МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
экономической  географии
и регионоведения ИЕСЭН
_________Н.Н.Пономарёва
«___» ____________ 20___ г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Географическое образование
Степень выпускника: Магистр

НОВОСИБИРСК 2011
Составитель: М. В. Беляева, канд. пед. наук, доцент кафедры экономической географии и регионоведения
Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры
экономической географии и регионоведения,
протокол №__ от «___» ______________ 2011 г.


СОГЛАСОВАНО
Декан/директор ___________________ А.Е.Просенко

Начальник УМАиД _________________ Ю.В. Северина

Директор библиотеки _______________ Л.Н. Есина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью освоения дисциплины «Педагогические технологии в обучении географии» является подготовка магистрантов к решению следующих  задач профессиональной деятельности:
а)  осознание необходимости применения педагогических технологий в обучении географии;
б) понимание значения использование интерактивных педагогических технологий в современном образовательном процессе;
в)  понимание сущности, методики подготовки и реализации кейс-технологии, технологии метода проектов, мозгового штурма, проблемного семинара, урока-дискуссии, ролевых игр, учебного портфолио.
г) проектирование педагогического процесса обучения географии в условиях активизации познавательной деятельности учащихся;
д) оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учётом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.

Место дисциплины в структуре данной магистерской программы. Дисциплина «Педагогические технологии в обучении географии» является обязательной дисциплиной вариативной части научно-методического модуля профессионального цикла учебного плана направления 050100.68 Педагогическое образование магистерской программы «Географическое образование».
Преподавание дисциплины «Педагогические технологии в обучении географии» базируется на компетенциях, полученных при изучении курса «Теория и методика обучения географии в дифференцированной школе» и предшествует изучению следующих курсов: «Научно-методическое сопровождение деятельности в школе», «Мониторинг качества географического образования», «Методика предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования», «Компетентностный подход в образовании».
Дисциплина  изучается во 2 семестре.
Формы контроля. Результаты обучения оцениваются с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости.
Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебкой работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в международные буквенные оценки и числовые эквиваленты традиционной зачетной двух вариантной системы оценивания зачета.
При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая - баллы, начисляемые по результатам зачёта ( до 30 баллов).
Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:
• посещаемость аудиторных занятий; ■* ^
• активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) .
• результаты выполнения домашних и творческих заданий;
•     результаты рубежного контроля; _
• количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя.
Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в студенческих олимпиадах,  конференциях и т.п.
Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой оценки. При этом итоговая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат на зачете не превышает 25 баллов, все премиальные батты аннулируются.
Если к моменту проведения промежуточной аттестации, а также с учётом дополнительных (премиальных) баллов, студент набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», они могут быть поставлены ему аттестационной процедуры. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.
Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:
1. Посещение лекционных занятий -3 балла за одно занятие, максимально 6 баллов из расчета 4 часа лекций (2  учебных занятия в форме лекции).
2. Посещение аудиторных занятий и активность студента на лабораторном занятии и качество его ответов (выступлений) - до 3 баллов за одно занятие (1 балл за  посещение, 2 балла – за активность на занятии), максимально 21 балл из расчета 7 занятий (14 часов).
3. Выполнение домашних самостоятельных заданий - до 5 баллов за одно задание, максимально 30  баллов из расчета 6 домашних заданий.
4. Прохождение рубежного контроля по основному содержанию разделов дисциплины (проводится в форме письменной проверочной работы) - до 13 баллов.
Итого максимально - 70 баллов.
Прохождение промежуточной аттестации (зачет) - максимально 30 баллов.
Всего - 100 баллов.
К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.
Шкала оценок по дисциплине
Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Fx                  д С В А

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль знаний студентов осуществляется  в форме выполнения письменных работ.
Вопросы письменной работы по разделу «Технологический подход и модернизация образования»:
1. Какие направления модернизации российского образования реализуются посредством внедрения в учебный процесс педагогических технологий?
2. В виде схемы с комментариями покажите, как между собой соотносятся понятия: «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология», «интерактивная педагогическая технология».
3. Каковы современные подходы к классификации педагогических технологий?
Вопросы письменной работы по разделу «Интерактивные педагогические технологии»:
1. Раскрыть сущность методики организации и проведения проблемного семинара.
2. В виде схемы с комментариями покажите, как между собой соотносятся понятия: метод проектов и учебный проект.
3. Какова в обобщённом виде методика реализации кейс-технологии?
Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта.
1. Дать методическую характеристику (цели, актуальность, особенности, этапы, место в учебном процессе, педагогические преимущества) одной из педагогических технологий (желательно выбор педагогической технологии связать с темой магистерской диссертации):
• проектной технологии;
• игровой технологии;
• технологии «Дебаты»;
• модульной технологии;
• портфолио;
• технологии развития критического мышление через чтение и письмо.
Возможен выбор другой педагогической технологии по согласованию с преподавателем.
2. На примере одного из разделов  курса экономической и социальной географии мира показать возможности реализации в учебном процессе выбранной педагогической технологии (возможно на примере тематического планирования, либо технологической карты).
3. Разработать план-конспект урока, построенный на основе выбранной педагогической технологии (по выбору студента):
4.  Ответы на вопросы собеседования.

Вопросы для собеседования
1. Показать, как между собой соотносятся понятия: «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология», «интерактивная педагогическая технология».
2. Обосновать роль и место разнообразных интерактивных технологий в процессе обучения.
3. Выделить и охарактеризовать факторы, сдерживающие внедрение интерактивных педагогических технологий в практику современной школы.
4. Определить возможности решения проблемы не достаточного внедрения интерактивных педагогических технологий в практику массовой школы и профессионального обучения.
5. Сравнить понятия «интерактивные формы» и «активные формы и методы обучения».
6. На предложенном материале выявить проблемные области знаний, на основе которых возможна реализация интерактивных педагогических технологий.
7. Раскрыть сущность общедидактической классификации проектов.
8. Составить схему классификации игр.
9. Раскрыть сущность организационных видов дискуссий их место в учебном процессе.
10. Раскрыть сущность технологии «дебаты».
11. Выделить и обосновать последовательность этапов в организационной структуре урока-игры.
12. Привести примеры частных методических приемов, реализующих интерактивность в обучении.
13. Раскрыть сущность методики организации и проведения мозгового штурма.
14. Раскрыть сущность методики организации и проведения проблемного семинара.
15. Показать, как между собой соотносятся понятия: метод проектов и учебный проект.
16. Какова последовательность реализации на практике кейс-технологии?
17. В чем вы видите педагогическое преимущество кейс-технологий по сравнению с другими формами обучения?
18. Какие особенности присущи технологии метода проектов?
19. Каковы особенности организационной структуры процесса проектирования?
20. Каким образом учитель может оценить проектную деятельность учащихся?
21. Какое понимание вкладывают в понятие дискуссия? Какое педагогическое значение имеет включение дискуссий в учебный процесс?
22. Каковы основные методические требования по  организации дискуссий?
23. Какое понимание вкладывают в понятие игра? Каковы характерные черты дидактической игры?
24. Какие функции может выполнять учитель в ходе игрового занятия?
Каковы ключевые организационные элементы урока-игры?

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-8, ПК-16 (таблица 1).
Таблица 1.  Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции Дескрипторы
ПК-1- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (в области педагогической деятельности). Знать: ключевые направления модернизации образования,  перечень и методические особенности педагогических технологий, особенности и преимущества интерактивных технологий обучения.
Уметь: обосновывать роль и место разнообразных педагогических технологий в процессе обучения.
Владеть: личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания.

ПК-4 - готовность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса,  способность руководить исследовательской работой обучающихся. Знать: методику применения системы современных , в том числе информационных средств обучения школьной географии.
Уметь:. проектировать и осуществлять руководство творческой работой учащихся по подготовке рефератов, творческих проектов, участие в НОУ.
Владеть: навыками выбора методов и средств обучения географии, форм организации учебной деятельности; технологиями обучения географии.
ПК-16 - готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения. Знать: современные педагогические технологии организации познавательной деятельности учащихся.
Уметь: подбирать и разрабатывать дидактические материалы, варьировать методические подходы в зависимости от уровня развития и обученности школьников.
Владеть: навыками проектирования, проведения и анализа уроков и внеурочной деятельности по географии.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Технологический подход и  модернизация образования
Цель и задачи дисциплины: теоретические, общекультурные, практические. Международный и российский опыт модернизации образования.  Технологический подход в образовании. Педагогические технологии: понятийный аппарат, особенности, классификация. Интерактивные педагогические технологии. Междисциплинарная направленность интерактивных педагогических технологий. Интерактивность в контексте актуальных проблем школьного образования. Факторы, сдерживающие внедрение интерактивных технологий в практику современной школы. Ключи к преодолению проблемы.
Раздел 2. Интерактивные педагогические технологии
Технология развития критического мышление через чтение и письмо, её  дидактические цели, особенности внедрения в учебный процесс, приёмы, виды заданий.
Кейс-технологии в обучении географии
Сущность кейс-технологии, её методическая ориентировка. Характеристики содержания кейсов, методологическая направленность. Варианты реализации кейс-технологии, технологическая последовательность. Условия успешности проведения занятия. Примеры использования кейс-технологии в географическом образовании.
Метод проектов как актуальная педагогическая технология
Сущность и особенности технологии метода проектов. Понятие о методе проектов, учебном проекте. Общедидактическая классификация проектов Е.С. Полат. Организационная структура процесса проектирования. Основные компоненты оценочной деятельности при внедрении метода проектов. Примеры проектных заданий.
Учебные дискуссии и технология «Дебаты»
Понятие о дискуссии. Педагогическое значение дискуссий. Классификация дискуссий по характеру контроля. Организационные виды дискуссий, их место в учебном процессе. Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссий. Технология «Дебаты». Оценивание вклада учащихся во время дискуссионного обсуждения. Примеры дискуссионных тем.
Ролевые учебные игры
Понятие игра. Характерные черты дидактической игры. Значение игровой деятельности в формировании личности ребенка. Классификация игр. Организационная структура урока-игры. Характеристика деятельности учителя при проведении игр. Примеры ролевых игр.
Техника мозгового штурма и проблемный семинар.
Мозговой штурм: требования, порядок действий. Истоки возникновения, цели и сущность проблемного семинара. Методика подготовки и проведения. Примеры реализации проблемного семинара в практике обучения.
Частные методические приемы, реализующие интерактивность
Две исходные позиции определения цели. Интервью. Беседа. Выбери свой тезис. Открытая кафедра. Организация на уроке ситуации выбора. Способы организации рефлексии. Моё отношение к проблеме. Взаимное оценивание.
Содержание дисциплины «Педагогические технологии в обучении географии» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование

п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы
Лекции (ч.) ПЗ
(ч.) ЛЗ
(ч.) СР
(ч.)
1. Технологический подход и  модернизация образования 2 - - 8
2. Интерактивные педагогические технологии 2 14 - 42
Итого 4 14 - 50
В т.ч. в интерактивной форме 2 10 - -

Таблица 3.  Технологическая карта  самостоятельной работы студента
№ Темы дисциплины Задания
для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1.
. Технологический подход и  модернизация образования Обосновать актуальность использования интерактивных педагогических технологий  в контексте модернизации школьного географического образования. Записи в тетради 2
На примере одного из разделов  курса экономической и социальной географии мира показать возможности реализации в учебном процессе педагогических технологий. Заполненная таблица 2
Описать педагогические преимущества и недостатки использования в учебном процессе интерактивных педагогических технологий. Записи в тетради 2
Описать факторы, сдерживающие внедрение интерактивных технологий в практику современной школы. Конспект, либо блок-схема  в тетради 2
2.
Интерактивные педагогические технологии Разработать план-конспект урока с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), презентацию приложить на диске. Презентация должна содержать (!) не только иллюстративный материал, но и задания для самостоятельной работы учащихся (это могут быть задания разного типа см. учебник Панчешниковой Л.М. с. 140).  Например, задания к рисункам: графиками, диаграммами, картами самой презентации, либо к рисункам учебника, атласа или других источников или др., ссылки на которые должны быть обозначены в презентации. Также в презентации должен быть блок закрепления знаний и домашнее задание. Презентация Power Point. Участие в дискуссии. 8
Дать методическую характеристику (цели, актуальность, особенности, этапы, место в учебном процессе, педагогические преимущества) следующих технологий:
• проектной технологии;
• кейс-технологии;
• проблемного обучения;
• игровой технологии;
• технологии «Дебаты»;
• портфолио;
• модульной технологии;
• технологии развития критического мышление через чтение и письмо;
• технологии уровневой дифференциации. Записи в тетради. 10
Разработать план-конспект урока, построенный на основе:
• проектной технологии;
• кейс-технологии;
• проблемного обучения;
• игровой технологии;
• технологии «Дебаты»;
• портфолио;
• модульной технологии;
• технологии развития критического мышление через чтение и письмо;
• технологии уровневой дифференциации. План-конспект урока 10
Разработать и создать классический портфолио «Мой методический опыт. Педагогические технологии» объединяет несколько разделов, обычно четыре: портрет, коллектор (методическая копилка), рабочие материалы, достижения. Каждый раздел состоит из нескольких рубрик, отражающих направленность раздела. 10
Заполнить таблицу «Частные методические приемы, реализующие интерактивность».
Заполненная таблица в тетради 4
Итого 50

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Беляева, М.В. Метод проектов в обучении географии: учебно-методическое пособие / М.В. Беляева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 227 с.
2. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.:  Академия.  – 2011.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Академия. 2009.
4. Полат, Е.С.    Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Педагогика" : рек. УМО вузов РФ / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.  - Москва : Академия, 2010. - 368 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в сносках и с. 338-339.
5. Турик, Л.А.    Педагогические технологии в теории и практике : развитие критического мышления через чтение и письмо, "дебаты", "образ и мысль", медиатехнология, проектная технология, портфолио : учебное пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 281 с. : табл. - (Сердце отдаю детям) (Национальный проект "Образование").

Дополнительная литература

1. География в школе // Научно-методический журнал. М.
2. География и экология в школе XXI века. // Научно-методический журнал. М.
3. Инновации в образовании //. Научно-методический журнал.  М
4. Колеченко, А.К.  Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко.  - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 368 с. :
5. Кукушкин,  В.С. Педагогические технологии. Учебное пособие. Педагогическое образование. М.: Изд-во Центр «МарТ Феникс». – 2010.

Электронные образовательные ресурсы

1. Аспирантский сборник  НГПУ – 2009 [Электронный ресурс]: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов: в 2 –х ч. Ч.1. / Под ред. Б.О. Майера. Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: НГПУ. 2009. - 193 c.
2. Аспирантский сборник НГПУ – 2010 [Электронный ресурс]: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов: в 2 –х ч. Ч.1. / Под ред. Б.О. Майера. Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: НГПУ. 2010. - 172c.
3. Кондратьева, Т.Н. Педагогические технологии [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. Т. Н. Кондратьева ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2010.
4. Сильнягина, Т.В. Педагогические технологии [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. Т. В. Сильнягина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2009.
5. Шихваргер, Ю. Г.. Система контроля результатов проектной деятельности / Ю. Г. Шихваргер. //  Вестник педагогических инноваций. - 2009. - N 2. - С. 96-102. - Библиогр.: с. 102 (4 назв. ). - Доступна эл. версия. -  : 3 табл.
6. Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс] : комплект из 5-ти образовательных технологий : электронное периодическое издание для профессионального самообразования учителей и организации повышения квалификации педагогов и рук. образования. Вып. 2 / гл. ред. В. В. Гузеев.  - CD с автозапуском. - Москва : Сентябрь, 2010.





Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05