Место дисциплины структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина «История материальной культуры» является обязательной дисциплиной профессионального цикла вариативной части учебного плана направления: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Культурологическое образование. Трудоёмкость дисциплины: 2ЗЕ/72, в том числе 30 часов – контактная работа с преподавателем, 42 самостоятельная работа.

Преподавание дисциплины «История материальной культуры» базируется на компетенциях, полученных при изучении базовых дисциплин, изучаемых в 1 семестре. Дисциплина изучается в 2 семестре.

Целью освоения дисциплины «История материальной культуры» является подготовка студентов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) изучение материальной культуры как важной составной части культуры; б) углубленное знакомство с предметом изучения и основными понятиями, и терминами дисциплины «История материальной культуры»;

в) получение общего представления о материальной культуре, ее закономерностях, эволюции и особенностях подходов к ее изучению;

г) отслеживание изменений материальной культуры в различные культурно-исторические эпохи;

д) овладение методами анализа различных исторических источников на предмет выявления основных категорий материальной культуры;

е) выявление и анализ основных проблем изучения материальной культуры.

Планируемые результаты обучения. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2, ПрК-2 (таблица 1).

 

Таблица 1.  Перечень планируемых результатов обучения

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-2 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

 

Знать: терминологический аппарат науки, основные этапы развития материальной культуры;

Уметь: руководствоваться в своей профессиональной деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Владеть: культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию предметно-методической информации, постановке цели и выбору путей её достижения; основами речевой профессиональной культуры, понятийным аппаратом науки

ПрК-2 – способен использовать знание о механизмах функционирования материальной культуры в практической деятельности

Знать: основные характеристики и специфику материальной культуры; ее структуру; основные вопросы и проблемы, связанные с изучением материальной культуры; особенности различных материальных культур, обусловленных, культурно-хозяйственными типами (КХТ);

Уметь: анализировать конкретный материал; на основании исторических источников сопоставлять и анализировать материальную культуру различных исторических эпох.

Владеть: практическими навыками научного исследования проблем теории и истории материальной культуры; конкретного анализа объектов историко-культурного назначения в рамках материальной культуры.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Предмет и задачи истории материальной культуры

 

Место истории материальной культуры в системе наук. Материальная культура как механизм адаптации к природной и социальной среде. Общие понятия и теоретические основы истории материальной культуры. История материальной культуры первобытного общества (каменный век – бронзовый век – железный век). История материальной культуры ранних государств (Древний Египет, государства Ближнего востока, Древний Китай, Древняя Индия, государства Средиземноморья). История материальной культуры античного мира (Древняя Греция, Древний Рим). История материальной культуры эпохи Средневековья. История материальной культуры Нового и Новейшего времени. Основные задачи изучения истории материальной культуры как системы. Материальная культура и адаптация.

 

Раздел 2. Состав материальной культуры

Тема 2. 1. Основные формы и типы культуры. Место и функции культуры в обществе.

Культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура); культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища); культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов). Материальная культура и адаптация.

 

Тема 2.2. Хозяйственно-культурные типы и факторы их формирования

Основные хозяйственно-культурные типы народов России. Основные принципы классификации одежды. Одежда как инструмент адаптации и отражения хозяйственной деятельности. Одежда в обрядах и мифологии. Этническая, социальная, гендерная символика одежды. Одежда и костюм. Проблема происхождения украшений. Функции украшений. Жилище и социальные аспекты его функционирования. Жилище в обрядах и мифологии. Семантика планиграфии традиционного жилища. Орнамент как элемент традиционной культуры. Орнамент и мифологические образы. Символика цвета в традиционной культуре. Культурные стереотипы использования вещей. Хозяйственная деятельность и эволюция предметной среды.

Раздел 3. Материальная культура: источники и методы её изучения

Тема 3.1. Источники и принципы изучения материальной культуры

Предметные (музейные коллекции, материалы археологических раскопок, предметы in situ в археологических комплексах), изобразительные (художественные, научные), письменные источники. Принципы картографирования элементов материальной культуры. Историческая география и картография предметной среды. Утилитарные и символические свойства вещей. Основные принципы картографирования элементов материальной культуры. Особенности материальной культуры и культурно-хозяйственный тип. Изучение материальной культуры по данным археологии и этнографии, общее и особенное.

Тема 3.2. Методы изучения материальной культуры

Типологический метод. Формальная и функциональная типологии. Типология, классификация, систематика, таксономия: границы и иерархия понятий. Процедура исследования: индуктивный и дедуктивный способы группировки. "Эмный" (дескриптивный) и "этный" (сущностный) уровни исследования (К.Пайк). Компонентный анализ. "Тип" как ключевое понятие в археологии и этнологии. Признак - тип - культура. Картографирование элементов материальной культуры и его основные принципы. Культурный круг (Ф.Гребнер, Л.Фробениус), культурная область (К.Уисслер), культурный ареал, историко-этнографическая область. Конвергенция и диффузия. Изопрагма. Историко-этнографический атлас. Синхронный (статистический) метод (Ф.Соссюр, П.Г.Богатырев). Динамика изменения форм и функций. Сравнительно-исторический метод. Идеи эволюционизма в изучении материальной культуры. Историческая стратиграфия. Этническая и хронологическая атрибуция.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05