Лексическая система современного русского языка.


Вопросы для обсуждения:

1. Лексикология как раздел науки о языке.

2. Слово – основная единица лексикологии. Признаки слова.

3. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

4. Русская фразеология. Виды фразеологизмов.


Задания к практическому занятию № 5:

1.Подготовиться к устному обсуждению вопросов.

2. Выполнить домашнее задание из практического занятия № 4.

3. Конспект статьи А. А. Зализняк Феномен многозначности и способы его описания // Вопросы языкознания. - М., 2004. - № 2. - С. 20-45.

4. Конспект § 4 Введения из книги В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (любая редакция)

5. Конспектирование статьи В.В. Виноградова Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189.

 

Домашнее задание (выполняется к практической № 6):

1. Укажите с помощью словаря С.И. Ожегова, Ю.Н. Шведовой (СОШ), какое значение в выделенном слове с точки зрения современных языковых отношений является первичным, какое – вторичным. Охарактеризуйте вторичное значение: вторичное прямое или вторичное переносное (укажите тип переноса).

(1) Через перевал протянулись свежие следы двух медведей.

(2) У заповедной степи еще много загадок, к которым надо подыскать ключи.

(3) Звонкий месяц выйдет скоро погулять по крышам хат.

(4) Затем Лейус нанес поражение пятой ракетке Австралии Боули.

(5) В той же статье затронут вопрос об известной девальвации диплома с отличием.

(6) В самом центре поселения бьет из земли горячий ключ.


2.Определите тип значения выделенных слов по характеру их сочетаемости (свободное, фразеологически связанное, синтаксически или конструктивно обусловленное).

(1) Ах ты, пачкун, бревно глупое! (Н. Гоголь).

(2) Как только получу место столоначальника, так буду у вашей маменьки слезно просить руки вашей (А. Островский).

(3)Я вторично поклонился хорошей знакомой моего приятеля (И. Тургенев).

(4)Не сдается бабушка, говорит упрямо: “Все равно я, Петенька, болею за “Динамо”(А. Барто).

(5)Не верить бабушке нельзя – она говорит так просто, убедительно (М. Горький).

(6)Мы вменили себе в обязанность давать ей горячие крендели (М. Горький).

 

3. Разбейте фразеологизмы на группы:  1) фразеологические сращения; 2) фразеологические единства; 3) фразеологические сочетания; 4) фразеологизированные обороты. Укажите, на основе каких признаков происходит  разделение на данные группы. Сделайте разбор каждого фразеологизма

 

Как с гуся вода, плакать навзрыд, человек в футляре, начертательная геометрия, одержать победу, куда ни шло, с какой стати, желтая пресса, равнобедренный треугольник, гладить против шерсти, большое сердце, голод не тетка, беречь как зеницу ока, за сердце берет, нож в сердце, паче чаяния, тянуть канитель, от сердца отлегло, положа руку на сердце, коломенская верста, гнаться за двумя зайцами, буланый конь, зарубить на носу, сердце иметь на кого-либо, скрепя сердце, с тяжелым сердцем, не видно ни зги, яко тать в нощи, вверх тормашками, чревато последствиями, с корабля на бал, первый блин комом, преклонный возраст, уйти в свою скорлупу, задать стрекоча, выносить сор из избы, тришкин кафтан, кромешный ад, абсолютный нуль, вороной конь, мелко плаваешь, кровь с молоком, притча во языцех, себе на уме, растяжимое понятие.

 

4. Сделайте лексический разбор слов:

Эмбарго, инфантильный, конфронтация, коммуникабельный, пьексы

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05