Задача 1
  При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содержания литературных произведений основа-
но на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включения этих приемов в процесс запоминания.
Вопросы:
1.Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
2.Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего?

Задача 2
Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет.
Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла,
конфета и другие. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество
В другой раз он в этой же группе предложил поиграть в магазин. «Я буду
продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета (назвал те же слова). Кто назовет больше слов,
тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.
Вопросы:
1. Каким образом следует проводить экспериментальную работу с дошкольниками?
2. Назовите причину резких отличий результатов эксперимента.

  Задача 3
  Алексей Р., 6 лет. Обратилась мама с сыном с жалобой на задержку в формировании речи и странности в поведении. Со слов матери ребенок родился в срок, с нормальным весом и ростом. Отказывался брать грудь, долго не формировался «комплекс оживления». Несмотря на это, раннее развитие соответствовало норме, первые слова появились в 9 мес., навыки ходьбы — в 1 год и 2 мес. Детский сад ребенок не посещает, воспитывается дома. В настоящее время у ребенка присутствует фразовая речь с аграмматизмами; путаются местоимения, себя называет «ты» или «Де­нис», мать может назвать «я». Из вопросов употребляется только «где?» и то крайне редко. Речь представляет собой комментарий всех событий, происходящих с ребенком, его действий и желаний. Часты неологизмы, иногда непонятные для окружающих: «Чурля-ка», «Небияк» и т. д. Новые, похожие по звучанию слова ребенок может повторять в течение нескольких дней, не интересуясь их содержанием.
  Моторика развита слабо, плохо, часты стереотипные действия: раскачивания, переступания с ноги на ногу; рисует одинаково правой и левой рукой, иногда двумя сразу. Карандаш удерживает в кулаке.
Себя ребенок обслуживает: самостоятельно ест, одевается. Выражена избирательность в еде, страх перед новой пищей. Помимо этого Денис боится собак, громких звуков, избегает общения с детьми. Мать беспокоят такие особенности ребенка. Она хотела бы решить вопрос о форме и месте обучения. Ребенок умеет читать, считать в пределах 100, легко читает трехзначные числа.
  При патопсихологическом обследовании контакт с ребенком удается установить только в процессе совместного рисования. До этого он ходит по кабинету, дотрагивается до предметов и мебели, обследует их. Игрушки иногда лижет. На присутствие в комнате психолога никак не реагирует. В ходе совместного рисования называет тему своего рисунка: «Денис рисовать ежей» и рисует под­ряд на пяти листах одинаковых ежей. Возможно рисование по просьбе экспериментатора.  Другие задания не выполняются, выражены реакции пассивного протеста. Возможно выполнение простых инструкций: «Дай мяч», «Положи карандаш». Зрительного контакта с психологом нет, на прикосновения — реакция избега­ния.
  Рисунки, с точки зрения ребенка, неудачные, он тут же рвет и бросает обрывки в определенный угол кабинета; удачные вырезает и пытается наклеить на стену кабинета. За помощью не обращается ни к психологу, ни к матери.
  Вопросы:
1.  Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка?
2.  Укажите возможный вариант нарушения психического развития.
3.  Требуется ли помощь смежного специалиста (психиатра, невропатолога, дефектолога, соц. педагога и др.)?
4.  Каковы стратегия и тактика коррекции и прогноз развития ребёнка в целом?
5.  В какой форме и в каком типе образовательного учреждения возможно обучение ребёнка?

  Задача 4.
  Ирина С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время осталась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для более младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить ее «догнать» учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздража­ется. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам само­стоятельно.
  При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеническому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выражена эмоциональная лабильность.
Вопросы:
1.  Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка?
2.  Укажите возможный вариант нарушения психического развития по МКБ-10.
3.  Требуется ли помощь смежного специалиста (психиатра, невропатолога, дефектолога, соц. педагога и др.)?

Задача 5
Во время своих наблюдений студентка записала: «Саша (5лет) внимательно
слушал объяснения воспитателя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза:
он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако когда его спросили, он ответил неправильно».
Вопросы:
1. Всегда ли по внешнему виду можно судить о протекающих психических процессах ребенка?
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05