МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 
 
3.1 Содержание контактной работы с преподавателем

Тема 1.  Основы теории детской литературы

Тема лекционного занятия: Основы теории детской литературы

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Понятия «детская литература» и «круг детского чтения».
  2. Понимание детства в фольклоре, литературе и искусстве.
  3. Особенности детской литературы.

 

Тема практического занятия: Основы теории детской литературы

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Особенности восприятия книги детьми различных возрастов.
  2. Праистоки детской литературы.
  3. Библия и ее адаптированные издания для детей.
  4. Составьте таблицу «Круг детского чтения» (дополните названия разделов названиями книг с указанием их авторов).
  5. Приготовьте краткий рассказ 1-2 библейских легенд (по выбору студента).

Тема 2. Роль фольклора в зарождении и формировании литературы. Детский фольклор

Тема лекционного занятия: Роль фольклора в зарождении и формировании литературы. Детский фольклор

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Понятие «устное народное творчество». Основные фольклорные жанры.

2. Понятие «детский фольклор».

3. Жанровое своеобразие детского фольклора.

4. Поэзия пестования.

5 Детский бытовой фольклор.

6. Детский игровой фольклор

 

Тема практического занятия: Роль фольклора в зарождении и формировании литературы. Детский фольклор

Вопросы  для обсуждения:

  1. Считалки как живой фольклорный жанр.

1.1. Жанровые разновидности. Содержательная и  смысловая пустота считалок: алогичные и «заумные» тексты.

1 2. Ритмика считалок и ее отражение в детских игровых жестах.

  1. Скороговорки: фонетический тренажер или «молекула поэзии» (Л.Е. Стрельцова)? 2.1 Коммуникативная природа и комическая ориентация жанра.

2.2. Разновидности жанра. Характер отношения скороговорок к действительности. 2.3.Способы достижения звукового минимума.

2.4 Лингвистические   аспекты   жанра.   Звуковые   повторы   и   звуковая   образность Непереводимость скороговорок.

  1. Загадки.

1.1. Парадокс как основной жанровый признак. Коммуникативная ситуация отгадывания загадок.

1.2. Основные принципы классификации загадок.

1.3. Поэтизация повседневности в загадках. Метафора как центральный художественный прием; другие способы представления загадываемого предмета. Гипербола, литота.

  1. Пословицы и поговорки.

2.1. Тематика и происхождение пословиц и поговорок.

2.2. Лингвистические аспекты жанра. Вопрос о переводимости пословиц и поговорок.

  1. Образовательный потенциал загадок и пословиц.

Задания:

  1. Выполните сопоставительный анализ 2  колыбельных песен (по  выбору студента).  Сравните их тематику и языковые особенности (фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические).
  2. Приведите примеры пестушек.  потешек,  прибауток,  небылиц, дразнилок,  закличек  и приговорок (письменно, в читательском дневнике).
  3. 5. Приведите примеры вариативности 2-3 считалок. Каково, на Ваш взгляд, современное состояние и будущее скороговорки как живого фольклорного жанра?
  1. С какими жанрами «взрослого» фольклора соотносятся эти жанры.
  2. Охарактеризуйте основные жанры студенческого фольклора.
  1. Подберите 20 скороговорок на разные звуки (письменно, в читательском дневнике)

Продумайте манеру их исполнения.

  1. Приведите примеры поэтических подражаний считалкам и скороговоркам (в читательском дневнике).

Приведите примеры поэтических подражаний загадкам.

  1. Пользуясь сборниками и справочной литературой, составьте собственную картотеку различных по тематике загадок (30 примеров).
  2. .Пользуясь словарями, составьте собственную картотеку пословиц и поговорок этического и юмористического характера (30 примеров). Укажите источники цитирования.

 

 

Тема 3.  Сказочный эпос

Тема лекционного занятия: Сказочный эпос

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Общая характеристика жанра. Размытость жанровых границ. Трудности классификации сказок.

2. Особенности  сказок о животных, волшебных и бытовых сказок.

3. Другие типы сказок

4. Художественная форма сказок разных типов.

5. Эпические фольклорные жанры (сказания, были, былины, легенды, предания, мифы).

Тема практического занятия: Сказочный эпос

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности волшебных сказок («сюжеты,  герои  и  героини, волшебные  помощники, чудесные предметы)

2. Особенности сказок о животных (основные образы, версия о происхождении).

3. Особенности бытовых (новеллистических) сказок (сюжеты, герои).

4. Другие типы сказок

5. Художественная форма сказок разных типов.

6. Эпические фольклорные жанры (сказания, были, былины, легенды, предания, мифы).

Задания:

  1. Прочитайте сказки «Колобок», «Царевна-лягушка». Охарактеризуйте эти сказки: сюжет, систему персонажей, особенности «чудесного» мира, композицию, язык. Сделайте вывод о типе сказок (письменно, в тетради).
  2. Приготовьтесь рассказать любую народную сказку (на Ваш выбор, лучше - малоизвестную).

 

Тема 4.  Специфика литературной сказки. Басня

Тема лекционного занятия: Специфика литературной сказки. Басня

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Определение литературной сказки.

  1. Басенный жанр в  детской   литературе . Басни Эзопа и И.А. Крылова. Определение жанра.
    1. Литературная стихотворная сказка. Сказки А.С. Пушкина.
    2. Сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова.

Тема практического занятия: Специфика литературной сказки. Басня

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Подготовьте сравнительный анализ  басен Эзопа и И.А. Крылова, близких по тематике.
  2. Прочитайте «Сказку о царе Салтане...» А.С. Пушкина. Охарактеризуйте сюжет, композицию, систему персонажей, особенности «чудесного» мира, язык.
  3. Прочитайте «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Охарактеризуйте сюжет, композицию, систему персонажей, особенности «чудесного» мира, язык.

  1. Сопоставьте эти сказки. Каковы их фольклорные источники?
  2. Какие черты сближают сказки А.С. Пушкина с народными волшебными сказками? Какие особенности литературных произведений проявляются в сказках АС. Пушкина?

Тема  5. Зарубежная классика в  детской   литературе

Тема лекционного занятия: Зарубежная классика в  детской   литературе

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик» А.Н. Толстого.
  2. Х.К. Андерсен.
  3. Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  4. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Тема практического занятия: Зарубежная классика в  детской   литературе

Вопросы  для обсуждения:

1.Братья Гримм.

2.В. Гауф.

3.А.Милн «Вини пух и все-все-все».

4.А. Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок» или «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше»

Задания:

1. Прочитайте   сказку   А.Н.   Толстого   «Золотой   ключик».    Охарактеризуйте   сюжет, композицию, систему персонажей, особенности «чудесного» мира, язык.

2. Каковы приёмы комического в сказке А.Н. Толстого?

3. Каков литературный источник этой сказки? Подготовьте сообщение о сказке К Коллоди.

4. Судьба сказки А.Н. Толстого и её героя (Буратино много лет спустя).

5. Охарактеризуйте сюжет, композицию, систему персонажей, особенности «чудесного.;

мира, язык одной из сказок Х.К. Андерсена (на Ваш выбор письменно, в чит. дневнике) 2.   По этому же плану охарактеризуйте одну из сказок другого автора

6. Л. Кэрролл. Проблематика дилогии об Алисе.

7. Жанровое своеобразие сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»   Концепция детства. Образ главного героя.

8. Сказочные повести А. Милна, А. Линдгрен.

9. Проанализируйте 2-3 сцены из «Алисы в стране чудес» Л. Кэррола (по Вашею/ выбору)

10. Составьте свод афоризмов по философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

11. Портрет литературного персонажа. Опипите Пеппи или Карлсона по плану: внешность. манеры и привычки, поведение, мечты, жизненная философия, друзья и недруги. В каких сценах характер персонажа проявляется наиболее ярко? Приведите цитаты.

12 Мои любимые страницы из А. Милна.

Тема  7. Художественный синтез в литературе для детей

Тема лекционного занятия: Художественный синтез в литературе для детей

1.Живописное и музыкальное в структуре художественного текста.

2.Романы-метафоры в  детской   литературе : Ю. Олеша «Три толстяка», А. Толстой «Золотой ключик». Метафоры Цирка и Театра в художественном пространстве произведений.

3.Проблема Человеческого и механического в романах. Синтез лирического, юмористического и патетического в пространстве произведений. Герои. Названия романов и сюжетообразующие детали.

4.Особенности стиля Ю.Олеши:

Тема практического занятия: Художественный синтез в литературе для детей

Вопросы для обсуждения:

1. Литературная судьба Ю.К. Олеши.

2   Роман-сказка Ю.К. Олеши «Три толстяка».

2.1.  Жанровые особенности.

2.2.  Сюжет, композиция, система персонажей.

2.3.  Сочетание комизма, героики, трагизма и романтизма. I

2.4. Соединение сказочных и литературных черт.

2.5. Сказка Ю.К. Олеши как «энциклопедия» метафор

Задания:

1. Прочитайте роман-сказку Ю.К. Олеши. Принесите на занятие текст сказки Ю.К. Олеши

  1. Охарактеризуйте художественное время в романе-сказке. На протяжении какого периода разворачиваются события? Соотнесите временные отрезки и сюжетные линии с частями и главами романа. Какова роль экскурсов в прошлое в эпилоге и в главе?
  2. С какими персонажами   связаны   в   романе   комизм,   трагизм,   героика,   романтика. Охарактеризуйте с этой точки зрения образы Просперо, Суок, Тибула, Тутти, Туба, Трёх Толстяков, Лапитупа, продавца воздушных шаров, Раздватриса, тетушки Ганимед (в таблице). Какие черты совмещает в себе фигура доктора Гаспара?

персонаж

героика

романтика

трагизм

комизм

 

 

 

 

 

  1. Проследите контраст различных тональностей (комического, героического, трагического) на материале 4 главы романа?
    1. Какие черты сказочного жанра отражены в композиции романа?
    2. Какие культурные символы и метафоры воплощены в романе?
    3. Запишите в тетради 10 примеров ярких языковых метафор (укажите номер главы) Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке (глава 3).

Город поворачивался под ним, точно приколотый на булавке; ... Седые волосы старух, подобные войлоку.

 

Тема 8. Творчество К.И. Чуковского в детской литературе

Тема лекционного занятия: Творчество К.И. Чуковского в детской литературе

1    Дискуссии о детской литературе [1: 292-295].

2.   Роль К.И. Чуковского в формировании современной концепции детства [ 1: 269-307].

2.1.  К.И. Чуковский как теоретик детской литературы.

2.2. Поэт и сказочник.

2.3.  Переводчик.

2.4.  Исследователь детской речи (инд. задание).

3. «Академик» советской детской литературы

 

Практические задания:

Тема практического занятия: Творчество К.И. Чуковского в детской литературе

Вопросы  для обсуждения:

1        Роль К.И. Чуковского в формировании современной концепции детства

2        «Академик» советской детской литературы

Задания:

1. Запишите в тетрадь 13 «заповедей для детских поэтов» [1: 298-299].

2. Охарактеризуйте две любые (на Ваш выбор) сказки К.И. Чуковского (сюжет, основную идею, систему персонажей, художественные особенности, ритм, язык).

 

Тема 9. Стихия игры в детской поэзии «обэриутов

Тема лекционного занятия: Стихия игры в детской поэзии «обэриутов

  1. 1. Традиции жанра «нонсенса». Универсальность тем, мотивов, ритмических рисунков.
  2. 2. Традиции заумной поэзии «чинарей» А. Введенского, Н. Заболоцкого, Ю. Владимирова, Даниила Хармса.

Тема практического занятия: Стихия игры в детской поэзии «обэриутов

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. 1. 1. Поэзия «обэриутов» в детском чтении.
  2. 2. Традиции национального фольклора и близость яркости, зрелищности балагану. Синтез смешного и трагического в творчестве Даниила Хармса.
  3. 3. Жанровый эксперимент А. Введенского (поэтическая сказка, комический стихотворный детектив, политплакат). Традиции В.В. Маяковского в творчестве поэта.
  4. 4. Трагические парадоксы в биографии поэтов «обериутов». Исторический контекст времени. Сотрудничество в детских журналах «Еж» и «Чиж».

Задание:

  1. 1. Проанализируйте стихотворения А. Введенского (Колыбельная. Кто? Песня машиниста), Д. Хармса (Иван Иваныч Самовар. Иван Топорышкин. Врун. Весёлые чижи. Из дома вышел человек.), Ю. Владимирова (Чудаки.) [2: 291-299].

 

Тема 10. Юмористические произведения для детей

Тема практического занятия: Юмористические произведения для детей

Вопросы  для обсуждения:

  1. Традиции русской смеховой культуры. Юмор, сатира, ирония, гротеск, каламбур, неологизм в литературе для детей. Игра, парадокс, «нонсенс» в юмористике.
  2. «Прием обманутого ожидания» в советской прозаической юмористике. Сюжет и деталь в юмористическом произведении.
  3. «Разыгрывание» и «розыгрыш» в стиле юмористического произведения: декларативно-сатирическое и юмористика подтекста.
  4. Художественные идеи произведения. Произведения Саши Черного, Н. Н. Носова и В.Ю. Драгунского, Э. Успенского, Г. Остера.

Задания:

  1. Отразите в читательском дневнике ряд произведений Н. Носова и В. Драгунского.

2. Какие сферы деятельности Э. Успенского Вам известны? Какое из его произведений нравится Вам больше всего? Почему? История Чебурашки много лет спустя.

3. Продемонстрируйте разные приемы создания комического на примере  первых трех глав книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

4. В читательском дневнике составьте «Золотую полку русской прозы для детей» из 10 лучших произведений писателей Х1Х-ХХ вв.

 

Тема 11. Методика обучения чтению как наука. Этапы истории методики обучения чтению

Тема лекционного занятия: Методика обучения чтению как наука.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Методические особенности курса. «Литературное чтение» в современной начальной школе.

2.ФГОС НОО. Требования к освоению курса «Литературное чтение». Разнообразие УМК по курсу. Науки, лежащие в основе настоящего курса.

Тема практического занятия: Этапы истории методики обучения чтению

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Объяснительное чтение К.Д. Ушинского
  2. Воспитательное чтение Ц.П. Балталона
  3. Литературно-художественное чтение А.Я Острогорского
 

Тема 12. Современные программы по литературному чтению и их авторы. Пути формирования у младших школьников отношения к литературе как виду искусства

Тема лекционного занятия: Пути формирования у младших школьников отношения к литературе как виду искусства

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. 1. Функции литературы как вида искусства
  2. 2. Художественное произведение как предмет изучения в начальной школе
  3. 3. Чтение как речевая и эстетическая деятельность

Тема практического занятия: Современные программы по литературному чтению и их авторы

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Современные учебно-методические комплекты по литературному чтению
  2. Ознакомиться с программами по литературному чтению (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, традиционная система). Представит анализ программ и учебников литературного чтения разных авторов.

Тема 13. Литературное развитие ребенка как основная цель обучения в начальной школе

Тема лекционного занятия: Литературное развитие ребенка как основная цель обучения в начальной школе

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. 1. Понятие «литературного развития»
  2. Критерии литературного развития школьников
  3. 3. Методика выявления уровня восприятия художественного произведения

Тема практического занятия: Литературное развитие ребенка как основная цель обучения в начальной школе

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Диагностика уровней восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
    1. Диагностика читательского кругозора, предпочтений и интересов школьников
    2. Диагностика литературного творчества младшего школьника

Тема  14. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. Процесс работы над художественным произведением

Тема лекционного занятия: Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. Процесс работы над художественным произведением

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Государственный образовательный стандарт по литературному чтению
  2. Дидактические требования к содержанию образования и х методическая интерпретация

Тема практического занятия: Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения. Процесс работы над художественным произведением

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. 1. Основные элементы содержания литературного образования (круг чтения, система читательских и литературно-творческих умений, теоретико-литературные знания, навык чтения, эмоционально-оценочная деятельность)

Тема 15. Реализация принципа дифференцированного литературоведческого подхода к художественному произведению

Тема практического занятия: Реализация принципа дифференцированного литературоведческого подхода к художественному произведению

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Работа на уроках литературного чтения с произведениями разных жанров

Тема 16. Вариативные подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения

Тема практического занятия: Вариативные подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Понятия «речевое развитие», «развитие речи», «литературное творчество». Основные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения.
  2. Принципы организации работы по стимулированию литературного творчества младших школьников. Классификация видов сочинений, используемых на уроках литературного чтения. Методика обучения сочинениям разных видов. Достоинства и недостатки пересказа как метода развития речи.

Тема практического занятия: Вариативные подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения. Методика формирования культурного поля младшего школьника

Вопросы  для обсуждения, задания:
1.Провести анализ учебников по предмету. Определить, как в учебниках разных УМК  представлены задания, направленные на стимулирование литературного творчества младших школьников. Как реализуется проектная деятельность по «Литературному чтению

 

Тема 17. Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка. Анализ произведения в историко-культурном контексте

Тема лекционного занятия: Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка. Анализ произведения в историко-культурном контексте

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Понятие «культурное поле школьника»

2.Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка

3.Способы формирования культурного поля младшего школьника

Тема практического занятия: Метаметодический подход к формированию культурного поля ребенка. Анализ произведения в историко-культурном контексте

Вопросы  для обсуждения, задания:

1.Провести анализ учебников по предмету. Определить, как в учебниках разных УМК  представлены задания, направленные на стимулирование литературного творчества младших школьников. Как реализуется проектная деятельность по «Литературному чтению

Тема 18. Литературное образование как методическая система

Тема практического занятия: Литературное образование как методическая система

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. 1. Понятие «методическая система». Иерархия методических систем литературного образования.
  2. 2. Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа литературного образования
  1. Система уроков по литературному образованию
  2. Виды и формы урока литературного чтения

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05