Книги, брошюры, учебные пособия и программы

1.Традиционные музыкальные инструменты Японии.  Информационное сообщение № 3. Отдел научной информации по культуре и искусству. ДОР. Ташкент: Изд. Государственной библиотеки УзССР им. А. Навои, 1981. – 24 с.

  1. Опыт культурно-шефской работы Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи. Информационное сообщение № 2. Отдел научной информации по культуре и искусству. Ташкент: Изд. Государственной библиотеки УзССР им. А. Навои, 1982. – 18 с.
  2. Традиционное музыкально-сценическое искусство стран Востока (на примере музыкального театра Японии) (брошюра). Серия культуры и искусства. Ташкент: Изд. Общества «Знание» УзССР, 1983. – 24 с.
  3. Пятьдесят лет Ташкентской государственной консерватории имени Мухтара Ашрафи (брошюра).

Ташкент: Изд. Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, 1986. – 24 с.

  1. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX в. – первая половина XX в.) (монография). Новосибирск: Наука, 2004. – 572 с.
  2. Музыкальная культура Японии (авторская программа-конспект факультативного курса). Учебная библиотека. Новосибирск: Изд. Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки, 2007. – 41 с.
  3. Музыкальная культура Японии (учебное пособие). Учебная библиотека. Новосибирск: Изд. Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки, 2007. – 72 с.
  4. Японская композиторская школа в период первой половины ХХ века (учебное пособие). Учебная библиотека. Новосибирск: Изд. Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки, 2007. – 24 с.
  5. История культуры и искусства Востока (программа курса, в соавт. с Войтишек Е.Э., Комиссаровым С.А., Демидчиком А.Е. и др.). Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 2010.– 23 с.

Научные статьи

10.  Кушаны – Япония?! (к проблеме взаимосвязи музыкальных культур) // Звезда Востока, 1983, № 11. – С. 5-8.

11.  Музыка в традиционном театре Японии (на примере жанров Но и Кабуки) // Тезисы докладов V искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых (19-22 апреля 1983 г.). Ташкент: Изд. НИИ Искусствознания им. Хамзы, 1983.– С. 10-11.

12.  Некоторые черты музыкальной драматургии в традиционном театре Японии (на примере Но и Кабуки) // Вопросы теории, истории и исполнительства в музыке Советского Узбекистана. Сборник трудов. Ташкент: Изд. Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, 1984. – С. 123-129.

13.  Музыка в традиционном театре Японии. (на материале ноо и кабуки) // Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука, 1989. – С.83-88.

14.  О путях современного прочтения стилистики традиционного музыкального театра Японии // Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока (17-21 октября 1989 г.). Тезисы докладов Всесоюзной научно-теоретической конференции. Ташкент: Изд. Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, 1989. – С.33-34.

15.  Опера Б. Бриттена «Река Кэрлью» в аспекте взаимодействия систем музыкального мышления Запада и Востока // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад. Материалы международной научной конференции (16-18 мая 1995 г.). Ч. 2. Вып. 2. Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного института искусств, 1995. – С. 261-264.

16.  Из Новосибирского опыта изучения и распространения музыкально-художественного наследия Японии в России // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран АТР: история, опыт, развитие. Тезисы докладов Международной конференции (3-5 октября 1995 г.). Хабаровск, 1995. – С. 35-39.

17.  О гуманизации музыкального образования // I Международный конгресс по проблеме гуманизации образования (27-30 июня 1995 г.). Тезисы выступлений. Бийск, 1995.(в соавт. с Галицкой С.П., Мазепусом В.В.).

18.  «Саппоро ногакуся» в системе японского традиционного театра Но // Восток – Запад: диалог культур. Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции (20-26 июня 1996 г.). Ч. IV. Искусство в контексте диалога культур. Улан-Удэ, 1996. – С.24-26.

19.  Детский фольклор и композиторское творчество японцев (к проблеме изучения) // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. — Новосибирск, 1997. – С. 121-124.

20.  Из истории формирования композиторской школы Японии: Ямада Косаку (1886-1965) // Вопросы музыкознания: Сб. ст. / Новосиб. Гос. Консерватория им. М.И. Глинки. — Новосибирск, 1999. – С.81-96.

21.  Основоположник японской композиторской школы Ямада Косаку и музыкальная культура России // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. V международная конференция. Часть III. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – С. 108-109.

22.  Феномен Ямады Косаку (японские впечатления) // Сибирский музыкальный альманах, 2000 / Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2001. – С. 208-214.

23.  О первых этапах формирования японской композиторской школы: к проблеме периодизации // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Международной научной конференция / Министерство культуры Российской Федерации, Новосибирская государственная, консерватория (академия) им М. И Глинки. — Новосибирск, 2002. – С. 273-281.

24.  Условия формирования и становления японской композиторской школы в культуре эпохи Мэйдзи // Музыка и время. 2003. – № 2. – С. 41-47.
25. Кагура и современная музыкальная жизнь японцев // Синто и японская культура. Труды VIII международного симпозиума международного научного общества исследователей синто. – М., .: Изд. Международного научного общества исследователей синто (МНОС), 2003. – С. 113–139.

25.  Об исторических предпосылках к формированию японской композиторской школы в культуре эпохи Мэйдзи // Теория и история культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Н .А. Хохлова, А. М. Фур-сенко, Е. Б. Шерешевской / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2003.– С. 122-129.

26.  Феномен синтоистского ритуала кагура: к вопросу отражения традиционного художественного наследия в творчестве японских композиторов // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы международной научной конференции / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата».– Новосибирск, 2004. – С. 400-409.

27.  Возвышенное и земное в вокальном творчестве японских композиторов «ямадовского круга» // Возвышенное и земное в музыке и литературе. Материалы международной научной конференции. Новосибирск: Изд. Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, 2005. – С. 120-128.

28.  О формировании в Японии национальной композиторской школы (конец XIX – первая половина ХХ в.) // Япония 2006. Ежегодник. М.: АИРО «-XXI», 2006. – С.143-159.

29.  Музыкальная культура современной Японии: проблемы преподавания // Перспективы исторического и культурологического образования в вузе и школе: Теория и практика: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию исторического факультета (ИИГСО) НГПУ (Новосибирск, 9-10 ноября 2005 г.). – Новосибирск. Изд. НГПУ, 2006.

30.  Феномен кабуки в музыкально-художественной культуре Японии // Проблемы изучения традиционных культур: материалы Всеросс. науч. конф. (16-18 апреля 2007 г.). – Новосибирск, 2007.

31.  Флагман музыкальной педагогики Сибири: [ К 50-летию Новосибирской консерватории ] // Музыкальная жизнь.– 2007. – № 1. – С. 2-4.

32.  О становлении японской музыкальной критики и публицистики // Художественная культура и образование: теория, история, методика / [сост. А.М. Лесовиченко]. – Новосибирск, 2008. – С. 70-90.

33.  Ямада Косаку и русская композиторская культура // Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление: Сб. материалов всерос. науч. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 185–195.

34.  Японская композиторская школа в контексте мирового композиторского опыта // Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ: материалы Всеросс. науч. конф. (г. Якутск, 25 апреля 1008 г.) / [сост., отв. ред. к. иск. Т. В. Павлова-Борисова]. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. – С. 10-24.

35.  Японская симфония или японская опера: к вопросу специфики формирования жанровой системы японского композиторского творчества // Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка: Материалы Второго сибирского симпозиума 26–28 марта 2010 г. – Новосибирск, 2010. – С. 67–70.

36.  К изучению создания японской фортепианной литературы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2011. – Т. 10. – Вып. 4: Востоковедение. – С. 139-144.

37.  Японское фортепианное искусство в становлении национального композиторского творчества//Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка: Материалы Третьего Сибирского симпозиума (18-20 марта 2011 г.). – Новосибирск, 2011. – С. 82-90.

38.  Центр японской музыкальной культуры при НГК (академии) им. М.И. Глинки в контексте двадцатилетних творческих контактов городов-побратимов Новосибирска и Саппоро//Материалы научной конференции «Музыкальная жизнь города как социальное и художественное явление» (11-14 апреля 2011 г.) – Новосибирск (НГК им. М.И. Глинки): 2011.

39.  Изучение музыкально-художественной культуры Японии как инновация российского высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2012. – № 4. – С. 89-94.

40.  Музыкальная синтология и проблемы изучения японской музыкальной культуры // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2012. – № 2 (11). – С. 12-16.

41.  Музыкальная культура Японии как предмет изучения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – Кемерово, 2012. – № 2 (19-2). – С. 136-144.

42.  Вопросы исследования музыкальной обрядовости синто в аспекте её воздействия на музыкальное творчество японцев // Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка: материалы Четвертого Сибирского Симпозиума (16-18 марта 2012 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 41-48.

43.  О методологии исследования традиционной музыкальной культуры Японии в аспекте религиозного синкретизма// Узбекистан и Япония: диалог культур. Материалы I Международной конференции посвященной двадцатилетию установления дипломатических отношений между РУз и Японией. – Ташкент, 2012. – С. 13-25.

44.  К методологии исследования традиционной музыкальной культуры в аспекте религиозного синкретизма // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2013. – №1. – С. 17-23.

45.  Рождение японской оперы (некоторые аспекты исследования) // Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка: Материалы Пятого Сибирского симпозиума (15 – 16 марта 2013 г.) – Новосибирск, 2013. – С. 4–12.

46.  Кризисные эпохи в становлении музыкального наследия японцев (к постановке проблемы) //Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2014. – № 1 (3). – С.29-36.

49.Проблема кризисных эпох в становлении музыкального наследия японцев // Вестник Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. – Июнь 2014. – С. 38-45.

50.  Синтоистские основания музыкального творчества японцев // Научные проблемы современного музыкального искусства/Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 4–5 декабря 2014 года. – Уфа, 2015. – С. 188–197.

51.  Тауэ-баяси в исследованиях японского этнолога Утида Рюрико //Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка: Материалы Шестого Международного симпозиума по японоведению и методике преподавания японского языка (14-15 марта 2014 г.). – Новосибирск: 2014. – С. 15-26.

52.  Японоведческое музыкознание: современное состояние, исследовательские перспективы //Актуальные проблемы и перспективы развития традиционной и современной музыки: мат-лы межд. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию КНК им. Курмангазы. – Алматы: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. 2014. – С. 20-26.

53.  Музыка как фактор дипломатии: из опыта международных культурных связей НГК имени М.И. Глинки // Сибирский международный. – Новосибирск, 2014. – №16. – С. 34-38.

54.  К методологии исследования традиционной музыкальной культуры в аспекте религиозного синкретизма // Тезисы выступлений на 43-м Всемирном конгрессе ICTM при ЮНЕСКО (г. Астана, 11-16 июля 2015 г.). – С.52. –http://www.ictmusic.org/sites/default/files/documents/conferences/abstract_book_2nd_edition.pdf.– Английский

55.  Историческое значение профессионального диалога музыкантов Новосибирска и Саппоро в развитии российско-японских контактов на рубеже ХХ-ХХI столетий //Вестник музыкальной науки. – №4 (8), 2015 г. – С. 6–13. (в соавт. с Иконниковой Я.А.)

56.  Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки // Вестник музыкальной науки № 1 (11) 2016. – НГК им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2016. – С.6–13.

57.  К вопросу изучения этногенеза крымских караимов // От голоса к инструменту: феномен звука в традиционном наследии тюркоязычного мира: Материалы V симпозиума исследовательской группы «Музыка тюркоязычного мира» (21-23 апреля, 2016). (Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы). – Алматы, 2016. – С.329-340.

58.  Изучение музыкальной культуры караимов Крыма на современном этапе: к постановке проблемы (материалы Х научно-практической конференции «Пилигримы Крыма»,г. Симферополь, 29-30 октября 2016 г.) // Крымский архив. – Симферополь, 2017. (В печати).

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05