министерство  образования  и  науки  российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

директор Института истории, гуманитарного и социального образования

_________   О. Н. Катионов

__ _________ 2016 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

История преступления и наказаний в России

Направление подготовки:

44.03.01 «Педагогическое образование»

 

 

Профиль:

«Правовое образование»

Уровень высшего образования:

бакалавриат

 

Форма обучения:

 

 

(Продолжение см. на стр. 2)

(Продолжение см. на стр. 2)

очная/заочная

 

Программа подготовки:

академический бакалавриат

 

 

 

 

(Продолжение см. на стр. 2)

Новосибирск  2016

СОСТАВИТЕЛЬ: д-р. истор. наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО Катионов Олег Николаевич

 

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры права и философии Института истории, гуманитарного и социального образования

(протокол  №  7  от  22  января  2016  г.)

Заведующий кафедрой                    _______________     В.С. Курчеев


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Программа дисциплины «История преступления и наказаний в России» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденным приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина Б1.В.ДВ.14 является дисциплиной по выбору вариативной части блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы.

На очном отделении изучается в 7 семестре. Трудоемкость дисциплины: 4 ЗЕ /144 часа, в том числе 44 часа – контактная работа с преподавателем, 100 часа – самостоятельная работа (таблица 2.1).

На заочном отделении при обучении с полным периодом обучения дисциплина является вариативной частью блока Б 1. В. профильной подготовки учебного плана образовательной программы, изучается в 4 и 5 семестре. Трудоемкость дисциплины: 5 ЗЕ / 180 часов, в том числе 18 часов – контактная работа с преподавателем, 162 часа – самостоятельная работа (таблица 2.2).

На заочном отделении при обучении с сокращенным периодом обучения дисциплина является вариативной частью блока Б 1. В. профильной подготовки учебного плана образовательной программы, изучается в 2 семестре. Трудоемкость дисциплины: 4 ЗЕ / 144 часов, в том числе 14 часов – контактная работа с преподавателем, 130 часа – самостоятельная работа (таблица 2.3).

 

Целью освоения дисциплины «История преступления и наказаний в России» является развитие у студентов криминологического мышления, актуализированного ранее освоенными дисциплинами уголовно-правового содержания:

‒ показать становление процесса наказания за преступление в России;

‒ продемонстрировать закономерность соответствия степени преступления и наказания в разные периоды российской истории;

‒ ознакомление с основными нормативными источниками, регулирующими ответственность за совершение преступления;

‒ дать системное знание о формах и содержании исполнения наказания в России.

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенции ПРК-2 и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения (дескрипторы)

ПРК-2: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

Знать: теоретические подходы в исследовании возникновения государства и права, теории происхождения права и государства; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества.

Уметь: анализировать исторически значимые юридические события  и  факты и возникающие в связи с ними правовые отношения.

Владеть: на профессиональном уровне, руководствуясь развитым правосознанием, правовым мышлением и правовой культурой: навыками работы с литературой (научной, научно-популярной, учебной) и статистической информацией; приемами извлечения, обобщения и усвоения информации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами Русской Правды. Преступление по Русской Правде определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. Преступление не отграничивается в законе от деликта. Объект преступления – личность и имущество. Объективная сторона преступления делится на две стадии: покушение на преступление и оконченное преступление. В Русской Правде проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники преступления отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам относит состояние опьянения, к отягчающим – корыстный умысел.

Субъект преступления – все физические лица, за исключением рабов.

Субъективная сторона преступления включает умысел или неосторожность.

Русская Правда еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов преступления.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. К имущественным преступлениям также относились разбой, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.

Преступления против личности: убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказаний по Русской Правде довольно простая. Высшая мера наказания – «поток и разграбление», назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьей в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была «вира» - штраф, который назначался только за убийство. Если за преступника платила община, то это называлось «дикой вирой». За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры». Все остальные преступления наказывались «продажей» – штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» – денежное возмещение за причиненный ущерб. Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя применялась на практике.

Судебный процесс имеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1.         «заклич» - публичное объявление о совершенном преступлении;

2.         «свод» – очная ставка;

3.         «гонение следа» – поиск доказательств и преступника.

Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические вопросы как преступление и наказание.

К преступлениям ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Виды преступлений по ПСГ:

1.Преступление против государства (измена).

2.Преступление против судебных органов (взятка судье).

3. Посягательство на имущество (татьба).

4. Преступление против личности (побои и «бой»).

В качестве наказаний в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь – высшая мера наказания.

Тягчайшие преступления, которые знает ПСГ, указаны в ст. 7: «А кримскому татю и коневому, и переветнику и зажигалнику тем живота не дати». «Кримский тать» – это вор, совершивший кражу в Кремле, где хранилась казна, государственные акты и др. Это похититель, покусившийся на государственное достояние. Такой преступник приравнивается в грамоте к «переветнику» – перебежчику на сторону врага, государственному изменнику. Приравнивается к ним и «зажигалник» – человек, умышленно совершивший поджог в Пскове, вызвавший своим действием одно из самых страшных бедствий для средневекового города.

ТЕМА 2. Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

Уголовное право рассматриваемого периода отражало обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы. Закрепляется сословный принцип наказаний, расширяется круг субъектов преступления – в него включаются холопы. Судебник 1497 г. определяет понятие преступления. Преступление выделяется как категория самых опасных правонарушений и именуется «лихим делом». Под преступлением понимаются всякие действия, которые угрожают государству или господствующему классу в целом и запрещены законом. С введением новых видов преступлений усложняется система преступлений, в которой представлены:

1.         государственные преступления: крамола (деяние, совершенное представителями господствующего класса) и подым (подстрекание народа к восстанию). Мера наказания – смертная казнь;

2.         должностные преступления и преступления против порядка управления и суда: взятка («посул»), вынесение заведомо не справедливого решения, казнокрадство, фальшивомонетничество;

3.         имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества;

4.         преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.

Появляются квалифицированные виды убийства («государственный убийца», разбойный убийца) и татьбы (церковная, «головная» – похищение людей, грабеж и разбой).

Усложняется система наказаний. Основной целью наказаний становится устрашение и изоляция преступника. Наказания носят публичный характер. Высшая мера наказания – смертная казнь (могла быть отменена царем).

Виды телесных наказаний: торговая казнь (битье кнутом на торговой площади); членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха). В качестве наказаний применяются штрафы и денежные взыскания.

Судебный процесс имел две формы:

1.         состязательную (гражданские, уголовные дела средней тяжести), в которой использовались свидетельские показания, присяга, ордалии. Инициатором процесса являлся истец путем подачи устной жалобы – челобитной, на основании которой судебный орган доставлял ответчика в суд. Если ответчик уклонялся от суда, он проигрывал дело. При неявке истца дело прекращалось;

2.         розыскную (государственные преступления, убийство, разбой), которая характеризовалась тем, что суд сам, по собственной инициативе и своему усмотрению возбуждал, вел и завершал дело. Введение розыска имело цель скорой расправы над «лихими людьми», а не поиск истины.

Подсудимый почти не имел прав на защиту и был не субъектом, а объектом процесса. Главным способом выяснения истины при розыске являлась пытка.

ТЕМА 3. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

Под преступлением Соборное Уложение считает деяния, опасные для феодального общества. Преступления, как и в Судебниках, именуются «лихим делом». Ярче проявляется классовая сущность преступления: за одно и тоже преступление назначались различные наказания в зависимости от принадлежности преступника к определенной социальной группе.

По субъектам преступления Соборное Уложение различает как отдельное лицо, так и группу лиц.

По ролям субъекты делятся на главных и второстепенных и причастных к совершению преступления, что свидетельствует о развитии института соучастия.

По субъективной стороне Соборное Уложение делит все преступления на умышленные, неосторожные и случайные. Мера наказания за неосторожное и умышленное преступление одинаковая, т. к. наказание следует не за мотив преступления, а за его результат.

По объективной стороне Соборное Уложение выделяет смягчающие (состояние опьянения, аффект) и отягчающие обстоятельства (неоднократность, размер вреда, совокупность).

Соборное Уложение выделяет стадии преступления: умысел, покушение и совершение преступления.

Появляется понятие рецидива, крайней необходимости, необходимой обороны.

Объектами преступления Соборное Уложение называет церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность.

В порядке значимости система преступлений строилась следующим образом:

•          преступления против религии (богохульство);

•          государственные преступления (измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, бунт);

•          преступления против порядка управления (подделка печатей, ложное обвинение);

•          преступления против личности (убийство, побои, оскорбление чести);

•          должностные преступления (взятка, фальсификация служебных документов, воинские преступления);

•          имущественные преступления (татьба, грабеж, мошенничество);

•          преступления против нравственности (непочитание детьми родителей).

Целями наказания были устрашение и возмездие. Для наказания характерны: индивидуализация, сословный принцип, принцип неопределенности в способе, мере и сроке наказания, применение нескольких видов наказания за одно преступление.

Видами наказания были:

•          смертная казнь (квалифицированная (четвертование, сожжение) и простая (повешение, отрубание головы));

•          членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха);

•          болезненные наказания (сечение кнутом);

•          тюрьма (срок заключения от 3 дней до бессрочного);

•          ссылка (назначалась как дополнительный вид наказания).

Высшие сословия наказывались лишением чести и прав (превращение в холопа, объявление «опалы», лишение должности, права обращаться с иском в суд).

К имущественным наказаниям относились штрафы, конфискация имущества.

Существовали церковные наказания (ссылка в монастырь, епитимья).

ТЕМА 4. Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике.

Смертная казнь, позорящие и телесные наказания. Воинский артикул. Преступность и борьба с ней в XVIII в.

ТЕМА 5. Преступность в России XIX в. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Источники данных о преступности. Динамика и структура преступности. Факторы преступности.

Данный свод норм уголовного и процессуального права называют первым российским уголовным кодексом. В нем еще содержались казуальные нормы, было много противоречий, сохранялся сословный подход к назначению наказаний.

В Уложении впервые присутствует деление на Общую и Особенную части, проводится различие между преступлением и проступком.

Уложение перечисляет основания, исключающие ответственность: случайность, ошибка, малолетство, сумасшествие, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.

Субъективная сторона делится на умысел и неосторожность, близкие к современному пониманию.

Устанавливаются виды соучастия: по предварительному соглашению и без такового, и разделяются роли соучастников.

Усложняется система преступлений. По степени тяжести выделялись: преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, против собственности, семьи.

Система наказаний также была сложной и делилась на наказания уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния в совокупности либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторгу, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ.

Лишение всех прав состояния означало лишение всех привилегий, имущества, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьму, крепость, арест, выговор в присутствии суда, денежное взыскание.

Дополнительные наказания назначались в дополнение к основному наказанию (поражение в правах, конфискация, битье розгами).

Процесс остается инквизиционным. С 1801 г. запрещается пытка, но на практике она еще применяется. Следствие ведется полицией и делится на предварительное и формальное. Надзор за следствием осуществляют прокуроры и стряпчие. По окончании следствия дело передается в суд, где рассматривается по собранным документам в форме доклада одним из членов суда без привлечения свидетелей и экспертов. Обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему несанкционированные методы ведения следствия.

Доказательства делились на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, медицинское экспертное заключение) и несовершенные (улики, повальный обыск).

Каторга и ссылка.

Заключение в тюрьму и пенитенциарная система.

ТЕМА 6. Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

Преобразования, проходившие в обществе и государстве, требовали изменения права.

Политика государства, боровшегося с революционным движением, была направлена на ужесточение контроля за революционно настроенными массами. Решение данной задачи было возложено на карательные органы.

Были учреждены:

•          охранные отделения, действующие на основе Положения об охранных отделениях от 1907 г. В их задачи входила борьба с революционными проявлениями в обществе. Использовались агентурные методы, провокация, компромат;

•          военно-полевые суды, действующие на основании Положения о военно-полевых судах от 19 августа 1906 г. Военно-полевые суды создавались в регионах, где вводилось военное и чрезвычайное положение, им было подсудно любое дело, имевшее политическую окраску, которое рассматривалось в течение двух суток без предварительного расследования. В качестве наказания, в основном, назначалась смертная казнь.

В уголовном праве было подготовлено новое Уголовное уложение, принятое в 1903 г., в которое вошли Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г.

Уложение излагалось более структурированно, более четко определялись составы преступлений, присутствовало деление на Общую и Особенную части, было сокращено число статей, что облегчило его применение.

Более четко давалось понятие преступления – деяние, воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания.

По Уложению все преступления делились на:

•          тяжкие, наказывавшиеся смертной казнью, каторгой или ссылкой на поселение;

•          преступления, наказывавшиеся заключением в тюрьме, крепости, исправительном доме;

•          проступки, наказывавшиеся арестом или наложением денежного штрафа.

Возраст наступления уголовной ответственности устанавливался с 10 лет, смягчалась ответственность для несовершеннолетних.

Преступления делились на религиозные, государственные, должностные, против доходов казны, против общественного благоустройства, против жизни, здоровья, свободы, чести, имущества.

Самым тяжким наказанием являлась смертная казнь, применявшаяся по ограниченным составам (касающихся императора и его семьи, преступлений против государственного строя), как пережиток феодализма, сохранялись телесные наказания.

Для Уложения характерны усиление ответственности за государственные преступления, большое число составов религиозных преступлений.

Содержание дисциплины «История преступления и наказаний в России» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2.1, 2.2, 2.3)

Таблица 2

Содержание работ по дисциплине [очное отделение]

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

ТЕМА 1. Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

 

8

 

18

26

ТЕМА 2. Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

 

8

 

18

26

ТЕМА 3. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

 

8

 

18

26

ТЕМА 4. Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

 

8

 

18

26

ТЕМА 5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

6

 

14

20

ТЕМА 6. Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

 

6

 

14

20

Контроль: зачет

 

 

 

 

 

Итого по дисциплине

 

44

 

100

144

 

 

 

Таблица 2.2

Содержание работ по дисциплине

[заочное отделение для полного периода обучения]

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

ТЕМА 1. Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

 

4

 

22

26

ТЕМА 2. Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

 

4

 

22

26

ТЕМА 3. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

 

4

 

22

26

ТЕМА 4. Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

 

2

 

20

22

ТЕМА 5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

2

 

20

22

ТЕМА 6. Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

 

2

 

20

22

Контроль: экзамен

 

 

 

36

36

Итого по дисциплине

 

18

 

162

180

Таблица 2.3

Содержание работ по дисциплине

[заочное отделение для сокращенного периода обучения]

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные

Практические

ТЕМА 1. Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

 

4

 

14

18

ТЕМА 2. Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

 

2

 

16

18

ТЕМА 3. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

 

2

 

16

18

ТЕМА 4. Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

 

2

 

16

18

ТЕМА 5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 

2

 

16

18

ТЕМА 6. Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

 

2

 

16

18

Контроль: экзамен

 

 

 

36

36

Итого по дисциплине

 

14

 

130

144

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины «История преступления и наказаний в России» следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 

4 Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1 Основная учебная литература

  1. Катионова, А. О. Криминология : учебно-методическое пособие / А. О. Катионова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 80 с. : ил. - Библиогр.: с. 75-78. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/11200/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-320-7.
  2. 2. Кузнецов, И. Н. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебное пособие / Кузнецов И. Н..  - Москва : Дашков и К, 2012. - 696 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10927. - ISBN 978-5-394-01709-4.
  3. Курскова, Г. Ю. История отечественного государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / Курскова Г. Ю.  - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043. - ISBN 978-5-238-02235-2
  4. Михайлова, Н. В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / Михайлова Н. В. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18184. - ISBN 978-5-238-02510-0.
  5. Толстая, А. И. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебник / Толстая А. И..  - Москва : Юстицинформ, 2012. - 320 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13381. - ISBN 978-5-7205-1028-2.

 

4.2 Дополнительная учебная литература

  1. Афанасьева, В. И. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Афанасьева ; под ред. А. Ю. Ларина.  - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Москва : Книжный мир, 2009. - 1 CDR (176 с.) - (Электронные учебники и учебные пособия). - Мин. систем. требования: Pentium II ; 256 Mb RAM ; 24-х CD-ROM ; Windows 2000, XP. - Книжный мир: книги для профессионалов. - ISBN 978-5-8041-0369-0.
  2. Богдановский, А.М. Молодые преступники : вопросы уголовного права и уголовной политики / А. Богдановский.  - Санкт-Петербург : Тип. Моригеровского, 1871. - 300 с.
  3. Гернет, М. Н. Общественные причины преступности : социалистическое направление в науке уголовного права / М. Гернетъ.  - Москва : Изд. С. Скирмунта, 1906. - 344 с.
  4. Дриль, Д. А. Малолетние преступники : Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. Вып. 1 : Очерк развития учения новой позитивной школы уголовного права, явлений наследственности порочных особенностей организма и явлений приспособляемости, как основание воспитания и перевоспитания / Д. А. Дриль.  - Москва : Тип. А. И. Мамонтова и К, 1884. - 318 с.
  5. Исаев, И. А. История государства и права России : учебное пособие для вузов по специальности "Юриспруденция" : доп. М-вом образования РФ / И. А. Исаев.  - Москва : Проспект, 2007. - 336 с. : табл. - ISBN 5-482-01257-3. - ISBN 978-5-482-01257-4.
  6. Миронов, Б. Н. Историческая социология России / Б. Н. Миронов ; под ред. В. В. Козловского ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии.  - Санкт-Петербург : Интерсоцис, 2009. - 536 с. - (Социополис: Библиотека современного социогуманитарного знания). - Библиогр.: с. 478-507. - Словарь: c. 507-519. - Предм. указ.: с. 520-533. - ISBN 978-5-94348-055-3. - ISBN 978-5-288-04859-3.
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 2. СПб., 583 с. + 55 ил. Гл. VIII. «Право и суд, преступления и наказания: к главенству закона».
  8. Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления, с обозрением русских учреждений. Киев, 1878. 213 с.; X с.
  9. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1960.
  10. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV–XVII вв. М.: Юристъ, 1995. 288 с.
  11. Тимофеева А. А. История государства и права России : практикум : учебное пособие / А. А. Тимофеева ; Рос. акад. образования [и др.].  М.: Флинта : МПСИ, 2009.  152 с.
  12. Хрестоматия по истории отечественного государства и права : форма государственного единства в отечественной истории XX века / сост. О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина ; Моск. гос. ун-т, Юридический фак..  - Москва : Юрайт, 2010. - 698 с. - (Основы наук). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-9916-0695-0 (Издательство Юрайт). - ISBN 978-5-9692-0925-1 (ИД Юрайт).
  13. Хрестоматия по истории государства и права России : учебное пособие для вузов по специальности "Юриспруденция" : доп. М-вом образования РФ / сост. Ю. П. Титов.  - Москва : Проспект, 2010. - 480 с. - На обл. сост. указ. как авт.. - ISBN 978-5-392-00865-0.

 

4.3.Ресурсы сети «Интернет»

4.3.1 Ресурсы НГПУ

  1. Катионова, А. О. Криминология : учебно-методическое пособие / А. О. Катионова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 80 с. : ил. - Библиогр.: с. 75-78. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/11200/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-320-7.
  2. 20. Кузнецов, И. Н. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебное пособие / Кузнецов И. Н..  - Москва : Дашков и К, 2012. - 696 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10927. - ISBN 978-5-394-01709-4.
  3. Курскова, Г. Ю. История отечественного государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / Курскова Г. Ю.  - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7043. - ISBN 978-5-238-02235-2
  4. Михайлова, Н. В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / Михайлова Н. В. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18184. - ISBN 978-5-238-02510-0.
  5. Толстая, А. И. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебник / Толстая А. И..  - Москва : Юстицинформ, 2012. - 320 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13381. - ISBN 978-5-7205-1028-2.

 

4.3.2 Ресурсы открытого доступа

24.  Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/(дата обращения: 30.08.2013).

25.  ПостНаука [Электронный ресурс].  – URL: http://vk.com/postnauka

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Таблица 3.1

Очная форма обучения

Раздел

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения

(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)

1

Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

Опираясь на текст «Русской правды», выделить основные виды преступлений и наказаний

18

4.1,4.2,4.3

2

Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и

составить таблицу преступлений и наказаний по Судебникам

18

4.1,4.2,4.3

3

Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и составить схему преступлений и наказаний по Соборному уложению

18

4.1,4.2,4.3

4

Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

Проанализировать Воинский артикул и составить таблицу видов преступлений и наказаний

18

4.1,4.2,4.3

5

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Проанализировать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и составить таблицу видов преступлений и наказаний

14

4.1,4.2,4.3

6

Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

Проанализировать административно-полицейское право и составить таблицу видов преступлений и наказаний

14

4.1,4.2,4.3

 

Подготовка к зачёту


 

Итого

100

Таблица 3.2

заочная форма обучения

Раздел

Дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения

(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)

1

Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

Опираясь на текст «Русской правды», выделить основные виды преступлений и наказаний

22

4.1,4.2,4.3

2

Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и

составить таблицу преступлений и наказаний по Судебникам

22

4.1,4.2,4.3

3

Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и составить схему преступлений и наказаний по Соборному уложению

22

4.1,4.2,4.3

4

Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

Проанализировать Воинский артикул и составить таблицу видов преступлений и наказаний

20

4.1,4.2,4.3

5

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Проанализировать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и составить таблицу видов преступлений и наказаний

20

4.1,4.2,4.3

6

Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

Проанализировать административно-полицейское право и составить таблицу видов преступлений и наказаний

20

4.1,4.2,4.3

 

Подготовка к экзамену

36

 

Итого

162

Таблица 3.3

Заочная форма обучения для сокращенного срока обучения

Раздел

Дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения

(номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)

1

Преступление и наказание по «Русской Правде» и «Псковской судной грамоте»

Опираясь на текст «Русской правды», выделить основные виды преступлений и наказаний

14

4.1,4.2,4.3

2

Уголовное и процессуальное право по Судебникам XV–XVI вв.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и

составить таблицу преступлений и наказаний по Судебникам

16

4.1,4.2,4.3

3

Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.

Охарактеризовать виды преступлений и систему наказаний и составить схему преступлений и наказаний по Соборному уложению

16

4.1,4.2,4.3

4

Петровское законодательство о преступлении и наказании и его реализация на практике

Проанализировать Воинский артикул и составить таблицу видов преступлений и наказаний

16

4.1,4.2,4.3

5

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Проанализировать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и составить таблицу видов преступлений и наказаний

16

4.1,4.2,4.3

6

Административно-полицейское право. Уголовное уложение 1903 г.

Проанализировать административно-полицейское право и составить таблицу видов преступлений и наказаний

16

4.1,4.2,4.3

 

Подготовка к экзамену

36

 

Итого

130

5 РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица  4

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Операционные системы

MicrosoftWindows

Офисные программы

MicrosoftOffice

Распознавание текста и речи

ABBYY FineReader

Правовые информационные системы

Консультант Плюс

Гарант

 

Таблица 5

Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Система видеоконференцсвязи

Lifesize

Платформа для проведения вебинаров

Adobeconnect

Системы тестирования

Система компьютерного адаптивного тестирования АСТ-тест

Библиотеки и образовательные ресурсы (в том числе персональные сайты преподавателей НГПУ)

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

Учебное видео на сайте Видеолетопись НГПУ http://tv-news.nspu.ru

Учебное видео на сайте НГПУ-онлайн http://live.nspu.ru

Система электронных портфолио студентов НГПУ

5.2 Материально-техническая база

Таблица 6

Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

 

 

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения лекционных занятий

 

Аудитории для проведения лекционных занятий: 320, 419, 300а, 300б, 411.

320 ауд.: Мультимедиа проектор BENQ,  компьютер  Intel Pentium G840,аккустич.система,подключение к локальной сети интернет, лицензионное  ПО.

300а ауд.: Мультимедиа проектор BENQ,  компьютер  Intel Pentium G840, аккустич. система, подключение к локальной сети интернет лицензионное  ПО.

300б ауд.: Мультимедиа проектор Benq, компьютер, колонки.

419 ауд.: Интерактивная доска Smart Board SBM685,

проектор Smart UF70W,документ камера Aver Visran U15,мини-компьютер Intel Core i3 4010U,система для голосования Smart Respone PE,планшетный ПК ASUS T1 COTA10” ,подключение к локальной  сети интернет, лицензионное  ПО.

411 ауд.: Мультимедиа проектор BENQ, компьютер  Intel Pentium G840,аккустич.система, подключение к локальной сети интернет лицензионное  ПО.

Ауд.: 320, 300а, 300б, 419, главный корпус, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Аудитории для проведения практических/семинарских/лабораторных занятий,

контроля успеваемости

Аудитории для проведения практических/семинарских/лабораторных занятий,

контроля успеваемости: 301, 302, 304, 305, 306а, 312, 313, 317, 319а, 408, 408а, 412.

301 ауд.: Мультимедиа- проектор Benq мх514, компьютер Intel Core 2 Duo2.0GHz, акустическая система. Подключение к локальной сети интернет,  лицензионное  ПО.

302 ауд.: Интерактивная доска Smart Board SBM685,  проектор  Smart UF70W,документ камера Aver Visran U15,мини-компьютер Intel Core i3 4010U,система для голосования Smart Respone PE,планшетный ПК ASUS T1 COTA10”IPS HD-20шт., подключение к локальной  сети интернет ,лицензионное  ПО.

304 ауд.: Мультимедиа проектор BENQ, компьютер  Intel Pentium G840, аккустич.система, телевизор  Panasonic 29, DVD-проигрыватель Toshiba, подключение к локальной сети интернет, лицензионное  ПО.

305 ауд.: Мультимедиа - проектор Benq 612,компьютер Intel Core 2 Duo2, 0GHz, акустическая система. Подключение к локальной сети.  лицензионное  ПО.

306а ауд.: Компьютер Intel  Pentium G840М, интерактивная доска Smart Board 660, мультимедиа проектор BENQ,акустическая система лицензионное  ПО.

312 ауд.: Мультимедиа проектор BENQ, компьютер  Intel Pentium G840, аккустич.система, телевизор  Panasonic 29, подключение к локальной сети интернет, лицензионное  ПО.

313 ауд.: Мини-компьютер Intel Core i3 4010U,конференц-система DEXUN RW-1180,масштабатор KRAMER PRO Scaie, планшет Apple IPad mini,проекционный комплекс (в комплекте  проектор Epson+экран настенный),система видеоконференцсвязи(в комплекте: кодек ВКС, видеокамера LIFESIZE CAMERA Tfi. X, микрофон), телевизор LG39LB, подключение к локальной  сети интернет, лицензионное  ПО.

317 ауд.: Мультимедиа проектор BENQ,  компьютер  Intel Pentium G840,аккустич.система, телевизор  Panasonic 29,домашний кинотеатр Panasonic, подключение к локальной сети интернет лицензионное ПО.

319 ауд.: Мультимедиа проектор Panasonic PT-LB51,   компьютер  Intel Pentium G840,акустическая система, музыкальный центр LG,телевизор Катрон ,комбинированный DVD –проигрыватель Toshiba SD24VL,мобильный класс (НР630,15.6,Intel Core i3) на 15 рабочих мест, подключение к локальной сети интернет, лицензионное  ПО. интерактивная доска Smart Board 660.

408 ауд.: Мультимедиа-проектор Mitsubishi, компьютер Intel Core 2  Duo 2.0GHz, акустическая система , настенный экран, лицензионное  ПО.

408а ауд.: Мультимедиа-проектор Mitsubishi, компьютер Intel Core 2  Duo 2.0GHz, акустическая система , настенный экран, лицензионное ПО.

412 ауд.: интерактивная доска Smart Board 660, мультимедиа проектор BENQ, Компьютер Е350, акустическая система лицензионное ПО.

Ауд.: 301, 302, 304, 305, 306а, 312, 313, 317, 319а, 408, 408а, 412, главный корпус, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Помещения для самостоятельной работы и курсового проектирования

Компьютерные классы: 303, 318.

303 ауд.: 10 компьютеров МSI 350 IS-E45,мультимедиа проектор BENQ. Подключение к локальной сети интернет, лицензионное ПО. (Операционная система Windows 7 Professional,пакет программ Windows Office 2010,Adobe Acrobat,браузер для выхода в Интернет Ghrome).

318 ауд.: 15 компьютеров MSI350IS-E45, мультимедиа проектор BENQ, акуст.система, подключение к локальной сети интернет, принтер НР1200, лицензионное ПО. (Операционная система Windows 7 Professional пакет программ  Windows   Office 2010, Adobe Acrobat,браузер для выхода в Интернет Ghrome).

Ауд.: 303, 318 главный корпус, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Читальный зал библиотеки НГПУ

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную срезу вуза. Количество посадочных мест - 31.

 

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций: 303, 309.

303 ауд.: 10 компьютеров МSI 350 IS-E45,мультимедиа проектор BENQ. Подключение к локальной сети интернет, лицензионное ПО. (Операционная система Windows 7 Professional,пакет программ Windows Office 2010,Adobe Acrobat,браузер для выхода в Интернет Ghrome).

309 ауд.: 3 компьютера, сканер, принтер.

Ауд.: 303, 309 главный корпус, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05