«Практикум по созданию текстов разных жанров (литературоведческий аспект)»

 

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

 

Профиль:

«Филологическое образование»

 

Уровень высшего образования:

бакалавриат

 

Форма обучения:

очная/заочная

 

 

Программа подготовки:

академический бакалавриат

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Создание текстов разных жанров.

Тема 1.1. Аннотация.

Тема 1.2. Отзыв.

Тема 1.3. Рецензия.

Тема 1.4. Эссе. Жанровые разновидности эссеистических текстов.

Тема 1.5. Сочинение как особый вид текста.

Раздел 2. Сочинение публицистического характера.

Тема 2.1. Литературные аргументы в сочинении публицистического характера.

Раздел 3. Сочинение на литературную/литературоведческую тему.

Тема 3.1. Комплексный анализ художественного произведения как текст.

Тема 3.2. Анализ эпизода в контексте литературного произведения как самостоятельный текст.

Тема 3.3. Сравнительный анализ двух и более произведений как самостоятельный текст.

Тема 3.4. Комментирование художественного произведения как особый вид письменного текста.

Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

 

 

Таблица 2. Тематическое планирование для очной формы обучения

Таблица 2.1 (очная форма обучения)

 

Содержание работы

Виды и формы работы, в часах

Всего, час

Контактная работа

СР

Лек-ции

Занятия

сем. типа

Консультации

Атте-стация

Сем. зан.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Инд.

Групп.

I. СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

Аннотация

 

 

 

2

 

 

 

4

6

Отзыв

 

 

 

2

 

 

 

4

6

Рецензия

 

 

 

2

 

 

 

4

6

Эссе. Жанровые разновидности эссеистических текстов.

 

 

 

2

 

 

 

4

6

Сочинение как особый вид текста.

 

 

 

2

 

 

 

4

6

II. СОЧИНЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Литературные аргументы в сочинении публицистического характера.

 

 

 

2

 

 

 

4

6

III. СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ/ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМУ.

Комплексный анализ художественного произведения как текст.

 

 

 

2

 

 

 

6

8

Анализ эпизода в контексте литературного произведения как самостоятельный текст.

 

 

 

2

 

 

 

6

8

Сравнительный анализ двух и более произведений как самостоятельный текст.

 

 

 

6

 

 

 

4

10

Комментирование художественного произведения как особый вид письменного текста.

 

 

 

6

 

 

 

4

10

Аттестация: зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по дисциплине

 

 

28

 

 

 

 

44

72

 

Таблица 2.2 (заочная форма обучения)

 

Содержание работы

Виды и формы работы, в часах

Всего, час

Контактная работа

СР

Лек-ции

Занятия

сем. типа

Консультации

Атте-стация

Сем. зан.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Инд.

Групп.

I. СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

Аннотация

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Отзыв

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Рецензия

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Эссе. Жанровые разновидности эссеистических текстов.

 

 

 

 

 

 

 

4

4

Сочинение как особый вид текста.

 

 

2

 

 

 

 

4

6

II. СОЧИНЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Литературные аргументы в сочинении публицистического характера.

 

 

2

 

 

 

 

4

6

III. СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ/ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМУ.

Комплексный анализ художественного произведения как текст.

 

 

2

 

 

 

 

2

4

Анализ эпизода в контексте литературного произведения как самостоятельный текст.

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Сравнительный анализ двух и более произведений как самостоятельный текст.

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Комментирование художественного произведения как особый вид письменного текста.

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Аттестация: зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по дисциплине

 

 

6

 

 

 

 

26

32

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

Содержание контактной работы с преподавателем

 

Раздел 1. Создание текстов разных жанров.

Тема 1.1. Аннотация. Задачи и особенности написания аннотации. Анализ образцов аннотаций.

Тема 1.2. Отзыв. Цель написания отзыва о тексте (художественном произведении, книге, журнале, спектакле и т. п.). Отзыв как анализ. Виды отзывов (отзыв-заметка, отзыв-письмо). Разбор, некоторая оценка произведения. Примеры отзывов, работа с анализом предложенных образцов.

Тема 1.3. Рецензия. Рецензия как критическое суждение о произведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения. Цель написания рецензии. Задачи автора-рецензента. Методы и приемы написания рецензии. Разновидности рецензий. Структура рецензии.

Тема 1.4. Эссе. Жанровые разновидности эссеистических текстов. Жанровые и структурно-композиционные особенности эссеистических текстов. М.Монтень — родоначальник жанра эссе. Особенности эссе как диалогического жанра. Внутрижанровые формы эссе: статья, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово. Цели и задачи написания эссе. Разновидности эссе: художественное, научное, религиозное, философское, литературно-критическое. Анализ образцов эссеистических произведений разных типов.

Тема 1.5. Сочинение как особый вид текста. Цели и задачи написания сочинения. Сочинение как способ самопознания и саморазвития. Требование к тексту сочинения. Примерный план работы над сочинением. Виды сочинений (описание, рассуждение и повествование), специфика работы над сочинением каждого вида. Критерии оценивания сочинения. Рецензирование сочинений.

Раздел 2. Сочинение публицистического характера.

Тема 2.1. Литературные аргументы в сочинении публицистического характера. Анализ, комментирование и размышление над текстом художественного произведения как основные формы сочинения публицистического характера с привлечением литературных аргументов.

Раздел 3. Сочинение на литературную/литературоведческую тему.

Тема 3.1. Комплексный анализ художественного произведения как текст. Понятие комплексного анализа текста. Параметры анализа, примерная схема (от частного к общему, от конкретных наблюдений к обощающим выводам и интерпрпетации). Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М.Лотман).

Тема 3.2. Анализ эпизода в контексте литературного произведения как самостоятельный текст. Анализ эпизода как текста в составе целого. Варинаты «эпизодических» текстов и специфика работы с каждым из них (пейзаж, диалог, портрет, пространство, сон героя и т. п.).

Тема 3.3. Сравнительный анализ двух и более произведений как самостоятельный текст. Особенности и внутренняя логика сравнительного анализа текстов. Параметры сравнения. Особенности с сложности оформления сравнительного анализа как письменного текста.

Тема 3.4. Комментирование художественного произведения как особый вид письменного текста. Текстуальный (от текста к действительности) и концептуальный (от действительности к тексту) комментарий. Текст как источник информации для комментария. Особенности коментирования художественного и нехудожественного текста.

 

3.2 Содержание самостоятельной работы студента

Таблица 3

Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Коды результатов обучения, на которые направлены задания

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методиче-ского обеспече-ния (раздел 4)

1

Аннотация

Работа с источниками

 

Написание собственного текста аннотации (объект выбирается студентом самостоятельно).

ОК-4

4

18

2

Отзыв

Работа с источниками

 

Написание своего текста данного жанра.

ОК-4

4

18

3

Рецензия

Работа с источниками

 

Написание рецензии на текст, спектакль, фильм (объект рецензирования выбирается самостоятельно)

ОК-4

 

4

18

4

Эссе. Жанровые разновидности эссеистических текстов.

Работа с источниками

 

Написание своего текста-эссе одной из жанровых разновидностей.

ОК-4

4

14,18

5

Сочинение как особый вид текста.

Работа с источниками

ОК-4

4

9, 15, 17, 18

6

Литературные аргументы в сочинении публицистического характера.

Работа с источниками

 

ОК-4

4

10

7

Комплексный анализ художественного произведения как текст.

Работа с источниками

 

Написание комплексного анализа художественного текста (поэтического и прозаического).

ОК-4

6

2, 3, 7, 10, 11

8

Анализ эпизода в контексте литературного произведения как самостоятельный текст.

Работа с источниками

 

Письменный анализ эпизода (пейзаж, портрет, пространство и др. по выбору студента).

ОК-4

6

3, 5, 8

9

Сравнительный анализ двух и более произведений как самостоятельный текст.

Работа с источниками

 

Письменная работа — анализ двух произведений (поэтических или прозаических) разных авторов с одним названием.

ОК-4

4

2, 8, 10, 13

10

Комментирование художественного произведения как особый вид письменного текста.

Работа с источниками

 

 

Письменный комментарий предложенного текста или фрагмента.

ОК-4

4

9,1

 

Аттестация: зачет

 

ОК-4

2

 

Итого

44

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение в литературоведение: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.]; под ред. Л. В. Чернец. - Москва: Академия, 2011. - 680 с. ISBN 5-7014-0465-4. 30 экз.

Дополнительная литература

  1. Анализ художественного текста : лирическое произведение : хрестоматия / сост. и примеч. Д. М. Магомедовой, С. Н. Бройтмана ; худож. М. Гуров ; Рос. гос. гуманитар. ун-т.  - Москва : РГГУ, 2005. - 334 с. - ISBN 5-7281-0386-3.

  2. Анализ художественного текста : Эпическая проза : хрестоматия для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов / сост. Н. Д. Тамарченко ; худож. М. Гуров ; Рос. гос. гуманитар. ун-т.  - Москва : РГГУ, 2005. - 442 с. - Библиогр.: с. 439-440. - ISBN 5-7281-0492-4.

  3. Введение в литературоведение : учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Н. Л. Вершинина и др. ; под общ. ред. Л. М. Крупчанова.  - Москва : ОНИКС, 2007. - 415 с. - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-488-01033-8.

  4. Жиличева, Г. А. Анализ фрагмента литературного произведения: учебн. пособие / Г. А. Жиличева, А. Е. Москалева, Н. А. Муратова, С. А. Ромащенко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 128 с.

  5. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение : курс лекций / В. М. Жирмунский ; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской.  - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 440 с. - ISBN 5-288-01445-0.

  6. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста : учебник для филол. специальностей вузов : рек. М-вом образования РФ / Ю. В. Казарин.  - Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 432 с. : ил. - (Gaudeamus) (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 409-429. - ISBN 5-8291-0463-6. - ISBN 5-88687-154-3.

  7. Литературоведческий анализ текста : учебно-методическое пособие / С. Н. Гузаевская, Г. А. Жиличева, Е. С. Изотова [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 207 с

  8. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров : человек - текст - семиосфера - история / Ю. М. Лотман ; [ред. Т. Д. Кузовкина ; предисл. В. В. Иванова ; послесл. М. Л. Гаспарова] ; Тартус. гос. ун-т.  - Москва : Языки русской культуры, 1996. - 447 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - Библиогр.: с. 387-404. - Указ. имен: c. 427-437. - Предм. указ.: с. 438-443. - ISBN 5-7859-0006-8.

  9. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., 1996.

  10. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения : учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Д. М. Магомедова.  - Москва : Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 186. - ISBN 5-7695-1650-Х.

  11. Монтень Мишель. Опыты : в 3 кн. / М. Монтень ; редкол.: И. Б. Бачкало [и др.].  - Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 1997. - (Бессмертная библиотека).
    Кн. 1-2., 1997. - 928 с. : портр. - ISBN 5-7905-0091-9.

  12. Николина Н. А. Филологический анализ текста : учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Н. А. Николина ; Междунар. акад. наук пед. образования.  - Москва : Академия, 2003. - 256 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 253. - ISBN 5-7695-0954-6.

  13. Славянская Н.В. Реализация функции воздействия в тексте эссе : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Н. В. Славянская ; науч. рук. И. А. Щирова ; Рос. гос. пед. ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.  - Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2009. - 22 с. - Библиогр.: с. 21-22. - Германские языки.

  14. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров : пособие для учителей / Т. О. Скиргайло.  - 2-е изд. - Москва : Русское слово, 2006. - 352 с. - Библиогр.: с. 342-350. - ISBN 5-94853-561-4.

  15. Смелкова З.С. Педагогическое общение : теория и практика учебного диалога на уроках словесности : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / З. С. Смелкова.  - Москва : Флинта : Наука, 1999. - 232 с. : табл. - Библиогр.: c. 227-229. - ISBN 5-89349-168-8 (Флинта). - ISBN 5-02-011636-х (Наука).

  16. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему : методическое пособие / Г. А. Обернихина ; М-во общего и проф. образования РФ.  - Москва : Аркти, 1999. - 68 с. - (Методическая библиотека) (Литература). - Библиогр.: с. 66. - ISBN 5-89415-027-2.

  17. Торкунова Т.В. Как писать сочинение / Т. В. Торкунова.  - 2-е изд., испр. - Москва : Рольф, 1996. - 221 с.

  18. Тюпа В.И. Анализ художественного текста : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Тюпа.  - Москва : Академия, 2006. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: c. 330. - ISBN 5-7695-2466-9.

4.3. Ресурсы сети "Интернет"

      1. Ресурсы НГПУ.

Литературоведческий анализ текста (фрагмент в контексте целого) [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / Г. А. Жиличева, А. Е. Москалева, Н. А. Муратова, С. А. Ромащенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 165 Mb - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/49411/web.php. - ISBN 978-5-00023-334-4.

4.3.2. Ресурсы открытого доступа:

  1. Ваш М. Г.: Из писем Михаила Леоновича Гаспарова. М.: Новое издательство, 2008. - 444 с. Составитель: Шумилова Е. ISBN: 978-5-98379-113-8.Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69141/, доступ авторизованный.

  2. Кириллина О. М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты. Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. - 61 с. ISBN: 978-5-9765-1033-3. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69141/, доступ авторизованный.

  3. Русский литературный дневник XIX века 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69141/, доступ авторизованный.

  4. Томашевский, Борис Викторович. Писатель и книга [Электронный ресурс] : очерк текстологии / Б. В. Томашевский.  - Москва ; Ленинград : Прибой, 1928. - 231 с. - Библиогр.: с. 229. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/42377/.

  5. Крупчанов, Л. М. Теория литературы. Учебник. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 360 с. - ISBN: 9785976513150 Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69141/, доступ авторизованный.

  6. Самостоятельная работа учащихся в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС НПО) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост.: В. Г. Визер, Е. П. Шабалина ; Алтайская гос. акад. образования.  - Бийск : Алтайская гос. акад. образования, 2014. - 109 с. - (Вузу - 75 лет). - Библиогр.: с. 107-108. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа:ehttp://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645201/.

  7. Лишаев, С. А. Метаморфозы слова [Электронный ресурс] / С. А. Лишаев.  - Санкт-Петербург : АЛЕТЕЙЯ, 2011. - 232 с. - (Тела мысли). - ISBN 978-5-91419-500-4. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82905/, доступ авторизованный.

  8. Егоров О. Г. Русский литературный дневник XIX века.2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - 280 с. ISBN: 978-5-89349-540-9. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/94677, доступ авторизованный.

  9. Немец Г. Н.Прин ципы взаимодействия автора и читателя в эссеистическом тексте [Электронный ресурс] : монография / Немец Г. Н..  - Краснодар : Южный институт менеджмента, 2010. - 81 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа:ehttp://www.iprbookshop.ru/8439.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05