Теоретические аспекты анализа лирического текста

  1. Прочтите статью М.Л. Гаспарова «“Снова тучи надо мною”: методика анализа стихотворного текста» в хрестоматии под ред. Д.М. Магомедовой, С.Н. Бройтмана (с. 10-27) (1 чел.) URL: https://drive.google.com/open?id=0B80V3TQtx8fAcWJhODVfeU1hN00. Расскажите о принципах анализа лирического текста.
  2. Выберите один из разделов хрестоматии («Анализ ритма и эвфонии», «Анализ стиля», «Анализ композиции», «Анализ жанровой структуры). Сделайте сообщения о принципах анализа ритма, стиля, композиции, жанра (1 человек – 1 раздел).
  1. Прочитайте «Трилистник в парке», входящий в цикл И. Анненского «Трилистники».
  2. Укажите все формальные и семантические связи между стихотворениями И. Анненского. Проанализируйте все циклообразующие элементы. Объясните художественный эффект «неслиянности» и «нераздельности» микроцикла.
  3. Проанализируйте развитие лирического сюжета. Почему тексты располагаются именно в такой последовательности?
  4. Истолкуйте названия текстов и название цикла (обратите внимание на символику числа 3). Каким образом хронотоп парка представлен в каждом стихотворении? С какими реалиями соотносятся образы стихотворений (парк, бронзовый поэт, статуя мира)? В чем символическое значение статуй, фонтанов и элементов пейзажа в данном цикле?
  5. Истолкуйте культурно-мифологические образы: Андромеда, оживающая статуя, Пан, тирс, тимпан. Какую функцию выполняют мифологемы в данном цикле?
  6. Проанализируйте ритм (сделайте ритмическую схему), систему рифмовки, строфические формы каждого стихотворения. Как они связаны с семантикой текстов?

Трилистник в парке

1.

Я на дне

Я на дне, я печальный обломок,
Надо мной зеленеет вода.
Из тяжёлых стеклянных потёмок
Нет путей никому, никуда…

Помню небо, зигзаги полёта,
Белый мрамор, под ним водоём,
Помню дым от струи водомёта
Весь изнизанный синим огнём…

Если ж верить тем шёпотам бреда,
Что томят мой постылый покой,
Там тоскует по мне Андромеда
С искалеченной белой рукой.

2.
Бронзовый поэт


На синем куполе белеют облака,
И чётко ввысь ушли кудрявые вершины,
Но пыль уж светится, а тени стали длинны,
И к сердцу призраки плывут издалека.

Не знаю, повесть ли была так коротка,
Иль я не дочитал последней половины?..
На бледном куполе погасли облака,
И ночь уже идет сквозь чёрные вершины…

И стали — и скамья и человек на ней
В недвижном сумраке тяжеле и страшней.
Не шевелись — сейчас гвоздики засверкают,

Воздушные кусты сольются и растают,
И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнёт,
С подставки на траву росистую спрыгнёт.

3.

«РАСЕ»

Статуя мира


Меж золочёных бань и обелисков славы
Есть дева белая, а вкруг густые травы.

Не тешит тирс её, она не бьёт в тимпан,
И беломраморный её не любит Пан.

Одни туманы к ней холодные ласкались,
И раны черные от влажных губ остались.

Но дева красотой по-прежнему горда,
И трав вокруг неё не косят никогда.

Не знаю почему — богини изваянье
Над сердцем сладкое имеет обаянье…

Люблю обиду в ней, её ужасный нос,
И ноги сжатые, и грубый узел кос.

Особенно, когда холодный дождик сеет,
И нагота её беспомощно белеет…

О, дайте вечность мне, — и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.

Литература:

Венцлова Т. Тень и статуя: к сопоставительному анализу творчества Федора Сологуба и Иннокентия Анненского. URL: http://annensky.lib.ru/notes/venclova_1996.htm

Анализ художественного текста: лирическое произведение: хрестоматия / сост. и примеч. Д.М. Магомедовой, С.Н. Бройтмана. М.: РГГУ, 2005. URL: https://drive.google.com/open?id=0B80V3TQtx8fAcWJhODVfeU1hN00

Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие. М.: Академия, 2009. URL: https://vk.com/doc19034901_437898437  (Анализ цикла. С. 157–169).

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд. Кулагиной; Intrada, 2008. URL: https://vk.com/doc44142194_188954359 (Цикл. С. 292–293).

Теоретическая поэтика: понятия и определения / авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002. URL: https://vk.com/doc26576155_437158059https://vk.com/doc26576155_437158059 или URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05