ТЕСТ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

1. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?
а) функциональной;
б) культурно-исторической;
в) эволюционной;
г) структурной антропологии.

2. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
а) мифология;
б) наука;
в) религия;
г) техника.

3. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауэр;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант;
г) Ф. Ницше.

4. Какие религии относятся к мировым?
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) ислам, кришнаизм, иудаизм;
г) православие, католицизм, протестантизм.
д) буддизм, христианство, ислам.

5. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев;
б) Э. Тайлор;
в) О. Шпенглер;
г) все перечисленные.

6. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?
а) человек и культура – свободное творение Бога;
б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства;
в) естественное усовершенствование человека и его культуры.

7. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?
а) общество;
б) культура;
в) техника;
г) образование.

8. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?
а) тотемизм;
б) теизм;
в) богоискательство;
г) синкретизм.

9. Какие существуют методы анализа культуры?
а) все перечисленные ниже;
б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический;
в) структурно-функциональный, семиотический;
г) морфологический, структуральный, диалогический.

10. Американский социолог русского происхождения, автор концепции социокультурной динамики и исследователь социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?
а) Н. Бердяев;
б) Н. Данилевский;
в) П. Сорокин;
г) А. Лосев.

11. Языки бывают:
а) вербальные и невербальные;
б) естественные и искусственные;
в) все перечисленное.

12. Выберите правильное высказывание:
а) Катарсис – очищение через сострадание и страх;
б) Катарсис – система норм, правил, господствующая в художественном направлении;
в) Катарсис – гармония внешнего и внутреннего состояния человека.

13. Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?
а) анимизм;
б) фетишизм;
в) синкретизм;
г) тотемизм.

14. Что означает понятие «цивилизация»?
а) уровень общественного развития;
б) ступень общественного развития, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.

15. Какие науки относятся к гуманитарным?
а) социология, культурология, история;
б) психология, этнография, лингвистика;
в) все перечисленные.

16. Сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
а) «Феномен человека»;
б) «Идеи к философии истории человечества»;
в) «Недовольство культурой»;
г) «Закат Европы»;
д) «Три лика культуры».

17. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора?
а) Культура – это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности;
б) Культура представляет собой совокупность всей наследственной информации, способов её организации и сохранения;
в) Культура, или цивилизация, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

18. Кому из мыслителей XX века принадлежит следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»?
а) О. Шпенглеру;
б) А. Тойнби;
в) Н. Бердяеву;
г) И. Хёйзинге;
д) К. Ясперсу.

19. Какие основные разряды культурной деятельности выделяет в своей концепции культуры Н.Я. Данилевский?
а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.

20. Язык является:
а) способом коммуникации;
б) средством мышления;
в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;
г) все перечисленное.

21. Ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) фетишизм;
г) магия.

22. Что такое мимесис?
а) созвучие;
б) подражание;
в) гармония.

23. В основе социокультурной динамики, согласно концепции Ю. Лотмана. Лежат следующие процессы:
а) постепенные и взрывные процессы;
б) процессы распада и структурирования;
в) волнообразные процессы;
г) циклические процессы;
д) все перечисленные.

24. К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида являются представителями:
а) структурализма;
б) эволюционизма;
в) диффузионизма;
г) функционализма.

25. Производство культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление:
а) элитарная культура;
б) массовая культура;
в) материальная культура.

26. Что такое архетипы?
а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;
б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;
в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.

27. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и
Л. Морган?
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.

28. Известный русский социолог XIX века, занимавшийся проблемами культурно-исторической типологии:
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев.

29. Исторически первая модель социокультурной динамики:
а) эволюционная модель;
б) волновая модель;
в) циклическая модель.

30. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:
а) аккультурация;
б) антропоморфизм;
в) антропосоциогенез.

31. Автор теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит целям защиты людей от природы и урегулирования отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры:
а) Г. Спенсер;
б) О. Шпенглер;
в) 3. Фрейд;
г) И. Хёйзинга.

32. Подберите правильное определение к понятию «мифология»:
а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;
б) наука, изучающая мифы и сказания;
в) оба определения правильны;
г) оба определения неправильны.

33. Труд нидерландского учёного Й. Хёйзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры:
а) «Первобытная культура»;
б) «Недовольство культурой»;
в) «Закат Европы»;
г) «Человек играющий».

34. Что изучает синергетика?
а) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах;
б) знаки и знаковые системы;
в) проблемы культурных коммуникаций.

35. Что такое субкультура?
а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;
б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающийся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей;
в) все перечисленное.

36. Автор термина «дегуманизация искусства»?
а) Г. Гадамеру;
б) Ф. Ницше;
в) X. Ортеге-и-Гассету;
г) А. Камю.

37. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?
а) Н. Бердяев и О. Шпенглер;
б) Т. Парсонс и Э. Тайлор;
в) П. Сорокин и Ю. Лотман.

38. О. Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I – подготовительный, период детства и накопления сил; II – период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества. Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) период упадка, период цивилизации; переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе»;
в) агония культуры.

39. Процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур элементов другой или в возникновении новых культурных явлений?
а) катарсис;
б) конформизм;
в) мимесис;
г) аккультурация.

40. Автор концепции «пассионарности»?
а) А. Тойнби;
б) Ф. Ницше;
в) В. Соловьев;
г) Л. Гумилев.

41. Ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами:
а) анимизм;
б) фетишизм;
в) тотемизм;
г) магия.

42. Что такое «кич»?
а) Кич – синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;
б) Кич – высшая форма проявления художественности в искусстве.

43. Что такое ментальность?
а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе;
б) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры;
в) совокупность способов человеческой деятельности, объективированных в предметах.

44. Кто из мыслителей понимал культуру как «почитание света»?
а) Э. Тайлор;
б) Н. Рерих;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Л. Морган.

45. Что такое искусство?
а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический тип духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты

46. Подберите верное определение к понятию «анимизм»:
а) Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;
б) Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;
в) Вера в духов и души, которые управляют людьми, предметами и явлениями окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения и предметы, наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой.

47. Система взглядов, отвергающих религиозные представления и религию в целом?
а) атеизм;
б) религиозный анархизм;
в) свобода совести.

48. Функциями культуры как совокупности знаковых систем являются:
а) функция передачи сообщения или выражения смысла;
б) функция общения;
в) все перечисленное.

49. Культура, ориентированная на избранную, интеллектуальную публику, а не на массового потребителя:
а) традиционная культура;
б) народная культура;
в) элитарная культура;
г) либеральная культура;
д) массовая культура.

50. Слово «культура» означает:
а) поведение, почитание;
б) искусство, подражание;
в) возделывание, обработка.

51. Понятие культуры в его современном значении начало оформляться:
а) в эпоху Просвещения;
б) в эпоху Возрождения;
в) в середине ХХ века.

52. Кто из ученых придал термину «культура» ценностную окраску, указывая на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?
а) Ж.- Ж. Руссо;
б) С. Пуффендорф;
в) Вольтер.

53. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?
а) И. Кант;
б) И.Г. Фихте;
в) И.Г. Гердер.

54. К какой категории определений культуры принадлежит высказывание немецкого ученого Г. Риккерта: «Будем понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей…»?
а) семиотический;
б) надприродный;
в) ценностно-нормативный.

55. Символ – это:
а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставле¬ние предметного образа и глубинного смысла;
б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;
в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.

56 Что подразумевает понятие «инкультурация»?
а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;
б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;
в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

57. Типологизация культуры – это:
а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;
б) характеристика различных культур;
в) типы различных личностей.

58. Основаниями типологизации культур могут выступать:
а) этнографические, пространственно-географические, хронологические критерии;
б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии;
в) все перечисленные.

59. Работа Ф. Ницше, в которой он предлагает деление культур на аполлонические и дионисийские?
а) «Рождение трагедии из духа музыки»;
б) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»;
в)  «Россия и Европа».

60. В каком из научных направлений произошло деление на материальную и духовную культуру?
а) эволюционизм;
б) марксизм;
в) функционализм

61. Каким образом взаимодействуют экономика и культура?
а) экономика – часть культуры, культурный феномен;
б) экономика находится за пределами культуры;
в) эти понятия не пересекаются.

62. Что относится к материальной культуре?
а) производство;
б) быт;
в) сам человек в своей материальной, физической сущности;
г) всё перечисленное.

63. Скульптура, архитектура, живописные произведения относятся:
а) к материальной культуре;
б) к духовной культуре;
в) представляют собой феномен, который можно отнести как к духовной культуре, так и к материальной.

64. В какой работе М. Вебера проанализированы связь и взаимовлияние религии и экономики?
а) «Наука как призвание и профессия»;
б) «Критические исследования в области наук о культуре»;
в) «Протестантская этика и дух капитализма».

65. От какого латинского слова происходит термин «мораль»?
а) обычаи, нравы, поведение;
б) законы;
в) истина.

66. Мораль возникает в культуре как:
а) механизм обеспечения согласованности действий в обществе, призванный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида;
б) механизм формирования социокультурной системы;
в) механизм защиты от влияния других культур.

67. Какая система права является эталоном для западноевро¬пейской культуры?
а) греческая;
б) римская;
в) египетская.

68.  Три наиболее существенные сферы, где знание правовых норм имеет важнейшйй значение для человека:
а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни, решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;
б) философская, религиозная, художественная деятельность;
в) все перечисленные.

69. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:
а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;
б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;
в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами куль¬туры.

70. Какая форма познания доминирует в искусстве?
а) рациональная;
б) интуитивная;
в) умственная.

71. Как можно интерпретировать искусство?
а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;
б) своеобразное кодирование информации об исторических пе¬риодах и народах, текст, знаковая система;
в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;
г)  все перечисленное.

72. Какие функции выполняет искусство в культуре?
а) познавательную, ценностную;
б) релаксационную, функцию исторической преемственности;
в) все перечисленные.

73. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:
а) изображение прекрасных тел;
б) изображение жизненного подобия;
в) изображение возвышенного и трагического.

74. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?
а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления чело¬века в первобытной культуре;
б) универсальность первобытного искусства;
в) примитивность первобытного искусства.

75. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?
а) П. Сорокин;
б) X. Ортега-и-Гассет;
в) М. Хайдеггер.

76. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …………………………………….., живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:
а) литература;
б) музыка;
в) архитектура.

77. Научное определение понятия «миф»:
а) сказка, главными героями которой являются боги и герои;
б) наиболее ранняя донаучная форма познания и объяснения мира, в которой с помощью фантазии, выдумки выражено отношение человека к окружающей действительности;
в) вымысел.

78. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний?
а) 3. Фрейд;
б) К.Г. Юнг;
в) Э. Фромм.

79. Существует четыре направления первобытных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм........................................................ . Вставьте пропущенную позицию.
а) обряд;
б) ритуал;
в) магия.

80. В чём заключается моделирующая функция мифа?
а) в мифе определялись цель и смысл истории и человеческого существования;
б) миф являлся связующим звеном эпох и поколений;
в) мифология играла роль оригинальных образцов, моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь.

81. Существуют ли мифы в современной культуре?
а) миф ушел со сцены с появлением рациональных научных способов познания мира;
б) как способ организации сознания массы людей он может быть использован профессиональными идеологами;
в) сегодня понятие «миф» употребляется только как вымысел, сказка.

82. Вера в существование духов и душ у животных и растений:
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) зооморфизм.

83. Первая монотеистическая религия:
а) ислам;
б) иудаизм;
в) христианство.

84. Выберите из определений то, которое относится к понятию «наука»:
а) эмоциональная форма выражения культуры;
б) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности, и одновременно это вся совокупность этих знаний, т.е. результат познания;
в) особое мироощущение, поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, священное

85. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?
а) «Закат Европы»;
б) «Постижение истории»;
в) «Кризис нашего времени».

86. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:
а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;
б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;
в) все перечисленное.

87. Для возникновения и развития цивилизаций Египта и Междуречья особое значение имело (а):
а) ирригационная система земледелия;
б) изобретение пороха;
в) завоевание заморских территорий;

88. Один из наиболее древних сводов законов, дошедший до наших дней:
а) законы Ману;
б) законы Хаммурапи;
в) законы Дракона.

89. Главный герой шумерского эпоса:
а) Гильгамеш;
б) Зороастр;
в) Кетцалькоатль.

90. Тексты, вошедшие в египетскую «Книгу мертвых», были написаны:
а) пророками, как божественное откровение;
б) мудрецами, в виде философских афоризмов;
в) жрецами, как система нравственных запретов, нарушение которых грозило ослушавшемуся неминуемой гибелью;
г) как практические руководства для мертвых, в которых напоминалось, как себя вести в загробном мире.

91. Кто в Древнем Египте имел двойную природу: являлся одновременно человеком и сыном бога солнца Ра?
а) верховный жрец;
б) фараон;
в) Осирис.

92. Приведите в соответствие наименования богов и их зооморфные воплощения:
1) Себек -
2) Бастет -
3) Тот -
4) Исида -
5) Анубис -
6) Гор -
7) Апис -
а) корова; б) кошка; в) шакал; г) сокол; д) ибис; е) крокодил;
ж) бык.

93. Что такое Веды?
а) священные книги индусов, содержащие молитвы, гимны, ритуальные тексты, философские диалоги;
б) гадательные книги древних индийцев;
в) жизнеописания индийских святых.

94. Приведите в соответствие четыре индийские варны:
1) брахманы -
2) кшатрии -
3) вайшьи -
4) шудры -
а) земледельцы; б) жрецы; в) воины; г) слуги.

95. В культурной жизни Древнего Китая на первое место выдвигалось:
а) забота о жизни после смерти;
б) дух индивидуализма и неподчинения нормам правящего меньшинства;
в) воспитание воинов и захват новых территорий;
г) административная практика, основывающаяся на идее гармонии природы, общества и человека.

96. Китай считают родиной следующих изобретений:
а) бумага, порох, компас;
б) колесо, кирпич, бетон;
в) лук и стрелы;
г) алфавит, десятичная система исчисления.

97. Религиозные системы, сложившиеся в Древнем Китае:
а) конфуцианство;
б) джайнизм;
в) даосизм;
г) синтоизм.
98. Одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека; оно получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства:
а) калокагатия;
б) мимесис;
в) катарсис;
г) канон.

99. Учение об ораторском искусстве, популярное в античности:
а) эмпатия;
б) риторика;
в) таврокатапсия.

100. Термином «эллинизм» обозначают греко-восточный синкретизм, который стал результатом:
а) массового переселения греков в VIII-VII вв. до н. э. в области Италии;
б) Пелопоннесской войны 431–404 гг. до н. э.;
в) завоевательной политики Александра Македонского.

101. По легенде, автором «Илиады» и «Одиссеи» являлся:
а) Фидий;
б) Цицерон;
в) Гомер.

102. Куросы и коры – это:
а) античные одеяния мужчин и женщин;
б) местные божества древних греков;
в) виды древнегреческих амфор;
г) скульптурные изображения юношей и девушек.

103. Археолог, открывший Трою?
а) Шлиман;
б) Корнарвон;
в) Эванс.

104. Архитектурное сооружение, не относящееся к культуре Древнего Рима?
а) базилика;
б) крестово-купольный храм;
в) термы;
г) амфитеатр.

105. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:
1) Птолемей -
2) Тацит -
3) Цицерон -
4) Катулл -
5) Гален -
6) Гай Юлий Цезарь -
а) ораторское искусство; б) поэзия; в) медицина; г) история; д) астрономия; е) политика.

106. Столица эллинистической цивилизации и культуры?
а) Александрия Египетская;
б) Афины;
в) Рим.

107. Средневековая культура:
а) антропоцентрична;
б) теоцентрична;
в) социоцентрична.

108. Общее название походов (1096-1270 гг.) на Ближний Восток, организованных западноевропейскими феодалами и католической церковью, одним из результатов которых явился синтез европейской и восточной культур…………………………………

109. Какую из субкультур средневекового общества характеризует эпитет «куртуазная»:
а) рыцарско-придворную;
б) монашескую;
в) крестьянскую.

110. Название характерного для народной культуры средневековья праздника под открытым небом, сопровождавшегося уличными шествиями, танцами:
а) ритуал;
б) карнавал;
в) Рождество.

111.  Донаучное направление в развитии химии, получившее широкое распространение в средневековой Европе, имевшее главными целями получение «философского камня» и  эликсира долголетия - ……………………………………….

112. Возникшие в средневековье высшие учебные заведения:
а) училища;
б) академии;
в) университеты.

113. Художественные стили, характерные для средневекового искусства:
а) романский;
б) рококо;
в) романтизм;
г) готика.

114. Как ислам относится к изображению Бога и человека?
а) рекомендует;
б) решительно отвергает, так как творцом является лишь Аллах;
в) разрешает только в культовых зданиях.

115. Какое из определений Возрождения (Ренессанса) является верным?
а) культурное течение, связанное с деятельностью гуманистов;
б) культурное течение, связанное с реформами христианской церкви;
в) культурное течение, связанное с деятельностью просветителей.

116. Возрождение зародилось:
а) в Англии;
б) в Германии;
в) в Италии.

117. Что из древнего наследия больше всего интересовало мыслителей и художников Возрождения?
а) ценности и памятники античной культуры;
б) «Махабхарата» и ведийская философия;
в) «Эпос о Гильгамеше» и законы Хаммурапи.

118.  «Столица» итальянского Возрождения?
а) Рим;
б) Флоренция;
в) Неаполь.

119. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения?
а) «Божественная комедия» Данте Алигьери;
б) «Энциклопедия» Д. Дидро и Д’Аламбера;
в) «Мемуары» Д. Казановы.

120. Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» был задуман автором:
а) как роман-энциклопедия;
б) как мемуары;
в) как пародия на рыцарский роман;
г) как детективный роман.

121. Одно из направлений  христианства, оформившееся в ходе Реформации в XVI в.:
а) протестантизм;
б) католичество;
в) православие.

122. В середине XVI в. в Италии появился популярный театральный жанр – «комедия дель арте» (комедия масок). Какой маски не было среди его персонажей?
а) Бригелла;
б) Буратино;
в) Арлекин;
г) Панталоне.

123. Приведите в соответствие произведения искусства и их авторов:
1) «Мадонна Литта» -
2) «Давид» -
3) фресковые росписи лоджий в Ватикане -
4) Гентский алтарь -
5) «Воз сена» -
6) «Четыре книги об архитектуре» -
а) Ян Ван Эйк; б) Микеланджело; в) И. Босх; г) Леонардо
да Винчи; д) А. Палладио; е) Рафаэль.

124. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?
а) культ разума;
б) культ личности;
в) культ здоровья.

125. Мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки:
а) рационализм;
б) сциентизм;
в) антисциентизм.

126. Немецкий философ, с опубликованием статьи которого «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», вошло в широкий оборот наименование целой эпохи.
а) Фейербах;
б) Шопенгауэр;
в) Кант.

127. В европейской культуре XVII–XIX вв. формируется новая картина мира, согласно которой Вселенная – это:
а) мир, которым управляет божественная воля;
б) непознаваемое и неуправляемое явление;
в) система, где действуют научные законы.

128. Распределите фамилии художников по стилям европейского искусства:
1) барокко -
2) рококо -
3) классицизм -
4) импрессионизм -
5) постимпрессионизм -
6) сюрреализм -
а) К. Моне; б) С. Дали; в) В. Ван Гог; г) П. Рубенс; д) А. Ватто;
е) К. Лоррен.

129. Мыслитель. предрекавший в работе «Закат Европы» гибель западной культуры, ее перерождение в цивилизацию:
а) Шпенглер;
б) Маркс;
в) Ницше;
г) Вольтер.

130. Соотнесите название произведений с авторами.
1) роман «Собор Парижской Богоматери» -
2) парки Версаля XVII в. -
3) «Так говорил Заратустра» -
4) пьеса «Мещанин во дворянстве» -
5) опера «Тристан и Изольда» -
6) реалистическая эпопея «Человеческая комедия» -
7) опера «Волшебная флейта» -
8) «Протестантская этика и дух капитализма» -
а) Бальзак; б) Мольер; в) А. Ленотр; г) Моцарт; д) Вагнер;
е) В. Гюго; ж) М. Вебер; з) Ф. Ницше.

131. Выберите из перечисленных факторов, оказавших воздействие на культурно-историческое развитие России, тот, который характеризуется следующими чертами: открытость границ, низкая плотность населения, разветвлённая речная сеть, промежуточное положение русской территории между Европой и Азией:
а) религиозный;
б) геополитический;
в) этнический.

132. Приведите в соответствие имена и выполняемые функции языческих древнерусских богов:
1) Сварог - 
2) Даждьбог -
3) Перун -
4) Мокошь -
5) Велес -
а) война, гром, молния; б) плодородие, домашний очаг; в) небо
и небесный огонь; г) скотоводство; д) солнце и свет.

133. В каком году произошло событие, вошедшее в историю как «Крещение Руси»?
а) 862 г.;
б) 988 г.;
в) 1054 г.

134. Выберите из перечисленных ниже вариантов пункт, который не относится к причинам принятия князем Владимиром христианства:
а) неудачное проведение языческой реформы в 980 г.;
б) необходимость дать единую духовную основу всем племенам Древнерусского государства;
в) желание населения исповедовать новую религию вместо язычества;
г) политические и экономические связи с Византией.

135. Литературные жанры, характерные для культуры Киевской Руси:
а) приключенческий роман;
б) житие;
в) поучение;
г) летопись;
д) мемуары.

136. В XVI в. на Руси появились печатные книги. Назовите двух первопечатников:
а) Иван Фёдоров;
б) Сильвестр;
в) Пётр Мстиславец;
г) Феофан Грек.

137. Какие живописные произведения не относятся к культуре допетровской Руси?
а) икона;
б) парадный портрет;
в) парсуна;
г) пейзаж.

138. Какое произведение русской литературы XVI в. в течение долгого времени было на Руси сводом житейских правил и предписаний, регламентирующих отношение человека к светской власти, церкви, семье, слугам?
а) «Поучение Владимира Мономаха»;
б) «Домострой»;
в) «Слово о законе и благодати»;
г) «Задонщина».

139. Автор послания великому князю Василию III, в котором обосновывается религиозно-политическая концепция «Москва – третий Рим»:
а) Филофей;
б) Н. Сорский;
в) И. Волоцкий.

140. В XVI в. в Москве зодчими Бармой и Постником был построен собор Покрова-на-Рву в честь взятия Казани. Приведите его общеупотребительное название:
а) Храм Спаса-на-крови;
б) Софийский собор;
в) храм Василия Блаженного.

141. В 1653-1656 гг. проводилась церковная реформа патриарха Никона, которая привела к расколу в русской православной церкви. Как называли людей, не принявших реформу?
а) нестяжатели;
б) старообрядцы;
в) стригольники;
г) жидовствующие.

142. Научный термин, который используется для обозначения изменений в соотношении духовной (религиозной) и светской (мирской) культур в России в XVII–XVIII вв.:
а) секуляризация;
б) инкультурация;
в) ассимиляция.
143. Одним из результатов правления Петра I явилась переориентация русской культуры на:
а) Византию;
б) Северную Америку;
в) Европу;
г) Китай.

144. Петербург стал столицей и символом России Нового времени. Укажите год его основания.
а) 1650 г.;
б) 1703 г.;
в) 1753 г.

145. Кто из перечисленных архитекторов и скульпторов не работал в России?
а) В. Растрелли;
б) К. Росси;
в) А. Палладио;
г) Э. Фальконе.

146. Соотнесите названия произведений с авторами:
1) «Очерки по истории русской культуры» -
2) пьесы «Бесприданница», «Бедность не порок» -
3) оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» -
4) картина «Последний день Помпеи» -
5) оперы «Снегурочка», «Садко» -
6) повесть «Бедная Лиза» -
7) картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» -
8) «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея» -
9) картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» -
10) балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро» -
а) П. Чайковский; б) А.Н. Островский; в) Н. Римский-Корсаков;
г) П.Н. Милюков; д) К. Брюллов; е) И. Репин; ж) Н. Бердяев; з) Н. Ка-рамзин; и) М. Глинка; к) В. Суриков.

147. Направление русской общественной мысли, представители которого исходили из приоритета национального своеобразия, особой миссии России, призывали вернуться к культуре допетровской Руси.
а) западники;
б) евразийцы;
в) славянофилы.

148. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования. К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?
а) символизм;
б) супрематизм;
в) постимпрессионизм;
г) социалистический реализм.

149. Что подразумевалось под «культурной революцией» в СССР?
а) снос зданий старых театров и библиотек и построение новых;
б) ликвидация безграмотности, увеличение объёмов книгопечатания, расширение сети домов культуры и клубов;
в) свобода мысли и слова в литературе, философии.

150. Какие эпитеты не подходят к советской культуре 1920–1950-х годов?
а) тоталитарная;
б) буржуазная;
в) массовая;
г) традиционная;
д) пролетарская.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05