Метод Сократа
А.В.Хуторской ШТ №6-2008

Древнегреческий философ и педагог Сократ (469-399 гг. до н.э.) путём особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашёл отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического.
Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их «передачи».

Эвристика (от греч. «heurisko») отыскиваю, нахожу, открываю.
Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством, называя его «майевтикой» (от греч. maieutike — акушерское, повивальное искусство). Сократ считал, что помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери — «очень опытной и строгой повитухи Фенареты».
О приходящих к нему учениках Сократ говорит: «От меня они ничему не мо-гут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет». Уточнение «если, конечно, имели» говорит о том, что Сократ не считает всех людей равными по познавательным возможностям. Однако способность человека к рождению знаний не выступала для Сократа неизменной и могла, на его взгляд, развиваться. Иногда он считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен как бы «забеременеть», то есть приобрести некоторую основу для последующих споров и рассуждений.
Цель деятельности по Сократу — освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармоничного единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям, которые помогают в практической деятельности. Он отказывался от принуждения и насилия, признавал убеждение наиболее действенным воспитательным сред-ством.
Он придавал особую роль самопознанию: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».
Природные способности человека он связывал с правом на образование. «Могучие духом... если получат образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми». Главную задачу учителя Сократ видел в том, чтобы пробудить душевные силы ученика.
В своих беседах Сократ признаёт уникаль¬ность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого — другое.... Ничьё мнение не бывает ложным...» . Данное утверждение можно назвать принципом относительности знаний, который не просто подтверждает право ученика на ошибку, но и право на знание, считаемое ошибочным с чьей-либо точки зрения, например, с точки зрения учителя.
Сократ извлекает знание, скрытое в человеке, точнее, в его бессмертной душе. В диалоге «Менон» Сократ так объясняет свой подход: «Раз душа бессмертна, часто рождается, и видела всё и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала... И, раз всё в природе друг другу родственно, а душа всё познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием — самому найти и всё остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать». Познание по Сократу - это припоминание, организованное специальным образом. А это означает, что в человеке потенциально содержится всё то, что он хочет познать. Процесс образования в данном смысле есть перевод знаний человека из скрытого состояния в явное.

Дискуссия
Чем изучение знаний отличается от их добывания? Какова принципиальная раз-ница между этими двумя видами деятельности?
Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», то есть признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. «Я знаю, что ничего не знаю» - начальная эвристическая формула Сократа. Вслед за ней идёт уточнение того, что именно он не знает, то есть «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением — ди-дактический процесс, противоположный по своей сути распространённому «изучению известных знаний».
По Сократу в любом человеке «живут верные мнения о том, чего он не знает». И если его «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шеве-литься» в нём, «словно сны».
Каковы способы «спрашивания» Сократа, побуждающие к «шевелению» со-крытых в человеке знаний? Анализ античных диа¬логов, изложенных учеником Сократа — Платоном (427-347 гг. до н.э.) позволил выявить следующие дидактические элементы его системы:
ирония, уличающая ученика, да и самого учителя в незнании;
формулирование возникающих противоречий или искусственное создание тако-вых для обнаружения имеющегося незнания;
индукция, предполагающая восхождение от частных представлений к общим понятиям;
конструирование дефиниций понятий по направлению от поверхностных к бо-лее глубоким определениям понятий;
предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы;
привлечение собственного опыта для подведения к уже известному ответу; либо, наоборот, для создания напряжённости; в которую учитель оказывается во-влечён с тем же незнанием, что и его собеседник;
рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к исходным предпосылкам или суждениям.
Метод Сократа — это способ последовательной, систематизированной в каж-дом отдельном случае постановки вопросов, цель которых — привести собе-седника к противоречию с самим собой, заставить его признаться в своём невежестве, и затем подойти к отысканию истины.
В качестве иллюстрации своего метода Менону Сократ осуществляет диалог с его рабом о свойствах квадрата. В результате необразованный раб приходит к выводу о том, что диагонали квадрата образуют удвоенный квадрат. После этого происходит диалог Сократа с Меноном (мы бы назвали его рефлексивным), в котором вы-является мировоззренческая основа применяемого метода:
«Сократ. Ну, как, по-твоему, Менон? Сказал он в ответ хоть что-нибудь, что не было бы его собственным мнением?
Менон. Нет, все его собственные.
Сократ. А ведь он ничего не знал – мы сами говорили об этом только что.
Менон. Твоя правда.
Сократ. Значит, эти мнения были заложены в нём самом, не так ли?
Менон. Так.
Сократ. Получается, что в человеке, который не знает чего-то, живут верные Мнения о том, чего он не знает?
Менон. Видимо, так.
Сократ. А теперь эти мнения зашевелились в нём, словно сны. А если бы его сдали часто и по-разному спрашивать о том же самом, будь уверен, он, в конце концов, ничуть не хуже других приобрёл бы на этот счёт точные знания.
Менон. Как видно.
Сократ. При этом он всё узнаёт, хотя его будут не учить, а только спрашивать, и знания он найдёт в самом себе?
Менон. Ну да.
Сократ. А ведь найти знания в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?
Менон. Конечно.
Сократ. Значит, то знание, которое у него есть сейчас, он либо когда-то приоб-рёл, либо оно всегда у него было?
Менон. Да.
Сократ. Если оно всегда у него было, значит, он всегда был знающим, а если он его когда-то приобрёл, то уж никак не в нынешней жизни. Не приобщил же его кто-нибудь к геометрии? Ведь тогда его обучили бы всей геометрии, да и про-чим наукам. Но разве его кто-нибудь обучал всему? Тебе это следует знать хотя бы потому, что он родился и воспитывался у тебя в доме.
Менон. Да я отлично знаю, что никто его ничему не учил.
Сократ. А всё-таки есть у него эти мнения или нет?
Менон. Само собой, есть, Сократ, ведь это очевидно...
Сократ. Так если правда обо всём сущем живёт у нас в душе, а сама душа бес-смертна, то не следует ли нам смело пускаться в поиски и припоминать то, чего мы сейчас не знаем, то есть не помним?
Менон. Сам не знаю почему, Сократ, но, мне кажется, ты говоришь правильно.
Сократ. Мне и самому так кажется, Менон. Впрочем, иные вещи нам особенно отстаивать не придётся. А вот за то, что мы, когда стремимся искать неведомое нам, становимся лучше и мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать, — за это я готов воевать, насколько это в моих силах, и словом, и делом».
В наиболее общем виде метод Сократа базируется на следующих методологиче-ских позициях. Во-первых, учитель и ученик в своём диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения. Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, то есть при-ходят к определению понятий. В-третьих, в ходе диалога применяется внутрен-ний критерий истинности возникающей мысли, то есть осуществляется проверка: согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с вытекающими из неё следствиями, или нет; в результате, исследование вещей, то есть познание и обучение, происходит с опорой на сами вещи, а не на их внешнее отражение.
Дискуссия
Познание, по Сократу, есть припоминание. Где и в чём именно могут быть сосредото¬чены припоминаемые истины?
Организуемая Сократом деятельность всегда приводит к созданию новых про-дуктов: осознанию незнания, выявлению противоречий, формулированию проблем, конструированию дефиниций. Такая деятельность продуктивна и эвристична по своей сути, хотя в античное время данные термины не применялись. Для обозначения продуктивной деятельности использовалось понятие «творчество», которое трактовалось как «переход из небытия в бытие». В произведении Платона «Пир» устами Диотимы, спорящей с Сократом, так говорится об этом понятии: «Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами».
Деятельность Сократа являлась творческой, то есть переводящей истину из не-бытия в бытие, но её отличие от материального творчества заключалось в созда-нии продуктов совершенно иного плана — знаний. Для данного процесса потре-бовалось иное понятие, чем овеществлённое в то время понятие творчества. Воз-никла необходимость в понятии, обозначающем творчество знаний. Это понятие позже было названо «эвристика».
Сократа можно считать основоположником эвристического обучения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием.
Педагогической проблемой, связанной с методом Сократа, является противо-речие между двумя целевыми ориентирами обучения: 1) увеличением знаний, на что направлено традиционное обучение, 2) увеличением незнаний, что происходит в системе Сократа. Каждый из данных ориентиров требует соответствующей дидактической системы, т.е. особого содержания образования, педагогических технологий, средств контроля и оценки результатов.
Традиционный ориентир обучения — перевод незнания в знание: «дать знания», «по-лучить знания» — эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя. Считается, что в процессе обучения знания ученика увеличи-ваются. Образование в этом случае отождествляется с накопительством. Резуль-тативность обучения ученик может выражать в форме знаний о своих знаниях: «Я знаю, что у меня есть следующие знания...». Образование получает форму своеобразного накопительства, культивируемого в системах обучения большин-ства сегодняшних школ и вузов.
В эвристической системе Сократа ученик увеличивает своё незнание, которое становится особым «опредмеченным» знанием. Оно становится очевидным и превращается в знание о незнании: «Я знаю, что у меня ещё нет следующих знаний». Образование оказывается механизмом самодвижения, поскольку ученик ориентируется не на получение ответов (т.е. знаний), а на отыскание вопросов (т.е. незнаний).
В этих двух противоположных дидактических подходах заложена предпосылка конструирования принципиально нового типа образования. Возможно, что эф-фективным способом такого конструирования является сам метод Сократа, от-несённый к противоречию между двумя данными подходами.
Сократ, в отличие, например, от Пифагора, не делал тайну из своего учения и излагал его где угодно, будь то городская площадь или улица. Беседы Сократа вызывали у слушателей эмоциональный и интеллектуальный подъём. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьётся гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слёзы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими» — так описывал свои впечатления ученик Сократа.
Смерть Сократа произошла по приговору суда. После свержения диктатуры Крития, бывшего слушателя Сократа, афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства, стараясь таким способом найти причину упадка демократической власти и ослабления Афин. Текст обвинительного приговора гласил: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодёжь». По приговору суда Сократ выпил яд (цикуту) и скончался через несколько минут в полном сознании. Последний день Сократа описан в диалоге Платона «Федон».
Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений. Источниками сведений о его учении и жизни являются: сочинения; его учеников — Ксенофонта и Платона.
Ученики Сократа
Один из учеников Сократа Ксенофонт (430-355 до н.э.) написал первый античный педагогический роман «Воспитание Кира». Ксенофонт считал, что образование Должно воспитывать совершенных граждан и быть преж-де всего делом государства.
Другой ученик Сократа - Антисфен (450-360 до н. э.) основал философ-скую школу киников. Он считал необходимым в образовании прибли-жаться кумиру реальных явлений. Основным методом обучения и воспи-тания он считал пример наставника, призывал воспитывать привычку, преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага («пусть дети наших врагов живут в роскоши»).
Самый известный ученик Сократа — Платон (настоящее имя Аристокл) (427-347.до н, э.). Именно из его «Диалогов» мир узнал о Сократе. Основанная Пла-тоном в Афинах Академия просуществовала в качестве учебного заведения более тысячи лет.
Принцип познания и обучения Платона можно найти в его знаменитой фи-лософской притче о прикованных к стене пещеры людях, которые видят лишь тени — отражение сущего, но не само сущее. Только освободившись от цепей, они смогут увидеть истину — мир идей.
По Платону, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение уче-ника к миру идей. Реализовать это способен наставник преклонных лет, то; есть человек, который уже стоит на пороге мира идей. Сделать это можно при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (впо-следствии эту связь стали называть «платонической любовью»).
В трактате «Государство» Платон полагает, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку». Мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к высшему этапу образования. Этот этап делится на два продолжительных цикла - 10 и 15 лет. В программу обучения включались только теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка.
Основная цель воспитания по Платону — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». В идеальном обще-стве руководитель образования — это первое лицо государства. Платон про-возглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трёхлетнего) обуче-ния. В программе он сделал попытку соединить спартанское и афинское вос-питание.
В труде «Государство» Платон описал программу обучения для государей — философов или хранителей. В неё вошли семь «предметов»: музыка, астрономия, геометрия и арифметика — для основополагающего обучения; грамматика, риторика, философия — должны предоставить методы изучения основных четырёх предметов. Эта теория доминировала в Европе в средние века. Она и сегодня преобладает в британской системе образования высшего уровня.
В своём последнем труде «Законы» Платон указывает, что в Афинах, в центре города, в его время существовали «три гимназии» для целостного воспитания, имевшие за городом обширные поля для спортивных упражнений, в том числе и для верховой езды. В них специальные профессора должны были «преподавать предметы, полезные для войны, и давать интеллектуальное образование». При этом Платон особенно подчёркивает, что такие учебные заведения должны посещаться «не только теми, чьим отцам это заблагорассудится, но, по воз-можности, всеми детьми граждан, ибо они принадлежат полису более, чем своим родителям». (Платон, «Законы», 804 в).
Платон считает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания». «Я говорю и утверждаю, — пишет Платон, — что человек, желающий стать вы-дающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские соору-жения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия — подра-жания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совер¬шенства». В программу всеобщего образо¬вания включалось обучение грамоте, нача¬лам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малыми инструментами — воспроизведением настоящих». Система обучения Платона адресовалась лишь свободным гражданам общества.
Диалоговый метод Сократа развивали его последователи, которые создали свои самостоятельные школы (киренаики, киники, мегарики). Однако наибольшее совершенствование данный метод получил у Платона, который развил идеи Сократа об образовании исходных понятий. Платон изменил и расширил сферу приложения диалогического способа мышления. Если у Сократа сферой рефлексии был человек, точнее — абстрактное знание о человеке, то у Платона диалоги охватывают сферу математического знания. Платон превращает диалог в способ обнаружения и формирования противоречий. Понятия становятся рефлексивным средством и одновременно предметом диалога, одна из основных функций которого направлена на выведение всё более общих понятий.
Волкова Светлана, студентка Московского педагогического университета
— Система Сократа мне близка потому, что я не только глубоко уважаю самого Сократа как личность, но и поддерживаю его взгляды на жизнь и образование. Признание, недостаточности знания даже о самом простом предмете является основным принципом Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого». Он говорил, что гораздо важнее определить степени своего незнания, чем изучать уже из¬вестные положения. На его высказывании и основано эвристическое обучение.
Основной метод, который применяет Сократ, — это «часто и по-разному спрашивать», чтобы в ученике пробудились, «верные мнения о том, чего он не знает». Искусство заключается не в ответе на вопрос, а в создании эвристической беседы. Такой метод нахождения истины посредством вопросов называется со-кратическим.
Ещё одна важная идея Сократа: «Ничье мнение не бывает ложным». Это при-меняется только в нетрадиционных педагогических системах. Отсутствие этого принципов обычной школе наносит огромный моральный вред ребёнку, так как занижается его самооценка.
Девиз Сократа: «Познай самого себя» стал основой науки психологии. Сократ «От меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много пре-красного, если, конечно, имели, и производят его, на свет». Он считал, что знания не должны подаваться в неизменном виде, а должны «произрасти» из самого ученика. Учитель не является воплощением мудрости, а существует для того, чтобы поливать ростки древа знания. Душа изначально всё знает, нужно только научить человека припоминать эти знания. Вся педагогика Сократа относится ко второму типу образования — «человек семя».
Сократический метод наводящих «вопросов» позволял прийти к истине по-средством дискуссии. Сократ считал, что по его методу может обучаться только тот, у кого есть потребность в рождении» знаний. Это будет актуально всегда, так как если человек не хочет или не готов принять знания, научить его никто не в силах.
На мой взгляд, ошибка Сократа заключается в его принципе обучения. Он считал, что эффективнее всего беседа, и устная передача знания. Вследствие этого большая часть его высказываний была утеряна и не дошла до наших дней.
Его уникальное мировоззрение на человеческие знания, к сожалению, мало при-меняются в современной педагогической практике, так же как и новые формы обучения в целом.
Предлагаю читателям ответить, на некоторые вопросы.
Чем изучение знаний отличается от их добывания? Какова принципиальная разница меж-ду этими двумя видами деятельности?
«Познание есть припоминание». Где и в чём именно могут быть сосредоточены припоми-наемые истины?
Придерживаетесь ли вы точки зрения, что все знания человека потенциально заложены в нём и при определённых условиях могут рождаться? Обоснуйте свою позицию.
Сократ считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен как бы «забеременеть», то есть приобрести некоторую основу для последующих споров и рассуждений. Какими должны быть условия и средства, с помощью которых можно сделать так, чтобы учащиеся «рождали» знания?
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05