РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование

Профиль:
«Филологическое образование»

Уровень высшего образования:
бакалавриат

Форма обучения:
очная/заочная

Программа подготовки:
академический бакалавриат

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Принципы внеурочной деятельности по литературе.
Тема 1.1. Проектирование и реализация внеурочной деятельности по литературе в соответствие с ФГОС. Принципы внеурочной работы: принцип добровольности в выборе форм и направлений занятий, опора на инициативу и самостоятельность, чёткая организация, каждое мероприятие должно решать максимум воспитательных задач, соблюдение принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,  обеспечение единства, преемственности и взаимодействия работы.
Тема 1.2.  Внеурочная работа по литературе как система. Связь урочной и внеурочной деятельности. Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы.
Тема 1.3. Виды и формы внеурочной деятельности по литературе в школе. Регулярные (факультатив, спецкурс, интеллектуальный клуб, литературный кружок, школьный литературный театр, литературная газета) и эпизодические (подготовка к научно-практической конференции школьников по литературе, подготовка к олимпиаде по литературе, проведение тематических экскурсий, организация литературных гостиных и выставок, встреча с интересными людьми, тематические литературные викторины) формы внеурочной работы по литературе.
Раздел 2.  Методика организации разных форм внеурочной деятельности по литературе.
Тема 2.1. Подготовка к научно-практической конференции школьников по литературе как форма внеурочной работы. Научно-исследовательская работа учащихся. Формы участия школьников в учебно-исследовательской деятельности. Требования к отбору материала, обеспечивающего интерес и активность школьников в изучении литературы. Реферат и учебный проект как формы научно-исследовательской деятельности школьников.
Тема 2.2. Подготовка к предметным олимпиадам по литературе. Принципы организации подготовки к олимпиадам  по литературе. Типология олимпиадных заданий: аналитические задания, «умные тесты» и задания творческого характера.
Тема 2.3. Литературные конкурсы и подготовка к ним как вид внеурочной работы. Формат конкурса (конкурс чтецов, конкурс оригинальных произведений, чемпионат по выразительному чтению вслух, конкурс эссе, конкурс иллюстраторов, интеллектуальный конкурс по творчеству автора, конкурс литературных гостиных и т. п.) как определяющий фактор при организации работы по подготовке к нему.



3  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.


4 Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
[нумерация литературы и ресурсов должна быть сквозной во всех п.п.]

4.1 Основная учебная литература

1. Методика обучения литературному чтению : учебник для вузов по направлению "Педагогическое образование" : рек. УМО вузов РФ / [М. П. Воюшина и др.] ; под ред. М. П. Воюшиной.  - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 288 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках и с. 273-276. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - Предм. указ.: с. 277-280. - ISBN 978-5-7695-9678-0.
2. Литература : 5-11 кл. : проектная деятельность учащихся / сост. Г. В. Цветкова.  - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2015. - 283 с. - (ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)) (Новое в преподавании в школе). - Библиогр.: с. 279-282. - ISBN 978-5-7057-4189-2.
3. Сосновская О.В. Теория и практика читательской деятельности : учебник для вузов по направлению "Педагогическое образование (профиль "Начальное образование")" / О. В. Сосновская.  - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 112 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках и с. 107-108. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту по направлению "Педагогическое образование (профиль "Начальное образование", квалификация "бакалавр")". - ISBN 978-5-7695-6538-0.
4. Шапиро Н.А. Поэтический текст на школьной олимпиаде : задания и разборы / Н. А. Шапиро.  - Москва : Чистые пруды, 2008. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Литература ; вып. 24). - ISBN 978-5-9667-0488-9.


4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

1. Богданова О.Ю. Бунин в школе : поурочное планирование, материалы к урокам, вопросы и задания, анализ произведений, внеклассная работа, межпредметные связи : книга для учителя / О. Ю. Богданова ; [фот. Л. В. Овчинниковой, Н. Н. Кубышиной].  - 3-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 300 с. : ил., 16 л. ил. - (Писатель в школе). - Библиогр.: с. 298-300. - ISBN 978-5-358-07618-1.
2. Бахарева Т.И. Формирование интеллектуальных умений старших школьников в процессе внеурочной учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01) / Т. И. Бахарева ; науч. рук. В. Л. Савиных ; Курганский гос. ун-т, Челябинский гос. ун-т.  - Челябинск : [б. и.], 2004. - 22 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 22.
3. Бельская Л.Л.Литературные викторины / Л. Л. Бельская.  - Москва : Просвещение, 2003. - 301 с. : ил. - ISBN 5-09-010754-8.
4. Внеурочная деятельность: опыт, поиск, инновации... : из опыта работы : [сборник материалов].  - Москва : ИД "Методист", 2013. - 76 с. : табл. - (Библиотека журнала "Методист". Приложение к журналу "Методист" ; № 5 / 2013). - Библиогр.: с. 75. - Материалы конкурса "Новые образовательные стандарты: первые итоги, творчекие поиски, методичекие находки".
5. Волков С. Олимпиада по литературе: на пути к совершеннолетию / Сергей Волков; фото Андрея Сердюка. 
//  Литература - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 4-7. - Материалы к статье на CD. -  : ил
6.  Всероссийская олимпиада по литературе 2014/2015 : задания школьного этапа. //  Литература - Первое сентября. - 2014. - № 9. - С. 41-48.
7. Гаспаришвили В.И. Литературно-музыкальные композиции : [методическое пособие] / В. И. Гаспаришвили.  - Москва : Дрофа, 2009. - 237 с. - (Вечера в школе). - ISBN 978-5-358-04558-3.
8. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В. А. Гольдберг.  - Москва : Новая школа, 2001. - 176 с. : табл., схемы - ISBN 5-7301-0335-3 .
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.  - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. : табл. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020549-8.
10. Григорьев Д.В.  Программы внеурочной деятельности : познавательная деятельность : проблемно-ценностное общение : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев.  - Москва : Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам). - Библиогр. в конце разделов. - ISBN 978-5-09-025248-5.
11. Задания районных, городских и областных олимпиад по литературе (2001 -2005 уч. гг.) : учебно-методическое пособие / Г. А. Жиличева, Е. С. Изотова, С. Ю. Корниенко и др. - Новосибирск : НГПУ, 2005. - 199 с. - Библиогр.: с. 196-198. - ISBN 5-85921-550-9.
12. Зандман Р.И. Комплексный анализ текста / Р. И. Зандман. 
//  Русская словесность. - 2012. - № 4. - С. 37-48. - Библиогр.: с. 48.
13. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр : пособие для учителей / Т. С. Зепалова.  - Москва : Просвещение, 1982. - 176 с. - Библиогр.: с. 174.
14. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе / Ю. В. Долбилова.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 285 с. - (Библиотека учителя). - Библиогр.: с. 281. - ISBN 978-5-222-16005-3.
15. Еремина Т.Я. Учебно-исследовательская конференция по книге А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" / Т. Я. Еремина.  - Москва : Чистые пруды, 2010. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школеЛитература ; вып. 31). - Совместный выпуск "Библиотеки в школе", "Литературы". - ISBN 978-5-9667-0651-7.
16. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы : книга для учителя / М. Г. Качурин.  - Москва : Просвещение, 1988. - 175 с. - Библиогр. в сносках. - ISBN 5-09-000261-4.
17. Кучина Т. Г. Олимпиада по литературе : задания на проверку литературной эрудиции / Татьяна Геннадьевна Кучина. 
//  Литература - Первое сентября. - 2013. - № 7/8. - С. 32-38.
18. Кучина, Т. Г.
    Олимпиада по литературе : комплексный анализ прозаического текста : тренировочные задания / Татьяна Геннадьевна Кучина. 
//  Литература - Первое сентября. - 2013. - № 10. - С. 39-41. - Материалы к статье на CD.
19. Кучина, Т. Г.
    Самостоятельный анализ художественного произведения / Татьяна Геннадьевна Кучина. 
//  Литература - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 39-41. - Материалы к статье на CD.
20. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / С. П. Лавлинский.  - Москва : Прогоресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. - 384 с. : ил. - Библиогр.: с. 376-381. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7195. - ISBN 5-89926-184-2.
21. Лазаренко, Галина Петровна
    Тютчев в школе : поурочное планирование, материалы к урокам, вопросы и задания, анализ произведений, внеклассная работа, межпредметные связи : книга для учителя / Г. П. Лазаренко ; [худож. А. Г. Антонов].  - 3-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 254 с. : ил., 16 л. цв. ил. - (Писатель в школе). - Библиогр.: с. 251-252. - ISBN 978-5-358-07611-2.
22. Лекомцев, Д. Г.
    Привет из будущего : литературная викторина / Д. Г. Лекомцев. 
//  Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 4. - С. 9-12.
23.  Олимпиады по русскому языку и литературе : 9-11 кл. / сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова.  - 2-е изд., перераб. - Москва : ВАКО, 2013. - 176 с. - (Мастерская учителя-словесника). - Библиогр.: с. 172-174. - ISBN 978-5-408-01131-5.
24. Пенская Е.Н.  Механика олимпиады : заметки на полях / Елена Наумовна Пенская. //  Литература - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 14-15. - Материалы к статье на CD.
25. Подготовка учащихся к олимпиадам / [авт.-сост.: Л. М. Волкова, Л. З. Черепко].  - Минск : Красико-Принт, 2012. - 176 с. : ил. - (Педагогическая мастерская). - Библиогр.: с. 131-136. - Авт.-сост. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-985-405-672-2.
26. Ренанский А.Л.    Эстетическое воспитание учащихся : литературно-музыкальные композиции и беседы / А. Л. Ренанский.  - Минск : Народная асвета, 1978. - 110 с. - Библиогр.: с. 109.
27.  Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : сборник методических материалов / [авт.-сост.: О. В. Плетнева и др.].  - Москва : ИД "Методист", 2014. - 52 с. : табл. - (Библиотека журнала "Методист". Приложение к журналу "Методист" ; № 5 / 2014). - Библиогр.: с. 43-44. - Авт.-сост. указ. на обороте тит. л..
28. Творческое чтение в системе литературного образования : художественно-эстетическое образование в профильной школе на принципах педагогики искусства : сборник научных трудов / [сост. Э. И. Иванова и др.] ; Ин-т художественного образования РАО.  - Москва : ИХО РАО, 2009. - 139 с. - Библиогр. в конце ст.. - ISBN 978-5-85101-124-5.
29. Тришкина, В. М. Литературная гостиная - лаборатория творчества, воспитания нравственных качеств и эстетического вкуса [[Текст]] / Тришкина В. М.. 
//  Методист. - 2015. - № 5.. - С. 49-50. - Библиогр.: с. 50 (3 назв.).
30. Шкутович, Т. В. Лицейские друзья А. С. Пушкина : литературная гостиная / Т. В. Шкутович //  Русский язык и литература. - 2014. - № 8. - С. 53-58.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ
1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / С. П. Лавлинский.  - Москва : Прогоресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. - 384 с. : ил. - Библиогр.: с. 376-381. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7195. - ISBN 5-89926-184-2.
2. Ядровская, Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5–11 классы) [Электронный ресурс] : монография / Ядровская Е. Р..  - Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2012. - 184 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/21350. - ISBN 978-5-94777-268-5.
3. Шолпо И.Л. Как научить подростка читать? : практические советы учителю литературы 5-7-х классов / И. Л. Шолпо.  - Москва : ЛомоносовЪ, 2009. - 624 с. : табл. - (Школа завтра). - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18279. - ISBN 978-5-91678-010-9. 

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

1. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. URL: http://rosolymp.ru
2. Дистанционный образовательный портал «Продленка» http://www.prodlenka.org/
3. Методика преподавания литературы http://www.lit-mp.ru/
4. Литература. - Первое сентября. https://lit.1september.ru/

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Задания
для самостоятельной работы


Тема 1.1. Проектирование и реализация внеурочной деятельности по литературе в соответствие с ФГОС.
Принципы внеурочной работы: принцип добровольности в выборе форм и направлений занятий, опора на инициативу и самостоятельность, чёткая организация, каждое мероприятие должно решать максимум воспитательных задач, соблюдение принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,  обеспечение единства, преемственности и взаимодействия работы. Проанализировать предложенный сценарий/концепцию внеурочного мероприятия по литературе с точки зрения ФГОС.
6
4, 9, 10, 27 (из п.п. 4.2)

Тема 1.2.  Внеурочная работа по литературе как система.
Связь урочной и внеурочной деятельности. Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы.
6
2, 20 (из п.п. 4.2)

Тема 1.3. Виды и формы внеурочной деятельности по литературе в школе.
Регулярные (факультатив, спецкурс, интеллектуальный клуб, литературный кружок, школьный литературный театр, литературная газета) и эпизодические (подготовка к научно-практической конференции школьников по литературе, подготовка к олимпиаде по литературе, проведение тематических экскурсий, организация литературных гостиных и выставок, встреча с интересными людьми, тематические литературные викторины) формы внеурочной работы по литературе. Предложить и обосновать концепцию одной/нескольких форм внеурочной работы по литературе.
6
7, 13, 14, 20, 28 (из п.п. 4.2)

Тема 2.1. Подготовка к научно-практической конференции школьников по литературе как форма внеурочной работы.
Научно-исследовательская работа учащихся. Формы участия школьников в учебно-исследовательской деятельности. Требования к отбору материала, обеспечивающего интерес и активность школьников в изучении литературы. Реферат и учебный проект как формы научно-исследовательской деятельности школьников. Составить план работы над учебным проектом в школе (тему проекта и способы его реализации определяет сам студент, ориентируясь на программу по литературе в конкретной школе).
8
2 (из п.п. 4.1) и 15, 16, 19 (из п.п. 4.2)

Тема 2.2. Подготовка к предметным олимпиадам по литературе.
Принципы организации подготовки к олимпиадам  по литературе. Типология олимпиадных заданий: аналитические задания, «умные тесты» и задания творческого характера. Проанализировать олимпиадные задания последнего учебного года, предложить свои варианты заданий разных типов.
8
1, 4 (из п.п. 4.1.) и  5, 6, 11, 12, 17, 23, 24, 25 (из п.п. 4.2)

Тема 2.3. Литературные конкурсы и подготовка к ним как вид внеурочной работы.
Формат конкурса (конкурс чтецов, конкурс оригинальных произведений, чемпионат по выразительному чтению вслух, конкурс эссе, конкурс иллюстраторов, интеллектуальный конкурс по творчеству автора, конкурс литературных гостиных и т. п.) как определяющий фактор при организации работы по подготовке к нему. Разработать концепцию, сценарий и систему оцениания литературного конкурса.
6
3 (п.п. 4.1.) и 3, 22, 26, 29, 30 (п.п. 4.2.)


4.5 Выполнение курсовой работы (проекта) не предусмотрено


6.  ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета, на котором студент защищает учебный проект по одному из предложенных направлений:
1. Литературная гостиная «Русская поэзия» (общее название предполагает, что каждый студент самостоятельно выбирает автора/авторов, творчеству которых будет посвящена гостиная).
2. Сценарий интеллектуальной игры на литературную тему.
3. Разработка концепции, тематики и системы оценки литературного конкурса.
4. «В гостях у классиков/современников» (формат мероприятия, посвященного классической или современной литературе, предлагает и обосновывает сам студент).
5. Система занятий по подготовке учащихся к научно-практической конференции по литературе (студент самостоятельно формулирует тему и направление предполагаемой работы ученика).
6. Сценарий постановки на литературную тему для школьного театра.
7. Разработать систему подготовки к литературному конкурсу (формат конкурса выбирает студент).
8. Вариант олимпиадного задания по литературе (этап и возрастную категорию, а также формат задания выбирает студент).
9. Школьная читательская конференция.
10. Тематическая литературная экскурсия.

Критерии выставления отметок :
- «зачтено» ставится в случае отсутствия пропусков занятий, выполнения всех промежуточных работ по дисциплине и демонстрации студентом среднего или высокого уровня сформированности предполагаемых компетенций при защите итогового проекта: знание видов учебно-исследовательской деятельности обучающихся; требований к содержанию и организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, современных проблемы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, актуальных  способов и форм организации воспитательной  работы в учебной и внеучебной деятельности; способов оценивания  эффективности деятельности, направленной на воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся; умение самостоятельно определять тематику и организовать учебно-исследовательскую деятельность  и  рефлексию ее результатов обучающимися, планировать процесс учебной и внеучебной деятельности, направленный на воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся; осуществлять воспитательную работу в учебной и внеучебной деятельности с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей; находить ценностные аспекты учебного занятия и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; владение приемами организации учебно-исследовательской деятельности  обучающихся и технологиями анализа результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также основными формами иметодами, направленными на воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
- «не зачтено»  ставится в случае тотальной неявки на занятия, неготовности к занятиям и несформированности предполагаемых программой компетенций.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05