ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ  И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Основные категории и понятия современной системы физического воспитания

Физическая культура (ФК) - часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в своей жизни. (ФК) получила широкое общественное признание и имеет первостепенное государственное значение.

Физическое воспитание (ФВ) педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, морально стойкого подрастающего поколения.

Спорт (С) - составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.

Физкультурник человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями (ФУ) для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования.

Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными (ФУ), соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или для команды результатов.

Физическое развитие (ФР) - два значения: 1) физическое состояние человека в данный момент (рост, вес, динамометрия); 2) биологический процесс становления и изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и уровня (ФВ).

Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду, борьбе.

Физическая подготовка - специализированный процесс (ФВ), направленный на подготовку человека к высокопроизводительному труду, военным действиям, действиям в экстремальных условиях (летчик, геолог, космонавт, разведчик, альпинист, учитель и т. д.).

Физическое образование - обучение человека двигательным умениям и навыкам, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности. Цель современной системы физического воспитания учащейся молодежи - содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. Задачи: 1. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма. 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности. 3. Приобретение необходимых знаний по основам теории и методики (ФВ). 4. Совершенствование спортивного мастерства учащихся спортсменов. 5. Воспитание у молодежи убежденности в необходимости регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Влияние физической культуры и спорта на всестороннее развитие личности

Оздоровительное значение ФК и С развитие и укрепление физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость и др.). Роль ФК и С в нравственном воспитании - воспитание положительных черт характера и моральных качеств (взаимопомощь, порядочность, сила воли, патриотизм, честность и др.). Умственное развитие в процессе занятий ФК и С имеет две стороны: образовательную (вооружение специальными знаниями) и воспитательную (развитие восприятия, наблюдательности, памяти, внимания, устойчивости умственной работоспособности).

Связь физического воспитания с трудовым. Педагогически правильно построенные занятия ФК и С положительно сказываются на отношении к труду, на подготовке к жизни. Основными при этом являются трудовые навыки и умения, трудолюбие, сознательное отношение к полезному труду.

Влияние ФК и С на эстетическое воспитание. Человек, занимающийся ФК и С, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного (художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика, прыжки в воду и др.). Туризм, альпинизм, парусный спорт позволяют постоянно созерцать и понимать прекрасное в природе.

Музыкальное сопровождение в некоторых видах также способствует- эстетическому воспитанию как занимающихся, так и зрителей (телезрителей).

Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых у занимающихся формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, воспитываются физические способности, восстанавливаются ранее утраченные функции организма.

Физическое упражнение (ФУ) - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями. Физические упражнения бывают циклическими, когда они представляют собой двигательные действия с повторяющимися циклами движений (бег, ходьба, плавание и т. д.), и ациклическими, когда движения постоянно изменяются (прыжки, метания, кувырки, игровые элементы и т. д.). Другими средствами физического воспитания являются естественные силы природы и гигиенические факторы. Естественные силы природы - это солнце, воздух, вода. Сочетание их с ФУ позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической подготовки человека. Гигиенические факторы -четкое выполнение режима дня и режима питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т. д.).
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05