1. Цели и задачи дисциплины
Программа дисциплины Лингвострановедение и страноведение (Великобритания, США, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия) для факультетов иностранных языков является программой обязательной дисциплины социокультурного и лингвистического характера в рамках учебного плана для подготовки специалистов – учителей английского языка (5 лет обучения).
Главной целью автора настоящей программы является комплексное рассмотрение и изучение страноведения как социокультурной дисциплины в тесной связи, в переплетении и взаимодополнении с изучением и преподаванием английского языка как иностранного (EFL) и лингвострановедения как филологической дисциплины, объектом которой являются языковые единицы, выступающие в качестве средоточения знаний народа – носителя языка об окружающей действительности, т.е. национально-социокультурная лексика.
Курс лингвострановедения и страноведения способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: общеобразовательной, профессиональной и практической.
Общеобразовательная цель курса – способствовать расширению кругозора студентов, а также формированию лингвострановедческой и страноведческой компетенции будущих учителей.
Профессиональная цель предполагает активное влияние на формирование педагогической направленности студента, на стимулирование познавательных интересов в области выбранной профессии и специальности, на развитие творческой активности и формирование профессионального владения иностранным языком в процессе сообщения страноведческой информации.
Практическая цель заключается в совершенствовании практической подготовки студентов по английскому языку за счет расширения словарного запаса по линии социокультурной тематики и синтезирования умений в различных видах речевой деятельности на иностранном языке.
Изучение дисциплины распределено по нескольким годам обучения и включает лекционные, практические, лабораторные аудиторные занятия и самостоятельную работу. При наличии возможностей осуществляется проведение коллоквиумов для контроля за самостоятельной работой студентов.
Обязательным компонентом работы над дисциплиной является формирование банка знаний, реалий и терминов по каждой теме , для развития фоновой культурной грамотности студентов. Лингвострановедение как термин, имеющий двоякую отнесенность к лингводидактике и лингвистике, рекомендуется как предпочтительный, в силу его способности подчеркнуть единство лингвистики и страноведения, их связь с социолингвистикой и другими дисциплинами.
Задача дисциплины - ознакомить студентов с основными понятиями, концепциями, реалиями и терминами страноведения и лингвострановедения, создать историко-социокультурную базу знаний об историческом развитии культурного наследия страны – государства и нации изучаемого языка.
Программа дисциплины дополняется семинарскими занятиями, лабораторными занятиями и зачетом. Английский язык как средство обучения в лекционном курсе, на семинарах, лабораторных занятиях следует считать обязательным, т.к. это усиливает комплексность и взаимодействие английского языка, лингвострановедения и страноведения для формирования эффективной социокультурной лингвострановедческой компетенции.
Дисциплина «Лингвострановедение и страноведение» ставит задачу комплексного изучения основных периодов исторического развития Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, в тесной связи и во взаимодополнении с изучением английского языка как иностранного и «лингвострановедения» как филологической дисциплины.
Промежуточный и итоговый контроль проводятся в форме зачетов (балльно-рейтинговая система и традиционная форма). Одним из компонентов балльно-рейтингового оценивания является тестирование знаний студентов.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Уровень подготовки студента, изучившего дисциплину, характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:
выявлять существенные факты, реалии и лингвострановедческую лексику, характеризующие основные исторические периоды, события, личности, необходимые для формирования фоновых знаний культурно-исторического характера;
владеть языком, необходимым для характеристики исторического развития страны, нации, культуры;
владеть свободно лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию социокультурного значения;
давать определения и характеристику основных исторических периодов, событий, выдающихся политических и общественных деятелей, явлений и предметов культуры.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы |
Всего часов (английский-немецкий языки; 7 семестр) |
Всего часов (английский язык) Семестры 7 8 9 |
||
Общая трудоемкость |
90 |
80 |
60 |
94 |
Аудиторные занятия |
45 |
40 |
30 |
47 |
Лекции |
30 |
20 |
20 |
27 |
Практические занятия (семинары) |
- |
20 |
10 |
20 |
Лабораторные работы |
15 |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа |
45 |
40 |
30 |
47 |
Вид итогового контроля |
зачет |
зачет |
зачет |
зачет |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.1. 7 СЕМЕСТР
ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции
АН А |
Практические занятия (семинары) (А) |
Лабораторные работы (АН) |
|
1 |
Географические особенности Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Территория. Географическое положение. Особенности рельефа. Низменности. Реки и озера. Минеральные ресурсы. |
4 часа |
2 часа |
2 часа |
2 часа |
2 |
Древняя история Великобритании и история начала Средних веков: Коренное Кельтское население Британских островов. Римское владычество. Англо-саксонское завоевание. Норманнское завоевание Англии. |
6 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Великобритания в Средние века (XI – XV вв.): Общая характеристика периода. Великая хартия вольностей. Восстание крестьян под предводительством Уотта Тайлера. Войны Алой и Белой роз. Развитие абсолютизма. |
6 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Новая история (XVI - XVII вв.): Начало развития капитализма в Англии. Реформация. Парламент при Тюдорах. Стюарты. Гражданская война и Оливер Кромвель. |
6 |
4 |
4 |
2 |
5 |
XVIII - XIX века: Общая характеристика развития Британии в XVIII веке. Промышленный переворот. Наполеоновские войны. Общая характеристика развития Британии в XIX веке. Чартистское движение. Колониальная политика. |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
|
||||
6 |
XX век: I Мировая война. II Мировая война. Послевоенный период. |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего |
30 |
20 |
20 |
15 |
4.2. 8 СЕМЕСТР
Специальность Английский язык
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия (семинары) |
1 |
Общая характеристика страны: Территория. Географическое положение. Особенности рельефа. Низменности. Горные массивы. Реки и озера. Минеральные ресурсы. Сельское хозяйство и промышленность. |
2 |
- |
2 |
Новый мир: Открытие Нового мира. Первое постоянное английское поселение (Jamestown). Пилигримы. Причины революции. Первый, второй континентальный конгрессы. Война за независимость. |
4 |
2 |
3 |
Новая нация: Конституция и система государственного управления. Выселение индейцев с их земель. Гражданская война: причины, результаты, последствия. Период реконструкции. |
4 |
2 |
4 |
Годы роста: Положение коренного населения. Промышленность. Колониальная экспансия. |
4 |
2 |
5 |
Америка во время I Мировой войны (до 40х годов XX века): Участие США в I Мировой войне. Великая депрессия (1929). План Рузвельта по выходу из депрессии. |
2 |
1 |
6 |
Америка в течение и после 40х гг. XX века: Участие США во II Мировой войне. Америка после II Мировой войны. Борьба темнокожего населения за равные права. |
2 |
1 |
7 |
«Холодная война»: Война в Корее (1950 – 1953). Международная напряженность: США – СССР. Куба. Война во Вьетнаме (1969 – 1973). Латинская Америка. Конец «холодной» войны. |
2 |
2 |
|
Всего |
20 |
10 |
4.3. 9 СЕМЕСТР
Специальность Английский язык
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия (семинары) |
1 |
Ирландская республика: А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие.
Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны. |
2
2 |
2
2 |
2 |
Канада: А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие. Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны. |
4
4 |
4
2 |
3 |
Австралия: А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие. Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны. |
4
4 |
4
2 |
4 |
Новая Зеландия: А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие. Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны. |
4
3 |
2
2 |
|
Всего |
27 |
20 |
5. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7 СЕМЕСТР
ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
ТЕМАТИКА |
Количество часов АН А |
|
1. Экономические районы и города Великобритании |
20 |
20 |
2. Государственные институты Великобритании |
15 |
10 |
3. Система школьного и высшего образования |
10 |
10 |
Всего |
45 |
40 |
8 СЕМЕСТР
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Специальность Английский язык
Тематика |
Количество часов |
1. География США |
5 |
2. Сельское хозяйство страны |
5 |
3. Промышленное развитие |
10 |
4. Персоналии США (Американские президенты) |
10 |
Всего |
30 |
9 СЕМЕСТР
Специальность Английский язык
Тематика |
Количество часов |
ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
|
1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые |
4 |
2. Историческое развитие страны. Получение независимости. |
4 |
3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад |
4 |
КАНАДА |
|
1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые |
4 |
2. Историческое развитие страны. Получение независимости. |
4 |
3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад |
4 |
АВСТРАЛИЯ |
|
1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые |
4 |
2. Историческое развитие страны. Получение независимости. |
4 |
3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад |
4 |
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ |
|
1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые |
4 |
2. Историческое развитие страны. Получение независимости. |
4 |
3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад |
3 |
Всего |
47 |
Форма контроля самостоятельной работы во всех семестрах – презентация проектного задания (темы проектов формулируются студентами самостоятельно в рамках тематики самостоятельной работы студентов). Проект является компонентом балльно-рейтингового оценивания знаний студентов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
- История США: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ Э.А. Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 стр.
- Костина Е.А. Педагогическая технология интегрированного курса «Английский язык и страноведение». – Новосибирск: Архивариус – Н, 2006.
- Костина Е.А. Английский язык и страноведение Соединенных Штатов Америки. – Новосибирск: Архивариус – Н, 2006.
- Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. – М., 2010. – 208 с.
- Михайлов Н.Н., Михайлов М.Н. Лингвострановедение США. – М., 2008
- Токарева Н.Д. Америка. Какая она? Учебник по страноведению США. – М.: Высш. шк., 2000. – 334 стр.
- Хабенская А.Е. Открой для себя Канаду: Кн. для чтения- М.: Рольф, 2001. – 256 стр.
Дополнительная:
- Баграмова Н.В. Книга для чтения по страноведению: Соединенные Штаты Америки (страна и люди) – СПб.: Союз, 2000. – 128 стр.
- Рум Адриан Р.У. Великобритания. Лингвострановедческий словарь. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
- Тимановская Н.А. Взгляд на англоговорящие страны: Учеб. пособие. – Тула: Автограф, 2000. – 384 стр.
- Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
- Carroll K., Novikova M. Holidays go Round and Round. – St Petersburg: Triada Publishing. – 1996.
- Falk Randee. Spotlight on the USA. – Oxford University Press.
- Fiedler Eckhard, Jansen Reimer, Norman-Risch Mil. America in Close-up. – Longman, 2002.
- Garwood Ch., Gardani G., Peris E. Aspects of Britain and the USA. – Oxford University Press. – 1996.
- Hewitt, C. Understanding Britain. – М.: Высшая школа. 1996.
- McDowall David. Britain in Close-up. – Longman, 2000.
- O’Callaghan Bryn. An Illustrated History of the USA. – Longman, 2002.
- O.’Driscoll J. Britain: the country and its people. – Oxford University Press, 1995.
- Reinventing Canada: politics of the 21st century /Ed. by Brodie J., Trimble L. – Pearson Education Canada Inc., Toronto, Ontario, 2003
- The Oxford Illustrated History of Britain / Ed. by K. Morgan. – Oxford University Press. – 1996.
- Timanovskaya N. Spotlight of the USA. Тула, 1998
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://irelandinfo.org.ru/
- http://media.karelia.ru/~resource/ireland/R1/htm
- http://www.goldenmile.biz/ir_ger.htm/
- http://www/ireland-geo.info/index.htm
- www.consumoffshore.com/en
- www.mprof.ru/eng/index.
- www.speed-cat.net/site.
- http://canada.eimc.ru
- www.canada-geo.info/stat01.shtml
- http://canada.worlds.ru
- www.open.ge/el/
- www.wikiznanie.ru