История русской литературы XVIII века (задание на семестр)

Общий список научной и учебной литературы (необходимая литература по каждой теме уточняется в планах практических занятий или специально оговаривается преподавателем на лекции)

Основная литература:

Святополк-Мирский, Дмитрий Петрович.  История русской литературы с древнейших времен по 1825 год : пер. с англ. / Д. П. Святополк-Мирский ; худож. В. Сапожникова ; пер. с англ. В. Зерновой.  - Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2005. - 964 с. - Указ. имен: с. 907-952. - ISBN 5-98502-019-3.

Травников, Сергей Николаевич. История русской литературы XVIII века : практикум : учебное пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература» / С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская.  - Москва : Высшая школа, 2004. - 359 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 338-351. - ISBN 5-06-004472-6.

 

Федоров, Валентин Иванович. История русской литературы, XVIII век : учебник для вузов по специальности «Русский язык и литература» : доп. М-вом образования РФ / В. И. Федоров ; под ред. В. И. Коровина.  - Москва : Владос, 2003. - 368 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: c. 361-365. - ISBN 5-691-00708-4.

 

Дополнительная литература:

  1. Берков, Павел Наумович. История русской журналистики XVIII века / П. Н. Берков ; под ред. Б. В. Томашевского, И. И. Любименко ; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1952. - 572 с. : портр. - Библиогр. в сносках. - Указ. имен: c. 559-570.
  2. Берков, Павел Наумович. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. Ч. 1 : Очерк литературной историографии XVIII века / П. Н. Берков ; Ленингр. гос. ун-т.  - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. - 262 с. - Библиогр. в сносках. - Указ. имен: c. 254-261.
  3. Берков, Павел Наумович. Василий Васильевич Капнист, 1757-1823 / П. Н. Берков.  - Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. - 70 с. : портр. - (Русские драматурги). - Библиогр. в сносках.
  4. Вацуро, Вадим Эразмович. Готический роман в России / В. Э. Вацуро.  - Москва : Новое литературное обозрение, 2002. - 544 с. - (Филологическое наследие). - ISBN 5-86793-112-9.
  5. Западов, Владимир Александрович. Русская литература XVIII века : 1700-1775 : хрестоматия : учебное пособие для пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» : доп. М-вом просвещения СССР / сост. В. А. Западов.  - Москва : Просвещение, 1979. - 447 с. - Библиогр.: с. 441.
  6. Западов, Александр Васильевич. Поэты XVIII века : А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков : литературные очерки / А. В. Западов ; ред. И. Л. Тимашева ; худож. Е. К. Самойлов.  - Москва : МГУ, 1984. - 240 с.
  7. Западов, Александр Васильевич.  Поэты XVIII века : М. В. Ломоносов : Г. Р. Державин : литературные очерки / А. В. Западов.  - Москва : МГУ, 1979. - 312 с.
  8. Западов, Александр Васильевич. Отец русской поэзии о творчестве Ломоносова / А. В. Западов.  - Москва : Советский писатель, 1961. - 281 с.
  9. Западов, Владимир Александрович. Русский стих XVIII - начала XIX века : ритмика / В. А. Западов ; Ленингр. гос. пед. ин-т.  - Ленинград : ЛГПИ, 1974. - 56 с. : табл.
  10. Западов, А. В. И. А. Крылов : 1769-1844 / А. В. Западов ; [ред. К. Ф. Куликова].  - Москва ; Ленинград : Искусство, 1951. - 96 с. : 1 л. портр. - (Русские драматурги).
  11. Западов, Александр Васильевич. Державин / А. Западов.  - Москва : Молодая гвардия, 1958. - 236 с. : 5 л. фот., портр. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; 5 (253)). - Библиогр.: с. 234-235. - Основные даты жизни и творчества Г. Р. Державина: с. 230-233.
  12. История русской драматургии, XVII - первая половина XIX века / отв. ред. Л. М. Лотман ; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. - 533 с. - Указ.: с. 514-530.
  13. История русской литературы : в 3 т. / гл. ред. Д. Д. Благой ; Ин-т мировой литературы АН СССР, Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Москва, 1958-1964. Т. 1. Литература X-XVIII веков / редкол.: В. П. Андрианова-Перетц, Д. С. Лихачев, В. Д. Кузьмина [и др.]. , 1958. - 730 с. - Библиогр.: с. 657-698. - Указ.: с. 699-727.
  14. Клейн, Иоахим. Пути культурного импорта : труды по русской литературе XVIII века / И. Клейн.  - Москва : Языки славянской культуры, 2005. - 576 с. - (Studia Philologica). - Библиогр.: с. 521-564. - Указ. имен: c. 567-576. - ISBN 5-9551-0058-Х.
  15. Кулакова, Любовь Ивановна. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» : комментарий : пособие для учителя / Л. И. Кулакова, В. А. Западов.  - Ленинград : Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1974. - 256 с. - Библиогр.: с. 255-256.
  16. Лебедева, Ольга Борисовна.История русской литературы XVIII века : учебник для вузов по филол. специальностям : рек. М-вом образования РФ / О. Б. Лебедева.  - Москва : Высшая школа : Академия, 2000. - 415 с. - Библиогр.: с. 399-401. - ISBN 5-06-003703-7 (Высшая школа). - ISBN 5-7695-0589-3 (Академия).
  17. Литературное творчество М. В. Ломоносова : исследования и материалы : [сборник] / под ред. П. Н. Беркова, И. З. Сермана ; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Москва [и др.] : Изд-во АН СССР, 1962. - 318 с.
  18. Лотман, Юрий Михайлович. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман ; вступ. ст. Б. Ф. Егорова.  - Москва : Молодая гвардия, 1998. - 382 с. : ил., 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий ; вып. 744). - Библиогр.: с. 382. - ISBN 5-235-02295-5.
  19. Лотман, Юрий Михайлович. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман.  - Санкт-Петербург : Искусство-Санкт-Петербург, 2002. - 413 с. : ил. - Библиогр.: c. 390-398. - Указ. имен: с. 399-412. - ISBN 5-210-01524-6.
  20. Николаев, Сергей Иванович. Литературная культура петровской эпохи / С. И. Николаевич ; отв. ред. А. М. Панченко ; Ин-т русской литературы РАН.  - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1996. - 149 с. - (Studiorum slavicorum monumenta). - Указ.: с. 145-150. - Список сокращений: с. 144. - ISBN 5-86007-064-0.
  21. Орлов, Павел Александрович. История русской литературы XVIII века : учебник для филол. специальностей ун-тов : доп. Гос. ком. СССР по нар. образованию / П. А. Орлов.  - Москва : Высшая школа, 1991. - 320 с. - ISBN 5-06-000851-7.
  22. Панченко, Александр Михайлович. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко ; отв. ред. Д. С. Лихачев ; Ин-т русской лит. (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. - 205 с.
  23. Проблемы изучения русской литературы XVIII века : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4 / редкол.: Е. И. Анненкова, В. А. Западов, Н. Н. Скатов ; Ленингр. гос. пед. ин-т.  - Ленинград : [б. и.], 1980. - 156 с. - Библиогр. в сносках.
  24. Проблемы изучения русской литературы XVIII века : республиканский сборник научных трудов / науч. ред. В. А. Западов ; Ленингр. гос. пед. ин-т.  - Ленинград : [б. и.], 1978. - 128 с. - Библиогр. в сносках.
  25. Русская литература, век XVIII : лирика / сост. и коммент. Н. Д. Кочетковой и др. ; оформ. Е. А. Ганушкина ; под общ. ред. В. А. Западова.  - Москва : Художественная литература, 1990. - 735 с. : ил. на отд. л. - (Русская литература, век XVIII). - ISBN 5-280-00511-8.
  26. Русская силлабическая поэзия XVII - XVIII вв. / вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. М. Панченко ; общ. ред. В. П. Адриановой-Перетц.  - Москва : Советский писатель, 1970. - 422 с. : 6 л. портр., факс., ил. - (Библиотека поэта. Большая серия : 2-е изд.). - Библиогр. в примеч.: с. 357-400.
  27. Русская комедия и комическая опера XVIII века / ред. и вступ. ст. П. Н. Беркова.  - Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. - 731 с.
  28. Русская литература последней четверти XVIII века : хрестоматия : учебное пособие для пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» : доп. М-вом просвещения СССР / сост. В. А. Западов.  - Москва : Просвещение, 1985. - 432 с. - Словарь: с. 426-428. - Библиогр.: с. 429.
  29. Русская литература XVIII века : эпоха классицизма / под ред. П. Н. Беркова, И. З. Сермана ; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Москва ; Ленинград : Наука, 1964. - 294 с.
  30. Русская литература, XI-XVIII вв. : [сборник / сост., вступ. ст., примеч.: Л. А. Дмитриев, Н. Д. Кочеткова ; редкол.: Г. И. Беленький и др.].  - Москва : Художественная литература, 1988. - 493 с. : ил. - (Библиотека учителя). - Словари: с. 472-489. - ISBN 5-280-00017-5.
  31. Русская сатирическая проза XVIII века : сборник произведений / сост. Ю. В. Стенник ; [худож. Б. А. Соловьев, Л. А. Яценко].  - Ленинград : Ленингр. ун-т, 1986. - 448 с. : ил. - Словарь устаревших и иноязычных слов: c. 444-446.
  32. Серман, Илья Зеликович. Русский классицизм : поэзия : драма : сатира / И. З. Серман ; отв. ред. П. Н. Берков ; Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР.  - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. - 284 с. - Указ.: с. 278-283.
  33. Серман, Илья Захарович. Поэтический стиль Ломоносова / И. З. Серман; отв. ред. П. Н. Берков ; Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР.  - Ленинград : Наука, 1966. - 259 с. - Указ.: с. 254-258.
  34. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1 : А - И / А. М. Панченко (отв. ред.) и др.; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. - 358 с. - ISBN 5-02-027972-2 (Вып. 1). - ISBN 5-02-027971-4.
  35. Стенник, Юрий Владимирович. Пушкин и русская литература XVIII века / Ю. В. Стенник ; отв. ред. С. А. Фомичев ; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) АН СССР.  - Санкт-Петербург : Наука, 1995. - 350 с. - Библиогр. в сносках. - Указ. имен: c. 344-348. - ISBN 5-02-028186-7.
  36. Стенник, Юрий Владимирович. Жанр трагедии в русской литературе : эпоха классицизма / Ю. В. Стенник ; отв. ред. Г. М. Фридлендер ; Акад. наук СССР.  - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. - 168 с. : ил., 2 л. ил. - (Из истории мировой культуры). - Библиогр. в примеч.. - Примеч.: с. 158-162. - Указ.: с. 163-167.
  37. Тынянов, Юрий Николаевич. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов ; отв. ред. В. А. Каверин, А. С. Мясников ; Комиссия по истории филол. наук, АН СССР, Отд-ние литературы и языка, Науч. совет по истории мировой культуры.  - Москва : Наука, 1977. - 574 с. : 1 л. портр.
  38. Тынянов, Юрий Николаевич. Проблема стихотворного языка : статьи / Ю. Н. Тынянов.  - Москва : Советский писатель, 1965. - 304 с.

 

Электронные образовательные ресурсы

Чувакин, Алексей Андреевич. Основы филологии : учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Филология» : рек. УМО вузов РФ / А. А. Чувакин ; под ред. А. И. Куляпина.  - Москва : Флинта : Наука, 2011. - 240 с. - Библиогр. в конце разделов и с. 235-236. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - ISBN 978-5-9765-0939-9 (ФЛИНТА). - ISBN 978-5-02-037256-6 (Наука).

 

Дедова, М. Е..Литературоведение [Электронный ресурс] : конспект лекций : учебное пособие / М. Е. Дедова.  - Москва : Приор-издат, 2009. - 112 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - ISBN 978-5-9512-0851-4.

 

Пушнова, Юлия Борисовна. История культуры : краткий курс лекций для вузов / Ю. Б. Пушнова.  - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 112 с. : ил. - (Краткий курс лекций для вузов). - Библиогр.: c. 112. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - ISBN 5-305-00156-0.

 

Пыпин, Александр Николаевич. История русской литературы : [в 4 т.] / А. Н. Пыпин. Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, [1898-1899?]. Т. 3.Судьбы народной поэзии. Эпоха преобразований Петра Великого. Установление новой литературы. Ломоносов = Установление новой литературы = Ломоносов, 1899. - 535 с. http://dlib.rsl.ru/viewer/01004457669#?page=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический каталог к курсу «Русская литература XVIII века»[1]

Тексты и издания[2]

  1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии флоренской земли // Русские повести первой трети XVIII в. М.–Л., 1965. (!)
  2. Акт или действие о князе Петре Златых Ключей и о прекрасной королевне Магилене Неополитанской // Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в. М., 1975.
  3. Торжество мира православного. Слава российская. Слава печальная // Пьесы школьных театров. М., 1974.
  4. Интермедии (3–4 текста по выбору читающего) // Пьесы любительских театров. М., 1976.
  5. «Возвеселися, Россие, правоверная страна!..», «Орел ко солнцу ныне возлетает...», «Виват, Россия, именем преславна!..», «Радость моя паче меры, утеха драгая...» // Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л., 1970.

Феофан Прокопович

  1. Владимир.
  2. Слово похвальное о баталии Полтавской. (!)
  3. Епиникион, сие ест песнь победная о тоеижде преславной поэзии.
  4. Слово на погребение Петра Великого. (!)
  5. Слово на похвалу блаженныя памяти Петра. (!)
  6. Феофан архиепископ Новгородский к автору «Сатиры».

Издания:

  • Феофан Прокопович. Сочинения. М.–Л, 1961.
  • Панегирическая литература петровского времени. М., 1979.
  • Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л., 1970.

А.Д. Кантемир

  1. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему. (!)
  2. Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений. (!)
  3. Сатира IV. О опасности сатирических сочинений.
  4. Сатира VI. О истинном блаженстве.
  5. Сатира VII. О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому. (!)
  6. Петрида.
  7. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских.

Издания:

  • Антиох Кантемир. Собрание стихотворений. Л., 1956 (Библиотека поэта).

В.К. Тредиаковский

  1. Элегия о смерти Петра Великого.
  2. Стихи похвальные России. (!)
  3. Стихи похвальные Парижу.
  4. Песнь. Сочинена в Гамбурге к торжественному празднованию коронации <...> Анны Иоанновны <...>.
  5. Песенка любовна («Красот умильна!..»).
  6. Прошение любве.
  7. Ода торжественная о сдаче города Гданска. (!)
  8. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. (!)
  9. Рассуждение об оде вообще.
  10. Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол <...>.
  11. О древнем, среднем и новом стихотворении русском.
  12. Предъизъяснение об иронической пииме.
  13. Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт–Петербургу.
  14. Строфы похвальные поселянскому жителю.
  15. Парафразис псалма 143.
  16. Феоптия.
  17. Вешнее тепло. Ода.
  18. Тилемахида (Фрагменты). (!)

Издания:

  • В.К.Тредиаковский. Избранные произведения. М.–Л., 1963 (Библиотека поэта).

М.В. Ломоносов

  1. Ода <...> на взятие Хотина 1739 года. (!)
  2. Ода на день тезоименитства <...> великого князя Петра Феодоровича 1743 года.
  3. Ода на день восшествия <...> императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския. 1746 года.
  4. Ода на день восшествия <...> императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския. 1747 года. (!)
  5. Ода на рождение <...> великого князя Павла Петровича сентября 20 1754 года.
  6. Ода <...> императрице Елисавете Петровне <...> на преславныя ея победы, одержанныя над королем прусским ныняшнего 1759 года <...>.
  7. Преложения псалмов (3–4 текста по выбору читающего).
  8. Ода, выбранная из Иова, главы 38, 39, 40 и 41.
  9. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. (!)
  10. Утреннее размышление о Божием величестве. (!)
  11. Надписи к статуе Петра Великого.
  12. Надписи на иллюминации (3–4 текста по выбору читающего).
  13. Письмо о пользе стекла. (!)
  14. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». (!)
  15. Разговор с Анакреоном. (!)
  16. Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить <...>.(!)
  17. Петр Великий.
  18. Письмо о правилах российского стихотворства. (!)
  19. Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке. (!)

Издания:

  • М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч.: В 11 т. Т. 7. Труды по филологии. М.–Л., 1952;
  • М.В. Ломоносов. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. М.–Л., 1959.
  • М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М.–Л., 1965 или: Л., 1986 (Библиотека поэта).

А.П. Сумароков

  1. Две эпистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве. (!)
  2. Наставление хотящим быти писателями.
  3. Ответ на оду Василью Ивановичу Майкову.
  4. Хорев. (!)
  5. Синав и Трувор. (!)
  6. Семира.
  7. Димитрий Самозванец. (!)
  8. Тресотиниус.
  9. Чудовищи.
  10. Опекун.
  11. Рогоносец по воображению.
  12. Ода <...> государыне императрице Елисавете Петровне <...> в 25 день ноября 1743 года. (!)
  13. Ода государыне императрице Екатерине Второй на день ея тезоименитства 1762 ноября 24 дня.
  14. Ода государю цесаревичу Павлу Петровичу в день его тезоименитства июня 29 числа 1771 года.
  15. Ода государю цесаревичу Павлу Петровичу на первый день 1774 года.
  16. Противу злодеев («На морских берегах я сижу...»).
  17. На суету человека. (!)
  18. Час смерти. (!)
  19. Ода на суету мира. (!)
  20. О Страшном Суде.
  21. Последний час жизни.
  22. К г. Дмитриевскому на смерть Ф.Г. Волкова.
  23. «Страдай, прискорбный дух, терзайся, грудь моя!..».
  24. «Все меры превзошла теперь моя досада...».
  25. «Другим печальный стих рождает стихотворство...».
  26. Песни (3–4 текста по выбору читающего).
  27. Притчи (3–4 текста по выбору читающего).
  28. Кривой толк.
  29. О благородстве.
  30. Хор ко превратному свету.
  31. Другой хор ко превратному свету.
  32. Оды вздорные (1–2 текста по выбору читающего). (!)
  33. Литературно-критические статьи: (!)
    • Ответ на критику;
    • Некоторые строфы двух авторов;
    • К несмысленным рифмотворцам.

Издания:

  • А.П. Сумароков. Избранные произведения. Л., 1957 (Библиотека поэта).
  • А.П. Сумароков. Драматические сочинения. Л., 1990.
  • Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстов. М., 1978.

М.М. Херасков

  1. Россиада. (!)
  2. Чесменский бой. (!)
  3. Венецианская монахиня.
  4. Освобожденная Москва.
  5. Анакреонтические оды: I. К своей лире. V. О суетных желаниях. VII. Истинное благополучие. X. О важности стихотворства. XI. Сила любви. XV. О разуме. XVIII. «Иные строят лиру...».
  6. Оды нравоучительные: V. Злато. VI. К А.А.Р<жевскому>. XVII. Желания. XXI. Знатная порода.
  7. Молитва («О праведный судья на свете всех живущих...»).
  8. Время («Лиющая река как огненны потоки...»).

Издания:

  • М.М.Херасков. Избранные произведения. Л., 1961 (Библиотека поэта).
  • Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.
  • Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М., 1991.

В.И. Майков

  1. Елисей, или Раздраженный Вакх. (!)
  2. Ода о вкусе. Александру Петровичу Сумарокову.
  3. Ода о суете мира, писанная к Александру Петровичу Сумарокову.
  4. Ода преосвященному Платону <...> о бессмертии души в рассуждении бесконечности наших желаний.
  5. Ода на случай избрания депутатов для сочинения проекта нового уложения 1767 года.
  6. Ода победоносному российскому оружию.
  7. Басни (3–4 текста по выбору читающего).
  8. Ода «Счастие».
  9. Ода «Надежда».
  10. О Страшном Суде.
  11. Переложение псалма I.

Издания:

  • В.И. Майков. Избранные произведения. М.–Л., 1966 (Библиотека поэта).

А.А. Ржевский

  1. Станс («Прости, Москва, о град, в котором я родился...»).
  2. Станс («Прости, приятное теперь уединенье...»).
  3. Элегия («Престрогою судьбою...»).
  4. Элегия («Рок все теперь свершил, надежды больше нет...»).

Издания:

  • Поэты XVIII века: В 2 т. Л., 1972 (Библиотека поэта).
  • Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.

И.Ф. Богданович

  1. Душенька. (!)
  2. Поэма на разрушение Лиссабона (из Вольтера).
  3. «Блажен, кто Бога не гневит...».
  4. «О Боже! наше ты прибежище и сила...».
  5. «О Ты, земли и неба царь...».
  6. Ода в честь красоте.
  7. Другая ода, с теми же рифмами, против красоты.
  8. Песня («Пятнадцать мне минуло лет...»).
  9. Песня («Много роз красивых в лете...»).
  10. Станс («Без тебя, Темира...»).

Издания:

  • И.Ф. Богданович. Стихотворения и поэмы. Л., 1957 (Библиотека поэта).

Екатерина II

  1. Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения: § 1–40.
  2. Были и небылицы.
  3. Сказка о царевиче Хлоре. (!)
  4. Передняя знатного боярина.
  5. Тайна противо-нелепого общества.
  6. Историческое представление из жизни Рюрика.
  7. Начальное управление Олега.

Издания:

  • Екатерина II. Сочинения. М., 1990.

В.П. Петров

  1. Ода на великолепный карусель, представленный в Санкт-Петербурге 1766 года.
  2. На войну с турками.

Издания:

  • Поэты XVIII века: В 2 т. Л., 1972 (Библиотека поэта).

Ф.А. Эмин

  1. Письма Эрнеста и Доравры (Фрагменты).
  2. Адская почта (Фрагменты).

Издания:

  • Русская литература XVIII века. 1700–1775. Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.

В.И. Лукин

  1. Мот, любовию исправленный. (!)

Издания:

  • Русская комедия и комическая опера XVIII в. М.-Л., 1959.

Д.И. Фонвизин

  1. Бригадир. (!)
  2. Недоросль. (!)
  3. Послание к слугам моим <...>.(!)
  4. Опыт Российского сословника.
  5. Всеобщая придворная грамматика.
  6. Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание.
  7. Рассуждение о непременных государственных законах.

Издания:

  • Д.И. Фонвизин. Собрание сочинений: В 2 т. М.–Л., 1959.

Статьи из журнала «Всякая всячина» (1769)

  1. № 53 («Государь мой <...> Я весьма веселого нрава...»).
  2. № 62 («Все сказки, кои мне сказывали с ребячества...»).
  3. № 66 («На ругательства, напечатанные в Трутне...»).
  4. № 81 («Из письма, писанного к господину сочинителю «Трутня...»«).

Издания:

  • Русская литература XVIII века. 1700–1775. Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

Статьи из журналов Н.И. Новикова

  1. Из журнала «Трутень» (1769–70): Лист 2 («Любезный племянничек, здравствовать тебе...»); Лист 5 («Господин Трутень, второй ваш листок...»); Лист 6 (Ведомости); Лист 8 («Господин издатель! Госпожа «Всякая всячина» на нас прогневалась...»); Лист 24 («Рецепты»); Лист 26 (Копия с отписки); Лист 30 (Копия с другой отписки. Копия с помещичьего указа).
  2. Из журнала «Живописец» (1771–72): Лист 5 (Отрывок путешествия в*** И*** Т***); Лист 10 (Опыт модного словаря щегольского наречия); Лист 14 (Продолжение отрывка путешествия в*** И*** Т***); Лист 15 (Письмо уездного дворянина его сыну); Лист 23 («Сыну моему Фалалею...»); Лист 24 (Письма к Фалалею).
  3. Из журнала «Утренний свет» (1777–80): Рассуждение на новый год.
  4. Из журнала «Городская и деревенская библиотека» (1782–86): Пословицы российские: Зиме и лету перемены нету; Близ царя, близ смерти.
  5. Из «Прибавлений к Московским ведомостям» (1783–84): О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезного знания и всеобщего благополучия.

Издания:

  • Сатирические журналы Н.И. Новикова. М., 1951.
  • Русская литература XVIII века. 1700–1775. Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.
  • Н.И. Новиков. Избранное. М., 1983.

Г.Р. Державин

  1. Кружка.
  2. На смерть князя Мещерского. (!)
  3. На рождение в Севере порфирородного отрока. (!)
  4. К первому соседу.
  5. Властителям и судиям. (!)
  6. Фелица. (!)
  7. Благодарность Фелице. (!)
  8. Видение мурзы. (!)
  9. Бог. (!)
  10. Осень во время осады Очакова. (!)
  11. На счастие.
  12. На взятие Измаила. (!)
  13. Водопад. (!)
  14. На птичку.
  15. Ласточка.
  16. Рассуждение о лирической поэзии или об оде.
  17. Вельможа. (!)
  18. Приглашение к обеду. (!)
  19. Памятник. (!)
  20. На новый 1797 год.
  21. Похвала сельской жизни.
  22. К самому себе.
  23. На победы в Италии.
  24. На переход Альпийских гор.
  25. Снегирь. (!)
  26. Шуточное желание («Если б милые девицы...»).
  27. Свобода.
  28. Цыганская пляска.
  29. Лебедь. (!)
  30. Евгению. Жизнь званская. (!)
  31. Признание.
  32. Привратнику.
  33. «Река времен в своем стремленьи...». (!)

Издания:

  • Г.Р. Державин. Сочинения: В 9 т. С объяснительными примечаниями Я.К. Грота. СПб., 1864–83 (или любое другое издание, содержащее указанные тексты Державина.

И.И. Хемницер

  1. Басни (7–8 текстов по выбору читающего).

Издания:

  • И.И. Хемницер. Полное собрание стихотворений. М.–Л., 1963 (Библиотека поэта).

В.В. Капнист

  1. Ода на рабство.
  2. Ода «Память ноября 6-го дня 1796 года».
  3. Сатира первая и последняя.
  4. Горацианские оды (2–3 текста по выбору читающего).
  5. Анакреонтические оды (2–3 текста по выбору читающего).
  6. Ябеда. Комедия. (!)

Издания:

  • В.В. Капнист. Избранные произведения. Л., 1973 (Библиотека поэта).

Н.А. Львов

  1. Русский 1791 год.
  2. Добрыня.
  3. Переводы из Анакреона (3–4 текста по выбору читающего).

Издания:

  • Н.А.Львов. Избранные сочинения. СПб., 1994.

Я.Б. Княжнин

  1. Вадим Новгородский. Трагедия. (!)
  2. Росслав. Трагедия.
  3. Хвастун. Комедия.
  4. Несчастие от кареты. Комедия. (!)

Издания:

  • Я.Б. Княжнин. Избранные произведения. Л., 1961 (Библиотека поэта).
  • Я.Б. Княжнин. Избранное. М., 1991.

М.И. Попов

  1. Анюта. Комическая опера. (!)

Издания:

  • Стихотворная комедия. Комическая опера. Водевиль конца XVIII – начала XIX в.: В 2 т. Л., 1990. Т.1 (Библиотека поэта).

А.О. Аблесимов

  1. Мельник – колдун, обманщик и сват. Комическая опера. (!)

Издания:

  • Стихотворная комедия. Комическая опера. Водевиль конца XVIII – начала XIX в.: В 2 т. Л., 1990. Т.1 (Библиотека поэта).

Н.П. Николев

  1. Сорена и Замир. Трагедия.

Издания:

  • Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М., 1991.

М.Д. Чулков

  1. Пересмешник, или Славенские сказки (2–3 текста по выбору читающего).
  2. Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины. (!)

Издания:

  • Повести разумные и замысловатые: Популярная бытовая проза XVIII века. М., 1989.

М. Комаров

  1. Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина. (!)

В.А. Левшин

  1. Русские сказки (2–3 текста по выбору читающего). (!)

И.А. Крылов

  1. Подщипа (Трумф). Комедия. (!)
  2. Рассуждение о дружестве.
  3. Мысли философа по моде <...>.
  4. Похвальная речь в память моему дедушке. (!)
  5. Каиб. Восточная повесть. (!)

Издания:

  • И.А. Крылов. Сочинения: В 2 т. М., 1969 или: М., 1984.

А.Н. Радищев

  1. Путешествие из Петербурга в Москву. (!)
  2. О человеке, его смертности и бессмертии.
  3. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего. (!)
  4. Житие Федора Васильевича Ушакова. (!)
  5. Творение мира. Песнословие.
  6. Вольность. Ода. (!)
  7. «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?..». (!)
  8. Осьмнадцатое столетие. (!)

Издания:

  • А.Н. Радищев. Полн. собр. соч.: В 3 т. М.–Л., 1938–52.
  • А.Н. Радищев. Стихотворения. Л., 1975 (Библиотека поэта).

М.Н. Муравьев

  1. Неизвестность жизни.
  2. Опыт о стихотворстве. (!)
  3. «Пускай завистники ругают...».
  4. Избрание стихотворца.
  5. Прискорбие стихотворца.
  6. Сельская жизнь. Поэма. (!)
  7. Ночь. (!)
  8. Роща. (!)
  9. Неверность.
  10. Сила гения.
  11. Богине Невы. (!)
  12. К Музе. (!)

Издания:

  • М.Н. Муравьев. Стихотворения. Л., 1967 (Библиотека поэта).

Н.М. Карамзин

  1. Письма русского путешественника. (!)
  2. Бедная Лиза. (!)
  3. Чувствительный и холодный.
  4. Остров Борнгольм. (!)
  5. Сиерра-Морена. (!)
  6. Наталья, боярская дочь. (!)
  7. Поэзия. (!)
  8. Осень. (!)
  9. К Милости.
  10. Кладбище. (!)
  11. Послание к Дмитриеву.
  12. Послание к Александру Алексеевичу Плещееву.
  13. Илья Муромец.
  14. Послание к женщинам.
  15. Два сравнения.
  16. Надписи на статую купидона.
  17. Протей, или Несогласия стихотворца.
  18. Меланхолия. (!)
  19. Литературно-критические статьи и публицистика: (!)
    • Что нужно автору?
    • Нечто о науках, искусствах и просвещении.
    • <Предисловие ко 2-й книжке альманаха «Аониды»: «Находить в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону...»>.
    • Отчего в России мало авторских талантов.
    • Мелодор к Филалету.
    • Филалет к Мелодору.

Издания:

  • Н.М. Карамзин. Сочинения: В 2 т. М.–Л., 1964 или: Л., 1986.
  • Н.М. Карамзин. Полн. собр. стихотворений. М.–Л., 1966 (Библиотека поэта).
  • Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1984 (Лит. памятники).

И.И. Дмитриев

  1. Ермак. (!)
  2. К Волге.
  3. Освобождение Москвы.
  4. Послание к Н.М.Карамзину.
  5. Карикатура.
  6. Басни (5–7 по выбору читающего).
  7. Песни (3–4 по выбору читающего).
  8. Модная жена. (!)
  9. Чужой толк.
  10. Причудница.
  11. План трагедии с хорами.

Издания:

  • И.И. Дмитриев. Полн. собр. стихотворений. Л., 1967 (Библиотека поэта).

 

 

 

Примерные вопросы к экзамену[3]

  1. 1. Повести Петровского времени: тип героя и характер сюжета.
  2. 2. Литературное творчество Феофана Прокоповича.
  3. 3. Сатиры А.Д.Кантемира: основные темы, мотивы и образы. Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д.Кантемира
  4. 4. Реформа русского стихосложения: ее сущность и основные этапы.
  5. 5. Жанр торжественной оды в поэзии М.В.Ломоносова.
  6. 6. Духовная и натурфилософская ода в творчестве М.В.Ломоносова. “Письмо о пользе Стекла”..
  7. 7. Поэзия А.П.Сумарокова: ведущие темы и жанры.
  8. 8. Эволюция жанра комедии в творчестве А.П.Сумарокова.
  9. 9. Трагедии А.П.Сумарокова.

10. Русский классицизм в теории и на практике. Основные эстетические принципы классицизма как литературного направления.

11. Сатирическая журналистика 1769 - 1774 гг. Полемика о сатире.

12. Сатирические журналы Н.И.Новикова “Трутень” и “Живописец”. Основные темы и жанры журнальной прозы.

13. Драматургия 60-80-х гг. XVIII века: общий обзор. Жанры “слезной комедии” (В.И.Лукин) и  комической оперы (Н.П.Николев, М.И.Попов, А.О.Аблесимов).

14. Проза 60-80 гг. XVIII века (Ф.А.Эмин, В.А.Левшин, М.Комаров,  М.Д.Чулков).

15. Общая характеристика творчества поэтов “сумароковской школы”. Творчество М.М.Хераскова.

16. Ирои-комическая поэма В.И.Майкова “Елисей, или Раздраженный Вакх”.

17. Поэма И.Ф.Богдановича “Душенька”.

18. «Бригадир»  Д.И.Фонвизина: система образов, характер интриги, проблематика.

19. “Недоросль” Д.И.Фонвизина: характер конфликта, проблематика, герои, жанровое своеобразие.

20. Творчество Я.Б.Княжнина. Трагедия “Вадим Новгородский”.

21. “Львовский кружок” и его роль в истории русской поэзии.

22. Поэтическое новаторство М.Н.Муравьева.

23. Жанр торжественной оды в творчестве Г.Р.Державина

24. Философская лирика Г.Р.Державина.

25. Анакреонтика Г.Р.Державина. “Евгению. Жизнь Званская”.

26. Становление и особенности русского сентиментализма.

27. Поэзия русского сентиментализма (Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий). Ведущие темы, жанры, мотивы.

28. “Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина.

29. Повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”: поэтика и проблематика.

30. Жанр исторической повести в творчестве Н.М.Карамзина: от “Натальи, боярская дочери” к “Марфе-посаднице”.

31. “Остров Борнгольм” Н.М.Карамзина как произведение русского предромантизма.

32. Литературная деятельность А.Н.Радищева до 1790 г. (“Письмо к другу, жительствующему в Тобольске”, “Житие Федора Васильевича Ушакова”).

33. Поэзия А.Н.Радищева.

  1. 34. “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева: композиция и проблематика.

35. Жанровое своеобразие  “Путешествия из Петербурга в Москву”. А.Н.Радищев

36. Пародийные жанры в творчестве И.А.Крылова

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практическое занятие 1.

ТЕМА: Проза петровского времени (2 часа).

1. Общая характеристика  прозы петровского времени. Классификация прозаических произведений по функции, способам бытования, сюжетно-композиционным  принципам и т.д..

2.   “Гистория о российском матросе Василии Кориотском” в контексте повестей петровского времени и в историко-культурном контексте первой трети XVIII в.

А) композиция и стиль;

Б) тип героя и характер сюжета; роль мотива “славы” в организации сюжета повести; любовная интрига в сюжете.

В) жанровое своеобразие “гистории” (ср.: плутовская новелла, бытовая повесть, сказка) и ее проблематика.

3.   Проповеди Феофана Прокоповича как ораторский жанр. “Слово на погребение Петра Великого»:

А) композиция,

Б) структура образа идеального государя,

В)  ведущие темы,

В) стилистические особенности.

 

Тексты:

Панегирическая литература петровского времени // Русская старопечатная литература (XVI- первая четверть XVIII в.). М., 1979.

Русские повести первой трети XVIII в. / Исслед и подгот. текста Г.Н.Моисеевой. М., 1965.

Прокопович Феофан. Сочинения. М.:Л., 1961.

 

Литература для конспектирования:

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. С. 183-192.

Черная Л.А. Становление нового героя // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. С.101 - 114.

Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сб. 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 50 - 80.

Николаев С.И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

 

 

Практическое занятие 2.

ТЕМА: Сатиры А.Д.Кантемира (2 часа)

1.Авторское «Предисловие к сатирам»: предмет сатиры, ее цели и задачи; стиль; решение автором вопроса о традициях и новаторстве.

2. Композиция I сатиры «На хулящих учение. К уму своему»: диалогический принцип построения текста (использование понятийных оппозиций: «добродетель - злонравие», «ум - невежество», «нищета - богатство», «хула - хвала»); членение текста на фрагменты и характер отношения между ними

3. Образ автора в сатире, его нравственный и политический идеал (определение им таких  понятий, как «слава», «польза», «труд»); способы выражения авторской позиции, роль финала в выражении авторского замысла.

 

 

Тексты: Кантемир А.Д. Собр. стихотворений. Л., 1956 . Или в кн. Русская литература ХУШ века. 1700 - 1775. Хрестоматия. Сост. В.А.Западов. М., 1979.

 

Литература для конспектирования:

Москвичева Г.В. Стихотворная сатира // Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Стенник Ю.В. Русская сатира ХУШ века. Л., 1985. С. 54 – 91.

Одесский М.П. Условное собеседование в сатирах Кантемира // Антиох Кантемир и русская литература. М.: Наследие, 1999. С. 127 – 139.

 

 

 

Практическое занятие 3.

ТЕМА:  Одическая поэзия М.В.Ломоносова (2 часа)

1. «Разговор с Анакреоном»: а) общий принцип построения «Разговора с Анакреоном»; б)  сравнение трех этических позиций: Анакреона, Сенеки и Катона и отношение к ним автора; в) авторская программа (решение им вопроса о цели и содержании поэзии), способы выражения авторской концепции творчества.

2. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»: а) композиция оды: «лирический беспорядок», ведущие слова-темы («тишина», «науки», «Россия») и логика их сцепления в поэтическом сюжете; противопоставление «тишины» и войны (славы мирной и славы военной) в лирическом сюжете оды; б) автор и адресат в оде; в) поэтико-стилистический строй оды: принципы отбора поэтического слова, построение поэтического образа (монументальность, метафоризм, система аллегорических фигур, картинность); г) проблематика оды.

3. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния» как образец научно-философской оды. Соотношение в оде двух миров - вселенной («натуры») и человека; место человека в системе мироздания.

 

Тексты:

Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1965.

Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л., 1952. Т. 7. 1959. Т. 8

Русская литература ХУШ века, 1700 - 1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

 

Литература для конспектирования:

Серман И.З. Автор и тема в оде // Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Стенник Ю.В. М.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве// Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9 - 20.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова// Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

 

 

 

Практическое занятие 4.

 

ТЕМА: Творчество А.П.Сумарокова (2 часа).

 

  1. «Эпистола о стихотворстве» в сравнении с «Поэтическим искусством» Н.Буало: условия поэтического творчества (требования к «творцу»); жанровая номенклатура и ее основания (дифференциальные признаки жанров); полемика с Буало в оценке отдельных авторов.
  2. «Синав и Трувор»: оппозиции «разум-страсть», «долг-своеволие», «монарх-тиран» в конфликте трагедии; долг в системе ценностей героев трагедии.
  3. «Димитрий Самозванец»: отношение героев к понятиям «истина», «закон», «власть», «вольность», «подданные», «царь»; категории личного и общего в развитии конфликта и поведении героев; проблема «народа и власти» и ее решение.

 

Тексты:

Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957 («Б-ка поэта». Бол.серия)

Русская драматургия XVIII века. М., 1987.

Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

 

Литература для конспектирования:

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981 (конспектировать, ориентируясь на вопросы задания); Или его же (другое издание): Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. М., 1988. (конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. V, VI.

 

 

Практическое занятие 5.

 

 

ТЕМА: Жанр комедии в творчестве Д.И.Фонвизина  (2 часа).

  1. Место комедии в системе жанров классицизма (Н.Буало «Поэтическое искусство» и А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве»). Тенденции развития жанра комедии в русской литературе до Фонвизина (Сумароков, Лукин).
  2. Сравнительный анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль»: принципы типологии героев, расстановка действующих лиц (как взаимодействуют между собой разные группы персонажей); особенности композиции и конфликта (с содержательной и формальной точек зрения); проблематика комедий Фонвизина (тема воспитания, содержание понятий «скот», «душа» и т. д.).
  3. Жанровое своеобразие комедий Фонвизина.

 

Тексты:

«Бригадир», «Недоросль» Д.И.Фонвизина (по любому изданию)

 

Литература для конспектирования:

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания);

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания);

Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И.Фонвизина // Вестник ЛГУ. 1986. Сер. История, языкознание, литературоведение, вып. 3. С. 32-38.

Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // XVIII века. Л.. 1986. Сб. 15. С. 97-108.

 

Практическое занятие 6.

ТЕМА: Поэзия Г.Р.Державина (2 часа).

  1. «Фелица» как образец  «общежительной» оды Державина: а) автор в оде; б) адресат (образ просвещенной государыни) и средства его создания; в) тематика оды; г) стиль.
  2. Философские оды Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад»): а) соотношение понятий «жизнь» – «смерть» – «вечность» в поэтическом сюжете; б) решение вопроса о смысле жизни; в) связь с предшествующей поэтической традицией  18 века.
  3. Тема поэтического бессмертия в поэзии Державина («Видение мурзы», «Мой истукан», «Памятник», «Храповицкому» (1797г.), «К лире», «Признание», «Лебедь»): а) соотношение мотивов «слава» – «польза» – «истина» – «счастье» – «добродетель» («совесть», «чистая душа») в контексте данных стихотворений; б) тема частной жизни и образ Анакреона в лирике Державина.

 

Тексты:

Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.

Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В.А.Западова. М., 1983.

Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986.

 

Литература для конспектирования:

Западов А.В. Поэты 18 века: Литературные очерки. М., 1979. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала Х1Х века // Г.Р.Державин. Анакреонтические песни. М., 1987.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. IV («От лирического «я» к поэтической биографии»).

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. (Можно не конспектировать, НО к прочтению обязательно!)

 

 

 

Практическое занятие 7.

 

 

ТЕМА: Русский сентиментализм и повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (2 часа).

  1. Внешний и внутренний конфликты в повести. Смысл названия «Бедная Лиза».
  2. Культ чувства. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев повести. Приемы раскрытия душевного мира персонажей: переключение внимания с событийной стороны  сюжета на его психологическую интерпретацию; роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.
  3. Сложность и противоречивость характеров Лизы и  Эраста – «героя своего времени».
  4. Пространственная организация текста. Психологическая функция пейзажа, природа как действующее лицо повести.
  5. Место и функция повествователя в художественной структуре повести.

 

Тексты:

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Любое издание.

 

Литература для конспектирования:

Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы 18 века: Метод и жанр. Л., 1985.

Берков П.Н. Державин  и Карамзин в истории русской литературы конца 18 – начала 19 века // Русская литература  XVIII в.: Исследования сов. Ученых. Хрестоматия. Сост. Л.Л.Короткая. Минск, 1988. С. 208 – 222.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М.: Русский мир, 2006 (или любое другое издание). (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма.  СПб.: Наука, 1994. С. 189 – 222.

 

 

 

Практическое занятие 8.

 

 

ТЕМА:  «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева как сентименталистский роман (2 часа)

  1. Значение эпиграфа (в смысловой и композиционной структуре романа).
  2. Особенности композиции романа.
  3. Стилистическое и жанровое своеобразие «Путешествия».
  4. Структура образа путешественника: эмоциональная доминанта, черты автобиографичности.
  5. Сочетание сентиментальных и классицистических установок в романе.
  6. «Продолжение путешествия». «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С.Пушкина.

Тексты:

  1. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Любое издинае.
  2. А.С.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург» //Пушкин А.С. Собр. соч. в 10т. (или любое другое издание).

 

Литература для конспектирования:

Лотман Ю.М. Из комменатриев к «Путешествию из Петербурга в Москву» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.2. Или любое другое издание  этой работы.

Лотман Ю.М. «Сочувственник» А.Н.Радищева А.М.Кутузов и его письма к И.П.Тургеневу //Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993). СПб, 1997.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

 

 

Коллоквиум № 1 (2 часа). Проводится на 3 по счету семинаре.

ТЕМА: Реформа русского стихосложения Тредиаковского – Ломоносова.

Теоретическая подготовка:

  1. Прочитайте в хрестоматии[4] отрывки из «Письма Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских». Выпишите из него положения Кантемира «о выборе рифм», «о мере стихов», «рассуждение» о стопах и «правила тринадцатисложного стиха».
  2. Составьте конспект помещенного в хрестоматии отрывка из работы Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов...» по следующим положениям: характеристика «героического» 13-сложного стиха (количество слогов и стоп в строке); оценка ямба и хорея; оценка «трисложных» стоп; значение «пересечения»; характеристика 11-сложного стиха; характеристика «неправильных» стихов; функции мужских и женских стихов (рифм) и их сочетания; истоки реформы Тредиаковского.
  3. Составьте конспект «Письма о правилах российского стихотворства» Ломоносова. Обратите внимание на следующие положения: три «основания» реформы; положение о стопах; 30 видов сочетаний размеров; положение о пиррихиях и спондеях; связь размера с одержанием стихотворения; три вида рифм; сочетание рифм.
  4. Сопоставьте содержание работ Тредиаковского и Ломоносова по следующей схеме:

 

Общие положения

Разногласия

 

 

 

 

Укажите, в каких случаях, Ломоносов пошел дальше Тредиаковского, развивая высказанные им предположения.

 

Практическая часть (письменно):

Проанализируйте предложенные фрагменты по указанному плану.

 

Автор

Текст

План анализа

 

А.Д. Кантемир

 

 

 

 

 

 

Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора всероссийского

Я той, иже некогда забавными слоги,

Не зол, устремлял свои с охотою роги,

Бодя иль злонравия мерзкие преступки,

Иль обычьем ствердимы не в пользу поступки, -

Печаль неутешную России рыдаю:

Смеху дав прежде вину, к слезам побуждаю;

Палу гибель чрезмерну в роксолян народе,

Юже введе смерть Петрова перва в царском роде.

 

Определите:

  1. количество слогов в рифмующихся строчках;
  2. упорядоченность размещения ударения в строке;
  3. характер рифмы;
  4. местоположение цезуры, какой результат дает последовательное ее применение;
  5. сделайте вывод о характере стихосложения в целом.

 

В.К. Тредиаковский

 

Эпистола от Российской поэзии к Аполлину

Девяти парнасских сестр, купно Геликона,

О начальник, Аполлин, и пермесска звона!

О родитель сладких слов, сердце веселящих,

Прост слог и не украшен всячески красящих!

Посылаю ти сию, Росска поэзия,

Кланяяся до земли, должно что самыя.

Нову вещь тебе хочу сею объявити,

И с Парнаса тя сюда самого просити...

 

  1. См. указанные выше пункты.
  2. Проанализируйте язык отрывка из «Эпистолы» Тредиаковского. Особо отметьте старославянизмы, разговорные слова, иностранные слова. Сделайте вывод о характере языка стихотворения Тредиаковского как этапе на пути формирования нового литературного языка.

М.В. Ломоносов

Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

 

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство  по земли.

 

 

  1. Анализ по указанным выше пунктам.
  2. Определите, в какой мере Ломоносов осуществил в своей «Оде» теоретические положения, высказанные в «Письме».

 

Письменно ответьте на вопрос: Почему реформа традиционно носит имя М.В.Ломоносова, в то время как основные теоретические положения ее были сформулированы еще В.К. Тредиаковским?

 

Тексты:

Кантемир А.Д. Собр. Стихотворений. Л., 1956.

Тредиаковский В.К. Избр. Произв. 2-е изд. М.-Л., 1963.

Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч. в 10-ти т. М.-Л., 1950 – 1959, т.  7, 8.  ( Или любое другое издание).

 

Литература для конспектирования (для устной части коллоквиума):

 

Гаспаров М.Л. Оппозиция «стих – проза» и становление русского литературного стиха.// Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.

Западов В.А. Русский стих 18 – начала 19 века. Ритмика. Л., 1974. Гл. «Реформа стиха. Создание русской национальной силлабо-тонической системы стихосложения».

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. Гл.1.

Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997. Гл. 4

Западов А.В. Поэты 18 века. М., 1979 (факультативно).

 

 

 

Коллоквиум № 2 (4 часа). Проводится после семинара по Карамзину.

ТЕМА: Проза Карамзина: проблемы стиля, жанра, художественной структуры.

  1. «Письма русского путешественника»: соотношение «художественности» и «документальности» повествования; характер отношений между автором-повествователем-читателем в художественной структуре «Писем...»; общественно-политическая, этическая и эстетическая проблематика  произведения.

Литература для конспектирования:

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина (любое издание) (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Лотман Ю.М., Успенский Б.М. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984 («Литературные памятники»).

  1. «Остров Борнгольм»: законы неба — натуры (природы) — общества в сюжете повести; позиция повествователя по отношению к главным героям; топика готического романа и повесть Карамзина.

Литература для конспектирования:

Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Л., 1969. Сб. 8 (или Вацуро В.Э. Готический роман в России. М., 2002. С. 78-104)

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина (любое издание) (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

  1. «Марфа-посадница»: соотношение «вымысла» и «достоверности», античного колорита и русской истории; проблематика повести.

Литература для конспектирования:

Флоринская Ю.Ф. О художественном методе повести Карамзина «Марфа-посадница» //XVIII век. Сб. 8. Л., 1969.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина (любое издание) (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

 

 

ФОРМЫ ОТЧЕТА О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.

  1. 1. Словарь основных понятий, терминов, исторических и литературных имен (является допуском на экзамен! Сдается на последнем в семестре практическом занятии).

В словарь вносятся с объяснениями термины, краткие биографические сведения об изучаемых авторах и исторических личностях, упоминаемых в произведениях. Так же рекомендуется вносить и расшифровывать все незнакомые слова (имена античных персонажей, реалии быта XVIII века, архаизмы и т.п.).

Обязательно указывать, в каком произведении/произведениях данное имя/слово/персонаж встречается!!!

Ориентироваться при составлении словаря можно на издание: История русской литературы XVIII века : учебный справочник / сост. О. А. Фарафонова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 174 с. : табл. - Библиогр. в сносках. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/7091/read.php . - Хронология: с. 154-173. - ISBN 978-5-00023-014-5.

 

  1. 2. Письменная работа (сдается по мере готовности в течение семестра, но не позднее последнего практического занятия) «Русский XVIII век в интернете»: выбрать одного автора (литератор, художник, архитектор, журналист) XVIII века; сделать обзор интернет ресурсов, посвященных его творчеству и биографии; сделать вывод о наиболее репрезентативном контенте.

  1. 3. Читательский дневник (ведется по желанию, но для тех студентов, кто претендует на спецвопрос обязательно!)

 

Требования к оформлению читательского дневника

 

NB Читательский дневник заполняется в течение семестра. Сдается на проверку не позднее 20 декабря (для нечетных семестров) и 20 мая (для четных семестров). После указанной даты дневники на проверку не принимаются и не допускаются для использования во время сдачи экзамена.

В случае соблюдения всех требований дневником разрешается пользоваться на экзамене (тексты произведений, конспекты научной литературы, шпаргалки, телефоны и прочие средства «спасения» на экзамене использовать нельзя).

Структура дневника:

Название прочитанного произведения (если у поэтического произведения нет заглавия, то в качестве названия указывается первая строчка), автор (если оно не анонимно).

Цитаты из текста, отражающие суть произведения (небольшие по объему лирические тексты — до 8 строк — можно цитировать целиком).

Имена действующих лиц, их характеристики, тезисно отметить последовательность развития событий (для драматических и эпических произведений). Характеристика лирического героя (для лирики).

Цитаты из исследовательской литературы и учебников по данному автору или произведению (обязательны ссылки на источник цитирования с полным указанием библиографических данных, оформленных по стандарту). Количество и объём цитат определяется здравым смыслом и начитанностью автора дневника.

Википедия, Рефераты.ру и т.п. не считаются ни исследовательской, ни учебной литературой!

Характеристика произведения с точки зрения его жанра (определить жанр и указать его признаки в этом произведении).

Характеристика произведения с точки зрения его принадлежности к одной из эстетических парадигм[5]: определить литературное направление (художественный метод) и указать его признаки в поэтике произведения.

(Опционально). Собственные размышления по поводу прочитанного произведения (размышления и рассуждения, но не оценка произведения!).

Примечания: для нескольких небольших по объёму поэтических произведений одного автора, относящиеся к одному жанру, пункты 4-6 могут быть общими.

Тексты, выделенные в списке литературы курсивом, обязательны для прочтения, но в дневнике не описываются.

Образец заполнения читательского дневника[6]

 

А. Для поэтических произведений

«Вороне раз кусок лисицы», «Ну наконец-то получилось», «Ночь улица фонарь аптека».

Автор неизвестен.

 

***

вороне раз кусок лисицы
послал какой то добрый бог
и басня стала и короче
и справедливее в разы

 

***

ну наконец-то получилось
сизиф устало закурил
на камне посидел подумал
вскочил и вниз его столкнул

 

***

ночь улица фонарь аптека
не в шутку дядя занемог
скажи-ка дядя ведь недаром
пекут поэты пирожки

 

В первом и во втором стихотворениях лирического героя нет, потому что в обоих случаях сюжет не лирический, а эпический. В третьем произведении лирический герой представлен имплицитно: нет его явной номинации, но само стихотворение представляет собой речь лирического «Я».

 

«Интернет завоевали пирожки – скорые, румяные и горячие четверостишья, написанные без знаков препинания, без заглавных букв и, как правило, без рифмы. Пирожковая поэзия активно распространяется через социальные сети, и потому большинство четверостиший уже потеряли своих авторов: они переходят со страницы на страницу, словно афоризмы или интернет-мемы. <...>  Пирожок, как следует из правил сообществ, должен «волновать, не быть банальным и соответствовать духу пирожка». (Вагина М. Пирожки: как пишут и с чем едят [Электронный ресурс] // Мнения.ру. - URL: http://mnenia.ru/rubric/culture/pirojki--kak-pishut-i-s-chem-edyat )

«Когда-то давным-давно жили-были прекрасные авторы... Живут они и сейчас, но когда-то давным-давно они писали... Пишут они и сейчас, но тогда они писали хокку. Это была довольно большая и весёлая тусовка на сайте hokku.ru, а также его ответвлении stih.ru. В какой-то момент хозяева сайта перестали им заниматься, и он стал периодически переставать работать. В связи с этим автор по имени Вадим Саханенко (Сохас) открыл форум на движке fastbb (впоследствие превратившемся в borda), куда пригласил своих друзей и знакомых с хоккуры писать хокку, а также экспериментировать с другими минималистическими поэтическими жанрами: сдвоенные хокку с рифмой, лимерики и другие; впоследствии все эти разделы форума были закрыты, и остался один единственный заветный жанр.

В начале 2003-го года пользователь al cogol (Владислав Кунгуров) опубликовал на сайте stih.ru стихотворение "пирожки". Оно состояло из нескольких четверостиший, написанных четырёхстопным акаталектическим ямбом, строчными буквами, без рифмы и знаков препинания. Стихотворение было очень прикольным и необычным, четверостишия были, в общем-то, не связаны между собой, большая часть четверостиший была о еде. Вадим увидел это стихотворение, ему очень понравилось, и он предложил Владиславу создать из этого жанр и писать пирожки у него на форуме. Стремительно определив правила жанра во взаимной переписке, Сохас и al cogol начали обмениваться этими короткими смешными стихами. Происходило это в конце 2003-го года. Этот момент можно считать отправной точкой для пирожков как для самостоятельного жанра». (Васильев В. История пирожков [Электронный ресурс] // Пирожковая. - URL: http://www.perashki.ru/info/History )

 

Все три текста относятся к жанру «пирожок». Общие черты:  четверостишие, четырехстопный ямб, написание строчными буквами без знаков препинания, цифр и дефисов. Количество слогов по строкам: 9-8-9-8.
Слоги прописаны явно: «вŏóĕ рáз кўóк лŭúӹ // пŏ-слáл кăóй тŏ дó-брӹй бóг». Аббревиатуры пишутся с гласными, цифры - буквами.
Рифма чаще всего отсутствует. Стоит отметить, что в первом стихотворении сохраняются черты жанра басни, пародией на который данный текст является: отсутствие лирического героя и лирического переживания, дидактическое начало (мораль), эпический сюжет.

 

Пирожки — явление современной сетевой литературы, в котором наблюдаются некоторые черты постмодернисткой поэтики: цитирование классических произведений, трансформации известных сюжетов, игра с читателем. Так, например, в первом тексте трансформируется и пародируется сюжет классической басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», следствием чего при соблюдении всех правил «пирожков» является переосмысление дидактической поэзии как таковой. Во втором стихотворении очевидно присутствует мифологический сюжет, который тоже переосмыслен: Сизиф — не исполнитель воли рока, а творец собственной судьбы. Третье стихотворение почти целиком состоит из точных или искаженных цитат известных поэтических произведений Блока, Пушкина и Лермонтова, которые, следуя друг за другом в определенном порядке, образуют совершенно самостоятельный оригинальный сюжет. Отсутствие знаков препинания, характерное для пирожковой поэзии, позволяет прочитывать текст и как центон, и как собственную речь лирического героя.

 

Б. Для эпических произведений

«Курочка Ряба». Фольклорное произведение.

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -

Посадила яичко в осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула,

Яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Бабка рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом закýрился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит:

- Дед не плачь, бабка не рыдай,

Куры не летайте,

Ворота не скрипите, сор под порогом

Не закуривайся,

Тын не рассыпайся,

Верх на избе не шатайся -

Снесу вам еще яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó,

Яичко не простое - золотое.

Событийный ряд: курочка снесла яичко — мышка его разбила — мир рушится — Курочка обещает снести другое яйцо, лучше прежнего, и восстановить миропорядок.

Характеристика персонажей: Дед и Баба — какие-либо личностные характеристики у персонажей отсутствуют, следовательно они не индивидуализированы и, скорее всего, являются воплощением мифологического представления о прародителях.

Курочка Ряба — олицетворение космических сил, наделена речью, поскольку является персонажем сказки.

Мышка — олицетворение демонических сил, ломает яйцо, которое снесла курочка, и становится причиной хаоса.

«Из других деталей, существенных в связи с мотивом яйца как начала вселенной и так или иначе обнаруживаемых в славянской фольклорной или ритуальной традиции, следует подчеркнуть раскалывание яйца и золотой цвет яйца в целом. Допустимо думать, что крайне вырожденный вариант этих представлений обнаруживается в известной детской сказке о курочке, снесшей золотое яичко, и мышке, расколовшей его; параллель может быть продолжена указанием на роль птицы, причем нередко именно пестрой (ряба). А это сочетание мотивов золотого яйца на воде и птицы, как уже давно установлено, эквивалентно мотиву солнца, восходящего из вод и заходящего в воды». (Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. — С. 399).

«Основные ступеньки процесса трансформации мифа в сказку: деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических "событий", развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени — сказочно- неопределенными ... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные и с космических на социальные, с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений». (Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976. - С. 264).

 

Это фольклорная бытовая сказка. Черты жанра

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

До этого она мне казалась сказкой абсурда, без малейшего прикладного смысла, как заклинание:) получили яйцо - и вроде бы радуйтесь, что есть золотая вещь - но они его зачем-то хотят разбить ( на куски, я так думала). Бьют долго и решительно, хотя понятно, что металлическую вещь не разобьешь. Отсавили в покое - но тут мышь прибежала. Почему они не разбили, а об пол яйцо разбилось - загадка. Ну разбилось - вот, радуйтесь же! а они вдруг в рев! Отчего? Потому что мышка у них кайф разбивания украла? из зависти и обиды на нее? или вдруг поняли, что не больно-то и хотелось разбивать? и жалко его целого? И тут приходит курочка и утешает - мол, снесу еще одно , но простое! так им же золотое было нужно!! Как их может утешить ее простое дурацкое яйцо?? Это же две разных вещи и уж простое-то не утешит по поводу золотого. Короче, была сплошная загадка для меня. И я думала - это просто так, белиберда заговорная - чтобы детишкам зубы заговаривать.

 



[1] Каталог представляет собой общий перечень литературных произведений. Это сделано для того, чтобы студенты могли сориентироваться в литературном процессе 18 века в целом, а также имели возможность, опираясь на указания каталога, читать не только те произведения, которые входят в обязательный список.

[2] По каждому автору указан список его произведений, рекомендованных для обязательного и факультативного прочтения в рамках курса, а также основные издания  этих произведений. Тексты, обязательные для прочтения, обозначены (!).

[3] Формулировки вопросов могут меняться в зависимости от содержания и наполнения курса.

 

 

 

 

[4] Русская литература XVIII века, 1700 – 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.

[5] Эстетическая (художественная) парадигма — совокупность представлений о мире, человеке, месте искусства в жизни общества в определенный исторический период (античность, средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм и т. д.).

[6] В каждой шутке есть доля шутки)))

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05