РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

 

 

Направление подготовки:

45.04.01 Филология

 

 

Магистерская программа:

История и теория литературы

Уровень высшего образования:

магистратура

 

Форма обучения:

 

заочная

 

 

 

 

Новосибирск 2015

 

СОСТАВИТЕЛЬ: доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Галина Александровна Жиличева _______________

 

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе (протокол  №  4  от    9.12.2015 г.)

 

Директор ИФМИП                          _______________     Е.Ю. Булыгина

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ                              _______________     Л.А. Захарова

 

Директор библиотеки                     _______________     Л.Н. Есина


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки магистратуры 45.04.01 Филология, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.11.2015 № 1299, зарегистрирован в Минюсте России 24 ноября 2015 г. № 39819, вступил в силу 08.12.2015.

«Историческая и теоретическая поэтика» является дисциплиной профессионального цикла учебного плана (Б1.В.ДВ) образовательной программы, изучается во 2 и 3 семестре. Индекс дисциплины в учебном плане: Б1.В.ОД.5. Трудоемкость дисциплины: 4 ЗЕ / 144 часа, в том числе 28 часов – контактная работа с преподавателем, 103 часов – самостоятельная работа, 13 - контроль (таблица 2).

Освоение курса базируется на тех знаниях, умениях и компетенциях, которыми магистранты овладевают на этапе бакалаврской подготовки, в процессе освоения: а) общих гуманитарных дисциплин: «Семиотика культуры»; б) общепрофессиональных дисциплин: «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Литературоведческий анализ текста»; в) дисциплин профильной подготовки: «Текстология».

В курсе решается задача подготовки магистрантов к восприятию и пониманию последующих курсов в блоке литературоведческих дисциплин, освещающих различные проблемы текста и семиозиса с позиций современного литературоведения («Семиотика текста», «Литературоведческий анализ текста», «Авторские поэтики» и др.).

Магистранты ориентированы на овладение понятийно-терминологическим аппаратом, необходимым им в процессе дальнейшего обучения, а также в на применение полученных компетенций в самостоятельной научной работе.

Дисциплина изучается на 1 курсе и на 2 курсе во 2 и 3-м семестрах.

Цели освоения дисциплины –

1) теоретическая – обобщение сведений о природе и сущности литературного произведения, полученных студентами в процессе изучения теоретико-литературных и историко-литературных дисциплин, ознакомление с основными положениями и категориями исторической поэтики, теоретической поэтики;

2) практическая – выработать понимание связи теории и практики анализа текста; развить диалектические навыки профессионального мышления в процессе осмысления научных концепций, дающих представление о происхождении и бытовании литературы как вида искусства, сформировать компетенции, связанные с учебно-методической деятельностью по освоению поэтики литературного произведения.

 

Дисциплина направлена на формирование компетенций ПК-5, ПК-6 и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые

результаты освоения образовательной

программы

Планируемые результаты обучения (дескрипторы)

Код результата обучения

ПК-5 – владение навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования

Знать: контекст актуального дискуссионного поля, достижения современных теоретических подходов, связанных с исторической и теоретической поэтикой и методологией преподавания данных дисциплин.

ПК-5. Б1.В.ОД.5.

Уметь: самостоятельно расширять сферу филологических познаний, использовать их в исследовательской, практической, преподавательской деятельности.

ПК-5. Б1.В.ОД.5.

Владеть: формами организации самостоятельной работы, обеспечивающими реализацию исторического и теоретического подходов к тексту в рамках индивидуального научного исследования и организации учебных занятий.

ПК-5.Б1.В.ОД.5.

ПК-6 – владение навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата или дополнительных профессиональных программ для лиц, получающих соответствующую квалификацию

Знать: литературоведческие термины, понятия и категории, связанные с исторической и теоретической поэтикой, понимать их содержание.

ПК-6.Б1.В.ОД.5-з

Уметь: использовать научный аппарат в практике анализа поэтики художественного текста, в процессе разработки учебно-методического обеспечения дисциплин;

ПК-6.Б1.В.ОД.5-у

Владеть: навыками описания исторического генезиса различных особенностей поэтики текста,  навыками теоретического обобщения аспектов художественного произведения.

ПК-6. Б1.В.ОД. В.5- в

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание курса определяется спецификой исторической и теоретической поэтики. На лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы студенты осваивают терминологический аппарат, знакомятся с историей понимания базовых категорий дисциплины. На практических занятиях тексты разных литературных эпох анализируются в аспекте исторической и теоретической поэтики.

 

Раздел 1. Историческая поэтика как научная дисциплина

 

Тема 1.1. Цели и задачи исторической поэтики.

Генезис и развитие художественных форм. Эволюция эстетического объекта и его архитектоники. Сюжет, наррация, троп, жанр (происхождение и генезис). Взаимосвязь типологического и исторического подходов. Вклад А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг в становление исторической поэтики.

Тема 1.2. Этапы эволюции художественной культуры.

Понятия стадии культуры, парадигмы художественности, литературной эпохи. Поэтика литературы эпохи синкретизма. Эпоха синкретизма в трактовке А. Веселовского.

Концепция рефлективного традиционализма С.С. Аверинцева. Особенности литературы эпохи. Категории античной поэтики, теория тропа.

Тема 1.3. Поэтика литературы эпохи художественной модальности.

Концепция поэтики художественной модальности С.Н. Бройтмана. Типологические аспекты классической и неклассической художественности. Позиции автора, героя, читателя в литературных произведениях эпохи.

Тема 1.4. Принципы исторического исследования поэтики текста.

Генетический анализ художественного текста. Исторические аспекты анализа тропов, сюжетов, героев в современной науке.

Анализ исторических аспектов поэтики текста (зачетная работа в письменной форме).

 

Раздел 2. Теоретическая поэтика как научная дисциплина.

Тема 1. 1. Цели и задачи теоретической поэтики.

Место теоретической поэтики в ряду филологических дисциплин. Соотношение поэтики и истории литературы, эстетики, семиотики, риторики, теории художественного дискурса, нарратологии.

Тема 1.2. Методы исследования структуры художественного текста.

Типология сюжетов и мотивов. Проблема литературного героя. Понятие нарратива в современной науке. Методологии анализа сюжета и повествования. Мифопоэтика.

Теоретические проблемы стиховедения. Концепции анализа ритма в отечественной теории литературы. Теоретические аспекты анализа композиции и речевой организации.

Тема 1.3. Методы исследования художественной коммуникации.

Авторский миф. Авторская стратегия. Авторский художественный язык. Поэтика автора. Стратегии чтения. Роль читателя в литературном дискурсе. Проблема метасюжета, метаописания. Свое и чужое слово, интертекст. Текст и контекст.

Тема 1.4. Принципы анализа поэтики текста.

Понятие поэтики текста. Взаимосвязь категорий текста, произведения, дискурса в современной науке. Текст и литературный процесс. Принципы типологии литературных жанров и парадигм художественности.

Самостоятельное исследование теоретических аспектов поэтики текста, представленное в виде доклада.

 

Содержание дисциплины «Историческая и теоретическая поэтика» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2

Содержание работ по дисциплине

Содержание работы

Виды и формы работы, в часах

Всего, час

Контактная работа

СР

Лек-ции

Занятия

сем. типа

Консультации

Атте-стация

Сем. зан.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Инд.

Групп.

I. Историческая поэтика как научная дисциплина

Цели и задачи исторической поэтики

1

 

2

 

 

 

 

10

13

Этапы эволюции художественной культуры

1

 

2

 

 

 

 

10

 

13

Поэтика литературы эпохи художественной модальности

 

1

 

4

 

 

 

 

14

19

Принципы исторического исследования поэтики текста

 

1

 

2

 

 

 

 

20

23

II. Теоретическая поэтика как научная дисциплина

Цели и задачи теоретической поэтики.

 

1

 

 

 

 

 

 

10

 

11

Методы исследования структуры художественного текста

 

1

 

4

 

 

 

 

10

 

15

Методы исследования художественной коммуникации

1

 

4

 

 

 

 

10

15

Принципы анализа поэтики текста.

 

1

 

2

 

 

 

 

19

22

Аттестация: зачет (1 семестр)

 

 

 

 

 

 

4

 

4

Аттестация: экзамен (2 семестр)

 

 

 

 

 

 

9

 

9

Итого по дисциплине

8

 

20

 

 

 

 

103

144

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п. 3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п. 3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

 

4. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1. Основная учебная литература:

  1. 1. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 512 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 474-485. - Указ.: с. 486-504. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - ISBN 978-5-4468-0219-7 (Т. 1). - ISBN 978-5-4468-0218-0. (Т. 1)
  2. 2. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 2 : Историческая поэтика / С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 368 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках и с. 335-344. - Предм. указ.: с. 345-348. - Указ. имен: c. 349-356. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - ISBN 978-5-4468-0218-0. - ISBN 978-5-4468-0220-3 (Т. 2)
  3. 3. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология" : рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.]; под ред. Л. В. Чернец.  - Москва : Академия, 2011. - 720 с.
  4. 4. Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учебник для бакалавров : учебник для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям : рек. М-вом образования и науки РФ / В. П. Мещеряков и др. ; под ред. В. П. Мещерякова.  - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 422 с. - (Бакалавр). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-9916-1701-7.
  5. 5. Чувакин А. А. Основы филологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология". М.: Флинта: Наука, 2011. -207 с.

4.2. Дополнительная учебная, научная и методическая литература:

  1. 6. Аверинцев, С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
  2. 7. Аристотель. Поэтика; Риторика / Аристотель; пер. с древнегреч. В. Аппельрота, Н. Платоновой; вступ. ст., коммент. С. Ю. Трохачева.  – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008.
  3. 8. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М, 1989. – 436 с.
  4. 9. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с.
  5. 10. Бахтин, М.М. Эпос и роман // Бахтин, М.  М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – 304
  6. 11. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. – М: РГГУ, 2001.
  7. 12. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М.: Академия, 2004.
  8. 13. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
  9. 14. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха: Учебное пособие. – М: Фортуна лимитед, 2002. – 305 с.
  10. 15. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л., 1977.
  11. 16. Корман, Б. О. Теория литературы : избранные труды / Б. О. Корман ; ред.-сост. Е. А. Подшивалова [и др.] ; Удмуртский гос. ун-т.  - Ижевск : Ин-т компьютерных исследований, 2006. - 552 с.
  12. 17. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М, 2004.
  13. 18. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
  14. 19. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство, 2000.
  15. 20. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  16. 21. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. – М, 2008.
  17. 22. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности = Indroduction A' L'Intertextualite / Nathalie Piegay-Gros / Н. Пьеге-Гро ; пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова ; общ. ред., вступ. ст. Г. К. Косикова.  - Москва : ЛКИ, 2008. - 240 с.
  18. 23. Сосновская, О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности : учебник для вузов : рек. УМО вузов РФ / О. В. Сосновская.  - Москва : Академия, 2008. - 112 с.
  19. 24. Смирнов, И. П. Мегаистория. – М.: Аграф, 2000.
  20. 25. Томашевский, Б. В. Теория литературы : Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский.  - Москва : Аспект Пресс, 2003.
  21. 26. Тюпа, В.И. Литература и ментальность. – М.: «Вест-консалтинг», 2009.
  22. 27. Тюпа, В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии ХХ века. - Самара, 1998.
  23. 28. Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. М. : Интрада, 2014.
  24. 29. Фарино, Е. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Е. Фарино.  - Санкт-Петербург : РГПУ, 2004.
  25. 30. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра.  - Москва: Лабиринт, 1997.
  26. 31. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФ / В. Е. Хализев.  - Москва : Высшая школа, 2005. - 405 с.
  27. 32. Школа теоретической поэтики : сборник научных трудов к 70-летию Натана Давидовича Тамарченко / [ред.-сост. В. И. Тюпа, О. В. Федунина] ; Ин-т филологии и истории, Каф. теоретической и ист. поэтики.  - Москва : Intrada, 2010. - 373 с. : портр. - Библиогр. в конце ст. и с. 351-373. - Ред.-сост. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-87604-225-5.
  28. 33. Эко, У. Роль читателя. – М: РГГУ, 2005.

4.3. Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ.

  1. 34. Литературно-издательский процесс на рубеже веков [Электронный ресурс] : коллективная монография / В. В. Мароши, Н. О. Ласкина, Г. А. Жиличева, О. С. Рощина ; науч. ред. Т. И. Стексова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии.  - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 304 с. - Библиогр.: с. 278-290. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/3382/read.php. - ISBN 978-5-85921-831-8.
  2. 35. Литературоведческий анализ текста (фрагмент в контексте целого) [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / Г. А. Жиличева, А. Е. Москалева, Н. А. Муратова, С. А. Ромащенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 165 Mb - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/49411/web.php. - ISBN 978-5-00023-334-4.

4.3.2. Ресурсы открытого доступа:

  1. 36. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества - Москва: Директ-Медиа, 2007. Режим доступа: // http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/esthetic_i.htm
  2. 37. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Том 3. Теория романа (1930-1961 гг.) [Электронный ресурс]/ Бахтин М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянской культуры, 2012.— 880 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35731.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. 38. Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. Москва: Языки славянских культур, 2007. - 556 с. Режим доступа: // elar.urfu.ru/bitstream/10995/75/1/Girsman.pdf
  4. 39. Иглтон, Терри. Теория литературы. Введение [Электронный ресурс]: монография/ Терри Иглтон— Электрон. текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2010.— 296 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7306.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. 40. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера – история [Электронный ресурс]/ Лотман Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки русской культуры, 1999.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35650.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  6. 41. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/index.php
  7. 42. Силантьев, И. В. Сюжетологические исследования - Москва: Языки славянских культур, 2009. Режим доступа: http://iknigi.net/books_files/get_file.php?f=rtf&id=43342&e=zip
  8. 43. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. М.: Флинта, 2011. Составитель: Хрящева Н. П. Электронный ресурс:  http://www.biblioclub.ru/book/69123/
  9. 44. Топоров, В.Н. Пространство и текст./В.Н. Топоров Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983, с. 227-284. Режим доступа:  http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html
  10. 45. Тюпа, В. И. Дискурсные формации [Электронный ресурс] : очерки по компаративной риторике / В. И. Тюпа.  - Москва : Языки славянских культур, 2010. - 320 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28599— ЭБС «IPRbooks», по паролю - ISBN 978-5-9551-0447-8
  11. 46. .Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг ; подгот. текста и общ. ред. Н.  В. Брагинской.  - Москва : Лабиринт, 1997. - 448 с. - (Философия риторики и риторика философии). Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/FREJDENBERG/poetika.txt.
  12. 47. Шмид В. Нарратология [Электронный ресурс]/ Шмид В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2008.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15875.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Методическое обеспечение

  1. Персональный сайт преподавателей университета [Электронный ресурс] Элек.     дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru/course/view.php?id=356.

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Таблица 3

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Коды результатов обучения, на которые направлены задания

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методиче-ского обеспече-ния (раздел 4)

1

1.1. Цели и задачи исторической поэтики

Подготовка к занятию №1 «Методология исторической поэтики». Реферирование источников:

  1. 1. Поэтика.

Словарь актуальных терминов и понятий. – М, 2008.

2. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

3.Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра.  - Москва: Лабиринт, 1997.

4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с.

 

ПК-5, ПК-6.

 

10

21,13,30,9.

2

1.2. Этапы эволюции художественной культуры

 

Подготовка к занятиям №2 «Литература эпохи синкретизма. Литература эпохи рефлективного традиционализма». Анализ текстов. Реферирование источников.

1.Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. – М: РГГУ, 2001.

2. Аверинцев, С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

3.Лосев А.Ф. О понятии художественного канона// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

 

ПК-5, ПК-6.

 

10

11,6,18.

3

1.3. Поэтика литературы эпохи художественной модальности

 

Подготовка к занятиям №3 «Классическая художественность», №4 «Неклассическая художественность». Анализ текстов.

Реферирование научной литературы:

1. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 2 : Историческая поэтика / С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 368 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках и с. 335-344. - Предм. указ.: с. 345-348. - Указ. имен: c. 349-356. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - ISBN 978-5-4468-0218-0. - ISBN 978-5-4468-0220-3 (Т. 2)

 

ПК-5, ПК-6.

 

14

2.

4

1.4. Принципы исторического исследования поэтики текста

Подготовка к занятию №5 «Поэтика текста».

Чтение научной литературы: Фарино, Е. Введение в литературоведение : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Е. Фарино.  - Санкт-Петербург : РГПУ, 2004. - 639

 

Самостоятельное исследование избранного художественного текста; установление жанрового генезиса и связи жанра, типа сюжета и типа художественного образа с чертами поэтики.

Выполнение зачетной работы (в письменной форме).

ПК-5, ПК-6.

 

20

29.

5

2.1. Цели и задачи теоретической поэтики

 

Реферирование научной литературы по вопросу "Что такое теоретическая поэтика?"

1.Аристотель. Поэтика; Риторика / Аристотель; пер. с древнегреч. В. Аппельрота, Н. Платоновой; вступ. ст., коммент. С. Ю. Трохачева.  – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008.

2. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. – М: Интрада, 2008.

3. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

4. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. М.: Флинта, 2011. Составитель: Хрящева Н. П. Электронный ресурс:  http://www.biblioclub.ru/book/69123/

5. Томашевский, Б.В. Краткий курс поэтики / Б. В. Томашевский.  - 3-е изд. - Москва : Университет, 2006.

6. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л., 1977.

7. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М, 1989. – 436 с.

ПК-5, ПК-6.

 

10

7,21,20,43,25,15,8.

6

2.2. Методы исследования структуры художественного текста

Подготовка к занятию №6 «Методы исследования сюжетной структуры».

Анализ текста. Чтение литературы.

1. Топоров, В.Н. Пространство и текст./В.Н. Топоров Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983, с. 227-284. Режим доступа:  http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html

2. Силантьев, И. В. Сюжетологические исследования - Москва: Языки славянских культур, 2009. Режим доступа: http://iknigi.net/books_files/get_file.php?f=rtf&id=43342&e=zip

3. Шмид, В. Нарратология. Москва: Языки славянских культур, 2008. - 304 с. - Режим доступа: // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/

4. Тюпа, В.И. Литература и ментальность. – М.: «Вест-консалтинг», 2009.

Подготовка к занятию №7 «Методы исследования речевой структуры».

Анализ текста. Чтение литературы.

1. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха: Учебное пособие. – М: Фортуна лимитед, 2002. – 305 с.

2. Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. Москва: Языки славянских культур, 2007. - 556 с. Режим доступа: // elar.urfu.ru/bitstream/10995/75/1/Girsman.pdf

4. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство, 2000.

5. Корман, Б. О. Теория литературы : избранные труды / Б. О. Корман ; ред.-сост. Е. А. Подшивалова [и др.] ; Удмуртский гос. ун-т.  - Ижевск : Ин-т компьютерных исследований, 2006. - 552 с.

ПК-5, ПК-6.

 

10

44,42,47,26.

14,38,19,16

7

2.3. Методы исследования художественной коммуникации

Подготовка к занятию № 8. Анализ текста. Чтение литературы к занятию.

1. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов.  - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 304 с.

2. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М, 2004.

3.Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности = Indroduction A' L'Intertextualite / Nathalie Piegay-Gros / Н. Пьеге-Гро ; пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова ; общ. ред., вступ. ст. Г. К. Косикова.  - Москва : ЛКИ, 2008. - 240 с.

4. Сосновская, О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности : учебник для вузов : рек. УМО вузов РФ / О. В. Сосновская.  - Москва : Академия, 2008. - 112 с.

Эко, У. Роль читателя. – М: РГГУ, 2005.

 

ПК-5, ПК-6.

 

 

10

10,17,22,23,33.

8

2.4

Принципы анализа поэтики текста.

 

Подготовка к занятию № 9 «Типология литературных жанров и парадигм».

Реферирование научной литературы.

1. Тюпа, В.И. Литература и ментальность. – М.: «Вест-консалтинг», 2009.

2. Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. М. : Интрада, 2014.

3. Тюпа, В. И. Дискурсные формации [Электронный ресурс] : очерки по компаративной риторике / В. И. Тюпа.  - Москва : Языки славянских культур, 2010. - 320 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28599— ЭБС «IPRbooks», по паролю - ISBN 978-5-9551-0447-8

3. Смирнов, И. П. Мегаистория. – М.: Аграф, 2000.

 

Подготовка к занятию №10. «Поэтика текста».

Анализ теоретических аспектов поэтики текста в форме доклада.

Литература:

1. Литературоведческий анализ текста (фрагмент в контексте целого) [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / Г. А. Жиличева, А. Е. Москалева, Н. А. Муратова, С. А. Ромащенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 165 Mb - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/49411/web.php.

2. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 1 : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 512 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 474-485. - Указ.: с. 486-504. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - ISBN 978-5-4468-0219-7 (Т. 1). - ISBN 978-5-4468-0218-0. (Т. 1)

ПК-5, ПК-6.

 

19

26,28,45,24.

35, 1.

9

Подготовка к зачету

 

 

4

1-47.

10

Подготовка к экзамену

 

ПК-5, ПК-6.

 

9

1 – 47.

Итого

116

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта)

Выполнение курсовой работы не предусмотрено.

 

5. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных  и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица 4

Локальные информационные технологии

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Операционные системы

MicrosoftWindows

LinuxUbuntu

Офисные программы

MicrosoftOffice

LibreOffice

 

Таблица 5

Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

5.2 Материально-техническая база (таблица 6)

Таблица 6

Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

(с указанием кол-ва посадочных мест)

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения лекционных занятий

Лекционная аудитория

Интерактивная доска Smart Board с поддержкой функции мультитач, интерактивная кафедра Smart Podium, акустическая система с потолочными динамиками, беспроводная конференц-система, радиомикрофоны, кодек видеоконференции с двумя моторизованными камерами с разрешением FullHD, документ-камера, система интерактивного опроса «SMART Response». Количество посадочных мест – 64.

Ауд. 202учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Аудитории для проведения практических занятий,

контроля успеваемости

Компьютерный класс

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза, технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран, акустическая система. Количество посадочных мест – 34.

Ауд. 212 –учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Аудитория для практических занятий

Технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран, акустическая система. Количество посадочных мест – 72.

Ауд. 302 –учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Помещения для самостоятельной работы

Компьютерный класс

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза, технические средства для отображения мультимедийной или текстовой информации: мультимедиа проектор, экран, акустическая система. Количество посадочных мест – 34.

Ауд. 212 –учебный корпус № 3, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Читальный зал библиотеки НГПУ

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 31.

Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

6 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета (1 семестр) и экзамена (второй семестр).

Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.

6.1. Зачет

Зачет проводится в виде письменной работы.

 

Примерное задание к зачету

Подготовьте письменную работу, используя методологию исторической поэтики. Тема работы: "Особенности сюжета, композиции, жанра, художественного образа (по выбору студента) в литературном произведении (по выбору студента)".

 

Литература:

Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 2 : Историческая поэтика / С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 368 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках и с. 335-344. - Предм. указ.: с. 345-348. - Указ. имен: c. 349-356. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту. - ISBN 978-5-4468-0218-0. - ISBN 978-5-4468-0220-3 (Т. 2).

Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. – М: РГГУ, 2001.

Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М.: Академия, 2004.

 

Контролируемые результаты обучения:

ПК-5, ПК-6.

Критерии оценивания результатов: отметка «зачтено» ставится при условии верного выполнения 70 % от общего объема задания.

Интегральная оценка «зачтено» по дисциплине ставится, если студент успешно выполнил все работы, предусмотренные в курсе и в рамках промежуточной аттестации, был активен на лекционных и практических занятиях; продемонстрировал систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объёме учебной программы, успешно выполнил письменную зачетную работу.

Отметка «незачтено» ставится, если студент продемонстрировал слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении типовых заданий; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях исследований.

 

 

6.2. Экзамен.

Экзаменационный билет состоит из теоретического вопроса.

 

Примерные вопросы к экзамену:

 

1. Историческая поэтика как научная дисциплина.

2. Методы исторической поэтики.

3. Концепция сюжета А.Н. Веселовского.

4. Генезис художественного образа в понимании А.Н. Веселовского.

4. Происхождение наррации в осмыслении О.М. Фрейденберг.

5. Литературные эпохи в концепции С.Н. Бройтмана.

6. Черты культуры эпохи синкретизма.

7. Черты поэтики литературы традиционализма.

8. Особенности поэтики литературы художественной модальности.

9. Принципы анализа сюжета и героя в аспекте исторической поэтики.

10. Принципы анализы стиля и композиции с точки зрения исторической поэтики.

11. Теоретическая поэтика ка научная дисциплина, ее цели и задачи.

12. Место теоретической поэтики в литературоведении.

13. Основные подходы к пониманию структуры художественного текста.

14. Теоретические аспекты изучения жанра.

15. Теоретические аспекты стиховедения.

16. Теоретические аспекты изучения литературного процесса.

17. Современная теория сюжета.

18. Современная теория повествования.

19. Современная теория художественной коммуникации.

 

Контролируемые результаты обучения: ПК-5, ПК-6.

Критерии выставления отметок

Отметка "неудовлетворительно" выставляется если компетенции не сформированы:

не дан ответ на теоретический вопрос экзаменационного билета, или дан ответ менее, чем на 50%;

Отметка "удовлетворительно" выставляется в случае порогового уровня сформированности компетенций:

недостаточно полно, не вполне доказательно освещен теоретический вопрос экзаменационного билета;

 

Отметка "хорошо" выставляется в случае среднего уровня сформированности компетенций:

 

достаточно полно, но с некоторыми неточностями или не всегда доказательно освещен теоретический вопрос экзаменационного билета;

 

Отметка "отлично" выставляется в случае высокого уровня сформированности компетенций:

 

полностью, доказательно, непротиворечиво освещен теоретический вопрос экзаменационного билета.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04