Дисциплины «Возрастная анатомия и физиология», «Анатомия и возрастная физиология. Основы педиатрии и гигиены» дают знания о морфо-функциональных возрастных особенностях организма ребенка, морфологических и функциональных изменениях, происходящих в организме ребенка в процессе онтогенетического развития, что дает возможность выявлять и определять индивидуальные морфо-функциональные особенности каждого ребенка с нарушениями психо-физического развития и осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей и состояния его здоровья.

Дисциплина  «Дизонтогенетическое развитие детей с нарушенным слухом» сурдопсихология).

Сурдопсихология  – это  особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Изучение дисциплины даёт знания о расстройствах психологического развития детей с нарушением слуха, знаниями, которые позволяют отграничивать психологические особенности и динамику развития детей с нарушением слуха от других видов дизонтогенетического развития  детей (умственной отсталости и задержки психического развития);  о закономерностях и механизмах развития измененной, поврежденной психики на разных этапах онтогенеза, изменений, происходящих в структуре личности, имеющей различные степени снижения слуха,  когнитивных сферах,  в деятельности и общении.

Изучаются  особенности и закономерности психического развития детей с нарушениями слуха:

-  ограничение объема внешних воздействий, обеднение взаимодействия со средой, затруднения общения с окружающими людьми;

- особенности восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха;

- превалирование наглядно-образного мышления над словесно-логическим, чтения и письма над устной речью;

- замедление темпа психического развития ребенка с нарушенным слухом по сравнению с нормой и нивелировка этих отличий в результате систематического сурдопедагогического воздействия.

Полученные  знания помогут выявлять и определять индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями слуха, выстраивать взаимоотношения в образовательно-коррекционном процессе со всеми участниками его (педагог-ребенок-родители) с учетом индивидуальных особенностей детей с  нарушениями слуха;

осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей и с происходящими в процессе развития психическими  и личностными изменениями у ребенка с нарушениями слуха.

Дисциплина «Дизонтогенетическое развитие детей с ОВЗ (клиника интеллектуальных нарушений)».

Изучение дисциплины дает  знания о клинике различных форм интеллектуальных нарушений:  умственной отсталости («врожденного» слабоумия), как  наиболее часто встречающегося вида психического дизонтогенеза, возникающей вследствие недоразвития;  клинике деменции (приобретенного слабоумия), возникающей вследствие воздействия повреждающих вредностей на головной мозг в различные периоды онтогенеза; знания и представления о причинах и механизмах интеллектуальных нарушений и путях их коррекции.

Знание клиники интеллектуальных нарушений способствует  эффективной организации учебного процесса, коррекционно-воспитательных мероприятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью, планированию индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития

Изучаются:

-  Психический дизонтогенез как нарушение развития психики. Варианты психического дизонтогенеза.

- Психический дизонтогенез по  типу недоразвития - умственная отсталость. Основные симптомы и «законы» умственной отсталости (олигофрении). Этиология и патогенез. Классификации умственной отсталости: Клиника умственной отсталости

- Осложненные и атипичные формы умственной отсталости. Особенности их педагогической и психологической коррекции.

- Динамика умственной отсталости. Положительная (эволютивная) и отрицательная динамика умственной отсталости. Факторы, способствующие и препятствующие положительной и отрицательной динамике.

- Деменция – поврежденное дизонтогенегическое развитие (слабоумие приобретенное). Этиология и патогенез. Клиническая картина деменции.

Знание клиники интеллектуальных нарушений способствует  эффективной организации учебного процесса, коррекционно-воспитательных мероприятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью, планированию индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития, выстраивать взаимоотношения в образовательно-коррекционном процессе со всеми участниками его (педагог-ребенок-родители) с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.  выбирать и использовать в соответствии с происходящими в процессе развития психическими  и личностными изменениями у ребенка с интеллектуальными нарушениями методов адекватного для каждого ребенка коррекционно-педагогического процесса, своевременного оказания медицинской и социальной помощи.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04