Перечень вопросов к экзамену по Теоретическим основам и технологиям начального языкового образования (модуль Синтаксис)

1. Предмет изучения синтаксиса. Связь синтаксиса с лексикологией, фра­зеологией, морфологией, фонетикой, словообразованием.
2. Понятие синтаксической единицы. Система синтаксических единиц. Спорные вопросы выделения синтаксических единиц.
3. Понятие словосочетания. Словосочетание среди других сочетаний слов. Смысловые отношения между компонентами словосочетания.
4. Сочинительные и подчинительные формы связи. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
5. Классификация словосочетаний. Количественно-структурные типы словосочетаний. Лексико-грамматические типы словосочетаний. Синтаксически свободные / несвободные словосочетания.
6. Предложение как центральная синтаксическая единица. Признаки предложения. Смысловые отношения и виды связи в предложении.
7. Понятие предикативности и предикативной единицы.
8. Семантический аспект изучения предложения. Общая характеристика диктума высказывания. Семантическая организация предложения. Пропозиция, ее структура и способы выражения.
9. Общая характеристика модуса высказывания: модусные категории и языковые средства их выражения.

10. Общая характеристика предложений (структурная и функциональная классификации предложений, восклицательные и невосклицательные предложения,  утвердительные и отрицательные предложения).

11. Классификация простых предложений по синтаксической членимости. Проблема статуса вокативного предложения в классификации предложений по синтаксической членимости.

12. Структурно-семантическая классификация членимых предложений.

13. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения. Структурные признаки членов предложения. Возможные классификации членов предложения.

14. Подлежащее: формальные признаки и семантика. Способы выражения подлежащего.

15. Сказуемое. Структурная классификация сказуемых с учетом способа морфологического выражения.

16. Понятие распространенного предложения. Второстепенные члены предложения, их отличие от главных членов предложения. Синкретичные члены предложения. Приемы разграничения второстепенных членов предложения.

17. Дополнение: семантика, способы выражения; виды дополнений. Проблема разграничения присубстантивных дополнений и несогласованных определений.

18. Определение: семантика, способы выражения; виды определений. Приложение как разновидность определения.

19. Обстоятельство: семантика, способы выражения; виды обстоятельств. Синтаксическая функция инфинитива в предложении.

20. Односоставные предложения как особый структурно-семантический тип простого предложения. Классификация односоставных предложений.

21. Личные глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные) односоставные предложения: семантика, способы выражения главного члена.

22. Безличные предложения: семантика, способы выражения главного члена. Вопрос об инфинитивных предложениях.

23. Именные односоставные предложения (номинативные и генитивные предложения: семантика, способы выражения главного члена). Синтаксические конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями.

24. Неполные и эллиптические предложения. Разновидности неполных предложений. Дифференциация неполных и эллиптических предложений.

25. Понятие осложненного предложения. Предложения, осложненные обращениями. Функции и способы выражения обращений.

26. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями. Функциональная классификация вводных элементов.

27. Предложения с обособленными членами. Условия обособления. Обособленные члены с отношениями пояснения, уточнения, присоединения. Обособленные члены с отношениями включения, исключения, замещения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

28. Обособленные члены с полупредикативными смысловыми отношениями.

29. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения. Однородные главные члены предложения. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

30. Однородные второстепенные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Союзы при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения, их синтаксическая функция.

31. Сложное предложение как синтаксическая единица. Грамматические значения и языковые средства их выражения в сложном предложении.

32. Понятие сложносочиненного предложения. Средства выражения грамматических значений в сложносочиненном предложении. Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

33. Понятие сложноподчиненного предложения. Структурно-семантические признаки сложноподчиненных предложений. Критерии разграничения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов

34. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

35. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры.

36. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном предложении.

37. Понятие многочленного сложного предложения. Классификация многочленных сложных предложений. Многочленные сложносочиненные и бессоюзные предложения.

38. Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными

39. Многочленные предложение с разными видами связи.

40. Понятие «чужой речи». Способы передачи «чужой речи». Знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

41. Сложное синтаксическое целое как синтаксическая единица. Средства связи между предложениями в сложном синтаксическом целом. Соотношение сложного синтаксического целого и абзаца.

42. Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц. Основные понятия актуального членения. Языковые средства тематизации и рематизации. Виды тематических прогрессий. Понятие рематической доминанты.

Образец экзаменационного билета

============================================================

Новосибирский государственный педагогический университет

 

«Утверждаю»

Специальность учитель начальных классов

Дисциплина русский язык                                                Зав. кафедрой

Кафедра русского языка и методики его преподавания

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

2006 - 2007 уч. год

  1. Предмет изучения синтаксиса. Связь синтаксиса с лексикологией, фра­зеологией, морфологией, фонетикой, словообразованием.
  2. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Вот там на Волге в землянке в самом волжском берегу в крутом обрыве живет сторож - бакенщик (Чарушин).
1.      Выделите словосочетания с атрибутивными смысловыми отношениями.
2.      Расставьте знаки препинания и объясните их.
3.      Выполните полный синтаксический анализ предложения.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05