Возрастная анатомия и физиология

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. № 1087, вступил в силу 30 октября 2015 г.

Дисциплина  Б.1Б.17. «Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.» является обязательной дисциплиной профессионального цикла вариативной части учебного плана направления психолого-педагогическое дошкольное образование.

Преподавание дисциплины «Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена» (модуль «Медико-биологические основы дефектологии») предшествует изучению разделов: «основы генетики», «основы нейрофизиологии и невропатологии», «основы анатомии и физиологии органов слуха и речи».

Дисциплина относится к базовой части блока профильной подготовки (Б.1.2) учебного плана образовательной программы. Индекс дисциплины в учебном плане: Б.1В.ОД.1  Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ/72 часов, в том числе 8 часов – контактная работа с преподавателем, 60 часов – самостоятельная работа (таблица 2).

Цели освоения дисциплины: - Формирование у  студентов ясного и целостного представления о строении и функционировании человеческого организма, повышение уровня общеобразовательной подготовки, отчетливого понимания роли отдельных функциональных систем организма, их взаимодействия в жизнедеятельности детского  организма и в формировании целостных адаптивных реакций в условиях нормы и патологии.

-Значимой целью данного курса является также необходимость развития у студентов современного естественнонаучного мировоззрения и сделать их более устойчивыми к различного рода псевдонаучным теориям, составляющим неотъемлемую часть сегодняшнего массового сознания. Полученные в курсе базовые знания должны стать твердой основой рационального взгляда на сущность человека, на проблемы его происхождения, на его телесное и психическое здоровье. Полученные знания должны служить базой для осознанного проведения гигиенических и профилактических мероприятий в будущей учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Изучение данной дисциплины готовит бакалавров к решению следующих  задач профессиональной деятельности:

- Определять диагностические и прогностические показатели психофизического  развития детей с ОВЗ;

- Контролировать  ход психофизического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

- Работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

- Разрабатывать пути и методы обучения  детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- Организовывать свою профессиональную деятельность с учетом современных методов оздоровления детей с ОВЗ.

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения
(дескрипторы)

Код результата обучения

 

ОПК-3 – способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Знать: морфо-функциональные возрастные особенности организма ребенка.

ОПК-3 Б.1Б.17 – з.

Уметь: выявлять и определять индивидуальные морфо-функциональные особенности каждого ребенка с нарушениями психо-физического развития.

ОПК-3 Б.1Б.17 - у.

Владеть: методами и способами осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.

ОПК-3 Б.1Б.17–в.

ПК-2 – готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.

Знать: морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме ребенка в процессе онтогенетического развития.

ПК-2 Б.1Б.17 – з.

Уметь: выбирать и использовать в соответствии с происходящими в организме изменениями роста и развития ребенка методики для осуществления адекватного для каждого ребенка коррекционно-педагогического процесса, своевременного оказания медицинской и социальной помощи.

ПК-2 Б.1Б.17 – у.

Владеть: методическим и техническим обеспечением коррекционно-педагогического процесса.

ПК-2 Б.1Б.17 –в.

Контроль результатов освоения дисциплины.

Текущий контроль успеваемости осуществляется путем оценки результатов выполнения заданий практических, самостоятельной работ, посещения лекций.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.

Содержание и задачи наук. Общий план строения  человеческого организма. Клеточная теория, общее представление о строении живых клеток, типы клеток. Ткани как системы клеток, их классификация. Функциональные системы и органы. Понятие об онтогенезе. Основные закономерности роста и развития организма человека, их суть. Возрастная периодизация. Критические и сенситивные периоды в развитии ребенка.  Признаки и причины акселерации и ретардации организма ребенка.

Понятие о здоровье и болезни. Заболевания: этиология, патогенез, периоды (стадии) заболеваний. Преобладающие заболевания в разных возрастных группах. Влияние на здоровье ребенка  факторов окружающей среды и социальных условий. Гигиена – определение понятия, объект исследования, цели и задачи.

Тема 2.  Костно-мышечная система. Строение и функции костной ткани. Соединения костей. Скелет и его отделы. Рост и развитие костной системы и «костный возраст». Возрастные особенности. Строение и функции мышц. Развитие мышечной системы, двигательной активности и координации движений в онтогенезе. Физические упражнения и развитие ребенка. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, их профилактика.

Тема 3. Система кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение. Физиология сердечной деятельности.  Сосудистая система. Главные артерии и вены человеческого организма. Сосудистый тонус. Морфофизиологические особенности системы кровообращения  у детей. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровь, ее состав и функции.

Тема 4. Система пищеварения. Анатомия желудочно-кишечного тракта. Железы пищеварительной системы (слюнные железы, печень, поджелудочная железа). Процессы пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Развитие пищеварительной системы и возрастные особенности ее функционирования. Гигиена питания  и ее роль в нормальном развитии детского организма.

Тема 5. Нервная система. Функциональные свойства нервной ткани. Понятие о рефлекторной дуге. Строение центральной нервной системы. Периферическая нервная система, спинномозговые и черепные нервы. Понятие о чувствительных и двигательных нервных волокнах и их функции. Интегративная функция нервной системы. Представление о высшей нервной деятельности.  Первая и вторая сигнальные системы у человека. Основные возрастные этапы развития высшей нервной деятельности. Функциональные нарушения, возникающие в процессе развития ребенка и способы их коррекции.

Тема 6. Нейрогуморальная регуляция физиологических реакций и психических процессов.

Общее представление о вегетативной нервной системе. Симпатический и  парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, примеры их влияния на функции внутренних органов и тканевой метаболизм. Эндокринные железы, их строение, продукция и секреция гормонов. Взаимодействие нервной и эндокринной систем в процессах регуляции жизненных функции и формировании целостных реакций организма на изменения внешней среды. Эндокринная система и половое созревание детей и подростков. Влияние гормонов на высшую нервную деятельность и психическое развитие.

Таблица 2 – Содержание работ по дисциплине

Содержание работы

Виды и формы работы, в часах

Всего час

Контактная работа

СР

Лекции

Занятия

сем. типа

Консультации

Аттестация

Сем./з

П/з.

Лб.

Инд.

Гр.

Тема 1. Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.

1

 

2

 

 

 

 

10

13

Тема 2.   Костно-мышечная система.

0,5

 

0,5

 

 

 

 

10

11

Тема 3. Система кровообращения

0,5

 

0

 

 

 

 

10

10,5

Тема4.Система пищеварения

0

 

0,5

 

 

 

 

10

10,5

Тема 5. Нервная система.

1

 

1

 

 

 

 

10

12

Тема 6. Нейрогуморальная регуляция физиологических реакций и психических процессов.

1

 

0

 

 

 

 

10

11

Выполнение курсовой работы (проекта)

Аттестация: защита курсовой работы (проекта)

Аттестация:

 

 

 

 

 

 

4

 

4

Итого по дисциплине

4

 

4

 

 

 

4

60

72

В том числе в интерактивной форме *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе с применением дистанционных образовательных технологий **

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

3.1 Содержание контактной работы с преподавателем

Тема 1.  . Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.  

Тема лекционного занятия:   Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Определение понятий «анатомия» и «физиология». Возрастная анатомия и физиология, их   содержание  и задачи.

2.Общий план строения  человеческого организма.

3. Общее представление о строении живых клеток, типы клеток.

4.Ткани как системы клеток, их классификация. Функциональные системы и органы.

5.Понятие об онтогенезе. Основные закономерности роста и развития организма человека,    их суть. Возрастная периодизация. Критические и сенситивные периоды в развитии ребенка.  Признаки и причины акселерации и ретардации организма ребенка.

6. Понятие о здоровье и болезни. Заболевания: этиология, патогенез, периоды (стадии) заболеваний. Преобладающие заболевания в разных возрастных группах.

7. Гигиена – определение понятия, объект исследования, цели и задачи.

Тема практического занятия:  Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Общий план строения  человеческого организма.

3. Общее представление о строении живых клеток, типы клеток.

4.Ткани как системы клеток, их классификация.

5.Закономерности онтогенеза, их суть.

6. Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства, морфофункциональные изменения на каждом возрастном периоде. Календарный и биологический возраст.

7. Критические и сенситивные периоды в развитии ребенка.

Планируемые результаты обучения: ОПК-3 Б.1Б.17 - з.;ОПК-3 Б.1Б.17 - у.; ПК-2Б.1Б.17- з. ;    ПК-2Б.1Б.17- з. ; ПК-2 Б.1Б.17-у.

Ресурсы, необходимые для освоения:  4.1: 1, 2, 3, 4.

Тема 2. Костно-мышечная система.

Тема лекционного занятия: Костно-мышечная система.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Скелет и его отделы. Соединения костей.
  2. Рост и развитие костной системы и «костный возраст». Возрастные особенности костной системы.
  3. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Строение и функции скелетных мышц.
  4. Развитие мышечной системы, двигательной активности и координации движений в онтогенезе.
  5. Физические упражнения и развитие ребенка. Физиология и гигиена трудовой активности ребенка.

Тема практического занятия: Костно-мышечная система.

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Назвать кости черепа, пояса верней конечности, пояса нижней конечности, грудной клетки, таза.

2. Строение позвонков, позвоночного столба, его основные функции.

3. Развитие костной системы в онтогенезе.

4. Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Строение и функции скелетных и гладких мышц.

5. Развитие мышечной системы в онтогенезе

6. Понятие «опорно-двигательный аппарат, нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, их профилактика.

Планируемые результаты обучения: ОПК-3Б.1Б.17– з ОПК-3 Б.1Б.17–в ПК-2 Б.1Б.17-у.

Ресурсы, необходимые для освоения:  4.1: 1, 2, 4.

Тема 3. Система кровообращения.

Тема лекционного занятия: Система кровообращения.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Большой и малый круги кровообращения.
  2. Сердце, его строение. Физиология сердечной деятельности.
  3. Сосудистая система. Главные артерии и вены человеческого организма.
  4. Физиология системы кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление  и его регуляция. Сосудистый тонус.
  5. Морфофизиологические особенности системы кровообращения  у детей. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей.

Планируемые результаты обучения: ОПК-3 Б.1Б.17 у. в.; ПК-2 Б.1Б.17 у.

Ресурсы, необходимые для освоения:  4.1: 1, 2, 4; 4.2: 7

Тема 4. Система пищеварения.

Тема практического занятия: Система пищеварения.

Вопросы для обсуждения, задания:

  1. Анатомия желудочно-кишечного тракта.
  2. Процессы пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
  3. Железы пищеварительной системы (слюнные железы, печень, поджелудочная железа, их функции).
  4. Развитие пищеварительной системы и возрастные особенности ее функционирования. Гигиена питания  и ее роль в нормальном развитии детского организма.

Планируемые результаты обучения: ОПК-3Б.1Б.17-з.; ПК-2 Б.1Б.17-з,у

Ресурсы, необходимые для освоения:   4.1: 1, 2, 4; 4.2: 7

Тема 5. Нервная система.

Тема лекционного занятия: Нервная система.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Строение центральной нервной системы, отделы спинного и головного мозга, их функциональная роль.

2. Периферическая нервная система, её функции.

3. Понятие о рефлекторной дуге.

4. Низшая нервная деятельность (безусловные рефлексы).

5. Высшая нервная деятельность. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Интегративная функция нервной системы.

6. Онтогенез нервной системы и этапы развития высшей нервной деятельности.

Тема практического занятия: Нервная система.

Вопросы для обсуждения, задания:

1. Строение  рефлекторной дуги.

2. ЦНС:  отделы спинного и головного мозга, их функциональная роль.

3. Периферическая нервная система, её функции.

4. Рефлекторный характер деятельности нервной системы (безусловные и условные рефлексы).

5. Функциональные нарушения нервной деятельности у детей.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-3Б.1Б.17 з. у, в. ПК-2 Б.1Б.17-з,у

Ресурсы, необходимые для освоения:   4.1: 1,4; 4.2: 2, 4,5,6,7

Тема № 6. Нейрогуморальная регуляция физиологических реакций и психических процессов.

Тема лекционного занятия: Нейрогуморальная регуляция физиологических реакций и психических процессов.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Вегетативная (автономная) нервная система, отделы вегетативной нервной системы, их влияния на функции внутренних органов и тканевой метаболизм.

2. Эндокринные железы, виды эндокринных желез (эндо-, экзокринные, смешанные)

3. Специфические эффекты гормонов.

4. Влияние гормонов на высшую нервную деятельность и психическое развитие.

Планируемые результаты обучения:  ОПК-3Б.1Б.17-в.; ПК-2 Б.1Б.17-з., у.

Ресурсы, необходимые для освоения:  4.1:  4; 4.2: 6.

 

3.2 Содержание самостоятельной работы студента (таблица 3)

Таблица 3 – Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Коды результатов обучения, на которые направлены задания

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения (раздел 4)

1

Анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.

Подготовить письменные ответы на вопросы и подготовиться к обсуждению:

1.Общий план строения  человеческого организма.

2. Общее представление о строении живых клеток и  тканей.

3. Понятие об онтогенезе. Основные закономерности роста и развития организма человека,    их суть.

4.Возрастная периодизация. Критические и сенситивные периоды в развитии ребенка.

5.Признаки и причины акселерации и ретардации организма ребенка.

6. Понятие о здоровье и болезни. Заболевания: этиология, патогенез, периоды (стадии) заболеваний. Преобладающие заболевания в разных возрастных группах.

7. Гигиена – определение понятия, объект исследования, цели и задачи.

Письменные контрольные работы по вопросам 1,3,4.

Материалы выставлены: https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.php.

ОПК-3 Б.1Б.17 - з. у., в.

ПК-2Б.1Б.17- з., у.

 

10

4.1: 1, 2, 3, 4.

 

2.

Тема 2.  Костно-мышечная система.

Письменно ответить на вопросы и подготовиться к обсуждению:

1.Скелет и его отделы.

Возрастные особенности костной системы.

2.Мышечная система. Развитие мышечной системы, двигательной активности и координации движений в онтогенезе.

3. Физиология и гигиена трудовой активности ребенка.

4.Нарушения опорно-двигательного аппарата, их профилактика.

В письменном виде перечислить:

а.кости черепа, пояса верней конечности, пояса нижней конечности, грудной клетки, таза.

б.Строение позвонков, позвоночного  столба, его основные функции.

в.Понятие «опорно-двигательный аппарат, нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, их профилактика.

Конспектировать (вопрос №4),

Представить таблицу с описанием морфо-функциональных изменений на каждом этапе онтогенеза.

(материалы выставлены:.

https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.phр)

 

ОПК-3 Б.1Б.17 – з., в.

ПК-2Б.1Б.17- з.

ПК-2 Б.1Б.17-у.

 

10

4.1: 1,2,4.

 

 

3.

Тема 3. Система кровообращения.

Подготовить письменные контрольные работы:

1.Большой и малый круги кровообращения.

2.Сердце, его строение, особенности у детей.

3. Сосудистая система. Главные артерии и вены человеческого организма.

4. Морфофизиологические особенности сердечной деятельности и системы кровообращения  у детей.

(материалы выставлены: http://prepod.nspu.ru)

 

ОПК-3 Б.1Б.17 у. в.

ПК-2 Б.1Б.17 у.

 

 

 

 

 

10

4.1:1,2,4.; 4.2: 7

 

 

 

 

 

4.

Тема 4. Система пищеварения

 

 

Подготовить письменные контрольные работы по вопросам:

1.Перечислить отделы желудочно-кишечного тракта.

2.Процессы пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

3.Железы пищеварительной системы (слюнные железы, печень, поджелудочная железа, их функции).

4.Возрастные особенности функционирования пищеварительной системы.

Гигиена питания детей.

Подготовка мультимедийной презентации.

Материалы выставлены: https://lib.nspu.ru/views/library/1192/web.php

ОПК-3Б.1Б.17 з.

ПК-2 Б.1Б.17-з,у

10

4.1: 1, 2, 4.

 

 

 

.

5.

Тема5. Нервная система.

 

Подготовить письменные контрольные работы и подготовиться к обсуждению по вопросам:

1.Строение центральной нервной системы, отделы спинного и головного мозга, их функциональная роль.

2.Периферическая нервная система, её строение и функции.

3.Интегративная функция нервной системы. Кора больших полушарий головного мозга и ее роль в психической деятельности человека.

4.Высшая нервная деятельность. Рефлекторный характер деятельности нервной системы

5.Онтогенез нервной системы и этапы развития высшей нервной деятельности.

(материалы выставлены:.

https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.phр)

Подготовка мультимедийных презентаций.

ОПК-3Б.1Б.17 з.

у, в.

ПК-2 Б.1Б.17-з, у.

 

 

 

10

4.1: 1,4;

4.2: 2, 4,5,6,7.

 

 

6.

Тема6. Нейрогуморальная регуляция физиологических реакций и психических процесс сов.

 

Подготовить письменные контрольные работы

1.Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной нервной системы, их влияние на функции внутренних органов и тканевой метаболизм.

2.Эндокринные железы, их виды. Влияние гормонов на рост,  развитие,  метаболические процессы организма, на высшую нервную деятельность и психическое развитие.

3.Взаимодействие нервной и эндокринной систем в процессах регуляции жизненных функций и формировании целостных реакций организма.

(материалы выставлены:.

https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.phр)

 

ОПК-3Б.1Б.17-в.

ПК-2 Б.1Б.17-з., у,в.

10

4.1:  4; 4.2: 6.

 

 

 

Итого

60

 

 

 

4. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Основная учебная литература

  1. 1. Лысова, Наталья Федоровна.  Анатомия и физиология человека : учебно-методический комплекс / Н. Ф. Лысова, Г. А. Корощенко, С. Р. Савина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естеств. и соц.-экон. наук, Каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности.  - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 204 с. : ил. - Словарь: c. 178-203.
  2. 2. Лысова, Наталья Федоровна.  Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 398 с. : ил., табл. - (Университетская серия). - Библиогр.: с. 334-337. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.php. - Словарь: c. 345-396. - ISBN 978-5-379-01565-7.
  3. 3. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для бакалавров, магистрантов и аспирантов / [Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 287 с. : табл. - Библиогр. в конце гл.. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/57559/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-00023-590-4.
  4. 4. Возрастная анатомия, физиология и психофизиология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 1 CDR (9,69 МБ) - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/1192/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше, 32 МБ ОЗУ, видеокарта с разреш. 640х480 с цв. гаммой 16 bit ; Microsoft Windows 95, 98, Me, 2000, XP ; Браузер интернета, совместимый с Microsoft Internet Explorer 4.0 и выше .

4.2. Дополнительная учебная литература

1. Смирнов, Виктор Михайлович.  Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность : учебное пособие для вузов / В. М. Смирнов, С. М. Будылина.  - Москва : Академия, 2004. - 304 с. : ил. - Библиогр.: с. 300. - ISBN 5-7695-0786-1.

2. Батуев, Александр Сергеевич. Высшая нервная деятельность : учебник для вузов по специальностям "Биология", "Психология", "Психофизиология" / А. С. Батуев.  - Санкт-Петербург : Лань, 2002. - 416 с. : ил., табл. - (Мир медицины). - Библиогр.: c. 396-398. - Предм. указ.: с. 399-402. - ISBN 5-8114-0441-7.

3. Сапин, Михаил Романович. Анатомия и физиология человека : с возрастными особенностями детского организма : учебное пособие для сред. пед. учеб. заведений : рек. М-вом образования РФ / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.  - Москва : Академия, 2004. - 448 с. : 4 л. ил., ил. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1747-6.

4. Шульговский, Валерий Викторович.  Основы нейрофизиологии : учебное пособие для вузов по направлениям "Психология" и "Биология" : рек. М-вом образования РФ / В. В. Шульговский.  - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 286 с. : ил. - (Neuron). - Библиогр. в конце гл.. - Словарь: с. 274-279. - Предм. указ.: с. 280-283. - ISBN 5-7567-0387-Х.

5. Данилова, Нина Николаевна.  Физиология высшей нервной деятельности : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФ / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 478 с. : ил., табл. - (Учебники МГУ) (Высшее образование). - Библиогр.: с. 474-476. - ISBN 5-222-006746-7.

6. Смирнов, Виктор Михайлович.  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учебное пособие для пед. вузов по специальностям "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология"  : рек. УМО вузов РФ / В. М. Смирнов.  - Москва : Академия, 2007. - 464 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: c. 459. - ISBN 978-5-7695-2184-3.

7. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. Для студ. Учреждений высш. проф. Образования/В.В.Голубев. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240с. – (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-8832-7

 

 

4.3. Ресурсы сети “Интернет”

4.3.1 Ресурсы НГПУ:

1.Лысова, Наталья Федоровна.  Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова.  - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 398 с. : ил., табл. - (Университетская серия). - Библиогр.: с. 334-337. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/7895/read.php. - Словарь: c. 345-396. - ISBN 978-5-379-01565-7.

2.Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для бакалавров, магистрантов и аспирантов / [Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 287 с. : табл. - Библиогр. в конце гл.. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/57559/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-00023-590-4.

3.Возрастная анатомия, физиология и психофизиология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 1 CDR (9,69 МБ) - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/1192/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше, 32 МБ ОЗУ, видеокарта с разреш. 640х480 с цв. гаммой 16 bit ; Microsoft Windows 95, 98, Me, 2000, XP ; Браузер интернета, совместимый с Microsoft Internet Explorer 4.0 и выше .

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

Педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

 

5. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица  4

Локальные информационные технологии

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Графические редакторы

Paint

AdobePhotoshop

Операционные системы

MicrosoftWindows

Офисные программы

MicrosoftOffice

Распознавание текста и речи

ABBYY FineReader

Правовые информационные системы

Консультант Плюс

Гарант

Средства разработки

 

Таблица 5

Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Система видеоконференцсвязи

Lifesize

Платформа для проведения вебинаров

Adobeconnect

Системы тестирования

Система компьютерного адаптивного тестирования АСТ-тест

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

Учебное видео на сайте Видеолетопись НГПУ http://tv-news.nspu.ru

Учебное видео на сайте НГПУ-онлайн http://live.nspu.ru

Система электронных портфолио студентов НГПУ

5.2 Материально-техническая база

Таблица 6

Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

(с указанием кол-ва посадочных мест)

 

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения лекционных занятий

 

Iпоточные аудитории

Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, микрофон. Посадочных мест – 300

ул. Вилюйская, 28

IIпоточная аудитория

Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, микрофон. Посадочных мест – 300

ул. Вилюйская, 28

Малая поточная аудитория 115

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки. Посадочных мест – 60.

ул. Вилюйская, 28

Малая поточная аудитория 203

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, колонки. Посадочных мест – 70

ул. Вилюйская, 28

Малые поточные аудитории 206

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, колонки. Посадочных мест – 60

ул. Вилюйская, 28

Аудитории для проведения практических/семинарских/лабораторных занятий,

контроля успеваемости

Компьютерный класс 201

12 моноблоков, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, 12 пар наушников. Посадочных мест – 25

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 202

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран; тренажер-манекен для оказания неотложной помощи. Посадочных мест – 30.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 210

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением. Посадочных мест – 18

ул. Вилюйская, 28

Компьютерный класс 212

12 моноблоков, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, 12 пар наушников. Посадочных мест – 20.

ул. Вилюйская, 28

Компьютерный класс 213

13 моноблоков, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, колонки, электропианино. Посадочных мест – 15.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 214

музыкальный центр. Посадочных мест – 15.

ул. Вилюйская, 28

Ресурсный центр 102

Интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, проектор, стационарный компьютер, 24 планшета с док-станцией-клавиатурой, электрический микроскоп, 3D-очки, система электронного опроса, телевизор, видеокамера Lifesize, акустическая система, микрофон. Посадочных мест – 20.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 103

Меловая доска. Интерактивная доска, проектор, компьютер. Посадочных мест – 25.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 109

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки. Посадочных мест – 40.

ул. Вилюйская, 28

Компьютерный класс 110

12 моноблоков, 12 пар наушников с микрофоном. Посадочных мест – 22.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 112

Меловая доска. Экран. Посадочных мест – 25.

ул. Вилюйская, 28

Компьютерный класс 113

12 ноутбуков, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, колонки. Посадочных мест – 25.

ул. Вилюйская, 28

Учебная аудитория 114

Мультимедийный проектор, персональный компьютер колонки, экран, фортепиано. Посадочных мест – 40.

ул. Вилюйская, 28

Помещения для самостоятельной работы и курсового проектирования

Компьютерный класс 212

12 моноблоков, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, 12 пар наушников. Посадочных мест – 20.

ул. Вилюйская, 28

Компьютерный класс 213

13 моноблоков, интерактивная доска SMART Board с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, колонки, электропианино. Посадочных мест – 15.

ул. Вилюйская, 28

 

Компьютерный класс 110

12 моноблоков, 12 пар наушников с микрофоном. Посадочных мест – 22.

ул. Вилюйская, 28

 

Компьютерный класс 113

12 ноутбуков, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART  Board с лицензионным программным обеспечением, колонки. Посадочных мест – 25.

ул. Вилюйская, 28

 

Учебная аудитория 102 а

Меловая доска. Посадочных мест – 12.

ул. Вилюйская, 28

 

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций

Учебная аудитория 103 а

Персональный компьютер. Посадочных мест – 10.

ул. Вилюйская, 28

 

Учебная аудитория 111

Меловая доска. Посадочных мест – 12.

ул. Вилюйская, 28

 

Учебная аудитория 116

Меловая доска. Посадочных мест – 15.

ул. Вилюйская, 28

 

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Таблица 7 – Оценка сформированности компетенций

Планируемые результаты

Этапы контроля

(номер темы)

Процедура контроля (наименование)

Средства оценки (из раздела 7)

Компетенции

Дескрипторы (критерии)

ОПК-3

ОПК-3 Б.1Б.17 –з.,

ОПК-3 Б.1Б.17 у.

ОПК-3 Б.1Б.17 –в

 

Тема 1, 3,5,6

Собеседование по вопросам, проверка письменных контрольных работ

7.2

7.1

Тема 2,4,6.

Тема 1,3, 4,6,7.

ПК-2

ПК-2  Б.1.Б.17. – з.

ПК-2 Б.1.Б.17. – у.

ПК-2 Б.1.Б.17. – в.

Тема 1,2.5,6,7.

Проверка пись-

менных  работ.  Собеседование по вопросам.

7.2

7.1

Тема 1,3,5,6,7.

Тема 1,4,6,7.

 

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Отчетность по учебной дисциплине «Возрастная анатомия и физиология. Педиатрия. Гигиена.»  для последующего экзамена предусматривает:

  • контрольные (домашние) работы  в письменной форме с последующим  изложением,  обсуждением на практических занятиях и индивидуальную проверку преподавателем;
  • устное собеседование по вопросам изучаемой темы;

7.1 Темы разделов для составления примерных вопросов для подготовки к устному собеседованию

  • верный устный ответ, выполнение контрольной не менее, чем на 4, 75 баллов – отлично;
  • ответ с незначительными неточностями, выполнение контрольной работы не менее, чем на 4, 0 балла – хорошо;
  • ответ неточный, контрольная выполнена на менее, чем на 3,0 балла – удовлетворительно;
  • неверный, за выполнение контрольной работы получено менее 3,0 – не удовлетворительно.

Контролируемые результаты обучения:

Этапы контроля: устное собеседование

Время на выполнение: количество вопросов для ответа 2*20 мин

Форма проведения контроля: собеседование

Метод оценивания: экспертный

Критерии оценки результатов устного собеседования по вопросам:

Список вопросов для подготовки к экзамену:

  1. Возрастная анатомия и физиология, объект и задачи этих наук.
  2. Общий план строения человеческого организма. Клеточная теория, общее представление о строении живых клеток, типы клеток.
  3. Ткани как системы клеток, их классификация. Функциональные системы и органы.
  4. Кровь, строение и функции эритроцитов, лейкоцитов.  Нормативные показатели, их клиническое значение.
  5. Группы крови, резус фактор, их клиническое значение.
  6. Изменения формы,  строения органов, систем органов, организма в целом, их функций, закономерно возникающих в различные возрастные периоды жизни ребенка и подростка и их значение для систем обучения, воспитания, охраны здоровья ребенка.
  7. Онтогенез, основные закономерности, их суть.
  8. Медико-биологическая классификация возрастных периодов, морфофункциональные изменения на каждом этапе развития.
  9. Понятие о критических и сенситивных периодах в онтогенетическом развитии.

10.  Календарный и биологический возраст.

11.  Понятие нормы  (норма покоя, индивидуальная, нормы реагирования (нагрузочные пробы).

12.  Признаки и причины акселерации (её виды) и ретардации организма

13.  Костно-мышечная система, строение костной и мышечной тканей.

14.  Возрастные особенности изменения скелета. Рост костей.

15.  Строение позвоночного столба, его функции.

16.  Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе. Влияние мышечной работы на функциональное состояние организма.

17.  Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, их причины и профилактика.

18.  Общее строение сердечнососудистой системы (ССС), большой и малый круги кровообращения.

19.  Строение сердца и сосудов.

20.  Физиология системы кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление  и его регуляция. Сосудистый тонус.

21. Морфофизиологические особенности сердечной деятельности и системы кровообра-         щения  у детей.

22.  Развитие сердечнососудистой системы в онтогенезе.

23. Возрастные морфофизиологические особенности ССС у детей.

24. Анатомия желудочно-кишечного тракта. Железы пищеварительной системы.

25. Процессы пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

26. Развитие пищеварительной системы, возрастные особенности  её функционирования.

27. Общее строение нервной системы (центральная и периферическая).

28.  Строение головного и спинного мозга.

29.  Функциональное значение различных отделов головного и спинного мозга.

30.  Развитие нервной системы в онтогенезе.

31.  Рефлекторная деятельность нервной системы, понятия «рефлекс», «рефлекторная дуга». Принципы рефлекторной деятельности.

32.  Низшая нервная деятельность – безусловные рефлексы, классификация безусловных рефлексов.

33.  Значение ННД, её возрастные особенности.

34.  Высшая нервная деятельность (ВНД). Представление о высшей нервной деятельности (условные рефлексы, корковые процессы возбуждения и торможения, динамический стереотип, локализация функций в коре головного мозга, первая и вторая сигнальные системы у человека).

35.  Онтогенез нервной системы и основные возрастные этапы развития высшей нервной деятельности.

36.  Роль нервной системы в развитии других функциональных систем организма и их адаптации к требованиям среды.

37.  Понятие об адекватности психических и физических нагрузок функциональным возможностям развивающегося организма. Функциональные нарушения, возникающие в процессе развития, и способы их коррекции.

38.  Вегетативная нервная система, её строение и функции.

39.  Железы внутренней секреции, их основные функции.

40.  Значение гормональной регуляции функций у детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04