Невербальное общение

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и те-лодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнёрами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной жизни. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаём, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффек-тивного и действительного их использования.
Учёные до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов яв-ляется врождённой, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какую роль в её развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
С тех пор как учёные впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разгово-ре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, получаемых каким-либо участником беседы, поступает по не-вербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, по-стоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реаги-руют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение – общение без помощи слов – возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоре-чить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идём с ней гулять, а когда отправляется на улицу без неё.
Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык. Например, мимика, положение ушей, оскал морды. В результате добродушный с виду мишка может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожным.
Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не су-ществуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неодно-значно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передаёт одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных ар-тистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.
Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще воз-можный процесс. Именно поэтому артисты во время съёмок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный, т.к. актё-ры играют неестественно, переигрывают. И всё-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства любви и ненависти, превосходства и зависимо-сти, уважения и презрения.
Часть невербального языка универсальна. Все младенцы одинаково плачут и сме-ются. Другая часть, например, жесты, различаются от культуры к культуре. Не-вербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, по-мимо нашего сознания.

Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чув-ства лучше передаются не вербально. Согласно оценкам учёных, 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.
Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными арти-стами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творче-ским процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надёжным, чем вербальное. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, т.к. человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.
Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам по-дарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень ёмко и компактно. Овладевая языком невербально-го общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаём свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык ис-пользуется и при словесном общении. При его помощи мы:
- подтверждаем, поясняем или опровергаем переданную словесным путём инфор-мацию;
- передаём информацию сознательно или бессознательно;
- выражаем свои эмоции и чувства;
- регулируем ход разговора;
- контролируем и воздействуем на других лиц;
- восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнёром, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, по-давшись вперёд, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам готов нас слушать. Наклонённый вперёд подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жёстко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнёр считает себя в позиции силы.
Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мне-нию никто не поверит. Более того, своё впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.
Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее перво-классным специалистом и непререкаемым авторитетом.
Невербальный язык помогает нам составить более чёткое и адекватное мнение о партнёре. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствует о нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, «физик», чем «ли-рик».

Этикет невербального общения
Большая часть информации передаётся невербальными средствами общения. Ми-мика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека. Например, некоторые люди не знают, что делать со сво-ими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычка теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щёлкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щёки или пальцами переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указы-вать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения.
Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают локтём, не стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, спрашивают у него разрешения). При разговоре жестикуляцию сводят до мини-мума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «По-знакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представиться?» и т.д. сопровождаются соответствующим жестом.
Жесты должны быть скупы, не размашистые, определённые: лёгкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в одобрение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жеста-ми. Так, жест «всё о’кей», хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения нетрадиционной сексуальной ориентации мужчины.
Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: попытка поймать полную машину (останови и всё в порядке).
Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение – «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1».
Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос. Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлёпнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает своё крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей. Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.
Поднятые брови в Германии означают восхищение; в Англии – выражение скеп-тицизма. Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят, находится в состоянии алкогольного опьянения. Когда француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.
В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом про-щания.
Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным со-беседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак, если пальцы рук сцеплены, возможны три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означает разочарование, желание собесед-ника скрыть своё отрицательное отношение.
■ Защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжёте.
■ Почёсывание и потирание уха. Это жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться.
■ Почёсывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении  и неуверен-ности человека.
■ Пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке.
■ Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо.
■ Человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему.
■ Скрещивание рук на груди собеседника сигнализируют о том, что лучше разго-вор закончить или перейти на другую тему. Если собеседник при скрещивании рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную.
■ Жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щеку – это жесты размышления и оценки.
■ Обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разго-вора следует поменять.
■ Если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение.
■ Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе. Уверен-ного в себе человека, который хочет показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывания рук за спину с захватом запястья» и «закидывания рук за голову». С таким человеком общение затруднительно. По-этому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протя-нутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в ко-пировании жестов.
■ Человек, который во время разговора держится за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.
■ По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его от-ношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причём, чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.
■ Походка тоже является важным определяющим фактором в сиюминутном со-стоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.
Опущенные плечи и поднятая голова – собеседник заинтересован. Потирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжён и чувствует опасность, исходящую от вас.
Для того чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным чело-веком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, ко-торые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное впечатление.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05