УДК 338.48; 377.6; 379.841; 379.85; 796.57

 

 

ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Жигарев О. Л.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Министерства образования Российской Федерации

г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация: Рассмотрены условия влияния туристской деятельности на безопасность жизнедеятельности человека в условиях природной среды в системе здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, безопасность в природной среде, опасная ситуация, опасности природной среды, автономное существование.

В современных условиях, когда большинство населения Российской Федерации проживает в городах, всё актуальнее проявляется его стремление к сохранению своего здоровья всеми доступными способами. При этом, несомненно, в первую очередь, на состояние здоровья человека влияет так называемый здоровый образ жизни (ЗОЖ), включающий в себя основные  составляющие: режим дня (гигиена), питание, двигательную активность. Формально ЗОЖ можно связать с понятием физическая культура, которое является частью культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [6].

В конце прошлого века, в условиях прогрессирующего ухудшения здоровья населения, возникла потребность в формировании нового научного направления, целью которого является изучение понятия здоровья человека. Обилие литературы по ЗОЖ сопровождается многообразием точек зрения на природу здоровья, на способы его формирования и укрепления. Общим недостатком многочисленных работ является их направленность на способы достижения здоровья, в которых даются полезные или сомнительные рекомендации, как быть здоровым. И очень мало внимания уделяется потребностям человека, определяющим стремление к здоровому образу жизни. При этом не каждый, кто осознает, что нужно быть здоровым, придерживается этой позиции на практике, в своей повседневной жизни. И наоборот, очень часто люди, чья деятельность, образ жизни и досуг, так или иначе, имеют «оздоровительную» направленность, не отдают себе отчёт в том, что именно они придерживаются здорового образа жизни [1].

В условиях городской среды имеются обширные возможности для человека в удовлетворении своих осознанных потребностях в двигательной активности различными способами, из которых самыми эффективными и наиболее действенными являются ходьба, плавание и велосипед. Этими формами двигательной активности можно заниматься самостоятельно, имея минимальные знания о принципах организации тренировочного процесса. Другие виды двигательной активности желательно осуществлять только под наблюдением врача или соответствующего специалиста, имеющего профессиональную подготовку в своей сфере физкультурной деятельности. При этом, как правило, человек посещает спортивные сооружения, использование которых исключает одну из важных составляющих ЗОЖ – это выполнение физкультурных упражнений непосредственно в условиях природной среды, которая оказывает дополнительно благотворное влияние на здоровье.

Практически все исследования о влиянии двигательной активности в условиях природной среды на здоровье человека в той или иной мере связаны с понятием «туризм» и пониманием принципов туристской деятельности, в основе которых лежит поход в самых разнообразных его проявлениях. Человек, осознанно стремящийся к укреплению своего здоровья, используя средства туризма или родственные с туризмом направления в условиях природной среды, может достигнуть поставленной цели [8].

Следовательно, можно обозначить, что туристский поход – это не только особая форма индивидуальной или коллективной деятельности, протекающей в условиях природной среды, но и наиболее доступный и благоприятный вид двигательной активности для здоровья человека в системе ЗОЖ. Но при этом, участие в туристском походе или любое другое проникновение в природную среду обусловлено наличием различных потенциальных опасностей, которые могут угрожать жизни и здоровью каждому человеку или всей группе в целом. Это может произойти в результате стремительных изменений условий окружающей среды, а также при недостатке знаний, умений и навыков участников, в том числе и в результате пренебрежения элементарными мерами безопасности, как в процессе подготовки к походу, так и в процессе его прохождения. Наиболее простой способ снижения подобных рисков, может быть, достигнут систематическим обучением в системе спортивного туризма под руководством аттестованного инструктора спортивного туризма [2,5] или с привлечением специалистов коммерческого туризма, где в процессе оказания туристской услуги профессионально подготовленный инструктор-проводник обеспечивает своими действиями максимальный уровень безопасности [3,7]. Практически все другие способы являются вариантами «метода проб и ошибок», которые удлиняют продолжительность накопления самых разнообразных, необходимых навыков для обеспечения личной безопасности в условиях природной среды. При этом  довольно продолжительное время, в процессе подобного накопления опыта, сохраняется высокая вероятность перерастания опасной ситуации, ещё не встречавшейся путешествующим, в чрезвычайную ситуацию.

В целом в системе обеспечения безопасности при проведении туристского похода, путешествия, прогулки, а также любого вида отдыха в условиях природной среды можно выделить две основные составляющие:

  • организационную, заключающуюся в профилактике чрезвычайных ситуаций на стадии организации и подготовки;
  • исполнительскую, в основе, которой лежит исполнение требований, инструкций или рекомендаций направленных на обеспечение безопасности непосредственно при нахождении в условиях природной среды. [4]

К мероприятиям организационной составляющей, влияющей на повышение уровня безопасности в условиях природной среды, необходимо отнести соблюдение Федеральных законов, Постановлений правительства и местных органов власти, правил, положений, инструкций и рекомендаций, направленных непосредственно или косвенно на обеспечение личной безопасности туриста, как гражданина, так и всего общества в целом. При этом необходимо обратить внимание на основные этапы организационной составляющей в целях повышения уровня безопасности. Для этого рекомендуется выполнять перед каждым выходом человека в природную среду следующие действия:

  1. Начинать подготовку к выходу в природную среду необходимо с  определения цели выхода, выбора района и времени, определения нитки маршрута учётом туристского (предыдущего) опыта отдельного человека или всех участников, в случае формирования туристской или любой другой группы.
  2. Формировать состав туристской группы с учётом взаимоотношений и физического развития, с распределением обязанностей и сбором сведений о районе маршрута.
  3. Изучить нитку маршрута с целью определения потенциальных опасностей и составления календарного плана его прохождения.
  4. Решить вопросы с обеспечением качественным оборудованием в зависимости от вида туризма, необходимым для безопасного прохождения в соответствии с потенциальными опасностями (личное, групповое и специальное снаряжение). Использовать рекомендуемые нормы для организации сбалансированного питания.
  5. Заполнить маршрутные документы и получить квалифицированное заключение специалистов маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Федерации спортивного туризма или образовательных организаций (МКК ОО) с учётом возрастных особенностей для не совершеннолетних туристов.
  6. Утвердить в МКК нитки степенных или категорированных маршрутов предусматриваемых прохождение природных или техногенных препятствий.
  7. Пройти регистрацию в поисково-спасательной службе (ПСС) МЧС РФ для информирования спасателей о планируемой нитке маршрута, контрольных сроков, средствах связи, количественном составе и т.п. Это необходимо для планирования готовности оперативного состава ПСС и своевременного начала поисково-спасательных работ для потерявшихся и пострадавших.

Вторая часть системы обеспечения безопасности в условиях природной среды базируется на знаниях, умениях и действиях человека в зависимости от набора объективных и субъективных факторов (опасностей) существующих как в самой природной среде, так и зависящих от физической кондиции и психологического состояния самого человека, особенно от его дисциплинированности и ответственности. При этом понятие «Опасность» подразумевает совокупность действий или обстоятельств, а так же явлений природы, создающую потенциальные угрозы жизни и здоровью человеку, который оказался в условиях природной среды.

Изучение особенностей возникновения потенциальных опасностей в природной среде показывает, что в подавляющем большинстве прослеживаются объективные и субъективные факторы, которые являются основными причинами несчастных случаев (чрезвычайных ситуаций). К объективным факторам, снижающим уровень безопасности, относятся опасности, обусловленные самой природой и характеризующие:

  • природные особенности региона (высота над уровнем моря, низкое парциальное давление кислорода, высокий уровень солнечной радиации и т.д., а также регулярные стихийные бедствия);
  • сложный рельеф с естественными природными препятствиями, создающими дополнительные опасности (пересечённая местность, крутые склоны, лёд, обвалы, камнепады, снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы, труднопроходимые заросли и т.п.);
  • увеличение степени опасности в результате неблагоприятной гидрометеорологической обстановки (резкие колебания температуры воздуха и атмосферного давления, обильные дожди, грозы, снегопады, гололёд, пыльные бури, а так же ухудшение видимость местности ночью, в сумерках, тумане, снегопаде, при дожде разной интенсивности);
  • наличие опасных хищных животных, ядовитых насекомых и растений.

Знание особенностей перерастания потенциальных опасностей объективного характера в чрезвычайные ситуации позволяет туристам и отдыхающим заранее подготовиться к ним и тем самым существенно повысить уровень безопасность при нахождении в природной среде или при  прохождении туристского маршрута.

К субъективным факторам относятся опасности, вызванные недостаточной подготовленностью или не соответствующими действиями людей, которые могут значительно снизить уровень безопасности. В свою очередь, объективные и субъективные факторы, взаимно переплетаясь, и дополняя друг друга, отрицательно влияют на уровень безопасности человека в мало приспособленных для его существования природных районах, а для неподготовленного человека таким природным районом может стать даже  ближайший лесной массив при запланированной кратковременной прогулке.

Необходимо ещё отметить, что в научно-популярной и учебной литературе встречается термин «автономное существование», которым обозначается нахождение отдельного человека или группы людей в условиях природной среды.  При этом специалистами изучаются проблемы автономного существования, т.е. с какими сложностями и трудностями может столкнуться человек в условиях природной среды, а так же предлагаются пути решения при различных условиях. Учитывая многочисленность проблем, в совокупности с разнообразными природными условиями, различают два вида автономного существования: организованное и вынужденное, тем самым обозначая готовность отдельного человека или группы людей противостоять опасным условиям природной среды.

Организованное автономное существование – это подготовленное определенным образом проникновение человека в природную среду, в основе которого положено осознание всех возможных опасностей этого мероприятия. К организованному автономному существованию относятся такие виды деятельности, при которых, так или иначе, проводятся мероприятия организационной составляющей обеспечения безопасности человека в условиях природной среды. Это и туристский поход, и пикник на берегу реки, и прогулка в парке и т.п. В этом случае, человек или группа людей обычно обладают необходимыми навыками и материальными средствами (снаряжением), чтобы выжить в суровых условиях природной среды.

Вынужденное автономное существование – это неожиданное, не зависящее от желания человека, проникновение в природную среду, как правило, не обладающего необходимыми навыками и умениями. Оказавшись в безлюдной местности в условиях вынужденного автономного существования, неподготовленный человек сталкивается с неразрешимой проблемой удовлетворения своих самых обычных жизненных потребностей. Жизнь человека становится зависимой не от привычных для него критериев – профессиональных навыков, материального положения и т.д., а совсем от других: силы ветра, температуры воздуха, солнечной радиации, наличия животных, съедобных растений, водоёмов. Исход вынужденного автономного существования зависит от психофизических качеств человека, физической подготовленности, выносливости и т.д. Но и этого порой бывает не достаточно. Люди нередко гибнут от жажды, не подозревая, что рядом есть вода; замерзают, не зная как можно построить укрытие; становятся жертвами ядовитых насекомых и диких животных; не умеют оказать первую доврачебную помощь. Чем жёстче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования и, как следствие, выше цена ошибки при отсутствии необходимых знаний, умений и навыков в сфере обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды. Основа успеха выживания в условиях автономного существования заключается в элементарных знаниях и навыках человека совершать активные, целенаправленные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности. Эти действия заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективности в использовании аварийного снаряжения и подручных средств.

В заключении необходимо констатировать, что туристский поход во всех его проявлениях, может быть включён в систему здорового образа жизни, но с условием соблюдения мер безопасности при нахождении в условиях природной среды. Соблюдение организационных принципов системы безопасности с применением освоенных практических навыков является залогом безопасности при самостоятельно организованных походах или на отдыхе в условиях природной среды. В идеале, конечно, лучше воспользоваться услугами профессионально подготовленных и аттестованных инструкторов спортивного туризма или сертифицированных инструкторов-проводников.

 

Литература:

  1. Аксененко М. А., Жигарев О. Л. Спортивный туризм – один из факторов мотивации здорового образа жизни.// Материалы V Международной научно-учебной-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий» 28.10.03 г. – Томск: Изд-во ТГУ, 2003. – с. 28 – 31. (158 с.)
  2. Всероссийский реестр аттестованных инструкторов спортивного туризма – http://cmkk.byethost7.com/inf_zvan.php
  3. Всероссийский реестр аттестованных инструкторов-проводников Российской Федерации – http://no-tssr.ru/dokumenty/spisok-instruktorov.html
  4. Петров С. В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С. В. Петров, О. Л. Жигарев, О. Н. Токарева. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 295 с. — (Серия «Безопасность жизнедеятельности»). ISBN 978-5-902-700-28-9
  5. Положение о системе подготовки кадров для спортивного туризма  в Российской Федерации по группе дисциплин "Маршрут". Редакция с дополнениями и изменениями, утверждёнными на съезде ФСТР (14-15.12.2013 г.) – http://www.tssr.ru/main/kadry/1579/
  6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (редакция от 02.07.2013) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями.
    1. Шальков Ю. Л. Здоровье туриста. — М.: ФиС, 1987. ѕ 144 с.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04