министерство  образования  и  науки  российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института естественных и социально-экономических наук

_______Н. В. Кандалинцева

31 августа  2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Направление подготовки:

44.03.05. Педагогическое образование

Профили:

Безопасность жизнедеятельности и Биология

Уровень высшего образования:

бакалавриат

Форма обучения:

очнаяФигура

Программа подготовки:

академический бакалавриат

Новосибирск  2016Фигура

СОСТАВИТЕЛЬ: канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности  Лебедев А.В.

_______________

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

(протокол  №  1  от   «31»  августа 2016 г.)

Заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

_________  (Р.И. Айзман)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы: программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09 февраля 2016  г. № 91, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н.

Дисциплина является дисциплиной по выбору вариативной части блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы, изучается на очной форме обучения в 9 семестре.

Трудоемкость дисциплины: 3ЗЕТ/108 часа, в том числе - 30 часов – контактная работа с преподавателем,  78 часа – самостоятельная работа, 30 часов – контроль   (таблица 2).

Цели освоения дисциплины: дать слушателям теоретические знания и практические навыки по мониторингу здоровья участников образовательного процесса, прогнозированию риска развития нарушений здоровья.

Планируемые результаты обучения: будущий специалист по общей биологии должен овладеть знаниями, умениями и навыками определения основных показателей, характеризующих здоровье человека.

Дисциплина направлена на формирование  компетенций и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1– Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы)

ОПК-6 – готовность к обеспечению жизни и здоровья обучающихся

Знать: общие закономерности обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в нормальных условиях и при возникновении опасных ситуаций.

Уметь:

- выявлять причины возникновения опасных ситуаций и их признаки;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;

- проектировать образовательный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий

Владеть:

- основными методами обеспечения  жизни, здоровья и защиты участников образовательного процесса от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- здоровьесберегающими технологиями в организации образовательного процесса;

ПК-2 –  Способность использовать современные методы и технологии диагностики

Знать: современные методы и технологии диагностики состояния здоровья участников образовательного процесса.

Уметь:

- использовать современные методы и технологии диагностики состояния здоровья участников образовательного процесса

Владеть:

- основными методами и технологиями  диагностики  состояния здоровья участников образовательного процесса

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Представления о здоровье.

Холистическая модель здоровья. Методологические принципы оценки здоровья. Критерии оценки здоровья. Нормативные документы.

Раздел 2. Программные средства для проведения мониторинга здоровья.

Понятие мониторинга здоровья. Цели и специфические задачи мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса. Виды мониторинга здоровья.

Раздел 3. Электронный паспорт здоровья школьников и его составляющие.

Показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и т.д.), показатели функционального состояния организма в покое и после нагрузок (ЖЕЛ, ЧСС, АД и т.д.), PWC 170, ПЭК, ДП, интегральная оценка физического здоровья.

Оценка уровня физической подготовленности: силовая выносливость общая выносливость, гибкость, скоростные качества, координационные способности, скоростно-силовые качества, интегральная оценка уровня физической подготовленности.

Оценка психофизиологического состояния: скорость сенсомоторных реакций, РДО, уровень тревожности, память, внимание, отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Квалификационная характеристика общеобразовательного учреждения: материально-технические условия, кадровое обеспечение, организация медицинского обслуживания, организация физического воспитания, организация питания, обучение здоровью, профилактическая работа, взаимодействие ОУ с родителями и внешние связи.

3.5. Работа с базой данных по составлению отчетов.

Раздел 4. Электронный паспорт здоровья студентов как инструмент его мониторинга.

Оценка уровня физической подготовленности студентов основной медицинской группы и спортсменов, специальной медицинской группы, интегральная оценка физической подготовленности;

Характеристика психо - эмоционального состояния: уровень социально-психологической адаптации, самооценка психических состояний, оценка уровня тревожности, стрессоустойчивости, определение уровня невротизации, психопатизации, состояния агрессии, мотивация к успеху, отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Характеристики личности: СМИЛ, диагностика стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, оценка темперамента, типологии личности; прогнозирование риска развития девиантного поведения.

Психофизиологические показатели: функциональная асимметрия мозга, оценка различных видов памяти, внимания, определение умственной работоспособности, скорость сенсомоторной реакции, РДО.

Работа с базой индивидуальных данных.

Раздел 5. Электронный паспорт здоровья педагогов как инструмент мониторинга.

Оценка психофункционального состояния организма преподавателя: физическая работоспособность и здоровье, функциональная активность нейродинамических процессов.

Оценка психологического состояния личности: социально-психологическая адаптация, уровень тревожности, оценка уровня стрессоустойчивости, конфликтности, невротизации, психопатизации, диагностика состояния агрессии; мотивация к успеху, оценка климата в коллективе, выявление профессиональных кризисов, измерение степени эмоционального выгорания, отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Составление интегрального паспорта здоровья преподавателя.

Таблица 2

Содержание работ по дисциплине (очная форма обучения)

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

Раздел 1. Представления о здоровье.

6

2

8

Раздел 2. Программные средства для проведения мониторинга здоровья.

2

4

18

24

Раздел 3. Электронный паспорт здоровья школьников и его составляющие.

2

4

20

26

Раздел 4. Электронный паспорт здоровья студентов как инструмент его мониторинга.

6

20

26

Раздел 5. Электронный паспорт здоровья педагогов как инструмент мониторинга.

2

4

18

24

Контроль: зачет

Итого по дисциплине

18

12

78

108

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

4 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1 Основная учебная литература

  1. Айзман, Роман Иделевич Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 214 с. : ил., табл. - (Университетская серия). - Библиогр.: с. 193-196. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/2150/read.php. - Словарь: с. 197-212. - ISBN 978-5-379-01630-2.

  1. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для бакалавров, магистрантов и аспирантов / [Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 287 с. : табл. - Библиогр. в конце гл.. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/57559/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-00023-590-4.

4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

  1. Айзман, Роман Иделевич. Возрастная физиология : учебное пособие для студентов всех пед. спец. и направлений, аспирантов и преподавателей пед. и мед. вузов педиатрического профиля / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова ; [науч. ред. А. Д. Герасёв] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 202 с. - Библиогр.: с. 200. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/56236/read.php. - ISBN 978-5-93889-146-3.

  1. Айзман, Роман Иделевич. Психофизиологические основы профориентации учащихся / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, М. А. Суботялов ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естественных и социально-экономических наук.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 112 с. - Библиогр.: с. 110. - ISBN 978-5-93889-110-4.

  1. Безруких, Марьяна Михайловна. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер.  - Москва : Academia, 2002. - 416 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 413. - ISBN 5-7695-0581-8.

  1. Данилова, Нина Николаевна. Психофизиология : учебник для вузов / Н. Н. Данилова.  - Москва : Аспект Пресс, 1998. - 373 с. : ил. - (Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество) (Программа "Высшее образование"). - Библиогр.: с. 357-369. - ISBN 5-7567-0220-2.

  1. Климова, Елена Владимировна. Экология человека : практические занятия : учебное пособие / Е. В. Климова, Г. Е. Осипова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 100 с. : табл. - Библиогр.: с. 99. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/456/read.php. - Авт. указ. на обороте тит. л..

  1. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ : методическое пособие / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естеств. и социально-эконом. наук, Каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности.  - Новосибирск : РИФ "Новосибирск", 2008. - 124 с. - ISBN 978-5-94520-056-2.

  1. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естественных и социально-экономических наук, Каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности.  - Новосибирск : РИФ "Новосибирск", 2009. - 100 с.

  1. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом : методическое пособие / Р. И. Айзман [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Каф. анатомии, физиологии и валеологии [и др.] .  - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 72 с. - ISBN 5-9900604-3-2.

  1. Мониторинг здоровья сотрудников НГПУ [Электронный ресурс] / Р. И. Айзман [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности .  - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 1 CDR - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше ; 15 Mb HDD ; 64 Мb RAM ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit ; Microsoft Windows 98, Me, 2000, XP.

  1. Мониторинг здоровья спортсменов и эффективности работы ДЮСШ : методическое пособие / Н. И. Айзман [и др.] ; под ред. Р. И. Айзмана, Ю. Н. Кабанов ; Новосиб. гос. пед. ун-т [и др.] .  - Новосибирск : [НГПУ], 2009. - 84 с. - ISBN 5-9900604-3-2.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ:

  1. Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 214 с. : ил., табл. - (Университетская серия). - Библиогр.: с. 193-196. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/2150/read.php. - Словарь: c. 197-212. - ISBN 978-5-379-01630-2.

  1. Бельченко Л. А. Физиология человека : организм как целое : учебно-методический комплекс для учителей биологии, пед. и мед. колледжей и учащихся профильных кл. в качестве доп. учеб. пособия / Л. А. Бельченко, В. А. Лавриненко ; Новосиб. гос. ун-т.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2004. - 229 с. : ил., схемы - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5590. - Словарь: с. 214-224. - Предм. указ.: с. 225-228. - ISBN 5-94087-065-1.

  1. Боровец Е. Н. Психофизиология : учебно-методический комплекс / Е. И. Боровец ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 217 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 197-198. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/2711/read.php. - Словарь: c. 199-215. - ISBN 978-5-85921-868-4.

  1. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для бакалавров, магистрантов и аспирантов / [Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 287 с. : табл. - Библиогр. в конце гл.. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/57559/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-00023-590-4.

4.4 Содержание самостоятельной работы студента (таблица 3)

Таблица 3

Технологическая карта  самостоятельной работы студента очной формы обучения

Разделы

дисциплины

Задания

для самостоятельной

работы

Трудоемкость задания, часы

Перечень

учебно-методического обеспечения

(номера источников

из п.п. 4.1 – 4.3)

1

Раздел 1. Представления о здоровье.

1. Проработка лекционного материала  и учебной литературы.

2. Мини-реферат

20

1-13

2

Раздел 2. Программные средства для проведения мониторинга здоровья.

1.Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе

2. Подготовка конспекта по основным показателям физического развития

3. Подготовка конспекта по основным показателям уровня физической подготовленности

Подготовка конспекта по основным показателям психофизиологического состояния

18

1-13

3

Раздел 3. Электронный паспорт здоровья школьников и его составляющие

1. Проработка лекционного материала по конспекту и учебной литературе.

2. Подготовка протокола физического развития

3. Подготовка протокола функционального состояния организма в покое и после нагрузок .

4. Подготовка протокола физической подготовленности

20

1-13

4

Раздел 4. Электронный паспорт здоровья студентов как инструмент его мониторинга.

1.Подготовка протокола психологических и психофизиологических особенностей студентов.

2.Подготовка протокола личностного потенциала студентов

3.Расчет статистических величин на основе полученных результатов тестирования

20

1-13

5

Раздел 5. Электронный паспорт здоровья педагогов как инструмент мониторинга.

1. Проработка лекционного материала  и учебной литературы.

2. Мини-реферат

20

1-13

6

Контроль: зачет

7

Итого

98

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта)

Выполнение курсовой работы (проекта)  по учебному плану не запланировано.

5. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных  и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица 4 – Локальные информационные технологии

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Аудиоредакторы

MakeMusicFinale

Видеоредакторы

CamtasiaStudio

Операционные системы

MicrosoftWindows

Таблица 5 – Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

5.2 Материально-техническая база (таблица 6)

Таблица 6 – Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения лекционных занятий

Лекционные аудитории

Smart Board; проектор SonyVPL-CX100, видеокамера цифровая Саnon MV800. (для демонстрации иллюстративного материала)

Количество посадочных мест – 96.

Ауд. 119 ИЕСЭН,

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Smart Board; проектор ViewSonic-PJD5255L,

главного корпуса, оснащенные мультимедийным оборудованием (для демонстрации иллюстративного материала)

Количество посадочных мест – 25.

Ауд. 140 ИЕСЭН,

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Аудитории для проведения практических и

контроля успеваемости

Компьютерные классы

14 компьютеров с возможностью выхода в сеть Интернет; с установленным комплектом лицензионного программного обеспечения: Windows 7 Professional x64, MS Office Professional 2010, MyTest X 10.2.0.3 Ru, HyperTest 1.1 Ru, Google Earth 7.1.1.1888 Ru.

Количество посадочных мест – 16.

Ауд. 219 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

14 компьютеров с возможностью выхода в сеть Интернет, с установленным комплектом лицензионного программного обеспечения: Windows 7 Professional x64, служебные и прикладные программы: LibreOffice,  геоинформационные системы: SAS.Планета 11.11.13 x86-x64 Ru, Quantum GIS 2.0.1.0 Ru, Google Earth 7.1.1.1888 Ru, GPSMapEdit All x86-x64 Ru, Quantum GIS 2.0.1.0 Ru.

Количество посадочных мест – 16.

Ауд. 336 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Аудитории

Кабинет охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, оснащенный материально-техническим оборудованием: мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, телевизор.

Количество посадочных мест – 25.

Ауд. 140 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Кабинет общенаучных дисциплин, оснащенный материально-техническим оборудованием: влажные препараты, микропрепараты, муляжи, комплект демонстрационных таблиц; микроскопы учебные

Количество посадочных мест – 25.

Ауд. 124 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Помещения для самостоятельной работы и курсового проектирования

Компьютерные классы

14 компьютеров с возможностью выхода в сеть Интернет; с установленным комплектом лицензионного программного обеспечения: Windows 7 Professional x64, MS Office Professional 2010, MyTest X 10.2.0.3 Ru, HyperTest 1.1 Ru, Google Earth 7.1.1.1888 Ru.

Количество посадочных мест – 16.

Ауд. 219 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

14 компьютеров  с возможностью выхода в сеть Интернет, с установленным комплектом лицензионного программного обеспечения: Windows 7 Professional x86 (Down XP), служебные и прикладные программы: LibreOffice,  геоинформационные системы: SAS.Планета 11.11.13 x86-x64 Ru, Quantum GIS 2.0.1.0 Ru, Google Earth 7.1.1.1888 Ru, GPSMapEdit All x86-x64 Ru, Quantum GIS 2.0.1.0 Ru.

Количество посадочных мест – 16.

Ауд. 338 ИЕСЭН, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Читальный зал библиотеки НГПУ

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 31.

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций

Лекционные аудитории

Smart Board; проектор SonyVPL-CX100, видеокамера цифровая Саnon MV800. (для демонстрации иллюстративного материала)

Количество посадочных мест – 96.

Ауд. 119 ИЕСЭН,

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

  1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме экзамена.

Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.

Список вопросов для собеседования (вопросы к экзамену).

  1. Современные взгляды на здоровье. Холистическая модель здоровья. Критерии здоровья. Принципы оценки здоровья .

  1. Понятия скрининга и мониторинга здоровья. Цель и задачи мониторинга здоровья .

  1. Программные и анкетные методы и средства скрининг-диагностики состояния здоровья человека.

  1. Экспресс-диагностика уровня своего здоровья по В.Д.Апанасенко.

  1. Индивидуальная оценка уровня своего здоровья по основным симптомам и синдромам.

  1. Диагностика влияния вредных привычек, питания, наследственности на свое здоровье.

  1. Медицинская скрининг диагностика своего здоровья.

  1. Оценка физического развития и функционального состояния своего организма.

  1. Оценка своего психического здоровья,  нейродинамических и психофизиологических показателей.

  1. Оценка своего конституционального типа и социотипа по комплексу морфологических, психофизиологических и психических характеристик.

  1. Экспресс диагностика своего образа жизни, питания, факторов риска.

  1. Скрининг оценка готовности ребенка 5-7 лет  к обучению в школе.

  1. Разработка индивидуального маршрута оздоровления на основе скринниг диагностики здоровья и образа жизни .

  1. Осанка, виды осанки, нарушения осанки.

  1. Стопа, виды стопы, нарушения стопы.

  1. Артериальное давление (АД). Возрастно- половые особенности АД.

  1. Частота сердечных сокращений (ЧСС). Возрастно- половые особенности ЧСС.

  1. Сердечно-сосудистой система, способы определения ее состояния
    Типы нервной системы,

  1. Острота зрения, методы диагностики нарушений

  1. Острота слуха, методы диагностики нарушений

  1. Группы здоровья.

  1. Маршруты здоровья, их назначение.

  1. Асимметрия мозга, праворукость, леворукость, способы ее определения и значение для учебного заведения.

  1. Выбор профессии и индивидуально-типологические особенности.

  1. Стресс как основа адаптации. Адаптация учащихся к школьному обучению.

  1. Типы конституции.

  1. Проблема типологизации в психологии и физиологии.

  1. Физиологические основы темперамента.

  1. Роль сенсорной информации в развитии высших психических функций, адаптации и здоровья.

  1. Психофизиологические аспекты внимания.

  1. Психофизиологические аспекты памяти.

Критерии оценки

  • «удовлетворительно» (пороговый уровень сформированности компетенций) обучающийся поверхностно раскрывает основные теоретические положения, демонстрирует использование наиболее простых методов постановки эксперимента; в усвоении программного материала имеются существенные пробелы, излагаемый материал не систематизирован; выводы недостаточно аргументированы, имеются смысловые и речевые ошибки;

  • «хорошо» (средний уровень сформированности компетенций) отвечающий демонстрирует знание базовых положений без использования дополнительного материала; проявляет логичность и доказательность изложения материала, но допускает отдельные неточности при использовании ключевых понятий и способов постановки эксперимента; в ответах на дополнительные вопросы имеются незначительные ошибки;

  • «отлично» (высокий уровень сформированности компетенций) отвечающий исчерпывающе, логически и аргументировано излагает материал, тесно связывает теорию с практикой посредством иллюстрирующих примеров, постановки эксперимента; обосновывает собственную точку зрения при анализе конкретной проблемы исследования, грамотно использует методы постановки эксперимента, свободно отвечает на поставленные дополнительные вопросы, делает обоснованные выводы;

  • «неудовлетворительно» (компетенции не сформированы) обучающийся допускает фактические ошибки и неточности, у него отсутствует знание специальной терминологии, нарушена логика и последовательность изложения материала; не отвечает на дополнительные вопросы по рассматриваемым темам, не может сформулировать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04