1. Цели и задачи дисциплины

 Программа дисциплины Лингвострановедение и страноведение (Великобритания, США, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия) для факультетов иностранных языков является программой обязательной дисциплины социокультурного и лингвистического характера в рамках учебного плана для подготовки специалистов – учителей английского языка (5 лет обучения).

Главной целью автора настоящей программы является комплексное рассмотрение и изучение страноведения как социокультурной дисциплины в тесной связи, в переплетении и взаимодополнении с изучением и преподаванием английского языка как иностранного (EFL) и лингвострановедения как филологической дисциплины, объектом которой являются языковые единицы, выступающие в качестве средоточения знаний народа – носителя языка об окружающей действительности, т.е. национально-социокультурная лексика.

Курс лингвострановедения и страноведения способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: общеобразовательной, профессиональной и практической.

Общеобразовательная цель курса – способствовать расширению кругозора студентов, а также формированию лингвострановедческой и страноведческой компетенции будущих учителей.

Профессиональная цель предполагает активное влияние на формирование педагогической направленности студента, на стимулирование познавательных интересов в области выбранной профессии и специальности, на развитие творческой активности и формирование профессионального владения иностранным языком в процессе сообщения страноведческой информации.

Практическая цель заключается в совершенствовании практической подготовки студентов по английскому языку за счет расширения словарного запаса по линии социокультурной тематики и синтезирования умений в различных видах речевой деятельности на иностранном языке.

Изучение дисциплины распределено по нескольким годам обучения и включает лекционные, практические, лабораторные аудиторные занятия и самостоятельную работу. При наличии возможностей осуществляется проведение коллоквиумов для контроля за самостоятельной работой студентов.

Обязательным компонентом работы над дисциплиной является формирование банка знаний, реалий и терминов по каждой теме , для развития фоновой культурной грамотности студентов. Лингвострановедение как термин, имеющий двоякую отнесенность к лингводидактике и лингвистике, рекомендуется как предпочтительный, в силу его способности подчеркнуть единство лингвистики и страноведения, их связь с социолингвистикой и другими дисциплинами.

Задача дисциплины - ознакомить студентов с основными понятиями, концепциями, реалиями и терминами страноведения и лингвострановедения, создать историко-социокультурную базу знаний об историческом развитии культурного наследия страны – государства и нации изучаемого языка.

Программа дисциплины дополняется семинарскими занятиями, лабораторными занятиями и зачетом. Английский язык как средство обучения в лекционном курсе, на семинарах, лабораторных занятиях следует считать обязательным, т.к. это усиливает комплексность и взаимодействие английского языка, лингвострановедения и страноведения для формирования эффективной социокультурной лингвострановедческой компетенции.

Дисциплина «Лингвострановедение и страноведение» ставит задачу комплексного изучения основных периодов исторического развития Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, в тесной связи и во взаимодополнении с изучением английского языка как иностранного и «лингвострановедения» как филологической дисциплины.

Промежуточный и итоговый контроль проводятся в форме зачетов (балльно-рейтинговая система и традиционная форма). Одним из компонентов балльно-рейтингового оценивания является тестирование знаний студентов.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровень подготовки студента, изучившего дисциплину, характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:

выявлять существенные факты, реалии и лингвострановедческую лексику, характеризующие основные исторические периоды, события, личности, необходимые для формирования фоновых знаний культурно-исторического характера;

владеть языком, необходимым для характеристики исторического развития страны, нации, культуры;

владеть свободно лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию социокультурного значения;

давать определения и характеристику основных исторических периодов, событий, выдающихся политических и общественных деятелей, явлений и предметов культуры.

 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Всего часов

(английский-немецкий языки; 7 семестр)

Всего часов

(английский язык)

Семестры

7         8        9

Общая трудоемкость

90

80

60

94

Аудиторные занятия

45

40

30

47

Лекции

30

20

20

27

Практические занятия (семинары)

-

20

10

20

Лабораторные работы

15

-

-

-

Самостоятельная работа

45

40

30

47

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

зачет

 


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

4.1. 7 СЕМЕСТР

ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

 

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

 

АН           А

Практические занятия (семинары) (А)

Лабораторные работы (АН)

1

Географические особенности Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Территория. Географическое положение. Особенности рельефа. Низменности. Реки и озера. Минеральные ресурсы.

4 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2

Древняя история Великобритании и история начала Средних веков:

Коренное Кельтское население Британских островов. Римское владычество. Англо-саксонское завоевание. Норманнское завоевание Англии.

6

4

4

3

3

Великобритания в Средние века (XIXV вв.):

Общая характеристика периода. Великая хартия вольностей. Восстание крестьян под предводительством Уотта Тайлера. Войны Алой и Белой роз. Развитие абсолютизма.

6

4

4

3

4

Новая история (XVI - XVII вв.):

Начало развития капитализма в Англии. Реформация. Парламент при Тюдорах. Стюарты. Гражданская война и Оливер Кромвель.

6

4

4

2

5

XVIII - XIX века:

Общая характеристика развития Британии в XVIII веке. Промышленный переворот. Наполеоновские войны. Общая характеристика развития Британии в XIX веке. Чартистское движение. Колониальная политика.

4

4

4

3

 

 

6

XX век:

I Мировая война. II Мировая война. Послевоенный период.

4

2

2

2

 

Всего

30

20

20

15

 


4.2. 8 СЕМЕСТР

Специальность Английский язык 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

 

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия (семинары)

1

Общая характеристика страны:

Территория. Географическое положение. Особенности рельефа. Низменности. Горные массивы. Реки и озера. Минеральные ресурсы. Сельское хозяйство и промышленность.

2

-

2

Новый мир:

Открытие Нового мира. Первое постоянное английское поселение (Jamestown). Пилигримы. Причины революции. Первый, второй континентальный конгрессы. Война за независимость.

4

2

3

Новая нация:

Конституция и система государственного управления. Выселение индейцев с их земель. Гражданская война: причины, результаты, последствия. Период реконструкции.

4

2

4

Годы роста:

Положение коренного населения. Промышленность. Колониальная экспансия.

4

2

5

Америка во время I Мировой войны (до 40х годов XX века):

Участие США в I Мировой войне. Великая депрессия (1929). План Рузвельта по выходу из депрессии.

2

1

6

Америка в течение и после 40х гг. XX века:

Участие США во II Мировой войне. Америка после II Мировой войны. Борьба темнокожего населения за равные права.

2

1

7

«Холодная война»:

Война в Корее (1950 – 1953). Международная напряженность: США – СССР. Куба. Война во Вьетнаме (1969 – 1973). Латинская Америка. Конец «холодной» войны.

2

2

 

Всего

20

10

 

4.3. 9 СЕМЕСТР

Специальность Английский язык

 

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия (семинары)

1

Ирландская республика:

А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие.

 

 

Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны.

 

2

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

2

2

Канада:

А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие.

Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны.

 

4

 

 

4

 

4

 

 

2

3

Австралия:

А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие.

Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны.

 

4

 

 

4

 

4

 

 

2

4

Новая Зеландия:

А. Местоположение. Географические особенности. Климатические особенности. Историческое развитие. Правительство. Экономическое развитие.

Б. Население. Религия. Языки. Легенды и традиции. Столица страны.

 

4

 

 

3

 

2

 

 

2

 

Всего

27

20


5. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

7 СЕМЕСТР

ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

 

ТЕМАТИКА

Количество часов

     АН                 А

1. Экономические районы и города Великобритании

20

20

2. Государственные институты Великобритании

15

10

3. Система школьного и высшего образования

10

10

Всего

45

40

 8 СЕМЕСТР

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Специальность Английский язык

 

Тематика

Количество часов

1. География США

5

2. Сельское хозяйство страны

5

3. Промышленное развитие

10

4. Персоналии США (Американские президенты)

10

Всего

30


9 СЕМЕСТР

Специальность Английский язык

 

Тематика

Количество часов

ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые

4

2. Историческое развитие страны. Получение независимости.

4

3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад

4

КАНАДА

 

1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые

4

2. Историческое развитие страны. Получение независимости.

4

3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад

4

АВСТРАЛИЯ

 

1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые

4

2. Историческое развитие страны. Получение независимости.

4

3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад

4

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

 

1. Географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые

4

2. Историческое развитие страны. Получение независимости.

4

3. Современная жизнь общества, политика, религия, бытовой уклад

3

Всего

47

 

Форма контроля самостоятельной работы во всех семестрах – презентация проектного задания (темы проектов формулируются студентами самостоятельно в рамках тематики самостоятельной работы студентов). Проект является компонентом балльно-рейтингового оценивания знаний студентов.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 Рекомендуемая литература 

 ОСНОВНАЯ:

  1. История США: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ Э.А. Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 стр.
  2. Костина Е.А. Педагогическая технология интегрированного курса «Английский язык и страноведение». – Новосибирск:  Архивариус – Н, 2006.
  3. Костина Е.А. Английский язык и страноведение Соединенных Штатов Америки. – Новосибирск:  Архивариус – Н, 2006.
  4. Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. – М., 2010. – 208 с.
  5. Михайлов Н.Н., Михайлов М.Н.  Лингвострановедение США. – М., 2008
  6. Токарева Н.Д. Америка. Какая она? Учебник по страноведению США. – М.: Высш. шк., 2000. – 334 стр.
  7. Хабенская А.Е. Открой для себя Канаду: Кн. для чтения- М.: Рольф, 2001. – 256 стр.

 Дополнительная:

  1. Баграмова Н.В. Книга для чтения по страноведению: Соединенные Штаты Америки (страна и люди) – СПб.: Союз, 2000. – 128 стр.
  2. Рум Адриан Р.У. Великобритания. Лингвострановедческий словарь. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
  3. Тимановская Н.А. Взгляд на англоговорящие страны: Учеб. пособие. – Тула: Автограф, 2000. – 384 стр.
  4. Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000.
  5. Carroll K., Novikova M. Holidays go Round and Round. – St Petersburg: Triada Publishing. – 1996.
  6. Falk Randee. Spotlight on the USA. – Oxford University Press.
  7. Fiedler Eckhard, Jansen Reimer, Norman-Risch Mil. America in Close-up. – Longman, 2002.
  8. Garwood Ch., Gardani G., Peris E. Aspects of Britain and the USA. – Oxford University Press. – 1996.
  9. Hewitt, C. Understanding Britain. – М.: Высшая школа. 1996.
  10. McDowall David. Britain in Close-up. – Longman, 2000.
  11. O’Callaghan Bryn. An Illustrated History of the USA. – Longman, 2002.
  12. O.’Driscoll J. Britain: the country and its people. – Oxford University Press, 1995.
  13. Reinventing Canada: politics of the 21st century /Ed. by Brodie J., Trimble L. – Pearson Education Canada Inc., Toronto, Ontario, 2003
  14. The Oxford Illustrated History of Britain / Ed. by K. Morgan. – Oxford University Press. – 1996.
  15. Timanovskaya N. Spotlight of the USA. Тула, 1998

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://irelandinfo.org.ru/
  2. http://media.karelia.ru/~resource/ireland/R1/htm
  3. http://www.goldenmile.biz/ir_ger.htm/
  4. http://www/ireland-geo.info/index.htm
  5. www.consumoffshore.com/en
  6. www.mprof.ru/eng/index.
  7. www.speed-cat.net/site.

 

  1. http://canada.eimc.ru
  2. www.canada-geo.info/stat01.shtml
  3. http://canada.worlds.ru
  4. www.open.ge/el/
  5. www.wikiznanie.ru

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04