СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Урок как пространство для коммуникации.
Урок как форма и возможность. Коммуникативные взаимосвязи на уроке: учитель - ученик, учитель-класс, учитель – предмет, ученик – ученик, ученик – предмет. Проблемные зоны в построении коммуникативных связей на уроке. Барьеры коммуникации.
Тема 2. Психолого-педагогический анализ урока.
Психологические и педагогические аспекты урока. Концепция психологического анализа урока Зимней И.А. Предварительный, текущий и ретроспективный анализ урока. Учитель как субъект педагогической деятельности. Рефлексия педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.
Тема 3. Диалог в педагогическом процессе.
Понятие диалога. Концепции диалога М. Бубера, В.С. Библера, М.М. Бахтина. Возможности диалога в практической психологии и педагогике. Концепция Т.А. Флоренской.
Тема 4.  Основы педагогической конфликтологии.
Понятие конфликта. Виды конфликтов и их причины. Специфика конфликтов в педагогической сфере. Структурный анализ конфликта. Динамика конфликта. Методы разрешения. Управление конфликтами. Позитивные функции конфликта в педагогической деятельности.
Тема 5. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
Мотив и мотивация. Мотивационная сфера человека. Теории мотивации (А. Маслоу, Г. Мюррей, В. Врума, С. Адамса и других). Мотивация и стимулирование. Мотивация в педагогической деятельности. Мотивационные предпосылки и мотивационные установки в педагогическом процессе и педагогической деятельности. Формирование мотивации учебной деятельности. Мотивация учителя как субъекта педагогической деятельности.
Тема 6. Сотрудничество специалистов (педагога, психолога, дефектолога и др.) и родителей в педагогическом процессе.
Функциональные обязанности и возможности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса: педагога, психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, администрации школы. Необходимость сотрудничества с медицинскими учреждениями, Инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты, органами опеки, психологическими центрами и другими организациями, обладающими возможностями диагностики социальной и психолого-педагогической ситуации развития, а также помощи родителям, детям и педагогам в решении  задач возникающих в педагогическом процессе. Сотрудничество школы и родителей.
Тема 7. Решение психолого-педагогических задач в педагогическом процессе.
Понятие психолого-педагогической задачи. Типы трудностей:
• трудности обучения (развитость психических процессов, особенности восприятия, запоминания, усвоения, понимания, обучаемость);
• трудности воспитания (отзывчивость ребенка, его воспитуемость, возможность привития норм поведения, девиации в поведении);
• трудности коммуникации (взаимодействие с учителем, с одноклассниками
• трудности, связанные со здоровьем и возможностями обучения в условиях общеобразовательного учреждения;
• трудности, связанные с социальной ситуацией, в том числе с особенностями семьи и ее участием в педагогическом процессе;
Диагностика и коррекция трудностей, выработка индивидуальной образовательной траектории
Тема 8. Решение психолого-педагогических задач, возникающих в детском коллективе.
Формирование детского коллектива. Динамика развития детского коллектива. Психолого-педагогические задачи, возникающие в детском коллективе: включенность, адаптация, сплоченность, давление, конкуренция, конфликтность и другие. Влияние детского коллектива на успешность обучения и воспитания. Роль и задачи педагога на каждом этапе формирования детского коллектива.
4.1 Основная учебная литература
1. Смирнов, С. Д.    Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учебное пособие для вузов по направлению "Психология" : рек. УМО вузов РФ / С. Д. Смирнов.  - 6-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 400 с. : табл. - (Высшее образование. Психология). - Библиогр.: c. 364-377. - Предм. указ.: с. 378-385. - Указ. имен: c. 386-390. - ISBN 978-5-4468-0416-0.
2. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания : учебник для вузов по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова.  - Москва: Академия, 2012. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-7695-8246-2.
3. Ратнер, Ф.И. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей : [учебное пособие] / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова.  - Москва : Владос, 2014. - 175 с.: ил. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-691-01581-6.
4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
4. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова.  - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 1999.
5. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М., 1963. 
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. 
7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М., 1988.
8. Братченко, С.Л., Леонтьев, Д.А. Диалог / С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11).
9. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский.  - Санкт-Петербург : Лань, 2003.
11. Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. - Л., 1990.
12. Гришина, Н. В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина. - СПб, 2008.
13. Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. - М., 1995.
14. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя - М.: Флинта, 1998.
15. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. – М., 1995.
16. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебник для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / Н. Н. Заваденко.  - Москва : Академия, 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология). - ISBN 5-7695-2417-0.
17. Измайлова, М. А. Деловое общение: учебное пособие / М. А. Измайлова. - Москва: «Дашков и К», 2009
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: [учебное пособие] / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.
19. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: Учеб. пособие для вузов- М.: ВЛАДОС, 2006.
20. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М. 1989.
21. Мастенбрук, В. Переговоры / В. Мастенбрук. - Калуга, 1993.
22. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.- М., 1981.
23. Мелибруда, Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения /Е. Мелибруда. - М.: Прогресс, 1986.
24. Минаева, В.М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов / В. М. Минаева.  - Москва: Трикста: Академический Проект, 2004.
25. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе : социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына.  - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Речь, 2005.
26. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / [сост.: Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова] ; под ред. Л. М. Шипицыной.  - Москва: ВЛАДОС, 2003.
27. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для пед.вузов/ А.Э. Штейнмец.- М.: ВЛАДОС, 2002.
28. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А.Флоренская. – М.: Владос, 2001.
29. Харрис, Т. А. Я o' кей - Вы о' кей  / Т. А. Харрис ; пер. с англ. общ. ред. В. В. Макарова, Б. И. Хасана. - Новосибирск: Гермес, 1993.
30. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология- М.: Пед. общество России, 2000.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"
4.3.1 Ресурсы НГПУ
31. Зеленина, Е. Л. Школьная дезадаптация: причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Л. Зеленина.  - Пермь: Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2012. - 136 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/32219. - ISBN 978-5-85218-556-3.
32. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. Г. Речицкая [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва : Московский пед. гос. ун-т, 2014. - 184 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/31758.
33. Мирошниченко, И. В. Психологический практикум [Электронный ресурс]: конспект лекций: учебное пособие / И. В. Мирошниченко.  - Москва: А-Приор, 2011. – 144 с. - (Конспект лекций. В помощь студенту). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". http://www.biblioclub.ru/book/72677/
34. Основы специальной психологии и педагогики [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / сост. О. А. Дураченко; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 180 Мб - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/60972/web.php. - ISBN 978-5-00023-803-5.
35. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс] : учебник по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки "Профессиональное обучение" / Е. А. Гараева [и др.].  - Оренбург : [б. и.], 2013. - 166 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/30072. Педагогика детской одаренности: сопровождение развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. С. Парц ; науч. ред. Н. В. Чекалева ; Омский гос. пед. ун-т.  - Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2014. - 138 с. : ил., табл. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: ehttps://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/855165/. - ISBN 978-5-8268-1859-6.
36. Шамшикова, Е. О. Общий психологический практикум [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е. О. Шамшикова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 119 МБ. http://lib.nspu.ru/umk/dbae1d1c2a7b1aa8/.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа
37. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование»
38. http://standart.edu.ru/ - стандарты образования
39. http://psy.1september.ru/ - электронная версия газеты «1 сентября. Школьный психолог»
40. http://psylist.net/pedagogika/ - сайт, посвященный науке «Педагогика»
41. http://psylist.net/pedagog/ - сайт, посвященный психологии ребенка
42. http://praktika.karelia.ru/ртал виртуальная практика
43. Гришина, Н. В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина. - СПб, 2008. – Режим доступа: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/grishina_psy_conf.pdf
44. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям: рек. М-вом образования РФ / И. А. Зимняя.  - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва: Логос, 2004. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm.
45. Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии/ М.Г. Молодцова. – 2009. – Режим доступа: http://texts.news/psihologiya-pedagogicheskaya/praktikum-pedagogicheskoy-psihologii.html
46. Сычева М.В., Мали Н.А. Психолого-педагогические практикумы. – Пенза: Изд. ПГУ, 2013. – Режим доступа: http://dep_ppnco.pnzgu.ru/files/dep_ppnco.pnzgu.ru/psihologo_ped_praktikumy.pdf
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05