Тематика лекций

1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Категория возраста и проблема периодизации психического развития
2. Закономерности, условия и движущие силы психического развития в интерпретации зарубежных и отечественных психологов
3. Нормативные возрастные кризисы: природа, симптомы, значение
4. Психическое развитие в отдельные возрастные периоды (с младенческого возраста до периода ранней юности)
5. Современные психологические теории обучения. Психологическая теория учебной деятельности.
6. Структура и особенности педагогического труда. Психологическая характеристика педагогической деятельности



Тематика семинарских и практических занятий

1. Предмет возрастной психологии. Определение понятия «развитие», его основные закономерности: непрерывность, неравномерность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность. Конкретно-историческая природа детства. Понятие о норме психического развития, три типа норм: социокультурная, среднестатистическая, индивидуальная. Детерминанты развития.

2. Основные подходы к проблеме психического развития в зарубежной психологии. Критика биогенетического подхода и закона рекапитуляции Закон повторяемости форм развития. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде в эмпиризме.

3. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме. Законы научения и законы развития.

4.Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.

5. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд) и неофрейдизме. Основные понятия эпигенетической концепции Э. Эриксона. Закономерности компенсации в теории А. Адлера (понятие чувства несовершенства и комплекса неполноценности, социального чувства и творческого Я).

6. Основные идеи  и законы социокультурной концепции развития Л.С. Выготского: закон метаморфозы, закон становления высших психических функций, закон интериоризации, закон знаково-символического опосредования; понятие о зоне ближайшего развития и зоне актуального развития

7. Роль общения в психическом развитии ребенка, проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина).

8. Категория возраста и проблема периодизации психического развития.Понятие психологического возраста как единицы анализа процесса психического развития. Соотношение психологического, хронологического и биологического возрастов. Структура и динамика возраста (Л.С. Выготский). Понятие «социальная ситуация развития» как источник развития.  Понятие о ведущей деятельности, ее основных признаках и развивающем влиянии. Психологические новообразования как показатели развития.
Возрастная периодизация. Ведущая деятельность как основа периодизации развития в детских возрастах (периодизация Д.Б. Эльконина), основные принципы этой периодизации.
Динамика психического развития как чередование стабильных (литических – П.П. Блонский) и критических (кризисов) периодов развития. Понятие о литических (стабильных) возрастах и кризисах развития. Структура и динамика литических и кризисных возрастов. Возрастные кризисы детства, их природа, содержание, характеристика и значение. Понятие о сензитивных периодах развития, природа и проявления сензитивности. Понятие о структуре и динамике стабильных возрастов, о возрастной норме развития.

9.Тема 5. Психическое развитие в период младенчества, раннего и дошкольного детства.
Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Особенности нервно-психической жизни новорожденного.
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества, условия возникновения, структура и генезис, значение. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И. Лисина).
Два этапа развития в период младенчества, их особенности и значение. Основные линии психического развития младенца: развитие сенсорики, моторики, речи и самосознания.
Развитие самосознания в младенчестве, основные новообразования возраста. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины, психологический смысл и значение для последующего развития.
Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности и форм общения. Специфика социальной ситуации развития. Предметно-орудийная деятельность в раннем детстве, этапы ее становления и развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте, характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста.
Развитие социальной привязанности в раннем детстве, теория привязанности Д. Боулби.
Основные закономерности развития восприятия и ранние формы наглядно-действенного мышления и речи ребенка. Начальные формы развития личности – начало самопознания и формирования образа Я. Новообразования раннего детства.
Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.
Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста, особенности развития форм общения со взрослым (М.И. Лисина) и со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (К. Бюлер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже). Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Структура игры, виды игр, уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б. Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность, детское конструирование и экспериментирование. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения деятельности дошкольника.
Развитие познавательной сферы дошкольника, характеристика восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
Развитие личности,  Я-концепции, особенности самооценки. Развитие потребностей и мотивов, эмоций и произвольного поведения. Полоролевая идентификация в дошкольном возрасте.
Проблема психологической готовности к школьному обучению, основные показатели.
Кризис семи лет, его причины, значение и особенности протекания.


10.  Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, учебная деятельность как ведущая. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника (Г.А. Цукерман). Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).
Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Содержание обучения как основного источника умственного развития и возможности усвоения знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: планирование, анализ, произвольность психических процессов, рефлексия. Особенности познавательной сферы. Развитие личности младшего школьника.



11. Психическое развитие в подростковом возрасте
Проблема “кризиса” подросткового возраста, анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания, гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процесс социализации подростков. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С. Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин), виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.
Учебная деятельность подростков, развитие познавательных мотивов, избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Развитие формально-операционального интеллекта.
Формирование личности в подростковом возрасте, задача реконструкции телесного образа Я, психология полоролевой идентификация. Основные закономерности развития самосознания и самооценки. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли и формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера, типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.


12. Психическое развитие в периоде юношества
Юношеский возраст в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), его переходный характер. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста, личностное самоопределение как базовый психологический процесс. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии. Учебно-профессиональная деятельность, ее специфика. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления.
Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе, неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Построение нового типа взаимоотношений с родителями.
Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон), основные закономерности. Развитие образа Я. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению.

13. Психологическая теория учебной деятельности
Психологическая теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина. Социальная природа учебной деятельности, социальный смысл, содержание и развивающее влияние. Структура и психологические особенности учебной деятельности. Понятие об учебной мотивации, учебных задачах, учебных действиях и их логике, действиях самоконтроля и самооценки. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность.
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Специфика обучения дошкольников, особенности учебной деятельности подростков, учебно-профессиональная деятельность в юности, учебная активность взрослых. Психологические новообразования учебной деятельности: теоретическое мышление, внутренний план действий, рефлексия и произвольность психических процессов.
Формирование учебной деятельности: этапы, психологические условия, показатели сформированности. Соотношение понятий обучаемость и обученность. Ключевые компетентности, метакомпетнции, предметные компетенции, универсальные учебные действия и их формирование в процессе школьного обучения.
Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. Понятие об индивидуальном образовательном маршруте или индивидуальной образовательной траектории.

14. Понятие о педагогических способностях и условиях их развития
Педагог как субъект специфического труда. Понятие о психологических условиях формирования профессионально важных качеств личности и роли личностных функций  в педагогической практике. Понятие о профессиональной пригодности к педагогическому труду. Возможности и условия развития педагогических способностей.
Понятие о психологической готовности, личностной зрелости и профессиональных деформациях личности педагога. Синдром эмоционального выгорания в педагогической среде: возможности предупреждения, самокоррекции, условиях преодоления.
Понятие о профессиональном сознании и самосознании педагога, ценностном отношении к детям, типах педагогических центраций (педагогической направленности)    и их влиянии на характер и успешность педагогического труда.
Педагогические способности как условия успешного освоения и качественного осуществления педагогического труда. Психофизиологические предпосылки (задатки) педагогических способностей. Связь индивидуальных особенностей личности педагога (темперамент, характер, направленность) и способностей. Общий состав, структура педагогических способностей, их классификации. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Психологические требования педагогической профессии к человеку, специфические требования к педагогу, работающему с детьми разных возрастов и с взрослыми обучающимися.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО МОДУЛЮ
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Основная литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник доля вузов. / Г.С. Абрамова. –М.: Юрайт , 2010 –  811с. ISBN 978-5-9916-0155-9
2. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Уч. пос. для студ. высш. уч. зав. – М.: Академия, 2010.–240с.
3. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг, Дон Бокум. – СПБ: Питер, 2010. ISBN: 978-5-49807-639-3 (Серия Мастера психологии)
4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2011. – 460 с. – (Основы наук). ISBN: 5-9692-0024-7
5. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов, (издание 3-е, переработанное). – М.: Питер, 2009 (Рекомендовано МОРФ) ISBN 978-5-388-00494-9
6. Симановский, А.Э. Педагогическая психология: учеб. пособие / А.Э. Симановский. – М.: изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2008. – 304 с. – (Библиотека педагога-практика).
7. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2006, 701 с. ISBN: 5-902766-13-31997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
3. Аверин, В.А. Психология человека от рождения и смерти: психологический атлас человека / А.В. Аверин, Г.А. Виленская, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, С.Н. Костромина, А.Г. Маклаков, Е.И. Петанова, В.А. Прокофьева, А.А. Реан,  С.И. Розум, Е.А. Сергиенко, Д.И. Фельдштейн. – М.: АСТ прайм-Еврознак, 2010, 656 с. ISBN978-5-17-063962-5/978-5-93878-975-3
4. Аверин, В. А. Психология детства: От рождения до 11 лет: Полный курс: Учебник / В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, И.А. Зимняя  – М.: АСТ прайм-Еврознак, 2006, 352 с. ISBN5-93878-229-5
5. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000.
6. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток.– М., 1991.
7. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М., 1979.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 1976.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 1995.
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1979.
11. Волков, Б.С. Младший подросток. Как помочь ему учиться. – М., 2004.
12. Волков, Б.С. Психология младшего школьника – М., 2002.
13. Волков, Б.С. Психология подростка – М., 2001.
14. Волков, Б.С. Психология ранней юности. –  М., 2001.
15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
16. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 3.
17. Выготский, Л.С. Младенческий возраст; Кризис первого года жизни; Раннее детство; Кризис трех лет; Кризис семи лет; Педология подростка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 4.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 2.
19. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – 1984. – Т. 6.
20. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 4.
21. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М., 1978.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004 - 384 с.
23. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя. / А.А. Калюжный. – М.: Владос , 2004, 222 с. ISBN: 5-691-01322-X
24. Кле, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 1991.
25. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1989.
26. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М., 1988.
27. Кудрявцев, В. Т. Психология развития человека (основания культурно-исторического подхода). Рига,1999.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1996.
29. Леонтьев, А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека; Развитие высших форм запоминания; Психологические основы дошкольной игры; К теории развития ребенка; Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. – М., 1981.
30. Лещук, Н.С. Подросток и реклама. – М., 2003.
31. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
32. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1988.
33. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004 – 319 с. ISBN: 5-7695-1666-6
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология / В.С. Мухина. – М.: Академия – 2004, 456 с. ISBN: 5-7695-0408-0
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М., 1999.
36. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
37. Понтон, Л.Сексуальная жизнь подростков. – М., 2002.
38. Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1978.
39. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
40. Психическое развитие подростка / Под ред. А.А. Реана, СПБ., 2003.
41. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др. ; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с.
42. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос – Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1
43. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.
44. Сапогова, Е. Психология развития человека. / Е.Сапогова. – М., 2001.
45. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2001, 416 с. ISBN - 5-9219-0031-1
46. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.,1997.
47. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина – М.: Академия, 1998. - 288 с.
48. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980.
49. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.
50. Чепель, Т. Л. Возрастная психология: интенсивный курс / Т.Л. Чепель. – Новосибирск, 2002.
51. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978.
52. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М., 2001.
53. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.,1994.
54. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 1996.


Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05