ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
1. Выберите небольшой по объему поэтический или прозаический текст (например, рассказ) или текстовый фрагмент.
2. Охарактеризуйте заглавие текста (если это возможно) как лексическую единицу, находящуюся в сильной позиции. Определите тип заголовка.
3. Выявите ключевые слова текстового фрагмента. Свой выбор обоснуйте, учитывая формальные и смысловые признаки ключевого слова (отношения семантического тождества, близости, противопоставления, включения с другими элементами текста; содержательное соотношение с темой текстового фрагмента; проявление ассоциативных и деривационных связей ключевого слова в структуре текста).
4. В какие текстовые парадигмы (смысловые отношения в тексте) включаются ключевые слова? Как соотносятся текстовые и системные группировки?
5. Как в текстовой парадигме проявляется семное и семантическое варьирование слов? Как происходит развертывание метафоры в тексте? Какова роль многозначности в тексте?
6. Как представлены в тексте системные отношения в лексике (синонимия, омонимия, антонимия, гипо-гиперонимические отношения)?
7. Какие типы синонимов образуют «синонимическую сеть» (В.Д.Черняк) текста? Какие разновидности синонимических рядов участвуют в лексической организации текста? Каковы функции синонимов в тексте?
8. Какие типы антонимов представлены в тексте? Какова их роль в организации текста?
9. Как выстраивается тематическая сетка текста? Как текстовая парадигма соотносится с лексической системой языка (тематическая сетка текста и семантическое поле, ЛСГ, тематическая группа)?
10. Какие фрагменты (ядерные / периферийные) лексических группировок организуют всю структуру текста?
11. Вернитесь к заглавию текста на последнем этапе анализа лексической структуры текста. Какова семантика заглавия?
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05