СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение
Тема 1. Специальная педагогика и психология. Организация педагогического процесса в условиях инклюзивного образования.
Специальная педагогика и психология как разделы педагогики и психологии. Психологизация современного педагогического процесса. Необходимость повышения психолого-педагогических компетенций современного учителя. Понятие инклюзивного образования. Предпосылки для его организации. Способы организации педагогического процесса в условиях инклюзивного образования.
Раздел 2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса.
Тема 2. Личностно-ориентированный подход как основа специальной педагогики.
Личностно-ориентированный подход как основа специальной педагогики. Концепции личностно-ориентированного обучения Л.С.Выготского, Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, М. Гриндера и других
Тема 3. Понятие нормы. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных различий.
Понятие нормы. Л.С. Выготский, Я. Щепаньский, П.Б. Ганнушкин о норме и отклонениях в психике и поведении. Индивидуальные различия в протекании психических процессов, в типах темперамента и свойствах личности, их проявления в деятельности. Влияние индивидуальных различий на эффективность обучения. Методы диагностики индивидуальных различий.
Тема 4. Психолого-педагогическое сопровождение в процессе обучения и воспитания.
Понятие психолого-педагогического сопровождения. Цели, задачи и возможности психолого-педагогического сопровождения. Содержание психолого-педагогического сопровождения. Сотрудничество специалистов в педагогическом процессе. Границы психолого-педагогического сопровождения.
Тема 5. Психолого-педагогическая коррекция развития психических процессов.
Возрастные особенности развития внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Уровни развития психических процессов. Личностные особенности развития психических процессов. Развитие эмоционально-волевой сферы. Проблема гиперактиности.
Тема 6. Проблемы интеллектуальной недостаточности.
Понятие интеллекта. Понятие нормы интеллектуального развития. Понятие педагогической запущенности. Виды педагогической запущенности. Трудности обучения, связанные с интеллектуальной недостаточностью, их диагностика и коррекция, выработка индивидуальной образовательной траектории. Развивающие программы.
Тема 7. Психология и педагогика  девиантного поведения (агрессивного поведения и др. видов поведения).
Понятие девиантного поведения. Виды девиантного поведения. Социальные и психологические причины развития различных видов девиантного поведения. Психологические особенности детей с агрессивным, аддиктивным и делинквентным поведением. Психолого-педагогические аспекты работы с детьми девиантной направленности.
Тема 8. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Понятие и концепции одаренности. Особенности развития одаренных детей. Трудности воспитания и обучения одаренных детей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1 Основная учебная литература
1. Специальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" / [Н. М. Назарова и др.]; под ред. Н. М. Назаровой.  - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2013. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в сносках. - Авт. указ. на обороте тит. л. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту высш. проф. образования. - ISBN 978-5-4468-0312-5.
2. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева.  - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Библиогр. в сносках. - Указ. имен: c. 325-331. - ISBN 978-5-7695-8755-9.
3. Ратнер, Ф.И. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей: [учебное пособие] / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова.  - Москва: Владос, 2014. - 175 с.: ил. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в сносках. - ISBN 978-5-691-01581-6.
4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
4. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова.  - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 1999.
5. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети. – М.: Просвещение, 1983.
6. Агавелян, О. К.    Голос, речь и личность в специальной психологии / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, Т. В. Рюмина; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 211 с. : табл. - Библиогр.: с. 206-210. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/8473/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-85921-969-8.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский.  - Санкт-Петербург: Лань, 2003.
8. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебник для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / Н. Н. Заваденко.  - Москва : Академия, 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология). - ISBN 5-7695-2417-0.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям : рек. М-вом образования РФ / И. А. Зимняя.  - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва : Логос, 2008. - 384 с.: табл. - (Новая Университетская Библиотека). - Библиогр.: с. 368-377. - Указ. имен: с. 378-380. - ISBN 978-5-98704-069-8.
10. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий/ Е. П. Ильин. -  СПб.: Питер, 2004, ISBN 978-5-4237-0032-4.
11. Инновационные методы диагностики в психологии, педагогике, девиантологии, психиатрии и пенологии: материалы I Международной науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 13-14 ноября 2014 г.) / под ред. М. Г. Чухровой ; [редкол.: О. О. Андронникова, М. Г. Чухрова, Ю. М. Перевозкина и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2015. - 229 с. : ил., табл. - Библиогр. в конце ст.. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - Редкол. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-00023-741-0.
12. Монтессори, М. Мой метод/ М. Монтессори. – АСТ: Астрель, 2007.
13. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе : социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына.  - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Речь, 2005.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / [сост.: Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова] ; под ред. Л. М. Шипицыной.  - Москва: ВЛАДОС, 2003.
14. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для пед.вузов/ А.Э. Штейнмец.- М.: ВЛАДОС, 2002.
15. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с двигательными нарушениями - Москва : [б. и., 2013?]. - 64 с. : ил., табл. - (Приложение к журналу "Коррекционная педагогика"). - Библиогр. в конце ст.. - Загл. обл.: "Специальная психология : приложение к журналу "Коррекционная педагогика".
16. Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства : материалы VII Всероссийской научно-практической конф. (Новосибирск, 16-17 мая 2011 г.) / под ред. А. Ю. Зверковой, У. М. Дмитриевой ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 196 с. - Библиогр. в конце ст.. - ISBN 978-5-85921-958-2.
17. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях : методические рекомендации / [М. Л. Любимов и др. ; под ред. С. В. Алехиной] ; Моск. городской психол.-пед. ун-т [и др.].  - Москва : МГППУ, 2012. - 56 с. : табл. - (Инклюзивное образование). - Доступна эл. версия в ЭБ МГППУ. - Режим доступа: http://www.inclusive-edu.ru/life_news/20/538/. - ISBN 978-5-94051-117-5.
18. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А.Флоренская. – М.: Владос, 2001.

4.3 Ресурсы сети "Интернет"
4.3.1 Ресурсы НГПУ
19. Арутюнян, А. Ю. Обучаем ребенка [Электронный ресурс]: личностно ориентированная школа : учебное пособие / А. Ю. Арутюнян, Е. Б. Манузина ; Алтайская гос. акад. образования.  - Бийск : Алтайская гос. акад. образования, 2012. - 81 с. - Библиогр.: с. 74-76. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644694/. - ISBN 978-5-85127-684-2.
20. Гудкова, Т.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Т. В. Гудкова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 191 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/3291/read.php.
21. Зеленина, Е. Л. Школьная дезадаптация: причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Л. Зеленина.  - Пермь: Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2012. - 136 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/32219. - ISBN 978-5-85218-556-3.
22. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистика : учебное пособие для вузов по направлениям подготовки "Специальное (дефектологическое) образование (магистратура), "Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат) по профилю подготовки "Логопедия" / О. Г. Ивановская.  - Москва: Инфра-М : Форум, 2015. - 160 с.: табл. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр. в сносках. - Учебное пособие соответствует Федер. гос. образоват. стандарту 3-го поколения. - ISBN 978-5-91134-962-2 (ФОРУМ). - ISBN 978-5-16-010222-1 (ИНФРА-М, print). - ISBN 978-5-16-103092-9 (ИНФРА-М, online).
23. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. Г. Речицкая [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва : Московский пед. гос. ун-т, 2014. - 184 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: ehttp://www.iprbookshop.ru/31758.
24. Макаренко, Т. Г. Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. Т. Г. Макаренко ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства, Каф. коррекционной педагогики и психологии.  - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 103 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/2879/read.php.
25. Основы специальной психологии и педагогики [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / сост. О. А. Дураченко; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск: НГПУ, 2015. - 180 Мб - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  https://lib.nspu.ru/views/library/60972/web.php. - ISBN 978-5-00023-803-5.
26. Педагогика детской одаренности: сопровождение развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. С. Парц ; науч. ред. Н. В. Чекалева ; Омский гос. пед. ун-т.  - Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2014. - 138 с. : ил., табл. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: ehttps://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/855165/. - ISBN 978-5-8268-1859-6.
27. Цвирко, О. Ю.    Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. Ю. Цвирко. - Барнаул: Алтайская гос. пед. акад., 2012. - 115 с. : ил., табл. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644894/.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа
28. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование»
29. http://standart.edu.ru/ - стандарты образования
30. http://psy.1september.ru/ - электронная версия газеты «1 сентября. Школьный психолог»
31. http://psylist.net/pedagogika/ - сайт, посвященный науке «Педагогика»
32. http://psylist.net/pedagog/ - сайт, посвященный психологии ребенка
33. http://praktika.karelia.ru/ртал виртуальная практика
34. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. – Нью-Йорк, 1980, Режим доступа: http://royallib.com/book/grinder_maykl/ispravlenie_shkolnogo_konveyera.html
35. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие: рек. М-вом образования РФ  / И. А. Зимняя.  - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва: Логос, 2004. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm.
36. Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии/ М.Г. Молодцова. – 2009. – Режим доступа: http://texts.news/psihologiya-pedagogicheskaya/praktikum-pedagogicheskoy-psihologii.html.
37. Пилипенко, А.В. Коррекционная педагогика с основами психологии: учебное пособие: рек. М-вом образования РФ  / А.В. Пилипенко. – Владивосток, 2008. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/623/61623/files/phsih011.pdf
38. Специальная педагогика: учебно-методическое пособие/под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. - Режим доступа: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/nazarova.pdf.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05