А.Ж. Жафяров с 1969 года работает в Новосибирском государственном педагогическом университете (аспирант, старший преподаватель, заведующий кафедрой геометрии и методики преподавания математики). Им опубликовано лично или в сооавторстве 182 работы общим объемом 615 п.л., в том числе 4 монографии, 6 учебников, 59 учебных пособий, задачников и методических рекомендаций, 26 ЭВМ-учебников, 9 концепций, 9 учебных планов и 11 авторских учебных программ по усовершенствованию системы непрерывного образования. Его работы опубликованы в США, Германии, КНР и других странах. Большинство из названных работ посвящено современному приоритетному направлению – методике профильного обучения в школе и подготовке учителей для внедрения этой новой технологии образования.

Профессор А.Ж. Жафяров создал научную школу, возглавляет на общественных началах НИИ СО РАО «Прикладная дидактика», разрабатывает проблему развития индивидуальных склонностей и способностей учащейся молодежи. С 1987 года успешно занимается одной из важнейших технологий развития индивидуальных склонностей – профильным обучением. Еще в 1993 году им опубликовано концепция, учебные планы и программы профильного обучения для 10- летней школы. Такие же документы для 11(12) – летней школы он опубликовал в 1998 году. По проблеме профильного образования А.Ж. Жафяров издал 96 работ. Экспериментальная работа велась в школах Новосибирской области, Ханты-Мансийского национального округа, Якутии, Тувы и других городах. По данной проблеме под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций.

Свою педагогическую деятельность А.Ж. Жафяров начал в качестве учителя математики сначала в сельской, затем в физико-математической школе при Новосибирском государственном педагогическом университете. Главной проблемой его научных исследований было и остается развитие индивидуальных склонностей и способностей учащихся, студентов и аспирантов, доведение научных изысканий до конкретных технологий. Такими технологиями в его работе являются:  профильное обучение, дистантная система обучения и ее применение для профильного образования.

В 1995 году им опубликована концепция дистантной системы образования, на которую он возлагает две функции: обучение на расстоянии без отрыва от производства (дистантное образование, в частности его применение для профильного обучения) и улучшение сервисного обслуживания учебного процесса на стационаре, увеличение объема самостоятельной работы обучаемых и активизация их творческой деятельности.

По этому направлению им опубликовано 69 работ, в том числе 28 учебников и учебных пособий общим объемом 224 п.л., 9 ЭВМ-учебников, 27 ЭВМ-программ.

Кроме того, под научным руководством А.Ж. Жафярова по тематике указанного направления защищено 7 кандидатских диссертаций.

В области образования А.Ж. Жафяров занимается еще такими важными проблемами как экономическое образование в школах и подготовка учителей экономики в педвузах, стандартами и их измерителями, проблемами интеграции системы: школа – педучилище – педвуз, социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья.

По его инициативе, начиная с 1991 года, НГПУ первым в России начал подготовку учителей экономики на базе математики и информатики. Он возглавил ВНИК НГПУ, участвующий в разработке международной программы (Tacis) по экономическому образованию учащихся и подготовке учителей экономики. В НГПУ за счет этой программы оборудована лаборатория экономического образования и просвещения. По указанной программе соискатель проходил стажировки в Голландии и Англии.

По этим проблемам опубликовано 33 работы общим объемом 154 п.л., в том числе 4 концепции, учебные планы и программы, 22 учебных пособия, под его руководством защищены 6 кандидатских диссертаций.

Вся его научная, методическая и практическая деятельность характеризуется целесообразностью, конструктивностью и доведением идей до технологии.

А.Ж. Жафяров широко  известен в стране и за рубежом как специалист в области фундаментальной науки. Его научная деятельность лежит в области математической кибернетики. Им разработана теория устойчивости широкого класса динамических моделей экономики и демографии, на базе этой теории он решил известную в указанной области с 1948г. международную проблему о противоречиях между мерами производства. В рамках этой теории им опубликовано 4 монографии, 3 учебных пособия, 18 статей.

Профессор А.Ж. Жафяров принимает активное участие как в подготовке научных кадров, так и в повышении квалификации учителей Сибири, Севера и Дальнего Востока. Под его руководством по проблемам образования защищены 30 диссертаций.

Для учителей указанных регионов регулярно проводит спецсеминары как по профильному обучению, так и по другим общеобразовательным проблемам; 21 год проработал на курсах усовершенствования учителей г. Новосибирска.

Наряду с большой организаторской и учебно-научной работой он ведет большую общественно-государственную работу. Он является членом президиума СО РАО, директором НИИ ПД СО РАО при НГПУ, председателем диссертационного совета.

За особые заслуги в подготовке педагогических и научных кадров А.Ж.Жафяров награжден многочисленными грамотами Минобразования РФ, Президиума СО АН СССР, администрации области и НГПУ; премиями, знаками «Отличник просвещения», «Отличник народного образования», в 1999г. награжден почетным званием «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05