Экзаменационный тест
1: Сооветствие между жанром и той жанровой областью, в которую он входит:
L1: колядка.                                   
R1: календарно-обрядовый фольклор                 
L2: былина                                     
R2: эпос     
L3: сказка                                       
R3: фольклорная  проза
L4: пословица                               
R4: паремия 
L5:
R5: семейно-обрядовый фольклор
                               
2. Соответствие  между жанром и той жанровой областью, в которую он входит:
L1: легенда   
R1: несказочная проза                               
L2: подблюдная   
R2: календарно-обрядовый фольклор                       
L3: плач
R3: семейно-обрядовый фольклор                                         
L4: частушка 
R4: необрядовый песенный фольклор
L5:
R5: паремия   

3. Соответствие между жанром и ситуацией, к  которой он приурочен:
L1: подблюдная
R1: гадание на Святках
L2: волочебная                 
R2: пасхальный обход дворов               
L3: корильная
R3: выкуп невесты перед венчанием                   
L4: плач
R4: девичник накануне свадьбы                             
L5: величальная                 
R5: прославление молодых на свадебном пиру
L6:
R6: сбор урожая

4. Соответствие между фольклористом и его научными достижениями:
L1: А.Н.Афанасьев           
R1: Составитель 1-го научного издания сказок, один из  основоположников  отечественного сказковедения
L2: В.И.Даль                     
R2: Автор крупнейшего сборника пословиц
L3: П.Н.Рыбников             
R3: Составитель сборника былин, первооткрыватель эпических традиций Русского Севера
L4: Г.С.Виноградов           
R4: Исследователь детского фольклора
L5: И.М.Снегирев             
R5: Один из первых собирателей обрядового фольклора и пословиц, чьи работы издавались в середине XIX в.
L6:
R6: Первый исследователь исторический песен

5.  Соответствие между сюжетным мотивом и жанром:
L1: тоска в чужой семье                         
R1: лирическая семейная песня
L2: разлука с родным домом                   
R2: рекрутская
L3: высмеивание нерадивой хозяйки     
R3: шуточная
L4: встреча с нечистой силой                 
R4: быличка
L5:
R5: былина 
                                                                 
6. Соответствие между названием произведения и его жанром:
L1: «Голубиная книга»         
R1: духовный стих
L2: «Ванька-ключник»           
R2: баллада
L3: «Никита Кожемяка»         
R3: былина
L4: «Марья-Моревна»             
R4: сказка
L5: «Данила-мастер»               
R5: сказ                                                     
L6:
R6: быличка

7. Порядок возникновения следующих жанров:
1: календарно-обрядовый фольклор
2: исторические песни
3: частушки

8. Порядок возникновения следующих жанров:
1: былины 
2: традиционная крестьянская лирика
3: народные романсы   
                                                             
9: Жанры детского фольклора:
-: считалка
-: баллада
-: жеребьевка
-: пестушка
-: потешка
-: быличка

10: Жанры  фольклорной прозы:
-: быличка
-: сказка
-: сказ
-: былина
-: бывальщина
-: баллада

11: Календарные фольклорные жанры:
-: подблюдная
-: жнивная
-: поговорка
-: частушка
-: волочебная

12: Эпические жанры:
-: былина
-: духовный стих
-: частушка
-: поговорка

13: Паремийные жанры фольклора:-
-: пословица
-: историческая песня
-: хороводная
-: поговорка

14: Байками в народе называют:
-: исторические песни
-: колыбельные песни
-: частушки

15. Песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками:
-: колыбельные
-: потешки
-: частушки
-: заклички

16.: Жанры песенного фольклора:
-: былина
-: духовный стих
-: колядка
-: легенда
-: баллада
-: дразнилка

17: Жанрообразующие признаки  колыбельной:
-: громкая динамика
-: монотонный характер напева
-: уменьшительно-ласкательные суффиксы
-: принадлежность к материнской поэзии

18. Соответствие между  текстом и его жанровым обозначением:
L1: Масленица загорела -                                                       
      Всему миру надоела,
      Обманула, провела,
      Годика не дожила,
      До поста довела
R1: корильная
L2: Встану я, раб божий, благословлясь,                         
      Пойду, перекрестясь, из избы дверьми,
      Из дверей - в ворота, из ворот – в чистое поле
      Путем-дорогой
R2:  заговор
L3: Потягушки, потягушки,                                                       
      Поперек толстунушки,
      А в ножки ходунушки,
      А в ручки хватунушки,
      А в роток говорок
      А в голову разумок!
R3: пестушка
L4: Построили-то другу милому,                                           
      Построили нову горницу,
      Без окошков, без дверей
R4: похоронное причитание
L5: Плачуся и ужасаю, когда тот час помышляю.           
      Как придет Судья правый в Божестве своей славы
      Суд праведный судити и страшный ответ творити
R5: духовный стих
L6:
R6: величальная

I9. Соответствие между  текстом и его жанровым обозначением:
L1: Первый дал, другой взял,                                             
      Трое сели - все  поели.
      Кому гадки гадать?
      По-турецки писать?
      Шел, прошел, не нашел;
      Шишил вышел, вон пошел.
R1: считалка         
L2: Хорошо страдать у печки -                                           
      Ноги в тепленьком местечке
R2: частушка
L3: Облоухая свинья на дубу гнездо свила,                     
      Поросила поросят ровным счетом шестьдесят.
      Все по маленьким сучкам
      Поросята визжат, полететь они хотят
R3: небылица-перевертыш
L4: Под славным городом под Киевом,                             
      На тех на степях на Цицарскиих
      Стояла застава богатырская.
      На заставе атаман был Илья Муромец,
      Податаманье был Добрыня Никитич млад,
      Есаул Алеша поповский сын…
R4: былина
L5:
R5: дразнилка

20.: Соответствие между  текстом и его жанровым обозначением:
L1: Ой люли, люли, люли, прилетели к нам гули,                   
      Прилетели гуленьки, сели возле люленьки
R1: колыбельная
L2: Мать, а мать, чего вам дать:                                           
      Дуб или березу?
R2: жеребьевка
L3: Пыль в глаза пускать                                                       
R3: поговорка
L4: Хочешь узнать человека – узнай его друга.                   
R4: пословица
L5: Сам Суворов идет с нами,                                               
      Нам и смерть с ним не страшна,
      Он отец нам всем военным,
      Победитель городам.
R5: историческая песня
L6:
R6: загадка   

21.: «Расплачется, растоскуется
      Душа грешная, беззаконная,
      Взирающи на пресветлый рай,
      На Небесное Царство вечное»:
-: духовный стих
-: баллада
-: величальная

22: «Тара – бара, домой пора,
      Коров доить – тебе водить»:
-: считалка
-: жеребьевка
-: дразнилка

23: Соответствие между типом художественного творчества и его характеристиками:
L1: эпос           
R1: объективная передача действительности
L2: лирика                               
R2: cубъективное воспроизведение действительности                                                   

24. Соответствие между типом художественного творчества и его характеристиками:
L1: эпос           
R1: повествовательность, подробность воспроизведения
L2: лирика                               
R2: отражение переживаний, чувств, эмоций

25: Исторические песни в народе называли:
-: баллады
-: байки
-: старые песни
-: басни

26.  Становление жанра исторических песен происходило в период:
-: формирования Киевской Руси
-: татаро-монгольского ига
-: правления Ивана Грозного

27. ### - музыкально-поэтические произведения, выражающие идейно-эмоциональное отношение народа к конкретным событиям и историческим лицам.

28: ### - музыкально-поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его переживания, отражающие отношение к окружающему миру.

29  ### - короткая рифмованная песня юмористического содержания.

30.  Песни-благопожелания, исполняемые во время обхода дворов:
-: волочебные
-: виноградья
-: авсени
-: подблюдные
-: щедровки
-: заклички

31: Cоответствие между  обрядами и праздниками народного календаря:
L1: завивание березы                   
R1: семик
L2: завивание бороды козлу         
R2: дожинки
L3: подкарауливание солнца       
R3: петровки
L4: колядование                             
R4: святки
L5: взятие снежного городка       
R5: масленица
L6:                                                         
R6: красная горка

32. Порядок дней Масленичной недели:
1: золовкины посиделки;
2: заигрыши;
3: лакомка; 
4: разгул;
5: тещины вечерки;
6: встреча Масленицы;
7: проводы Масленицы.

33: Образ Матери Земли встречается в:
-: заговорах
-: календарно-обрядовом фольклоре
-: частушке
-: колыбельной

34: Порядок этапов свадебной игры:
1: негласное сватовство,
2: сговор (просватанье, рукобитье),
3: свадебный пир
4: приезд поезжан и выкуп невесты,
5: благословение молодых родителями невесты,
6: девичник.

35: Жанрообразующие признаки  плача:
-: наличие риторических фигур
-: импровизационный характер исполнения
-: хоровой способ исполнения
-: возможность исполнения на свадьбах

36: Соответствие между текстом и его жанровым определением:
L1: пословица                               
R1: Чужими руками жар загребать легко           
L2: поговорка                                 
R2: Чужими руками жар загребать   

37. Соответствие между текстом и его жанровым определением:
L1: пословица                                                 
R1: Воду в ступе толочь.
L2: поговорка
R2: Воду в ступе толочь – вода и будет.

38. ### - краткие народные изречения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.

39. ### - фразы, трудные для произношения, применяющиеся в качестве игры, приучающей к быстрому и четкому проговариванию слов.

40 ### - поэтическая формула, сознательно скрывающая  основной смысл, выраженный этой формулой.

41 ### - рифмованные формулы, служащие для распределения играющих детей на две партии.

42: Персонажи быличек и бывальщин:
-: леший
-: упырь
-: русалка
-: богатырь

43: Cоответствие между типом предания и его характеристикой:
L1: генеалогическое       
R1: о библейских событиях
L2: топонимическое
R2: о происхождении названий рек, озер, населенных пунктов 
L3:  историческое
R3: о происхождении рода, наиболее известных его  представителях
L4:
R4: о реальных событиях из прошлого

44.Cоответствие между типом легенды и его сюжетом:
L1:  об избавителях     
R1: о происхождении мира
L2: о «далеких землях»       
R2: о Беловодье
L3: о «золотом веке»                                                               
R3: о стародавних временах
L4: космогонические 
R4: о старце Федоре Кузьмиче 

45. ### -  устные прозаические рассказы о столкновениях человека с нечистой силой.

46 Соответствие между жанром и его признаками:
L1: несказочная проза                                                 
R1: установка на вымысел
L2: сказка
R2: установка на достоверность

47: Соответствие между жанром и его признаками:
L1: сказка 
R1: средство развлечения                                 
L2: несказочная проза                                                 
R2: средство получения дополнительной информации

48. Жанрообразующие признаки  сказки:
-: обязательное музыкальное сопровождение
-: наличие чудесных событий
-: частое использование троичности

49. Древнерусское название сказочника:
-: боян
-: бахарь
-: скоморох

50. ### - эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

51: Тотемизм присущ  сказкам:
-: о животных
-: бытовым
-: волшебным

52: Жизненные реалии наиболее ярко присутствуют в следующем виде сказки:
-: бытовой
-: волшебной
-: о животных

53: Мифологические истоки имеют следующие сказочные персонажи:
-: Кощей Бессмертный
-: Баба-Яга
-: Солдат
-: Змей Горыныч

54: Cоответствие между сказочным жанром и характерными для него темами:
L1: волшебная сказка
R1: преодоление препятствий с целью достижения намеченной цели
L2: сказка о животных
R2: высмеивание  людских пороков, наказание социальной несправедливости
L3: бытовая сказка 
R3: прославление товарищества, благодаря которому слабый побеждает сильных и злых

55 Cоответствие между сказочным жанром и характерным для него героем:
L1: волшебная сказка
R1: пассивный герой, достигающий цели благодаря чудесным помощникам
L2: бытовая сказка
R2: активный герой, достигающий цели благодаря своим личным качествам

56: Персонажи бытовой сказки:
-: барин
-: поп
-: купец
-: Баба-Яга
-: лиса

57: К чудесным помощникам относятся:
-: ковер-самолет
-: сапоги-скороходы
-: скатерть-самобранка
-: Царевна-лягушка
-: Морозко

58 Самый популярный герой русских волшебных сказок:
-: Иван-царевич
-: Иван-дурак
-: Иван Соснович

59: Сюжетные мотивы волшебных сказок:
-: получение волшебного дара
-: победа над чудесным противником
-: чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов
-: борьа из-за наследства
-: наказание жадного барина

60 Соответствие между жанром сказки и персонажами-животными  в определенной функции:
L1: волшебная сказка
R1: животные – добрые помощники героя
L2: сказка о животных
R2: животные как персонажи реального бытового мира
L3: бытовая сказка 
R3: животные – главные действующие лица, им может противостоять человек

61 Признаки героя волшебной сказки:
-: статичный характер
-: пассивность
-: активная жизненная позиция

62.  ### - разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале сказки.

63: Кумулятивную композицию имеет сказка
-: «Колобок»
-: «Царевна-лягушка»
-: «Крошечка-хаврошечка»

64: Прием антропоморфизма заключается
-: в очеловечивании животных
-: в наделении людей звериными чертами
-: в одушевлении неодушевленных предметов

65: Cловесные обороты сказочного текста «давным-давно», «жить-поживать» являются
-: тавтологией
-: синонимией
-: антиномией

66: Фраза, открывающая сказочное повестование: «В триведятом царстве, тридесятом государстве», является
-: зачином
-: присказкой
-: иносказанием

67: Закончить клишированную сказочную фразу:
«Растет не по дням, а ###»

68 Закончить клишированную сказочную фразу:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело ###»

69: Прием идеализации героя присущ:
-: волшебной сказке
-: бытовой сказке
-: сказке о животных

70: Основа сказочной композиции:
-: конфликт и контраст
-: бесконфликтное развертывание сюжета
-: описание душевных переживаний главных героев

71: Жанрообразующие признаки  былины:
-: героический характер содержания
-: главные герои – реальные исторические лица
-: небольшие масштабы
+: принадлежность к эпосу

72: Былина о Садко принадлежит:
-: I Киевскому циклу былин
-: II Киевскому циклу былин
-: Новгородскому циклу былин

73: Старинами в народе назывались:
-: духовные стихи
-: былины
-: баллады

74: Соответствие между персонажем и жанром, в котором он фигурирует:
L1:  Суворов                     
R1: волшебная сказка
L2: Баба-Яга 
R2: историческая песня
L3: Добрыня Никитич             
R3: сказ
L4: Хозяйка Медной Горы       
R4: былина
L5: Гули-гуленьки                   
R5: колыбельная песня
L6:
R6: бытовая сказка                       

75 Тонический тип стихосложения характерен для жанра:
-: частушки
-: былины
-: плясовой

76: Исполнитель былин:
-: сказочник
-: сказитель
-: рассказчик
-: певец

77: Реальное историческое лицо в качестве прототипа  имел:
-: Садко
-: Добрыня Никитич
-: Алеша Попович

78 Эпическая песнь о богатырях - ###

79: Художественный прием, характерный для былины:
-: гипербола
-: сарказм
-: литота

80: Соответствие между былиной и ее жанровой разновидностью:
L1: Об Иване Гостинном сыне
R1: новеллистическая былина
L2: Илья-Муромец и Мамай
R2: комическая былина
L3:
R3: героическая былина

81: Хронологическая последовательность возникновения следующих былин:
1: О Дунае
2: Добрыня и Змей
3: Камское побоище

82. Герой новгородских былин:
-: Василий Буславьевич
-: Волх Всеславьевич
-: Алеша Попович


83: Соответствие между  поэтической фигурой и ее характеристикой:
L1:  гипербола
R1: перенесение сходных признаков с одного предмета на другой                                   
L2: метафора
R2: противопоставление
L3: антитеза                                       
R3: преувеличение
L4: психологический параллелизм 
R4: сопоставление образов из мира природы  с    психологическими переживаниями героя
L5: 
R5: преуменьшение
                                                           
84. Соответствие между текстом и поэтическим приемом:
L1: Сидит Ваня у ворот,                                         
      Широко разинув рот,
      И никто не разберет,
      Где ворота, а где рот.
R1: антитеза
L2: Под Черниговом силушки черным-черно,       
      Что черным-черно, как черна ворона.
R2: тавтология
L3: Между двух светил я в середине один (Нос)   
R3: метафора
L4: Ржа ест железо, а печаль сердце                   
R4: гипербола                                                                               
L5:   
R5: литота

85.  Устойчивый оборот колыбельных песен «Сон да Дрема» является:
-: тавтологией
-: синонимией
-: антитезой

86 Стилистическая фигура, служащая средством выражения насмешки посредством иносказания:
-: аллегория
-: ирония
-: метафора

87: Художественная выразительность в словосочетаниях «чистое поле», «красное солнце», «светлый месяц» достигается за счет:
-: эпитета
-: аллегории
-: сарказма

88. Прием гротеска используется в:
-: дразнилке
-: колыбельной
-: трудовой песне

89. Соответствие между клишированной фразой и жанром, которому она
присуща:
L1: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
R1: подблюдная
L2: Во славном во городе во Киеве, у славного у князя у Владимира
R2: былина
L3: Розан мой розан, виноград зеленый
R3: сказка
L4: Кому вынется, правда сбудется, не минуется, аминь
R4: величальная
L5:
R5: плач

90: ### - наделение животных или неодушевленных предметов  человеческими чувствами, мыслями, речью.

91. Характерный прием  скороговорок, основанный на повторении согласных звуков:
-: ассонанс
-: аллитерация
-: синкопа

92. Cоответствие между композиционным приемом и его характеристикой:
L1: кумулятивность       
R1: замедление повествования
L2: ретардация
R2: многоэпизодная композиция, построенная по принципу цепочки  с повторением всех эпизодов
L3: инципит             
R3: начальная зона композиции
L4:
R4: повторение последнего стиха строфы в начале следующей

93.  Cоответствие между текстом и композиционным приемом:
L1: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
R1: инципит
L2: Иной хвастает золотой казной,
      Иной хвастает молодой женой.
      Иной хвастает силой-удалью молодецкою
R2: эпифора
L3: Сказка «Колобок»
R3: кумулятивная форма
L4:
R4: анафора

94. Cоответствие между текстом и типом рифмы:
L1: Наедались они да было досыта,                   
      Напивались они да было допьяна                   
      Стали тут богатыри отдых держать               
      Спали тут богатыри трое сутки.       
R1: начальная парная (смежная) рифма               
L2: По грехом нашим на нашу страну
      Напустил господь такову беду.
      Облак темныи всюду осенил,
      Небо и землю мраком напустил
R2: конечная перекрестная рифма
L3: Бедная птичка сидит в клетке,
    Жаль ей воли дорогой,
    Лучше бы на зеленой ветке,
    Чем в темнице золотой.
R3: конечная парная (смежная) рифма
L4:
R4: начальная перекрестная рифма

95.  Замедление сюжетного повествования:
-: контаминация
-: ретардация
-: редукция

96.  Последовательность разделов композиции
1: кульминация
2: развязка
3: инципит
4: концовка

97.  Троичность как композиционный прием присуща таким жанрам, как:
-: сказка
-: былина
-: поговорка
-: жеребьевка

98: Малые формы фольклора:
-: пестушка
-: скороговорка
-: загадка
-: предание
-: сказ

99: Cоответствие между содержанием духовного стиха и его жанровой разновидностью:
L1: о Ноевом потопе 
R1: эсхатологический                       
L2: о Рождестве Христовом       
R2:  евангельский (новозаветный)
L3: о Страшном суде
R3: ветхозаветный
L4:
R4: исторический

100.  Исследователи духовного стиха:
-: П.Бессонов
-: П.Киреевский
-: Г.Виноградов

101:  Духовные стихи:
-: «Голубиная книга»
-: «Илья Муромец и Соловей разбойник»
-: «О Святом Антонии»
-: «О воскресении Христа»
-: «Китеж-град»

102:  Источники духовных стихов:
-: апокрифы
-: сказки
-: жития святых
- былины
-: библейские сюжеты

103. Духовные стихи в народе называют
-: постовые песни
-: церковные песнопения
-: баллады

104. Персонажи духовных стихов:
-: Михаил-Архангел
-: Иван-Царевич
-: Николай Чудотворец
-: Микула Селянинович

105: Исполнители духовных стихов:
-: калики перехожие
-: вопленицы
-: кобзари

106.: Музыкально-поэтические произведения религиозного характера, исполняемые за пределами богослужения - ###

107.  Псальма – это разновидность:
-: духовного стиха
-: исторической песни
-: календарно-обрядового фольклора

108. Древнейший космогонический духовный стих:
-: «Голубиная книга»
-: «Рай»
-: «О грешной душе»

109.  Жанры религиозного фольклора:
-: духовный стих
-: христианская легенда
-: суеверные рассказы
                                                                     
110 Соответствие между литературным произведением и использованным в нем жанром устного народного творчества:
L1: А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»     
R1: сказ
L2: И.С.Тургенев «Бежин луг»                                                     
R2: рекрутский плач
L3: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 
R3: быличка
L4: П.П.Бажов «Хозяйка медной горы»
R4: пословица
L5: 
R5: сказка

111. Святочное гадание изображено в следующем произведении:
-: В.А. Жуковский «Светлана»
-: Д.И.Фонвизин «Недоросль»
-: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

112. Соответствие между музыкальным произведением и использованным в нем жанром устного народного творчества:
L1: Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» 
R1: масленичные песни
L2: А.С.Даргомыжский опера «Русалка»
R2: корильная свату
L3: А.П.Бородин опера «Князь Игорь»
R3: историческая песня
L4:
R4: плач 

113 Масленичные сюжеты запечатлены в картинах таких художников, как:
-: В.Суриков
-: Б. Кустодиев
-: И.Репин

114.: Жанром «Конька-горбунка» П.Ершова является
-: сказка
-: сказ
-: предание

115. Основоположником фольклорно-эпической темы в русской живописи является художник
-: В.Васнецов
-: В.Суриков
-: И.Крамской

116.  Богатырская» - название симфонии композитора
-: А.Бородина
-: П.Чайковского
-: Д.Шостаковича

117. Былинный персонаж, вдохновивший поэта И. Сурикова и композитора Н.Римского-Корсакова на создание оперы:
-: Садко
-: Илья Муромец
-: Тугарин Змей

118. Жанр устного народного творчества, часто встречающийся в речи Емельяна Пугачева в повести А.Пушкина «Капитанская дочка»:
-: пословица
-: скороговорка
-: закличка

119. В «Песне про купца Калашникова» М.Лермонтова использованы приемы художественной выразительности:
-: былины
-: лирической протяжной песни
-: бывальщины

120. На творчество Салтыкова-Щедрина заметное влияние оказали:
-: бытовые сатирические сказки
-: волшебно-фантастические сказки
-: духовные стихи










         


 



Последнее изменение: Среда, 29 Май 2019, 00:41