СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основные сведения о китайском языке.
Структура китайского слога и минимальные фонетические единицы. Путунхуа и диалекты, фонетические особенности китайского языка (путунхуа).
Тема 2. Понятия об артикуляционной базе китайского языка.
Строение речевого аппарата. Понятие тона, система тонов путунхуа. Пиньин.
Тема 3. Инициали и финали в китайском языке.
Начальные согласные звуки. Инициали в путунхуа. Различение придыхательных и непридыхательных звуков: b-p,d-t,g-k. Слогообразующие гласные финали. Простые финали a,o,u,e.ü Сложные финали: ao,ou,ai, ie, ui, iu, üe, ia, iao,
Тема 4.  Носовые финали. Эризация в китайском языке.
Носовые финали: an, ang, en, eng, ing, uan, ong, ian, uang, ueng, üan Различение носовых финалей. Эризация в китайском языке.
Тема 5. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных небных согласных: j, q, x, zh, ch, sh, z, s, c.
Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных небных согласных: j, q, x, zh, ch, sh, z, s, c.
Тема 6. Время звучания слога и тоны.
Зависимость звучания слога от элементов его составляющих. Тононоситель в слоге. Роль контекста при восприятии акустических характеристик тона.
Тема 7. Тон и интонация в китайском языке.
Факторы, влияющие на реализацию тона в связной речи. Синтаксическая структура предложения и интонация. Интонация в вопросительных и повествовательных предложениях. Интонационное выражение завершенности и незавершенности высказывания.
Тема 8. Общие сведения о фоностилистическом аспекте устной речи.
Роль экстралингвистических факторов в формировании стилистически разных вариантов звучания: цель и предмет высказывания, социальные условия общения (социальная роль говорящего, наличие и численность аудитории, характер отношений общающихся), статус и личность говорящего, его отношение к предмету высказывания, степень подготовленности высказывания.Сегментная фоностилистика: модификация звуков речи, обусловленная экстралингвистическими факторами.Супрасегментная фоностилистика: модификация акцентной структуры слова и интонационного оформления слитной речи под влиянием экстралингвистических факторов.
Нормативность и стилистическая вариативность произношения. Фонетическая синонимия (варианты звучания, обусловленные ситуативными факторами).
Фонетические стили: сегментный (звуковой) и супрасегментный (интонационные аспекты). Соотношение функциональных и фонетических стилей, их различия и взаимопересечения.
Устный (звучащий) текст и его интонационная структура: характер чтения речевого потока, явление хезитации, ритмическая организация, темпоральные и мелодические особенности, громкость, тембральная окраска.
Типологические разновидности текста в зависимости от текста:
А) формы общения (монологической, диалогической, полилогической);
Б) степени подготовленности высказывания (подготовленный, спонтанный, квазиспонтанный);
В) количества участников коммуникативного акта (публичный, непубличный);
Г) характера отношений общающихся (официальный, неофициальный, полуофициальный).
Тема 9. Восприятие китайской речи на слух.
Коррекция и развитие навыков восприятия китайской речи на слух в контексте ее вариативной обусловленности (региональная, социальная и стилистическая вариантология) Особенности восприятия устного текста в зависимости от:
формы общения (монологической, диалогической, полилогической);
степени подготовленности высказывания (подготовленный, спонтанный, квазиспонтанный);
характера отношений общающихся (официальный, неофициальный, полуофициальный).
Коррекция и развитие навыков восприятия китайской речи на  слух при работе с аутентичными аудио и видеоматериалами в классе и дома с последующим выполнением имитационных, подстановочных и проверочных упражнений.



1. Кондрашевский А.Ф., Румянцева М.В., Фролова М.Г. Практический курс китайского языка. 12-е издание (в 2 т.). – М.: Восточная книга,– 2013. – 770с.
4.2 Дополнительная учебная литература
2. Войцехович И.В., Кондрашевский А.Ф. Общественно-политический перевод.- М.:АСТ: Восток-Запад, – 2011 – 528 с.
3. Готлиб О. Коммерческое письмо. Русско-китайские соответствия. – М.: Восточная книга, - 2012. – 254 с.
4. Готлиб О. Практическая грамматика современного китайского языка. – М.: Восточная книга. – 2012. – 288 с.
5. Готлиб О.М. Китай. Лингвострановедение. – М.: Восточная книга. – 2012. – 192 с.
4.3 Ресурсы сети "Интернет"
4.3.1 Ресурсы НГПУ:
6. Электронная библиотека ФГБОУ ВПО «НГПУ» [Электронный ресурс] Элек. дан. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/
7. Щичко, В. Ф. Китайский язык [Электронный ресурс] : полный курс перевода : учебник / В. Ф. Щичко, Г. Ю. Яковлев. - Москва : Восточная книга, 2012. - 368 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/96124/ - ISBN 978-5-7873-0681- 1Дашевская Е. Я. Китайский язык для делового общения [Электронный ресурс] : учебник для вузов : рек. У МО вузов РФ / Е. Я.
8. Дашевская, А. Ф. Кондрашевский . - 6-е изд. - Москва : Восточная книга, 2011,- 352 е.- Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/booky96099/
9. Шуин Хуап Давайте поговорим по-китайски! [Электронный ресурс] : новый самоучитель разговорного китайского языка / Хуан Шуин, М. В. Крюков. - Москва : Восточная книга, 2009. - 256 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/96083  - ISBN 978-5-7873-0428-


Ресурсы открытого доступа:
10.  http://bkrs.info/
11. http://www.chinesecio.com
12. http://www.chinesecio.com/cms/ru/lesson-self
4.4 Методическое обеспечение
13. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс] Элек.    дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru/



5. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных  и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).
Таблица 4 – Локальные информационные технологии
Группа программных средств Наименование программного продукта
Графические редакторы GIMP
Paint
Офисные программы MicrosoftOffice
Распознавание текста и речи ABBYY FineReader
Средства разработки AdobeFlash


Таблица 5 – Распределенные информационные технологии
Группа Наименование
Система видеоконференцсвязи Lifesize
Платформа для проведения вебинаров Adobeconnect
Системы тестирования Система компьютерного адаптивного тестирования АСТ-тест
Библиотеки и образовательные ресурсы Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

Учебное видео на сайте Видеолетопись НГПУ http://tv-news.nspu.ru

Учебное видео на сайте НГПУ-онлайн http://live.nspu.ru

Система электронных портфолио студентов НГПУ



5.2 Материально-техническая база (таблица 6)
Таблица 6 – Материально-техническая база
Помещения для осуществления образовательного процесса Перечень основного оборудования
(с указанием кол-ва посадочных мест)
Адрес (местоположение)
Аудитории для проведения лекционных занятий
Лекционные аудитории Интерактивная доска, компьютер (ноутбук), проектор колонки. Количество посадочных мест – 72. Ауд. 317, 208, 211 учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Лекционные аудитории Интерактивная доска, ноутбук; проектор, принтер, цифровой копировальный аппарат; видеокамера цифровая. Количество посадочных мест – 30. Ауд. 426, 410, 303, 314, 416 учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Аудитории для видео-конференцсвязи Интерактивная доска, компьютер, проектор, документ-камера  оборудование для онлайн-трансляции и записи видео. Количество посадочных мест – 72. Ауд. 209, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Аудитории для проведения практических/семинарских/лабораторных занятий,
контроля успеваемости

Лингафонный кабинет Интерактивная доска, проектор. Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза, лингафонная программа Net Class Pro. Количество посадочных мест – 14. Ауд. 319, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Компьютерный класс Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 14 (15). Ауд. 311,414, 316, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Ресурсный центр для изучения иностранный языков Интерактивная доска, проектор, документ-камера. Моноблоки с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 15. Ауд. 318, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Помещения для самостоятельной работы и курсового проектирования

Компьютерные классы Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Проекторы, экраны, колонки. Количество посадочных мест – 14 (15). Ауд. 311, 414, 316, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Методический кабинет английского языка Компьютеры (3 шт.), ноутбук с выходом в интернет. Принтер, МФУ, копировальный аппарат. Количество посадочных мест – 12. Ауд. 307, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Учебные/исследовательские лаборатории/
НОЦ «Кросс-культурные компетенции» Ноутбук с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза, экран, проектор, колонки. Ауд. 304, учебный корпус № 1, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.
Читальный зал библиотеки НГПУ Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 31.
Помещения для групповых и индивидуальных консультаций
312, 310, 425, 424, 419, 418, 420 учебный корпус № 4, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В этом разделе приводится описание процедур оценивания, шкалы оценивания

Таблица 7 – Оценка сформированности компетенций
Планируемые результаты Этапы контроля
(номер темы) Процедура контроля (наименование) Средства оценки (из раздела 7)
Компетенции Дескрипторы (критерии)
ОПК -3 ОПК-3. Б1.Б 12 – з Тема 1-9 Иероглифический диктант
Фонетический диктант 7.1, 7.2
ОПК-3. Б1.Б 12 - у
Темы 1, 2, 3, 6, 8 Презентация 7.3
ОПК-3. Б1.Б 12 – в Тема 4, 5, 7, 9 Тест 7.4





6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

7.1  Иероглифический диктант
Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОПК-3. Б1.Б 12 – з; ОПК-3. Б1.Б 12 – у; ОПК-3. Б1.Б 12 – в.
Этапы контроля: Тема 1, тема 2, тема 3, тема 4, тема 5, тема 6, тема 7, тема 8, тема 9
Время на выполнение: 15 мин.
Форма проведения контроля: письменная работа
Метод оценивания: экспертный
Критерии оценки результатов выполнения: верно выполнено более 90% заданий – отлично,  верно выполнено более 75-89% заданий – хорошо, верно выполнено 50-74% заданий – удовлетворительно.

Пример задания к иероглифическому диктанту:
Прослушайте и запишите иероглифами:
愉快, 希望, 感到, 兴趣, 惊讶, 特别, 武术, 业余, 京剧, 笔记本, 足球, 电脑,时间

7.2  Фонетический диктант
Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОПК-3. Б1.Б 12 – з; ОПК-3. Б1.Б 12 – у; ОПК-3. Б1.Б 12 – в.
Этапы контроля: Тема 1, тема 2, тема 3, тема 4, тема 5, тема 6, тема 7, тема 8, тема 9

Время на выполнение: 15 мин.
Форма проведения контроля: письменная работа
Метод оценивания: экспертный
Критерии оценки результатов выполнения: верно выполнено более 90% заданий – отлично,  верно выполнено более 75-89% заданий – хорошо, верно выполнено 50-74% заданий – удовлетворительно.

Пример задания к фонетическому диктанту:
Прослушайте и запишите транскрипцией:
Xīwàng, tèbié, yúkuài, jīngjù, wǎngqiú, zúqiú, qíngxīn, yèyú, jīngyà, diànnǎo, yǎnchū, bǐjìběn, shíjiān


7.3  Презентация
Контролируемые результаты обучения: ОПК-3 Б. 1 В.1-у
Этапы контроля: Темы 1, 2, 3, 6, 8
Время на выполнение: 7-10 мин.
Форма проведения контроля: устное выступление с демонстрацией презентации.
Метод оценивания: экспертный
Структура: титульный лист, содержание,  оформление слайда – не более 6-8 предложений на слайде, пастельные цвета оформления, заключительный слайд отражает информацию первого слайда.
Критерии оценки результатов выполнения: соответствие требованиям к оформлению презентации.

7.4 Тестирование
Контролируемые результаты обучения: ОПК-3 Б. 1 В.1-в
Этапы контроля: Темы 4, 5, 7,  10
Время на выполнение: 60 мин.
Форма проведения контроля:  письменное выполнение теста.
Метод оценивания: экспертный
Типовые задания/примерный вариант:
Вариант 1
A 随着 B 尝 C 春节 D 坚持 E 收拾 F 提醒
例如:她每天都( D )走路上下班,所以身体一直很不错。
46.虽然现在离( )还有段时间,但是不少人已经开始准备过年的东西了。
47.研究证明,人们的心情会( )天气的变化而变化。
48.明天可能下雨,你记得( )儿子带雨伞。
49.这是你做的饺子?真香!我先( )一个。
50.快把房间( )一下,准备一些水果,一会儿有客人要来。
Вариант 2
小时候弟弟比我矮,现在却超过我了,看着他一米八二的个子,我真是羡慕极了。
★ 根据这句话,可以知道现在:
A 我一米八 B 我比弟弟矮 C 弟弟个子矮 D 我同情弟弟
67.我是前天到北京的,想借这次机会去长城看看,可是公司的事情很多,时间安排得很紧张。
★ 我最可能来北京:
A 旅游 B 休息 C 出差 D 请假
68.地球是我们共同的家,保护环境就是保护我们自己,为减少污染,我们应该养成节约的习惯,节约用水、节约用纸等等。
★ 节约用纸主要是为了:
A 保护环境 B 限制用水 C 改变地球 D 发展经济
69.一些电影院拒绝观众带任何食品、饮料,人们不得不买电影院卖的东西。很多观众批评这个做法,因为电影院的东西特别贵,大约比超市贵三倍。
★ 观众对什么不满意?
A 票价高 B 座位少 C 东西太贵 D 电影不精彩


Критерии оценки результатов выполнения: верно выполнено более 90% заданий – отлично,  верно выполнено более 75-89% заданий – хорошо, верно выполнено 50-74% заданий – удовлетворительно.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05