РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История Зарубежной ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII веков

Направление подготовки:

Педагогическое образование

 

Профиль:

«Филологическое образование»

Уровень высшего образования:

бакалавриат

 

Форма обучения:

 

(Продолжение см. на стр. 2)

очная/заочная

 

Программа подготовки:

академический бакалавриат

 

 

 

 

 

(Продолжение см. на стр. 2)

Новосибирск  2016

СОСТАВИТЕЛЬ: д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Г.А. Жиличева. ______________

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе  (протокол  № 4/1  от   18 января 2016 г.)

Заведующий кафедрой                    _______________     Н.В. Константинова

 

 


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденным приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным  стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина является обязательной дисциплиной вариативной части блока 1 «Дисциплины» (Блок профильной подготовки) учебного плана образовательной программы, изучается в 3 семестре на очной форме обучения и на 3 курсе заочной формы обучения. Трудоемкость дисциплины: 4ЗЕ / 144 часа, в том числе на очной форме обучения 48 часов – контактная работа с преподавателем, 60 часов – самостоятельная работа, 36 часов – экзамен (таблица 2.1); на заочной форме обучения 16 часов – контактная работа, 119 часов – самостоятельная работа, 9 часов – экзамен (таблица 2.2).

Цели освоения дисциплины:

– сформировать представления об основных историко-литературных доминантах XVII и XVIII вв. (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм);

– определить специфику историко-литературного процесса, художественное значение центральных произведений в связи с исторической ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие текстов различных авторов этого периода;

– изучить особенности поэтики литературных текстов периода XVII-XVIII вв., художественную систему произведений, выявить, определить, описать средства  выразительности, характерные для текстов этого периода. и

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенций и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы)

ПрК-1 – способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории русского языка, русской литературы и зарубежной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории и современном состоянии филологии;

Знать: об основных закономерностях развития литературы Испании, Италии, Англии, Франции, Германии изучаемого периода и о наиболее значимых ее явлениях;

Уметь: анализировать тексты разных литературных направлений, выделять сходства и различия основных парадигм художественности, определять особенности литературного жанра и поэтического языка;

Владеть: профессиональными навыками анализа художественных текстов.

ПрК-2 – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных факторов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

 

Знать: эстетические концепции, определившие направление  развития литературы данного периода, признаки различных жанров, характерных для этого периода;

Уметь: сопоставлять различные исследовательские подходы к анализу произведений; рассматривать литературный процесс 17–18 вв. в культурном контексте эпохи; пользоваться справочной и критической литературой;

Владеть: навыками составления рефератов, навыками поиска литературы в интернете.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Парадигмы художественности литературы XVII-XVIII века.

Понятие парадигмы художественности как способа описания художественной концепции автора, героя, читателя. Рефлективность литературы XVII века как результат установки на нормативность художественного творчества. Канон и его историческая обусловленность. Переосмысление античного наследия и его ренессансных интерпретаций. Многообразие эстетических учений (М. Опиц, Б. Джонсон, Б. Грасиан, П. Юэ, Н. Буало). Парадигмы художественности (ведущие стили, типы эстетического мировоззрения) в литературе эпохи. Основные черты барокко, классицизма, сентиментализма, предромантизма. Сложности разграничения эстетических парадигм.

Тема 1.2. XVII век как эпоха в развитии литературы.

Соотношение литературы XVII века с литературой предыдущих эпох. Общая характеристика эпохи XVII века. Самосознание человека Нового времени. Кризисность эпохи и неоднородность исторического процесса в европейских странах. Общеевропейские тенденции: секуляризация культуры, возникновение различных течений внутри церкви, переход от мифологической модели к научной (рациональной) картине мира.

Раздел 2. Эстетическая парадигма барокко

Тема 2. 1. Принципы барочного мировоззрения.

Эстетические принципы барокко. Эмблематичность и метафоричность стиля. Деизм как религиозно-философское воплощение мировосприятия в художественном тексте барокко. Особенности испанского, итальянского, немецкого, английского барокко.

Тема 2. 2. Поэзия барокко. Поэтические школы.

Культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии, прециозность во Франции.

Лирика испанских поэтов, понятие «темного стиля». Лирика Англии, Франции, Германии.

Тема 2.3. Эпическая проза и драматургия барокко.

«Прециозный» роман европейского барокко. Пасторальный и авантюрно-рыцарский тип романа (М. Опиц, М. де Скюдери, Де Юрфе). «Низовой» роман (Ш. Сорель, П. Скарон).Утопический роман Сирано де Бержерака. Плутовской роман (Кеведо, Гриммельсгаузен). Философско-религиозная драма, драма чести (Кальдерон). Специфика жанров.

Раздел 3. Эстетическая парадигма классицизма

Тема 3. 1. Принципы эстетики классицизма.

Основные подходы к осмыслению классицизма (Ю.Б. Виппер, Н.А. Жирмунская, А.В. Михайлов, С.С. Аверинцев). Классицизм как преодоление хаотического мироощущения барочных авторов. Французский классицизм. Оппозиция разум/чувство. Философия рационализма. Нормативность эстетики.

Тема 3. 2. Система жанров литературы классицизма.

Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Его роль и значение в истории литературы. Спор «древних и новых» как культурный факт, знаменующий переход к Просвещению. Взаимодействие традиций классицизма и барокко в поэме Мильтона «Потерянный рай». Жанр басни в творчестве Лафонтена. Проза французского классицизма. Синтез художественной, мемуарной и эпистолярной прозы (Б. Паскаль, Р. Ларошфуко, М-м де Лафайет).

Тема 3.3. Театр  классицизма.

Поэтика драматургии классицизма (Корнель, Расин, Мольер). Жанр трагедии (героические трагедии Корнеля и любовно-психологические трагедии Расина). Комедии Мольера.

Раздел 4. Эстетика Просвещения

Тема 4.1. XVIII век как эпоха в развитии литературы.

XVIII век и идеология Разума. Просвещение и его варианты. Значение сенсуализма Дж. Локка. Механицизм и утопичность как черты картины мира. Идеи равенства, воспитания «естественного человека» (Руссо). Взаимодействие литературного процесса с движением философской мысли, развитием науки и искусства.

Философские концепции эпохи Просвещения. Их художественное переосмысление.

Тема 4.2. Роман эпохи Просвещения.

Роман как ведущий жанр литературы эпохи. Поэтика романов Д. Дефо, Дж. Свифта (утопические и антиутопические модели). Значимость настоящего в романе, роль сферы частной жизни, культ «среднего» человека. Типология романа (роман воспитания, философский роман, психологический роман, семейный роман, сатирический роман). Поэтика философской прозы (Монтескье, Вольтер, Дидро).

Тема 4. 3. Жанры литературы эпохи Просвещения.

Основные тенденции драматургии эпохи. Итальянская драматургия. Английская драматургия. Явления литературы, не укладывающиеся в рамки просветительских концепций: авантюрно-бытовой роман (Лесаж), культура рококо и творчество Ш. Перро, Монтескье, Мариво, Шадерло де Ланкло.

Раздел 5. Эстетическая парадигма сентиментализма

Тема 5.1. Поэтика сентиментализма.

Философская основа сентиментализма: агностицизм Юма, сенсуализм Локка. Дискурсивные особенности текстов сентиментализма (тип героя, автора, читателя). Переосмысление оппозиции разум/чувство. Характеристика причин эстетической перекодировки литературных форм. Принцип незавершенности, произвольность конпозиции, критика нормативности, игровое начало. Культ человеческой личности. Культ природы, принцип естественности и свободы. Топос сентиментализма. Жанр идиллии в традиции сентиментализма.

Тема 5.2. Становление неканонических жанровых форм

Своеобразие французского, английского, немецкого сентиментализма. Специфика английского сентиментализма. Элегии Т. Грея. Романа О. Голдсмита. Концепция «естественного человека» Руссо «Исповедь», «Юлия ли Новая Элоиза». Развитие романа эпохи: от плутовского романа к психологическому роману и метароману. Творчество Л. Стерна. Чувство как способ отношения к миру.

Раздел 6. Эстетическая парадигма предромантизма

Тема 6.1.Предромантические тенденции как переходный этап в литературе эпохи.

Особенности немецкой литературы эпохи. Эстетические идеи Гердера. Движение «Бури и натиска», его особенности и этапы. Особенности взаимодействия эстетической мысли и литературы. Творчество Гете (Страсбургский период). Фауст.

Тема 6.2. Особенности  драматургии XVIII века.

Формирование нового театра: эстетические взгляды Дидро и Лессинга. Становление «мещанской драмы». Творчество Шиллера. Комедиография XVIII века: Шеридан, Бомарше, Гольдони, Гоцци.

Содержание работ по дисциплине

Таблица 2.1 (очная форма)

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

Раздел 1. Введение

2

8

10

Тема 1.1. Парадигмы художественности литературы XVII-XVIII века

1

 

 

4

5

Тема 1.2. XVII век как эпоха в развитии литературы

1

 

 

4

5

Раздел 2. Эстетическая парадигма барокко

4

 

4

12

20

Тема 2. 1. Принципы барочного мировоззрения

2

 

2

4

8

Тема 2. 2. Поэзия барокко. Поэтические школы

1

 

 

4

5

Тема 2.3. Эпическая проза и драматургия барокко

1

 

2

4

7

Раздел 3. Эстетическая парадигма классицизма

6

 

4

12

22

Тема 3. 1. Принципы эстетики классицизма.

2

 

 

4

6

Тема 3.2. Система жанров литературы классицизма.

2

2

4

8

Тема 3.3. Театр классицизма.

2

 

2

4

8

Раздел 4. Эстетика Просвещения

4

 

6

12

22

Тема 4.1. XVIII век как эпоха в развитии литературы.

1

 

 

4

5

Тема 4.2. Роман эпохи Просвещения.

1

 

2

4

7

Тема 4. 3. Жанры литературы Просвещения.

2

 

4

4

10

Раздел 5. Эстетическая парадигма сентиментализма

4

 

6

8

18

Тема 5.1. Поэтика сентиментализма.

2

 

2

4

8

Тема 5.2. Становление неканонических жанровых форм

2

 

4

4

10

Раздел 6. Эстетическая парадигма предромантизма

4

 

4

8

20

Тема 6.1. Предромантические тенденции как переходный этап в литературе эпохи

2

 

2

4

8

Тема 6.2. Особенности драматургии XVIII века

2

 

2

4

12

Контроль: экзамен

 

 

 

36

36

Итого по дисциплине

24

24

96

144

 

 

 

Таблица 2.2 (заочная форма)

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

Раздел 1. Введение

1

15

16

Тема 1.1. Парадигмы художественности литературы XVII-XVIII века

0,5

 

 

10

10,5

Тема 1.2. XVII век как эпоха в развитии литературы.

0,5

 

 

5

5,5

Раздел 2. Эстетическая парадигма барокко

1,5

 

 

14

15,5

Тема 2. 1. Принципы барочного мировоззрения.

0,5

 

 

5

5,5

Тема 2. 2. Поэзия барокко. Поэтические школы.

0,5

 

 

5

5,5

Тема 2.3. Эпическая проза и драматургия барокко.

0,5

 

 

4

4,5

Раздел 3. Эстетическая парадигма классицизма

1,5

2

20

23,5

Тема 3. 1. Принципы эстетики классицизма.

0,5

 

 

5

5,5

Тема 3.2. Система жанров литературы классицизма.

0,5

 

5

5,5

Тема 3.3. Театр классицизма.

0,5

 

2

10

12,5

Раздел 4. Эстетика Просвещения

2

2

30

34

Тема 4.1. XVIII век как эпоха в развитии литературы.

0,5

 

 

10

10,5

Тема 4.2. Роман эпохи Просвещения.

1

 

2

10

13

Тема 4. 3. Жанры литературы Просвещения.

0,5

 

 

10

10,5

Раздел 5. Эстетическая парадигма сентиментализма

1

2

20

23

Тема 5.1. Поэтика сентиментализма.

0,5

 

 

10

10,5

Тема 5.2. Становление неканонических жанровых форм

0,5

 

2

10

12,5

Раздел 6. Эстетическая парадигма предромантизма

1

2

20

23

Тема 6.1. Предромантические тенденции как переходный этап в литературе эпохи

0,5

 

 

10

10,5

Тема 6.2. Особенности драматургии XVIII века

0,5

 

2

10

12,5

Контроль: экзамен

 

 

 

9

9

Итого по дисциплине

8

8

128

144

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 
 
4. Перечень учебно-методического обеспечения 
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1 Основная учебная литература

1. Луков, В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для пед. вузов по специальности "Культурология": доп. М-вом образования РФ / В. А. Луков; Междунар. акад. наук пед. образования. - Москва : Академия, 2009. - 512 с. - (Высшее образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 490-492. - Указ. имен: с. 493-507. - ISBN 978-5-7695-6613-4.

2. Кирьянова, Н. В. История мировой литературы и искусства : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. В. Кирьянова.  - Москва : Флинта : Наука, 2006. - 472 с. - Библиогр. в конце тем. - ISBN 5-89349-717-1 (Флинта). - ISBN 5-02-033147-3 (Наука).

3. Пронин, В. А. История немецкой литературы : учебное пособие для вузов по направлению (специальности) "Литературное творчество" : рек. УМО вузов РФ / В. А. Пронин.  - Москва : Логос, 2007. - 384 с. - (Новая Университетская Библиотека). - Библиогр.: с. 381-383. - ISBN 5-98704-113-9.

4. Михальская, Н. П. История английской литературы : учебник для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. П. Михальская.  - Москва : Академия, 2006. - 480 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2696-3.

 

4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

4.  Атарова К. Н. Лоренс Стерн. Жизнь и творчество / Ксения Атарова. - Москва : Б.С.Г.-Пресс, 2013. - 415 с., [8] л. ил. ; 21 см. - Указ. имен: с. 405-412. - Библиогр. в примеч.: с. 385-404. - 3000 экз. - ISBN 978-5-93381-322-4 (в пер.) : 150 с.

5. Барт Р. Избранные работы : Семиотика : Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр., сост., общ. ред. Г. К. Косикова.  - Москва : Прогресс : Универс, 1994. - 616 с. - Библиогр.: с. 601-602. - Указ. имен: c. 603-614. - ISBN 5-01-004408-0.

6. Бахтин, М.М. Эпос и роман // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с. - Указ. имен: с. 298-301. - Примеч.: с. 295-297. - ISBN 5-267-00273-9. С.  194-232.

7. Бордонов, Жорж Мольер / Ж. Бордонов ; пер. с фр. С. И. Великовского, Ю. А. Гинзбурга.  - Москва : Искусство, 1983. - 415 с. : ил., 15 л. ил. - (Жизнь в искусстве). - Хронология: с. 368-380. - Указ.: с. 395-414.

8. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года : учебник для театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев ; ГИТИС. - Москва : ГИТИС, 2013. - 526, [1] с. ; 25 см. - Библиогр. / составитель Е. В. Кочетова: с. 515-519. - 500 экз. - ISBN 978-5-91328-084-8 (в пер.) : 210 с.

9. История немецкой литературы : новое и новейшее время / Рос. гос. гуманитарный ун-т ; под ред. Е. Е. Дмитриевой (отв. ред.), А. В. Маркина, Н. С. Павловой. - Москва : РГГУ, 2014. - 811 с., [8] л. ил. ; 25 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-7281-1576-2 : 365.00.

10. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века //  История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман ; сост. Л. Н. Киселева, М. Ю. Лотман.  - Санкт-Петербург : Искусство-Санкт-Петербург, 2002. - 768 с. - Указ. имен: с. 754-763. - ISBN 5-210-01527-0. С. 383-446.

11. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Ю. М. Лотман ; сост. Л. Н. Киселева, М. Ю. Лотман.  - Санкт-Петербург : Искусство-Санкт-Петербург, 2002. - 768 с. - Указ. имен: с. 754-763. - ISBN 5-210-01527-0. С. 375-383.

12. Мелетинский Е.М.  Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский ; отв. ред. Ю. Б. Виппер ; Ин-т мировой литературы АН СССР.  - Москва : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. - 320 с. - Библиогр.: c. 298-306. - Указ. имен: с. 307-312. - Указ. произведений: с. 313-316.

13. Михайлов А.Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). М.: Языки славянских культур, 2010. Том II. (Ч.1. – «Век Просвещения».) - 624 с. - Библиогр.: с. 622-624. -  ISBN 978-5-9551-0367-9.

14. Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение : [Статьи. Лекции] / Пинский Леонид Ефимович ; Леонид Пинский ; [Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - Москва : РГГУ, 2002. - 827 с. ; 21 см. - Имен. указ. в конце кн. - ISBN 5-7281-0305-716.

15. Плавскин З.И. Испанская литература XVII - середины XIX века : учебное пособие для филол. специальностей вузов : доп. М-вом высш. и сред. спец. образования СССР / З. И. Плавскин.  - Москва : Высшая школа, 1978. - 284 с. : ил. - Библиогр.: c. 277-280. - Указ. имен: с. 281-285.

16. Силюнас В. Театр золотого века / В. Силюнас ; [Рос. гос. гуманитар. ун-т, Гос. ин-т искусствознания]. - Москва : РГГУ, 2012. - 289, [2] с. ; 20 см. - Указ.: с. 283-289. - Библиогр. в примеч. в конце разд. - 500 экз. - ISBN 978-5-7281-1307-2 : 90 с.

17. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай" / А. А. Чамаеев ; Ленингр. гос. ун-т.  - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 128 с.

18. Штейн А.Л. История французской литературы : учебное пособие для пед. ин-тов по специальности "Иностранные язык" : доп. М-вом просвещения СССР / А. Л. Штейн, М. Н. Черневич, М. А. Яхонтова.  - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1988. - 336 с. : ил. - ISBN 5-09-000266-5.

19. Штейн А.Л. История немецкой литературы : учеб. для высш. шк / А.Л. Штейн. - Москва : [б. и.]. Ч. 1. - 1999. - 141 с. - ISBN 5-88966-012-8

20. Штейн А.Л. Литература испанского барокко [Текст] / Штейн Абрам Львович ; А. Л. Штейн ; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - Москва : Наука, 1983. - 175, [1] с. ; 20 см.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ

21. История мировой литературы (17–18 вв.) [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 032700.62. "Филология", профиль - "Отечественная филология (русский язык и литература)" / сост. Г. А. Жиличева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск : НГПУ, 2011. - 27 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/20387/read.html.

22. Федорова, В.Г. История зарубежной литературы. Зарубежная литература XVII-XVIII веков [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Бийск : Алтайская гос. акад. образования, 2014. - 105 с. : ил. Доступна эл. версия в МЭБ. Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/852431/.

23. Руднев, В.Н. История зарубежной литературы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки 035000.62 - «Издательское дело» (квалификация - «бакалавр») / Руднев В. Н..  - Москва : Российский новый университет, 2013. - 176 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21280.

24. Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна [Электронный ресурс] / Кемпер Дирк.  - Москва : Языки славянских культур, 2009. - 384 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15094. - ISBN 978-5-9551-0339-6.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

25. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век. Учебник для педагогических вузов. Зарубежная литература XVII век. Учебник для педагогических вузов, М., Дрофа, 2004. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/erofeeva-uchebnik/index.htm

26. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы. Год: 1975. Автор: Аникин Г.В., Михальская Н.П. Жанр: Учебное пособие. Издательство: Высшая школа. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/index.htm

27. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З. И. Плавскина.
Учебник для филологических специальностей вузов. Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и другие. М.: Высш. шк., 1987. 248 с. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm

28. Пахсарьян Н.Т.: История зарубежной литературы XVII - XVIII веков. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pahsaryan-17-18v/index.htm

29. Сидорченко Л. В. История зарубежной литературы XVIII века. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.; 2001. — 335 с. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/sidorchenko-literatura-xviii-veka/index.htm

30.Тихонова О.В. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/tihonova-posobie/index.htm

31. Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII века. Гос. изд-во «Высшая школа», Москва, 1962 г. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/turaev-vvedenie-v-literaturu/index.htm

4.4. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Таблица 3.1 (очная форма)

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоем-кость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения

(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)

1

1.1.Парадигмы художественности литературы XVII-XVIII века.

 

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

4

1, 28, 29

2

1.2. XVII век как эпоха в развитии литературы.

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

 

4

1, 28, 29

3

2.1. Принципы барочного мировоззрения.

Подготовка к занятию №1 "Театр Кальдерона"

Проанализировать особенности пьесы "Жизнь есть сон" в контексте театра барокко

4

1, 17, 28, 29

4

2.2. Поэзия барокко. Поэтические школы.

Выполнение контрольной работы №1 "Испанское барокко".

Проанализировать стихотворение Кеведо, Гонгоры (по выбору студента).

4

1, 17,  28, 29

5

2.3. Эпическая проза и драматургия барокко.

Подготовка к занятию №2 "Плутовской роман". Выявить особенности жанра плутовского романа на примере романа Ф. де Кеведо "История пройдохи по имени дон Паблос".

4

1, 7, 21, 28, 29

6

3.1. Принципы эстетики классицизма.

Выполнение контрольной работы №2 "Французский классицизм".

Описать черты поэтики комедии Мольера "Дон Жуан".

4

1, 8, 9, 28, 29

7

3.2. Система жанров литературы классицизма

Подготовка к занятию №3 "Театр Расина".

Проанализировать развитие действия, систему персонажей, тип конфликта трагедии Ж. Расина "Федра"

4

1, 6, 14, 28, 29

8

3.3. Театр  классицизма.

 

Подготовка к занятию №4 "Театр Мольера".

Рассмотреть черты поэтики комедии-балета Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве".

4

1, 8, 9, 28, 29

9

4.1. XVIII век как эпоха в развитии литературы.

Выполнение контрольной работы №3 "Просветительский роман".

Проанализировать одно из путешествий Гулливера в романе Дж. Свифта "Путешествия Лемюэля Гулливера".

4

1,  28, 29

10

4.2. Роман эпохи Просвещения.

 

 

Подготовка к занятию №5 Аббат Прево. "Манон Леско".

Выявить особенности сюжета и повествования в романе Прево "Манон Леско"

 

2

 

 

1, 13, 14, 15, 28, 29

11

4.3. Жанры литературы  Просвещения.

 

 

Подготовка к занятию №6. "Философская проза (Вольтер, Дидро)". Выявить черты философской эпической прозы в повести Вольтера "Кандид" и романе Д. Дидро "Жак-фаталист ".

Подготовка к занятию №7. "Роман английского Просвещения". Проанализировать особенности просветительского романа на материале "Робинзона Крузо" Д. Дефо.

4

1, 14, 15, 28, 29

12

5.1. Поэтика сентиментализма.

 

 

Подготовка к практическому занятию №8. "Творчество Л. Стерна".

Проанализировать особенности жанра, повествования, сюжетного строения, героя романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие".

4

1, 5, 28, 29

13

5.2. Становление неканонических жанровых форм

 

 

Выполнение контрольной работы №4 "Лирика Гете".

Сделать сравнительный анализ переводов стихотворения Гете "Ольховый король", (Жуковский "Лесной царь", Фет "Лесной царь"). Соотнести стихотворение Гете со статьей М. Цветаевой "Два лесных царя" и стихотворением И. Бродского "Ты поскачешь во мраке…"

4

1, 10, 27 , 28, 29

14

6.1. Предромантические тенденции как переходный этап в литературе эпохи

 

 

Подготовка к занятию №9 "И-В. Гете "Страдания юного Вертера"

Описать жанровые и повествовательные особенности романа, черты героя. Охарактеризовать поэтику произведения в контексте творчества Гете.

4

1, 10, 27 , 28, 29

15

6.2. Особенности драматургии XVIII века

 

Подготовка к занятию №10. И.-В. Гете "Фауст".

Охарактеризовать героя, сюжет и композицию произведения в контексте философских и художественных исканий Гете. Определить значение второй части "Фауста" в раскрытии характера героя, в сюжетной организации и композиции.

 

6

1, 10, 11, 28, 29

19

Подготовка к экзамену

 

36

 

Итого

96

 

Таблица 3.2 (заочная форма)

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоем-кость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения

(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)

1

1.1.Парадигмы художественности литературы XVII-XVIII века.

 

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

10

1, 28, 29

2

1.2. XVII век как эпоха в развитии литературы.

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

 

5

1, 28, 29

3

2.1. Принципы барочного мировоззрения.

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

 

5

1, 17, 18, 29

4

2.2. Поэзия барокко. Поэтические школы.

Выполнение контрольной работы №1 "Испанское барокко"

Проанализировать стихотворение Кеведо, Гонгоры (по выбору студента).

5

1, 17,  28, 29

5

2.3. Эпическая проза и драматургия барокко.

Изучение литературы по вопросу. Заполнение словаря терминов.

 

4

1, 7, 21, 28, 29

6

3.1. Принципы эстетики классицизма.

Выполнение контрольной работы №2 "Французский классицизм"

Описать черты поэтики комедии Мольера "Дон Жуан".

5

1, 8, 9, 28, 29

7

3.2. Система жанров литературы классицизма

Подготовка к занятию №1 "Театр Расина"

Проанализировать развитие действия, систему персонажей, тип конфликта трагедии Ж. Расина "Федра"

5

1, 6, 14, 28, 29

8

3.3. Театр  классицизма.

 

Выполнение контрольной работы №2

Описать черты поэтики комедии Мольера "Дон Жуан".

 

10

1, 8, 9, 28, 29

9

4.1. XVIII век как эпоха в развитии литературы.

Выполнение контрольной работы №3 "Просветительский роман"

Проанализировать одно из путешествий Гулливера в романе Дж. Свифта "Путешествия Лемюэля Гулливера".

10

1,  28, 29

10

4.2. Роман эпохи Просвещения.

 

 

Подготовка к занятию №2 Аббат Прево. "Манон Леско"

Выявить особенности сюжета и повествования в романе Прево "Манон Леско"

 

10

 

 

1, 13, 14, 19, 28, 29

11

4.3. Жанры литературы  Просвещения.

 

 

Изучение литературы по темам: "Философская проза (Вольтер, Дидро)", "Роман английского Просвещения"

10

1, 14, 15, 28, 29

12

5.1. Поэтика сентиментализма.

 

 

Подготовка к практическому занятию №3. "Творчество Л. Стерна".

Проанализировать особенности жанра, повествования, сюжетного строения, героя романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие".

10

1, 28, 29

13

5.2. Становление неканонических жанровых форм

 

 

Выполнение контрольной работы №4 "Лирика Гете".

Сделать сравнительный анализ переводов стихотворения Гете "Ольховый король", (Жуковский "Лесной царь", Фет "Лесной царь"). Соотнести стихотворение Гете со статьей М. Цветаевой "Два лесных царя" и стихотворением И. Бродского "Ты поскачешь во мраке…"

10

1, 5, 28, 29

14

6.1. Предромантические тенденции как переходный этап в литературе эпохи

 

 

 

Заполнение словаря терминов

(предромантизм, баллада. романтизм)

10

1, 10, 27 , 28, 29

15

6.2. Особенности драматургии XVIII века

Подготовка к занятию №4 "Фауст" Гете.

Охарактеризовать героя, сюжет и композицию произведения в контексте философских и художественных исканий Гете.

Определить значение второй части "Фауста" в раскрытии характера героя, в сюжетной организации и композиции.

10

1, 10, 27, 28, 29

19

Подготовка к экзамену

 

9

1-31

Итого

128

 

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта). Курсовая работа не предусмотрена  

5 РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица  4

Локальные информационные технологии

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Операционные системы

MicrosoftWindows

LinuxUbuntu

Офисные программы

MicrosoftOffice

LibreOffice

Таблица 5

Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

5.2 Материально-техническая база

Таблица 6

Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

 

 

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения практических/семинарских/лабораторных занятий, контроля успеваемости

 

Аудитории для проведения лекционных занятий:

Технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран, акустическая система. Количество посадочных мест-72

Ауд.: 302

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, корпус 3

Аудитории для проведения практических занятий:

Технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран.

Количество посадочных мест-36

Ауд.: 316

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, корпус 3

Аудитория для практических занятий

Количество посадочных мест - 40

Ауд. 321 - учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Помещения для самостоятельной работы

Мобильный компьютерный класс

Оснащена материально-техническим оборудованием: 10 компьютеров с возможностью выхода в сеть Интернет; с установленным комплектом лицензионного программного обеспечения: Windows 8.1 x86, MS OfficeStandart 2010.

Количество посадочных мест- 39

Ауд.: 304

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, корпус 3

Читальный зал № 3 библиотеки НГПУ

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза, технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран.

Количество посадочных мест – 31.

г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, корпус 3

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций

Аудитория для практических занятий

Количество посадочных мест - 40

Ауд. 321 - учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме экзамена.

Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.

Примерные вопросы к экзамену

 

  1. Французский классицизм: теория и практика. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». «Спор древних и новых».
  2. Творчество П. Корнеля. Анализ одной из трагедий по выбору («Сид», «Гораций»).
  3. Творчество Ж. Расина. Анализ одной из трагедий по выбору («Андромаха», «Береника», «Британик»).
  4. Высокая комедия Ж.-Б. Мольера, ее художественные особенности. История создания и анализ одной из комедий по выбору («Дон Жуан», «Тартюф», «Скупой»).
  5. Проза французского классицизма XVII в. Анализ одного текста («Принцесса Клевская» М.-М. де Лафайет, «Характеры» Ж. де Лабрюйера или «Максимы» Ф. де Ларошфуко).
  6. Басни Ж. де Лафонтена: жанровая специфика, поэтика, история русских переводов.
  7. Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Анализ одной из повестей по выбору («Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Простодушный»).
  8. Жанровое своеобразие прозы Д.Дидро. Анализ романа «Жак-фаталист».
  9. Художественная проза Ж.-Ж. Руссо. Анализ романа по выбору («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»).

10.  Драматургия Бомарше. Анализ одной пьесы («Севильский цирюльник», «Безумный день, или Женитьба Фигаро»).

11.  Итальянский театр XVII-XVIII в. Традиции комедии дель арте. Творчество К.Гоцци, К.Гольдони. Анализ одной пьесы.

12.  Испанский барочный роман. Анализ одного из указанных романов («Хромой бес» Л. де Гевары, «Критикон» Б. Грасиана, «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» Ф. де Кеведо).

13.  Творчество Дж. Мильтона. Анализ поэмы «Потерянный рай»: черты классицизма и барокко.

14.  Драматургия У. Конгрива. Анализ одной комедии по выбору.

15.  Творчество Дж. Донна («Священные сонеты»).

16.  Лирика А. Поупа (анализ поэмы «Похищенный локон»).

17.  Метароман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (анализ одной главы).

18.  Поэтика романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» (анализ одной главы).

19.  Жанровое своеобразие романа С. Ричардсона (анализ романа по выбору).

20.  Поэтика сентиментализма в творчестве О. Голдсмита («Велкфидский священник»).

21.  Поэтика просвещения в романе Т. Смоллетта. «Приключения Перигрина Пикля». «Приключения Родрика Рэндома» (анализ текста по выбору).

22.  Поэтика сентиментализма в лирике Д. Юма, А. Смита, Э. Берка (анализ стихотворений по выбору).

23.  Лирика Р. Бёрнса (анализ стихотворений по выбору).

24.  Драматургия Р. Шеридана (анализ комедии «Школа злословия»).

25.  Особенности поэтики романа К. Я. Гриммельсгаузена «Симплициссимус»

26.  Особенности поэтики и философской проблематики «Фауста» И.В. Гете.

27.  «Страдания юного Вертера» И.В. Гете. Особенности сюжета и героя.

28.  Драматургия Ф. Шиллера. Анализ одной пьесы по выбору.

29.  Творчество Г. Лессинга. Анализ одной пьесы по выбору.

Критерии выставления отметок

Отметка "отлично" выставляется в случае высокого уровня сформированности компетенций (полностью, доказательно, непротиворечиво освещен теоретический вопрос экзаменационного билета).

Отметка "хорошо" выставляется в случае среднего уровня сформированности компетенций (достаточно полно, но с некоторыми неточностями  освещен вопрос экзаменационного билета).

Отметка "удовлетворительно" выставляется в случае порогового уровня сформированности компетенций (недостаточно полно, не вполне доказательно освещен  вопрос экзаменационного билета).

Отметка "неудовлетворительно" выставляется если компетенции не сформированы (не дан ответ на вопрос экзаменационного билета, или дан ответ менее, чем на 50%).

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04