощениями групп согласных,
 
 
 
 
 
29. Результаты первой палатализации заднеязычных согласных –
к ж'

х ч'

г ш'



30. Установить соответствие групп существительных древним типам склонения












7.4. Вопросы к зачету

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Старославянский язык – первый письменный язык славян. Старославянские азбуки.
2. Роль старославянского языка  в развитии русского литературного языка. Славянизмы в русском языке, их признаки, стилистические функции.
3. Система гласных звуков старославянского языка 2-ой половины IX в. Структура слогов.
4. Система согласных звуков старославянского языка, их сочетаемость в пределах слога.
5. Происхождение общеславянских гласных из монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний на носовой. Действие закона открытого слога.
6. Судьба сочетаний гласных полного образования с плавными согласными в общеславянском языке (сочетания типа *ort-, *olt-  и *tort, *tert, *tolt, *telt).
7. Происхождение  общеславянских слоговых плавных.
8. Закон слогового сингармонизма. Изменение согласных с последующим *j (йотовые процессы).
9. Палатализации заднеязычных согласных.
10. Древнейшие чередования гласных, изменения их в общеславянском языке.
11. Изменения групп согласных, явления конца и начала слова.
12. Признаки слов неславянского происхождения.
13. Имя существительное как часть речи в старославянском языке. Грамматические категории и формы. Типы именного склонения.
14. Состав склонений существительных с основами на *ā/*jā; *ŭ. Особенности образования падежных форм.
15. Состав склонений существительных с основами на *ŏ/*jŏ; *ĭ. Особенности образования падежных форм.
16. Состав склонений существительных с основами на *ū; на согласный. Особенности образования падежных форм.
17. Местоимения как часть речи в старославянском языке.
18. Имена прилагательные как часть речи в старославянском языке.
19. Глагол как часть речи в старославянском языке. Категории и формы глагола. Основы глагола. Инфинитив и супин.
20. Формы настоящего времени тематических и нетематических глаголов.
21. Будущее время в старославянском языке.
22. Формы простых прошедших времен: аориста и имперфекта.
23. Формы сложных прошедших времен: перфекта и  плюсквамперфекта.
24. Сослагательное и повелительное наклонения.
25. Формы причастий.

Примерные темы рефератов
1. Происхождение старославянского языка. Деятельность славянских Первоучителей.
2. Общественно-исторические условия возникновения письменности у славян.
3. Славянские азбуки и их происхождение.
4. Состав славянских азбук. Старославянские памятники.
5. Характеристика кириллицы.
6. Место старославянского языка среди индоевропейских языков.
7. Праславянский язык как язык-основа современных славянских языков.
8. Основные черты звуковой системы *и.-е. праязыка.
9. Древнейшие чередования гласных (качественные, количественные, комбинированные).
10. Статус счетных имен (числительных) в системе старославянских частей речи.
11. Старославянские простые наименования чисел (простые числительные) и их соответствия в других славянских и индоевропейских языках. По материалам учебников и этимологических словарей.
12. Структура старославянской лексики. Способы формирования книжно-славянской лексики.
13. Старославянизмы, их роль в развитии словарного состава современного русского литературного языка.
14. Анализ старославянизмов в поэтическом тексте XVIII – XIX вв. (по выбору студента).
15. Библейские фразеологизмы в русском литературном языке.

Задания к текстам
1. Прочитайте и переведите отрывок.
2. Произведите по схеме фонетический и морфологический разбор указанных слов.
СХЕМА РАЗБОРА
Фонетический разбор
1. Напишите фонетическую транскрипцию слова (1).
2. Подберите однокоренные слова с чередованиями и объясните чередования (2).
3. По фонетическим признакам определите происхождение слова: *о.сл., ю.сл. (ст.сл.), неславянское (3).
4. Укажите отраженные в орфографии слова фонетические процессы в ст.сл. языке (4).
5. Определите происхождение выделенных звуков.
Морфологический разбор
Разбор выделенных словоформ с точки зрения принадлежности к той или иной части речи, грамматических категорий, форм, типов склонения и спряжения (для существительных указать случаи смешения склонений)

Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОПК-2. Б1. Б.39 – з; ОПК-2. Б1. Б.39 - у; ОПК-2. Б1. Б.39 - в

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05