СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Теория обучения как раздел педагогики. Деятельность учения. Общекультурное значение педагогики.
Тема 2. Педагогический процесс как целостная система. Основные парадигмы современного обучения. Основные направления современного обучения.
Раздел 2. Основные понятия теории обучения.
Тема 3. Основные понятия теории обучения. Цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства обучения. Моделирование процесса обучения. Результативность обучения. Анализ процесса обучения.
Тема 4. Понятие метода обучения. Методы и формы обучения. Классификации методов обучения. Соответствие метода обучения поставленной цели и другим компонентам педагогического процесса.
Тема 5. Понятие педагогической технологии. Понятие педагогической технологии. Классификация педагогических технологий. Традиционные, личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения. Общая характеристика. Понятие инновационной педагогической технологии.
Раздел 3. Традиционные технологии обучения.
Тема 6. Основные черты традиционного обучения. Содержание, методы работы и принципы традиционного обучения. Закономерности формирования традиционного обучения. Влияние концепции Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта и других на формирование современного традиционного обучения. Критика традиционного обучения.
Тема 7. Понятие о традиционной и инновационной педагогических технологиях. Основные черты традиционных педагогических технологий. Необходимость инноваций в педагогике. Педагогический поиск. Основные черты и признаки инновационных технологий.
Раздел 4. Личностно-ориентированные технологии обучения.
Тема 8. Личностно-ориентированные технологии. Сущность личностно-ориентированного обучения. Концепция Ш. А. Амонашвили. Примеры. Технология полного усвоения знаний, технология модульного обучения, инклюзивного обучения, Разноуровневого и профильного.
Тема 9. Психологические основания гуманистической педагогики. Теория самоактуализирующейся личности. Подходы К. Роджерса и А. Маслоу. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Я Корчака.
Тема 10. Педагогика сотрудничества Ш.А. Амонашвили. Реализация гуманистических принципов в подходе Ш. А. Амонашвили. Проблемы раннего обучения и оценивания. Проблема адаптации к условиям школы. Коммуникация учитель-ученик.
Тема 11. Технологии разноуровневого обучения. Сущность разноуровневого обучения. Диагностика уровня обучения. Построение индивидуальной траектории обучения. Организация процесса обучения.
Тема 12. Технологии инклюзивного обучения. Понятие инклюзивного обучения. Институт тьюторства. Организация педагогического процесса при инклюзивном обучении. Примеры.
Тема 13. Развивающее обучение. Понятие развития. Теория Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития как психологическая основа развивающего обучения. Понятие обученности и обучаемости.
Раздел 5. Развивающее обучения.

Тема 14. Технологии развивающего обучения. Примеры развивающих технологий.
Тема 15. Теория Л.В. Занкова. Основные принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне сложности и обучение в высоком темпе. Реализация развивающей функции обучения. Организация процесса обучения. Особенности взаимодействия учителя и ученика.
Тема 16. Теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Формально-эмпирическое и содержательное обобщение. Процесс формирования понятий. Технология развития высших форм мышления в процессе обучения. Организация процесса обучения. Особенности взаимодействия учителя и ученика.
Тема 17. Школа диалога культур В.С. Библера. Понятие культуры и диалога. Влияние идей М.М. Бахтина на педагогические инновации. Стадиальность развития культурных форм мыщления. Технология развития диалогической культуры мышления. Критика развивающего обучения. Технологии диалога. Работа с репликой ребенка. Система учебного диалога как фактор интеллектуального и личностного развития.
Тема 18. Система Марии Монтессори. Понятие сензитивного периода. Соотношение работы и игры. Значение среды воспитания. Педагогические принципы М. Монтессори. Разновозрастность в процессе обучения. Организация развивающей среды.
Тема 19. Школа коммуникативной дидактики. Проблема соотношения точного и гуманитарного знания. Проблема учебной развивающей коммуникации в учебном процессе. Уровни обучения. Проблема риторизации образования. Стадии усвоения эстетических форм мышления в учебном процессе. Теория Л.С. Выготского  о природе эстетической реакции. Катарсис как эстетическое переживание. Технология формирования эстетической реакции.
Тема 20. Технологии проблемного обучения. Концепции проблемного обучения. Уровни проблемного обучения. Психолого-педагогическая природа учебных проблем. Технологии создания развивающих проблем в процессе диалога. Особенности личности педагога.
Раздел 6. Программированное обучение.
Тема 21. Программированное обучение. Представления Б.Ф. Скиннера. Виды программированного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я.
Раздел 7. Технологии оценивания в педагогическом процессе.
Тема 22. Технологии оценивания в педагогическом процессе. Проблема оценивания как психолого-педагогическая. Системообразующие черты технологии оценивания. Технологии педагогического оценивания. Подходы Ш.Амонашвили, К. Роджерс, В.Ф. Шаталова, Школы диалога культур. Традиционная система оценивания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература
Основная

1. Педагогика: учебник для вузов: рек. УМО вузов РФ // П. И. Пидкасистого. - Москва: Юрай: Высшее образование, 2008, 2009.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие для вузов: доп. М-вом общего и проф. образования РФ / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.  - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 304 с.
3. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ // Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2010.
4. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ / [Л. П. Крившенко и др.]; под ред. Л. П. Крившенко.  - Москва: Проспект, 2010. - 432 с.
5. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.  - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 368 с.
Дополнительная литература
1. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. 256с
2. Волков Б. С. Психология урока, его подготовка и анализ: Учебное пособие- М.: Центр педагогического образования, 2007.- 96 стр.
3. Гусинский Э.Н. Современные образовательные теории: Учеб.-метод. пособие для вузов- М.: Университетская книга, 2004.- 256 стр.
4. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М., 2004.
5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 2001.
6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М., 2005.
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие- М.: Педагогическое общество Росиии, 2001.- 224 стр.
8. Кондратьева Т. Н. Педагогические технологии: Учебно-методический комплекс- Новосибирск: НГПУ, 2009.- 118 стр.
9. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – М., 1998.
10. Новые педагогические и информационные технологии в обучении / Под ред. Полат Е.С. – М., 2001.
11. Инновационные педагогические технологии: хрестоматия / сост. И. Н. Лукина, Т. В. Юракова; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 117 с.
12. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова С.А. – М., 2006.
13. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова.  - Москва: Сфера, 2007. - 128 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 125.
14. Педагогические технологии: Учебное пособие/ В.С. Кукушкин.- Ростов н/Д: МарТ, 2006.- 336 стр.
15. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 2001.- 250 стр..


Периодические издания.
16. Российское образование.


Электронные образовательные ресурсы
17. Дейч, Б. А. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: учебное пособие / Б. А. Дейч; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 132 с.: табл. - Библиогр.: с. 128-130. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/6435/.
18. Кондратьева, Татьяна Николаевна Педагогические технологии [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Т. Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 81,7 МБ. http://lib.nspu.ru/umk/cecc4577dc0fede6
19. Управление образовательными системами [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / сост. Т. В. Рюмина; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 334 КБ. http://lib.nspu.ru/umk/85e82862a8829558/

Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
20. http://www.edu.ru/index.php - Российское образование. Система федеральных образовательных порталов
21. http://standart.edu.ru/ - стандарты образования
22. http://psy.1september.ru/ - электронная версия газеты «1 сентября. Школьный психолог»
23. http://psylist.net/pedagogika/ - сайт, посвященный науке «Педагогика»
24. Национальный проект «Образование» http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
25. Педсовет: образование, учитель, школа http://pedsovet.org/
26. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» http://www.altruism.ru/sengine.cgi
27. Методики и модели проведения уроков с использованием мультимедиа средств http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-15
28. http://www.niiito.ru/ НИИ Инновационных технологий обучения

ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ  КОНТРОЛЬ
Формы промежуточного контроля: Текущий контроль представляет проверку и обсуждение сообщений и докладов, анализ выполнения студентами домашних заданий к каждому практическому занятию, проверку составленных конспектов и других письменных работ.
Промежуточный контроль: экзамен в 5 семестре.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05