Умения и навыки

Комарова Т.С.

Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, реработанное и дополненное. Учебное пособие - М.:

Педагогическое общество России, 2005. - 176 с, илл.

 

Что же такое двигательные навыки и каковы особенно­сти их формирования? Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Авто­матизированное выполнение действия не есть бес­сознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации. На эту особенность автоматизиро­ванного действия указывал еще И.М. Сеченов: «Чем заученнее движение, тем легче оно подчиняется воле» (Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека. —М., 1906. С. 255.)

С.Л. Рубинштейн выделяет два рода автоматизмов — пер­вичные и вторичные. Первично автоматические действия — это действия, возникающие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля; к такого рода автоматическим действиям он относит реф­лекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки — вторичные автоматизмы, т.е. действия, вы­работанные сознательно, а затем применяемые автомати­чески.

Такое понимание навыков и процесса их автоматиза­ции помогает раскрыть механизм формирования техни­ческих навыков рисования.

Ни один из технических навыков рисования и после его отработки и автоматизации не может быть применен бес­сознательно, так как процесс изображения носит осмыс­ленный характер. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инстру­ментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движений всегда направлено на характеристику изображаемого.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — вы­полнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за производимым движением может быть зри­тельным и кинестезическим.

Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ве­дущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослаб­ление зрительной регуляции на данном этапе сразу приво­дит к ошибочному, неуверенному движению, например, оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Это отрицательно сказыва­ется на качестве изображения и огорчает ребенка. Посте­пенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестезический контроль за движением. Од­нако при выработке некоторых технических навыков ри­сования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной.

Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче фор­мы, величины, определенных пропорций, чего нельзя вы­полнить при одной только кинестезической регуляции.

С другой стороны, одной зрительной регуляции при выра­ботке двигательного навыка графической деятельности так­же недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать,* например, отклоне­ние от прямой, несоответствие проводимой линии изобра­жаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестезические ощущения, сопутству­ющие данному движению, когда оно отработано как на­вык.

В процессе выполнения движения импульсы поступа­ют в кинестезический (двигательный) анализатор. Их ана­лиз позволяет сличать выполняемое движение с имеющим­ся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления.

Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестезическая регуляции в процессе выполнения ри­совального движения. Соотношение этих двух компонен­тов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.

Одни навыки требуют меньшего зрительного контро­ля, например, навык правильного владения инструмен­том, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестезическим. Так, в движениях, свя­занных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например, навык правильного положе­ния кисти при рисовании широких и тонких линий, на­вык произвольной регуляции амплитуды, размаха движе­ния, навык сохранения направления движений.

Вторая группа классификации включает навыки, отра­ботка которых приведет к образованию умения регу­лировать рисовальные движения в отношении силы нажи­ма, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавно­сти в соответствии с задачами изображения. Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.

Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, от­носительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.

Эти  относительно сложные умения требуют усвоения опреде­ленных знаний и овладения входящими в них навыками:  произвольное прекращение движения в нужной точке, лег­кое, без излишнего напряжения движение, удержание на­правленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т.д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.

Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, движение руки с инструментом, орудием, направленное на передачу формы предмета, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от фор­мы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании пря­мых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округ­лых и изогнутых линий. А так как рисование осуществля­ется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При непра­вильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма пред­мета будет искажена.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует от­работки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны.

Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственно­го действия, как представление формы, величины, про­порций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения.

Овладение умениями, входящи­ми в третью группу нашей классификации, даст возмож­ность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобре­тение этих умений невозможно без овладения навыками и умениями, входящими в первую и вторую группы клас­сификации.

Итак, предлагаемая нами классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения.

- Навыки будут отрабатываться пу­тем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения

- Уме­ния же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять.

Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владе­ния инструментом, навыки и качества движения, вклю­ченные во вторую группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности), другие — позднее (умение свободно вла­деть карандашом и кистью при различных приемах рисо­вания, умение регулировать движения по силе, темпу и т.д. в соответствии с задачами изображения).

Умения, на­правленные на передачу формы предметов, ее простран­ственного положения, величинных отношений, формиру­ются в соответствии с овладением навыками и усложне­нием изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что уме­ния, как говорилось выше, могут быть приобретены тог­да, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в ри­совании.

В ряде психологических работ (Е.И. Бойко, Д.Ф. Николаенко, К.К. Платонов и др.) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий «навыка» и «умения».

-Навык определяется как часть более общего по­нятия.

-Умение характеризуется как способность исполь­зовать знания и навыки для решения разнообразных прак­тических задач.

Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предлагаемой классификации не только технические навыки, но и умения.

 

Механизмы отработки различных компонентов техники рисования будут разными.

Навыки отрабатываются в ре­зультате многократного повторения действия, так как тре­буют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вер­тикальных и горизонтальных линий и др.). Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах ри­сования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.

В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с ин­струментом при рисовании вертикальных и горизонталь­ных линий, положение руки с кистью при рисовании ши­роких полос и тонких линий и др.

Овладев всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен приме­няться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Таким образом, первая группа на­шей классификации включает не только навыки, но и умения.

 

 

 

 

Классификация технических навыков и умений

 

Группы классификации

Навыки

Умения

Первая группа

Навыки и умения владения инструментом

1.Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3.Навык ведения линий кистью.

4. Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий.

Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

Вторая группа

(Навыки, связанные с выработкой (качества движения, от которых [зависит качество (линий и закраски в рисунке

1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2.Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения).

3.Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение).

4. Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений.

Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.

Третья группа

Навыки и умения обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций)

Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т.д.)

1. Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге, и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой).

2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).

3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04