3.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Содержание контактной работы с преподавателем
Возрастная и педагогическая психология
Тема 1. Предмет, задачи, структура и методы современной психологии 
Практическое занятие. 
Вопросы для обсуждения
  1. Место возрастной психологии в психологическом пространстве?
  2. Цели и задачи изучения возрастной психологии?
  3. В чем значение педагогической психологии, с какими другими науками она связана?
  4. Охарактеризуйте основные методы психологического исследования, применяемые в возрастной психологии, их достоинства и недостатки.
  5. Дайте определение понятий: психология, психика, наблюдение, опрос, тест, эксперимент, метод поперечного и продольного среза, метод экспертной оценки, биографический метод.

Планируемые результаты обучения: ОПК – 2Б1.Б.2.2- з

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1;2; 4;7;10

Тема 2. Факторы психического развития

Практическое занятие. 
Вопросы для обсуждения
  1. Охарактеризуйте стадии развития психики, отличительные особенности психики человека.
  2. Какие факторы привели к формированию у человека сознания?
  3. Опишите теорию происхождения сознания человека  Л.С.Выготского.
  4. Поясните  понятия: «психика – сознание – самосознание».

Планируемые результаты обучения: ОПК – 2 Б1.Б.2.2 - з

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1;2; 4;7;10

Тема 3. Проблема условий и движущих сил психического развития в зарубежной психологии 
Практическое занятие. 
Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте биогенетический подход (Ст. Холл)

2.В чем отличие  нормативного подхода (Гезелла) от поведенческого подход (Д. Уотсон)?

3.В чем заключается  теория конвергенции двух факторов В.Штерна и как она влияет на развитие индивида?

4.Опишите  психоаналитическую теорию З.Фрейда в рамках психосексуального развития человека.

Планируемые результаты обучения: ОПК – 2 Б1.Б.2.2 - з

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1;2; 4;7;10

Тема 4. Представления отечественных психологов о процессах психического развития

 
Практическое занятие. 
Вопросы для обсуждения

1.Охарактеризуйте основные положения теории происхождения психики А.Н. Леонтьева. Что способствовало переходу приспособительного этапа развития психики к преобразовательному?

2.Охарактеризуйте стадии развития психики, отличительные особенности психики человека.

Какие факторы, по мнению Л.С. Выготского привели к формированию у человека сознания?

3.Почему теория происхождения сознания человека  Л.С.Выготского получила название культурно-историческая?

4.Поясните преемственность понятий: «психика – сознание – самосознание».

5. В чем отличие возрастной периодизации отечественных и зарубежных авторов?

6.Дайте характеристику социальной ситуации развития.

7.Назовите законы психического развития. Зона актуального развития и зона ближайшего развития?

Планируемые результаты обучения: ОПК – 2 Б1.Б.2.2 - з

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1;2; 4;7;10

 

Тема 5. Характеристика основных этапов онтогенеза

Практическое занятие. 
Вопросы для обсуждения

1. В чем особенность младенческого возраста?

2. Охарактеризуйте гармоничные взаимоотношения между ребенком 5-7 лет и его ближайшего окружения. Что нужно учитывать ?

3. Я-концепция, что это такое? Какое влияние она оказывает на человека?

4. Какие возрастные особенности имеет подростковый период развития?

5. Когда начинает формироваться рефлексийное мышление?

6. Какие факторы влияют на успешность человека в будущем?

Планируемые результаты обучения: ОПК – 2 Б1.Б.2.2 - з

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1;2; 4;7;10

Содержание самостоятельной работы студента

Таблица 3

Технологическая карта  самостоятельной работы студента

Темы

Дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Коды результатов обучения, на которые направлены задания

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методичес-кого обеспечения

1

2

3

4

5

6

 

Возрастная и педагогическая психология

 

 

 

 

1

Возрастная психология как отрасль психологической науки

Подготовить доклады по темам:

1. Что изучает возрастная психология и как это отражено в ее основных разделах?

2. Какое место занимает возрастная психология среди других дисциплин, какие теоретические и практические задачи ставит перед собой?

3. Какие этапы становления возрастной психологии можно выделить и в чем их содержание?

4. Какие особенности можно выделить у специфических методов возрастной психологии.

ОПК – 2,3

Б1.Б.2.2 - з

11

1;9;19

2

Факторы психического развития

 

 

1.Составить сравнительную таблицу уровней развития психики.

Ответить письменно на вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия: «созревание», «рост»,  «формирование», «развитие психики»?

2. Охарактеризуйте основные закономерности психического развития.

3. Раскройте виды и содержание возрастных норм психического развития.

4. Какие теоретические проблемы возрастной психологии пока не нашли своего разрешения и почему?

5. Какое значение категория «возраст» имеет в возрастной психологии?

6. Как соотносятся между собой хронологический и психологический возраст? Каковы возможные последствия их несовпадения?

7. Как связаны между собой признаки психологического возраста: социальная ситуация развития, возрастные новообразования, кризис развития?

8. Что такое «ведущий тип деятельности» и в чем его значения для психического развития личности?

ОПК – 2,3

Б1.Б.2.2-у

11

1;20

3

Проблема условий и движущих сил психического развития в зарубежной психологии

Подготовить тезисы для выступления.

Ответить письменно на вопросы:

1.Как понимаются движущие силы психического развития в биологизаторском направлении?

2. Как понимаются движущие силы психического развития в социологизаторском направлении?

3. Как проблема соотношения факторов наследственности среды решается в двухфакторных теориях?

4. В чем отличие конструктивиского и гуманистического подходов?

ОПК – 2,3

Б1.Б.2.2 - у

11

2;3;11

4

Представления отечественных психологов о процессах психического развития

 

 

Выбрать тему для коллоквиумаи подготовить устный ответ:

1.В чем значение стабильных периодов развития, каковы его признаки?

2. В чем значение критических периодов развития, каковы его признаки?

3. О чем свидетельствует сенситивный период развития?

4. Раскройте понятие «интериоризация», как учение о высших психических функциях объясняет развитие психики в онтогенезе?

5. Как соотносятся между собой зона ближайшего и актуального развития?  6.Почему ведущим фактором развития психике является процесс обучения?

7. Какое продолжение культурно-историческая концепция Л.С.Выготского получила в трудах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина?

 

 

ОПК – 2,3

Б1.Б.2.2- в

11

1;13

5

Характеристика основных этапов онтогенеза

 

 

1.Подготовить тезисы для выступления по основным периодам психического развития с опорой на лекции.

2.Провести личностную диагностику Я-концепции.

3. Написать сочинение в свободной форме на тему: «Каким я вижу себя через 10 лет».

ОПК – 2

Б1.Б.2.2 - д

11

1;11;16

 

4. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Основная учебная литература

 

1.Чепель,ТатьянаЛеонидовна    Психология : учебно-методический комплекс : в 2 ч.. Ч. 2 : Возрастная и педагогическая психология / Т. Л. Чепель, Ю. Б. Шахова, Ж. Н. Истюфеева ;Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 268 с. - Библиогр.: с. 251. - Словари: с. 253-267.

2. Малащенко, Юрий Михайлович Психолого-педагогический практикум [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Ю. М. Малащенко, Т. Н. Добрынина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 3,79 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/1117/web.php.

3. Практикум по возрастной психологии учебное пособие для высш. проф. образования / [Е. И. Изотова и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой.  - Москва : Академия, 2013. - 272 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование. Психология) (Бакалавриат). - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ.на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-7695-8831-0.

4.Социальная психология : учебник для вузов : доп. М-вом образования РФ / И. И. Аминов и др. ; под ред. А. М. Столяренко.  - Москва : ЮНИТИ, 2009. - 511 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 500-510. - Авт. указ.на с. 12. - ISBN 978-5-238-01480-7.

5. Марцинковская, Татьяна Давыдовна    Общая психология : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Т. Д. Марцинковская.  - Москва :Академия, 2010. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование.Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 378-379. - Словарь: c. 375-377. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

4.2 Дополнительная учебная литература

6. Психологическая служба школы / Под редакцией И.В. Дубровиной, М, 1995.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. – М, 1996.

8. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996.

9. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 2000.

10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастая психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999.

17. Практические занятия по психологии. Под редакцией Д.Я. Богдановой, И.П.Волковой, 1989, 160 с.

18. Гиссен Л.Д. Время стрессов: обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах, - М, Физкультура и Спорт, 1980.

19. ГодфруаЖ. Что такое психология? В 2 т., М, 1992.

4.3 Ресурсы НГПУ:

20.Рубцова М.О. Учебно-методический комплекс «Психология». – Новосибирск, НГПУ, 2011.

Рубцова М.О. Тестовый контроль по курсу психология, Новосибирск, НГПУ, 2004

4.4 Информационно-справочные и поисковые системы

http://psylib.org.ua/books/kociu01/index.htm

http://www.koob.ru/shneider_l/psih_konsult

http://hpsy.ru/public/consalting/

http:// samopoznanie.ru

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05