Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Каждому учителю, приступая к работе, приходится решить следующие вопросы:

♦  для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные,

практические);

♦  чему учить — содержание учебного процесса;

♦  как учить — исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦  как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦  средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

 

Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.

Отсюда :Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. « Педагогический словарь»)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА -совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательно­го процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечиваю­щих решение поставленных задач.

 

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Под словом методика имеется в виду, прежде всего совокупность рацио­нальных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

В этом смысле методика может быть общей, рас­сматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

 

 

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ учеными трактуется по-разному.

Метод обученияэто способы взаимо­связанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению за­дач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения есть способ работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью ко­торого достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Метод обучениясистема последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих ус­воение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала (Н.М.Сокольникова).

 

Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обу­чения — это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных об­щим направлением, складывается система обучения. Примерами могут слу­жить системы обучения изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Немен­ского, Т.Я.Шпикаловой и др.

 

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуче­ния, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывает­ся своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с об­щими целями и задачами современного преподавания изобразительного ис­кусства, с конкретными специфическими задачами  того или иного творческого  направления и вида искусства. Эти методы  были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Да и сей час этот живой процесс продолжается.

Познакомиться с историей методов преподавания изобразитель­ного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь­никова, Е.В,Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози­ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Выходят  учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

 

Методикой работы с дошкольниками много и плодотворно занимались такие авторы как Казакова Т.Г., Комарова, Т.С., СакулинаН.П. , Григорьева Г.Г, Гусакова М.А, Халезова Н.Б., Лыкова И.А., Дронова Т.Н. Ими созданы разнообразные  методические пособия для воспитателей детских садов, для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста; разработаны методические рекомендации, описаны возможности и особенности детей дошкольников и много др.


 

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных ме­тодов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. При­ем чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

 

Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию мето­дов невозможно создать так же, как, скажем, и единую класси­фикацию людей. Для оценки и выбора методов придется исполь­зовать ряд существующих классификаций, выполненных на осно­ве разных оснований (см. табл. ).

В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:

• по источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);

• по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);

• по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний учащихся);

• по преобладанию при их применении деятельности учителя или ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).

 

Наибольшей популярностью пользуются первые две из этих классификаций, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.

1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  ПО ИСТОЧНИКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

К словесным методам и приёмам  обучения можно отнести  рассказ, беседу, лекции, словесные указания.

Рассказ - это повествовательная форма изложения учебного материала учителем. Рассказ, как правило, используется для подачи нового материала и сопровождается демонстрацией наглядных пособий: например, при ознакомлении младших школьников с историей или особенностями произведений народного, декоративно-прикладного искусства.

Рассказ может применяться при сообщении учащимся о традициях класса и школы, правилах поведения на уроке, техники безопасности при работе с инструментами.

Объяснение - это последовательное разъяснение учащимся содержания задания, значения определенных понятий, устройства образцов, правил и приемов выполнения определенных трудовых операций и т. д.

Объяснение обычно сопровождается учебной демонстрацией наглядных пособий (таблиц, плакатов, чертежей, схем, технологических карт, образцов изделий, выполненных учителем или учениками, и т. д.) или этапов выполнения работы.

Одним из самых эффективных в дошкольном, младшем школьном, среднем школьном возрасте  методов словесного изложения учебного материала является беседа.

Беседа - это диалог педагога  с учениками, в котором учитель непременно опирается на уже имеющиеся у учащихся знания и практический опыт. Беседа может использоваться при изложении нового материала, при закреплении и проверке, при обобщении изученного материала.

Готовясь к беседе, педагог  подбирает вопросы, которые должны быть понятны учащимся и отражать суть изучаемого материала. Учителю необходимо продумать последовательность задаваемых детям вопросов и возможные варианты ответов на них.

Дополняя и обобщая ответы учащихся, педагог постепенно подводит детей к усвоению новых понятий или закреплению уже имеющихся у них знаний.

Наглядные методы обучения

К наглядным методам и приёмам обратимся более подробно, учитывая особенности предмета «Изобразительное искусство» в школе, изобразительной деятельности в детском саду, художественно-творческой деятельности в дополнительном образовании.

Здесь стоит отметить неоднозначность применения, трактовки  таких терминов как «демонстрация», «показ», «наблюдение» (в особенности показ – демонстрация)и др.в разных пособиях у разных авторов.  Поэтому важно при описании метода (способа действия педагога) в той или иной методической литературе вникнуть в контекст, понять суть самой организации работы в соответствии с описываемым методом.

 

- наблюдение, демонстрация  или рассматривание разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.

Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.  В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования учащиеся знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения,  рассматривания  педагог должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)

- образец – заранее изготовленный  педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный учителем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого.  Готовый образец также применяется в обучении конструированию.

В начале работы педагог организует  тщательное , целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся перед глазами. Возможно применение нескольких образцов на одном занятии – если учащиеся  уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу (тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное педагогом) помогает выявить особенности разных изобразительных решений.

- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении  рисованию, лепке, аппликации, пластическим искусствам, рукоделию. Учащиеся должны  усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Учащиеся  не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке (особенно дошкольники). Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами (это относится к самым разным возрастам учащихся).  Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами обработки материалов, способами  выполнения  приёмов росписи, им эти способы нужно показать и объяснить.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русской кистевой росписи ит.д.)

В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком учащимся, показывать его не следует.

-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Педагог сначала  последовательно создаёт изображение или изделие  выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например, можно показать всю последовательность выполнения  фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).

- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт не всё изображение или изделие сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем предлагает ученикам выполнить этот этап. Пока дети работают - у учителя есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее педагог  продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев; или этап подмалёвка, этапы  выполнения прорисовки всех элементов и этап оживки в некоторых русских росписях ). Такая работа на уроке, на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить технологические приёмы и этапы работы. Поэтому  поэтапный показ часто применяется на начальном этапе освоения технологии применения изобразительных материалов, рациональных способов изображения, сложных декоративных работ.

Нужно отметить, что в отличие   от образца  рисунок или изделие  выполненные учителем в процессе показа обязательно убираются, чтобы учащиеся не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.

Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на уроке изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.

 

Невозможно организовать эффективный учебный процесс без демонстрации (показа) педагогом способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения технологических операций.

Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.

Практические методы являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опыты, эксперименты, а также работу с учебником, с книгой и другими дидактическими материалами.

Отдельные, самостоятельные упражнения на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками  проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ дети  все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользования простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов, способы выполнения разных приёмов (росписи, вышивки и т.п.). Для старших учащихся специальные длительные  упражнения по отработке приёмов   более приемлемы, они с большим пониманием относятся к подобной работе.

То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На практике, непосредственно в процессе работы над изделиями, учащиеся  знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других материалов. Разумеется, педагог может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени это не всегда практически реально. Но технологические знания полученные именно в собственном опыте (смешивание красок, свойства текстильных материалов, соотнесение красок и грунта и т.п.) становятся самыми прочными знаниями.

Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, педагог должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащейся в них информации, ее правильном отборе и практическом использовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют выполнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии в школе только следовать прямым инструкциям и указаниям. Да и более старшие школьники  ещё не всегда имеют достаточный опыт в подобной работе, не всегда готовы к абсолютной самостоятельности в работе с книгой.

Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь способствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей. С учетом этого рассмотрим другую классификацию.

 

 

ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С учетом данного основания методы обучения можно разделить на две большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую ученик проявляет в процессе работы.

Меньшая степень самостоятельности предполагается при использовании репродуктивных методов. Из самого названия следует, что ученик в пределах данных методов повторяет и воспроизводит. Однако это не означает, что в системе развивающего обучения репродуктивные методы не должны иметь места. К этой группе обычно относят так называемый объяснительно-иллюстративный и собственно репродуктивный методы, которые при ближайшем рассмотрении являются двумя сторонами одного и того же метода.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъявление учащимся знаний в готовом виде (в виде рассказа, объяснения учителя, инструкции в учебнике и т. п.). От учащихся при этом требуется запоминание или воспроизведение полученной информации - т. е. с их стороны действует репродуктивный метод.

Как и в других учебных дисциплинах, эти методы наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются занятия, на которых нужно освоить новые приемы обработки материалов, способы разметки, правила пользования инструментами и проч. Такие уроки  встречаются как в начальной школе, так и в средней школе: по мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия, которые должны быть освоены учениками.  Много внимания уделяется подобным методам и приёмам в системе дополнительного образования  при освоении того или иного ремесла. Любые практические знания, чтобы стать умениями и навыками, должны быть неоднократно повторены детьми, т. е. репродуцированы. Цели, достигаемые репродуктивным методом (закрепление и уточнение знаний, усвоение способов оперирования этими знаниями, усвоение опыта осуществления тех способов деятельности, образец которых уже известен), другими методами недостижимы.

Репродуктивные методы особенно оправданы также на уроках и занятиях знакомства с народными ремеслами. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались в их настоящем, исторически сложившемся виде, поэтому ученики должны как можно точнее повторить, воспроизвести эти приемы и запомнить их.

Тем не менее, в целом овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. В связи с этим даже репродуктивные методы по возможности не должны превращаться в прямые инструкции, требующие от ученика лишь механического следования указаниям.

 

Проблемное обучение. Творческие методы обучения.

Репродуктивные системы обучения не позволяют решить одну из самых важных задач современного социально-личностного заказа системе образования — формирования творческих качеств личности. Такая задача решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового, обучения.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности ребёнка, школьника или студента.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента.

 

Активизация познавательной деятельности слушателей, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает слушателей в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу, Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими в так называемых проблемных ситуациях.

 

Структурной единицей проблемного обучения следует считать проблемную ситуацию и процесс ее разрешения

Чтобы разобраться в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном на первый взгляд суждении скрыто глубокое содержание.

Действительно, проблема для человека существует лишь тогда, когда ее условие или известно, или вполне доступно, а требование, вопрос понятны, т. е. человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы

служат познавательные задачи и вопросы (вопрос — та же задача, в которой условие подразумевается, так как известно познающему или может быть им реконструировано, а потому не приводится).

 

Творческие методы , как и следует из их названия, предполагают, что в деятельности учащихся преобладает поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические) и исследовательские методы.

Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.

При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.

Виды, методы  проблемного обучения весьма разнообразны. Их выделяют чаще в зависимости от предполагаемого уровня активности, степени самостоятельности учащихся в процессе их поисковой деятельности (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин).

 

Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения предполагает уже активное вовлечение обучаемых в процесс решения проблемы, раз-битой на подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, направляется и контролируется педагогом. Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых. Его качественная особенность — в постепенном переходе от имитации научного поиска, что тоже полезно, к действительному научному или научно-практическому поиску.

Формы и методы проблемного обучения разнообразны: проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра. Все они должны быть проблемными прежде всего по своему содержанию.

Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что педагог  в ходе своего рассказа, объяснения не просто излагает материал, а конструирует на его основе проблемную ситуацию и сам раскрывает противоречивый процесс ее доказательного решения.

Ученики при этом следят за ходом мыслей и рассуждений расказчика, мысленно проверяют их убедительность. Этим проблемное изложение отличается от объяснительно-иллюстративного: оно неизбежно предполагает соучастие слушателей в процессе раскрываемого перед ними творческого мышления.

При использовании проблемного изложения задачу ставит и решает педагог, а учащиеся как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, понимая, сочувствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемому.

 

В рамках частично-поисковых методов учащиеся  еще более активно включаются в решение проблемы. К числу таких методов, с успехом используемых в работе с младшими школьниками, относится эвристическая беседа. В ней, в отличие от обычной беседы, педагог  задает такие вопросы, которые подводят детей к какому-то «открытию», разрешению противоречия, самостоятельному нахождению решения. А ученики не просто отвечают на вопросы, но учатся рассуждать, анализировать, находить доказательства.

Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения предполагает уже активное вовлечение обучаемых в процесс решения проблемы, раз-битой на подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, направляется и контролируется педагогом.

Частично-поисковые методы предполагают использование специальных задач, которые ставят учеников в позицию активных деятелей, а не просто исполнителей. Это способствует повышению сознательности обучения, приобщению детей к творческому мышлению и является стимулом развития у них познавательной активности. К таким задачам можно отнести, например, мысленный анализ устройства образца (без разделения его на части), расчет размеров заготовок по габаритным размерам изделия, выполнение эскизов деталей, изделий  и проч.

Действия учащихся  в таких случаях связаны с внутренней активностью личности, прежде всего - с мышлением.

И для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «не-решение»; неудача в попытках ее решить - тоже продукт мышления как деятельности, она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.

У учителей почему-то считается, что допущенные учениками ошибки свидетельствуют о плохой организации их познавательной деятельности. Боязнь ошибок особенно заметна на уроках практического труда в школе: ведь все подробные инструкции и предписания предлагаются именно с целью исключить даже самые малейшие отклонения от работы, тем более ошибки. Между тем учеными проведены специальные исследования, убедительно доказывающие полезность и важность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать лучшему пониманию задачи и стимулировать познание (Но только в том случае если ошибки осмысленны самостоятельно или  вместе с педагогом).

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления.

В практике обучения младших школьников частично-поисковые методы стоят рядом с исследовательскими методами, которые предполагают самый высокий уровень творчества.

Их использование требует от педагога  прежде всего правильного понимания самого смысла творчества.

Это понятие, пожалуй, следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками (даже путем поэтапного и механического копирования действий), совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе. Обычно оно сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, изготовленную по подробной инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые проще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений: должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет «творчество»! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике; это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т. д. Учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; дети чаще открывают то, что уже известно человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - всегда открытие (пусть даже для себя). Настоящее творчество - вовсе не всякое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразующийся с поставленной задачей.

Чтобы помочь ученикам осмыслить задачу, направление поиска следует обозначить. Например, создавая открытку, записную книжку, упаковку к подарку, нужно учесть, для какого именно случая, для какого пользователя предназначена вещь. Художественная аппликация создается с расчетом на то, какое впечатление на зрителя она должна произвести (лирическое, активно радостное и проч.). При разработке технической конструкции формулируется ряд требований, которым она должна удовлетворять (например, определенным образом складываться, иметь определенные размеры и проч.).

Таким образом, сущность исследовательского метода заключается в том, что педагог моделирует проблемную ситуацию и предъявляет ее учащимся в виде такого задания, выполнение которого предполагает творческий поиск своего варианта решения в точном соответствии с поставленными условиями или заданной целью. Использование этого метода позволяет ставить учеников в позицию соавторов, «со-разработчиков» или даже самостоятельных создателей конструкции и образа изделия. Решая в процессе обучения определенные проблемы, учащиеся активизируют умственную деятельность, овладевают процедурами творческого процесса, а заодно творчески усваивают методы познания.

Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых.

Исследовательский метод в освоении художественно-творческих видов деятельности  фактически приобретает черты проектной деятельности.

Формы и приёмы проблемного обучения разнообразны: проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра.


Тогда, может быть, правомерен вывод: да здравствует проблемное обучение?! Вот та долгожданная, давно искомая наилучшая система обучения! (Загвязинский В.И.)Вы уже догадываетесь, что это не так. И эта система имеет ограничения, она вовсе не универсальна.

Во-первых, проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.

Во-вторых, оно оправдано только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, тематического), потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.

В-третьих, данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.

В-четвертых, очень жесткие ограничения накладывает лимит времени, а проблемное обучение, особенно использование исследовательских методик, требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.

Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования и импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.


Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный вы­бор методов и приёмов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно­сти и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

 

Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного урока или занятия, этапу обучения и степени подготовленности учащихся, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное  их применение).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Такими условиями могут быть :

— развитие интереса к изучению изобразительного, декоративного  искусства;

— сочетание систематического контроля с педагогически целесообразной помощью учащимся;

— воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

— последовательное усложнение изобразительной, декоративной, технологической  деятельности, обеспече­ние перспектив развития художественного творчества учащихся;

— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладно­го искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

— целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

— отбор произведений изобразительного искусства для изучения в соответствии с возрастом и задачами обучения;

— использование на занятиях технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий;

— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде­ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко­ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур­ных деталей;

— введение в урок, в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

— применение разнообразных художественных материалов и техник рабо­ты ими;

— смена видов изобразительно-творческой  деятельности в течении учебного года (гра­фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа, разные виды росписи  и др.);

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

— введение в структуру урока, занятия  игровых элементов и художественно-дидак­тических игр; использование элементов соревнования в соответствии с возрастными особенностями;

— систематическое взаимодействие  между разделами содержания обучения (разделами программы), между  дисциплинами изучаемыми в школе, интегрированное обучение искусству.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04