Практическое занятие №3

Литература эпохи рефлективного традиционализма

1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1.1. Что такое эйдетическая поэтика? (Объясните сущность концепции С.Н. Бройтмана). Что такое рефлективный традиционализм? (Объясните сущность концепции С.С Аверинцева). Что такое художественный канон? (Объясните сущность концепции А. Ф. Лосева).

1.2. Слово в эйдетической поэтике. (Своеобразие риторического слова. Троп как образный язык).

1.3. Сюжет в эйдетической поэтике. («Готовый сюжет». Соотношение кумулятивного и циклического сюжетов. Переход от сюжета-мотива к сюжету-ситуации).

1.4. Жанр в эйдетической поэтике (Функции жанра. Своеобразие жанрового мышления).

2. Сопоставьте 28 оду Анакреона и «ответ» М.В. Ломоносова: какие художественные знаки соположены в оде и в ответе? Какая древняя образная структура оживает в этом соположении, и каков ее художественный смысл?

3. Чем отличается переводы Львова и Ломоносова? Почему Львов сохраняет жанр «разговора» с предшественником? Почему воображаемый диалог с Ломоносовым дополняется ироническим прозаическим комментарием?

 

 


Ломоносов М. Разговор с Анакреоном

Анакреон

Ода XXVIII

Мастер в живопистве первой,
Первой в Родской стороне,
Мастер, научен Минервой,
Напиши любезну мне.
Напиши ей кудри чорны,
Без искусных рук уборны,
С благовонием духов,
Буде способ есть таков.

Дай из роз в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу,
Не сведи одну с другою,
Не расставь их меж собою,
Сделай хитростью своей,
Как у девушки моей;

Цвет в очах ее небесной,
Как Минервин, покажи
И Венерин взор прелестной
С тихим пламенем вложи,
Чтоб уста без слов вещали
И приятством привлекали
И чтоб их безгласна речь
Показалась медом течь;

Всех приятностей затеи
В подбородок умести
И кругом прекрасной шеи
Дай лилеям расцвести,

В коих нежности дыхаюг,
В коих прелести играют
И по множеству отрад
Водят усумненной взгляд;

Надевай же платье ало
И не тщись всю грудь закрыть,
Чтоб, ее увидев мало,
И о прочем рассудить.
Коль изображенье мочно,
Вижу здесь тебя заочно,
Вижу здесь тебя, мой свет;
Молви ж, дорогой портрет.

Ломоносов

Ответ

Ты счастлив сею красотою
И мастером, Анакреон,
Но счастливей ты собою
Чрез приятной лиры звон;
Тебе я ныне подражаю
И живописца избираю,
Дабы потщился написать
Мою возлюбленную Мать.

О мастер в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне,
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне,
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу;

Потщись представить члены здравы,
Как должны у богини быть,
По плечам волосы кудрявы
Признаком бодрости завить,
Огнь вложи в небесны очи
Горящих звезд в средине ночи,
И брови выведи дугой,
Что кажет после туч покой;

Возвысь сосцы, млеком обильны,
И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны,
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы слух наш ободряли,
Как чистой голос лебедей,
Коль можно хитростью твоей;

Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно,
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.


Н.А. Львов

Ода XXVIII

 

К Своей девушке

 

Царь в художестве изящном,

Коим Родос процветал[1],

Напиши ты мне в разлуке[2]

Дорогую по словам:

Напиши сперва, художник,

Нежны русые власы;

И когда то воск позволит[3],

То представь, чтобы они

Обоняние прельщали,

Испуская аромат.

Чтоб под русыми власами

Выше полных щек ее

Так бело, как кость слонова,

Возвышалося чело.

Брови черными дугами

Кистью смелою накинь,

Не расставь их и не сблизи,

Но так точно, как у ней,

Нечувствительно окончи.

Напиши ее глаза,

Чтобы пламенем блистали,

Чтобы их лазурный цвет

Представлял Паллады взоры;

Но чтоб тут же в них сверкал

Страстно-влажный взгляд Венеры.

Нос и щеки напиши

С розами млеком смешенным

И приветствием уста,

Страстный поцелуй зовущи.

Чтоб ее прекрасну грудь

И двойчатый подбородок

Облетал харит собор.

Так ты ризой пурпуровой

Стройный стан ее одень,

Чтоб и те красы сквозили...

Полно... Вижу я ее;

Скоро, образ! ты промолвишь.

 

Примечания Н. А. Львова

1. Коим Родос процветал. Ст. 2. Родиане так славны были художествами, что Пиндар в 7-й оде олимпионической говорит: «Минерва одарила их художеством производить всякого рода прекрасные работы и превзойти искусством рук своих всех человеков». Улицы их наполнены были статуями почти одушевленными, и кои, казалось, ходили. Смотри о сем Павзания и Плиния.

2. Напиши ты мне в разлуке. Ст. 3. Об этом между многими переводчиками происходили многие толки и споры. Анакреон говорит «напиши», следовательно, к живописцу. А после:

3. И когда то воск позволит. Ст. 7. Следовательно, говорит к лепщику: то споры и состояли в том только, живописный ли был портрет или восковое изображение. Возобновленная в наши времена графом Кайлюсом восковая живопись, известная древним, могла бы помирить воюющих, если бы оная была им столько же, сколько потомкам их стала, известна.

‎Сию прекрасную оду, служившую в разных языках подлинником для множества неудачных подражаний, переводил и наш Северный Орфей Ломоносов с отменными и его только таланту свойственными красотами, делающими и подражательные его творения действительным подлинником. Он во многих местах отступил, инде прибавил по причине той, что писал стихами с рифмами; и между его и моим переводом выходит только та, по мнению моему, разница, что мой перевод к подлиннику ближе, а его лучше.

 

Литература

Основная:

1. Теория литературы : в 2 т. : учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Филология". Т. 2 : Историческая поэтика / С. Н. Бройтман / под ред. Н. Д. Тамарченко.  - 5-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 368 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). Или : Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. – М: РГГУ, 2001.

2. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1810_1444.htm

3. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

4. О быстротечности и бренности славы (картины Жозефа-Мари Вьена «Минерва» и «Анакреон»). URL: http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st036.shtml.

 

Дополнительная:

5. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избр. статьи. В 3 т. Т.1. – Таллин, 1992. С.224-242. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm.

6. Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация // Магистральный
сюжет / Л.Е. Пинский. – М., 1989. – С. 322–338. URL: https://vk.com/doc6764297_378312792.

7. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997. [раздел «Литературный период сюжета и жанра»]. URL: http://lib.ru/CULTURE/FREJDENBERG/poetika.txt.

8. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: Опыт периодизации // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 104–116. URL: http://www.ec-dejavu.net/g-2/Genre.html.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04