Образовательные системы и образование в системе.

Цель: познакомить с историей становления образовательных систем и охарактеризовать современные образовательные системы Российской Федерации
План
1. Образовательная система до системы. Исторический аспект. Ликей Аристотеля и его отношения с Александром: триумф педагогики или ошибка. Сенека и Нерон: учитель и ученик.
2. Атрибуды образовательной системы.
3. Что есть "Лига плюща"? 
4. Обсуждение темы будущей диссертации.
5. Фильм "Януш Корчак" + трактат про шпаргалки.

Прочитайте изречения Аристотеля, прокомментируйте их со своей точки зрения. Как это использовать в контексте педагогической работы.
• Хвалить людей в лицо — признак лести.
• Жизнь требует движения.
• Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.
• Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
• Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.
• Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.
• Благодарность быстро стареет.
• Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
• Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.
• Наслаждаться общением — главный признак дружбы.
• Начало есть более чем половина всего.
• Деяние есть живое единство теории и практики.
• Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.
• Друг всем — ничей друг.
• Друг — это одна душа, живущая в двух телах.
• Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
• Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же.
• Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага.
• Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
• Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
• Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Румер Юрий Борисович. Изречения.

Главное не за что сидеть, ни сколько сидеть, а с кем сидеть.

Румера я путал с Гамильтоном и сдавал последнему зачёт. (Из капусника)

Человек определяется дробью, в числителе которой стоит оценка, которую ему дают окружающие, а в знаменателе самооценка.

Опасайтесь принципиальных людей, страшные преступления совершались именно «из принципа».

Жизнь часто заставляет совершать не очень красивые поступки, но иногда тебе даётся шанс быть приличным человеком; тут главное – не упустить.

Относитесь серьёзно к окружающим и с юмором к самому себе.

Не относитесь к себе как к стихийному бедствию.

Читайте хорошие стихи.

Обсуждение темы будущей диссертации
1. Сформулируйте тему своей диссертационной работы.
2. Опишите объект и предмет. Почему выбраны именно эти базовые структурные компоненты исследования?
3. Какие задачи поставлены в исследовании? Почему?
4. Какие формы обучения приемлемы для вашей экспериментальной работы? Обоснуйте этот выбор.
5. Какие результаты профессиональной деятельности свидетельствуют о выполнении поставленных вами задач?
6. Как эти результаты можно измерить?
7. Какие специальные организационные мероприятия в институте необходимы для Вашего исследования?
8. Как осуществляется формирование следующих компетенций у обучающихся, участвующих в вашем эксперименте?

Образовательные технологии и образование через технологию

1. Георг Кершенштейнер.
1.1. В чём сущность гражданского воспитания? Какие идеи актуальны для современной России и почему?
1.2. Как осуществляется трудовое воспитание?
1.3. Что есть нравственное воспитание?
1.4. Охарактеризуйте «Народную школу» автора. Выразите свое мнение, отметив «+» и «–».
1.5. Зачем проводят исследование детских рисунков?
1.6. Расскажите биографию автора.

2. А.С.Макаренко

2.1. Какова прижизненная оценка деятельности Макаренко по материалам Википедии?
2.2. Расскажите биографию автора и основные его достижения.
2.3. Макаренко и идея педагогической технологии. Каким должен быть педагогический результат?
2.4. Прокомментируйте следующие высказывания Макаренко, исходя из собственного педагогического опыта.
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»
— Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».
— Валентина Постовалова. «Макаренко, которого всем нам необходимо знать»//Народное образование, № 10, 2002 г. С. 196-201.
Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:
у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием;
добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), то есть безделье также не поощрялось.
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».
«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».
— Макаренко А. С. ПСС, т.4, М.1984, с.123
«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».
«С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое»
— Макаренко А. С. Соч. в 7-ми тт. — Т. 1. — М., 1957. — С. 559
«Книги — это переплетённые люди».
«Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».
— Макаренко А. С. Книга для родителей

2.5. Как распространялись идеи Макаренко?
2.6. Почему, на Ваш взгляд, ЮНЕСКО признало Макаренко выдающимся педагогом, предопределившим развитие педагогической мысли в 21 веке?

Джон Дьюи
1. Познакомьтесь и расскажите биографию Дьюи. Как она повлияла, на Ваш взгляд, на творчество педагога?
2. Расскажите об научной и общественной деятельности учёного.
3. Какова взаимосвязь функционализма в психологии и прагматической педагогики Дьюи?
4. Как можно организовать работу в школе, основываясь на замыслах Дьюи? Предложите варианты внедрения каких-то замыслов автора в конкретных условиях российской школы.
5. Почему возможна критика идей Дьюи?
6. Какие идеи Дьюи реализуются в современном российском образовании?

Мария Монтессори.

1. Познакомьтесь и расскажите биографию Монтессори. Как биография повлияла, на Ваш взгляд, на творчество педагога?
2.










Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05