Пояснительная записка

 

Курс "Практикум по решению профессиональных задач" открывает цикл педагогических дисциплин, осваивае­мых студентами в вузе. От того, насколько качественно будут ре­шены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профес­сионально-педагогической подготовки в целом.

        Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Спецификой предлагаемой учебной программы является ее практико-ориентированных характер, организация активного включения студентов в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в результате которой будущие педагоги разработают индивидуализированные и групповые проекты для решения конкретной педагогической задачи и про­граммы личностного профессионального становления.

Такой подход позволяет конкретно реализовать идеи компетентностного и личностно-ориентированного подходов к педагогической подготовке специалистов. Содержательное своеобразие тем аудиторных и внеаудиторных занятий характеризуется междисциплинарным характером учебной информации, предъявляемой сту­дентам, что предполагает использование различных форм и технологий взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Один из путей реализации этой сложной задачи автор видит в комплексном под­ходе к структурированию педагогической учебной информации, исклю­чающем бессодержательные, бесструктурные рассуждения и дающем воз­можность извлечения из смежных наук о человеке, сведений, правомерно включаемых в систему педагогической информации.

Основные задачи:

1. Формирование у студентов  комплексного представления о профессиональной культуре учителя.

2. Приобщение студентов к наиболее актуальной проблематике современной педагогической науки и практики.

3. Формирование у студентов потребности, умений и начального навыка решения  профессио­нально значимых задач через проектную деятельность.

4. Формирование  навыков вузовской познава­тельной деятельности.

5. Содействие   формированию   гуманистической   направленности личности и гуманистического характера деятельности будущего учителя.

6. Формирование мотивации непрерывного профессионального са­моразвития и самосовершенствования.

 

Требования к уровню освоения содержания

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

  • о сущности и специфике педагогической проектирования;
  • о сущности, структуре и содержании профессиональной педагогической деятельности;
  • о педагогической культуре, педагогической компетентности и способах их формирования;
  • о способах  и формах профессионального самообразования учителя.

 

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

  • анализировать учебную информацию;
  • формулировать содержательные ответы по проблематике раздела;
  • разрабатывать индивидуализированные проекты собственного профессионального становления

Учебный курс рассчитан на 36 аудиторных часов для студентов дневной формы обучения; на 2 курсе - 4 семестр.

 

Содержание дидактической единицы

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога.

Система непрерывного педагогического образования. Основы  профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы   выбора   педагогической   профессии. Содержание высшего педагогического образования.  Профессиональное   самовоспитание   и самообразование педагога.   Назначение личностно-ориентированных программ профессионально-педагогического становления и развития. Источники  разработки личностно-ориентированной программы профессиональ­ного становления и развития будущего педагога. Технология разработки индивидуальной программы профессионально-педагогического становления и развития студента

 

Педагогическое проектирование. Основы педагогического проектирования. Сущность и специфика педагогических проектов по ЗОЖ. Педагогические проекты по ЗОЖ в системе общего и дополнительного образования.

 

Тематический план занятий

 

№ темы

Содержание

Кол-во часов

1

Проект «Личностно-ориентированная программа профессио­нально-педагогического становления и развития».

8

2

Моделирование процесса становления и развития педагога

8

3

Групповой проект «Вселенная здоровья» по ЗОЖ

8

4

Проект «Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи»

8

5

Презентация проектов

4

 

Итого

36

 

Требования к зачету

 

В зависимости от индивидуальных особенностей студентов и состава групп студентов, специфики организации  процесса  возможно проведение зачета в одной из предложенных форм:

  • проблемная (защита творческих работ-проектов);
  • исследовательская (защита индивидуальных программ профессионально-педагогического становления и развития)
  • тестовая форма или презентация

          Вне зависимости от выбранной формы проведения зачета, содержание контрольных заданий  должно отражать содержание и объем базовой учебной информации модуля и позволять выявлять уровень сформированности знаний, умений и навыковстудентов, определенных в пояснительной записке курса.

 

Список  рекомендуемой литературы

 

Основной

1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую дея­тельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

2.Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.А. Орлова.- М. Изд. Центр «Академия», 2004.

3. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии
профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

4. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006. 

5. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

 6. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.

7. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.

8. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

 

Дополнительный

  1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография — Волгоград: Перемена, 2001.
  2. Казин Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. Монография.- Кемерово, 2010.- 214 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования.- 2002-№2-С.3-10.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Про­свещение, 1993.

5. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А.Мижериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. - М., 2007.

8. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их преду­преждения.- М., 1998.

9.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: Учеб. Пособие.-М. Владос. 2008.

          10.Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.

        

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04