РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ФОНЕТИКА

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

 

 

Профиль:

Иностранный (английский) язык

 

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

 

Форма обучения:

(Продолжение см. на стр. 2)

очная

Программа подготовки:

Прикладной бакалавриат

 

 

 

 

 

 

(Продолжение см. на стр. 2)

Новосибирск  2016

СОСТАВИТЕЛЬ: к. психол. н., доц. С.П. Хорошилова_______________

(подпись)

 

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании  кафедры английского языка

 

(протокол  № 7 от   21января 2016 г.)

 

Заведующий кафедрой английского  языка_______________    Л.Н. Кретова

 

 

 

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01  Педагогическое  образование, утвержденным приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426, вступил в силу 11 февраля 2016 г., профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина «Практическая фонетика английского языка» является обязательной дисциплиной профессионального цикла вариативной части учебного плана образовательной программы. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по педагогическому образованию: «Иностранный (английский) язык», «Русский язык», «Введение в языкознание». Данная дисциплина, входя в систему дисциплин профильной филологии, логично открывает блок практических курсов по иностранному (английскому) языку. Трудоемкость дисциплины: 10 ЗЕ / 360 часов, в том числе 130 часов – контактная работа с преподавателем, 230 часов – самостоятельная работа (таблица 2).

Дисциплина  изучается в 1-4 семестрах.

Целью освоения дисциплины является обучение правильному произношению звуков речи, правилам сочетания звуков в словах и словосочетаниях, расстановке словесного ударения, особенностям фонетического слогоделения и интонации во всех ее лингвистических функциях.

Основными задачами дисциплины являются:

изучение теоретических основ английского произношения;

обучение основным интонационным моделям в контексте вариативности их возможной реализации;

обучение фонетическому аспекту речевой коммуникации;

развитие и закрепление навыков восприятия современной английской речи на слух;

обучение различным фонетическим средствам языка и интонационным особенностям  речи в зависимости от экстралингвистической ситуации.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного. Текущий контроль осуществляется в форме обсуждения контрольных вопросов по изученной теме, фонетического анализа текстов оригинальных аудиозаписей носителей английских акцентов и выполнения практических заданий (имитационные упражнения, подстановочные упражнения, упражнения с множественным выбором, упражнения творческого характера с коммуникативной направленностью).  Текущий контроль осуществляется в тестовой форме.

Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

 

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения (дескрипторы)

ПрК-1: способен воспринимать иноязычную речь и порождать связные высказывания на изучаемом иностранном языке в устной и письменной формах (аудирование и чтение; говорение и письмо) в соответствии с языковой нормой

Знать: основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления изучаемого иностранного языка (ПрК-1/з);

Уметь: правильно и аргументировано выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, в различных ситуациях, общаться с носителями языка (ПрК-1/у);

Владеть: широким спектром языковых средств для коммуникации в разных ситуациях (ПрК-1/в).

 

 

ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языкахдля решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Знать:

- основные элементы языковой системы и правила их употребления (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при восприятии речи;

- правила орфографии и пунктуации; основные законы коммуникации и  правила эффективного общения.

Знать (ин.яз):

- лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами общекультурной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;

- основные культурные традиции страны изучаемого языка, правила речевого этикета

Уметь:

- создавать тексты разных жанров на литературном языке в устной и письменной форме;

- соотносить части текста в рамках задуманной композиции, учитывать адресность текста, подбирать необходимые цитаты, примеры, факты;

- трансформировать  несловесный материал, в частности изображения и цифровые данные (схемы, графики, таблицы и т.п.) – в словесный;

- переходить от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).

Уметь (ин.яз):

- логически верно, аргументированно и ясно строить  устную и письменную коммуникацию;

- выбирать адекватные коммуникативной ситуации языковые средства и формулы речевого этикета.

Владеть:

- нормами литературного языка; навыками выбора языковых средств, соответствующих конкретной речевой ситуации и типу адресата;

- навыками  редактирования собственных текстов;

- навыками работы с различными словарями.

Владеть (ин.яз.): основными видами речевой деятельности на иностранном языке (чтение, письмо, говорение, аудирование).

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Вводно-коррективный курс

Тема 1.1. Понятие о звуковом строе языка и его компонентах

Понятие о звуковом строе языка и его компонентах, а именно, сегментных фонемах, слоге, словесном ударении и интонации. Соотношение звука и буквы. Понятие фонетической транскрипции и способе графического изображения интонации. Произносительная норма английского языка.

Описание речевого аппарата и его функций в образовании звуков речи. Особенности образования гласных и согласных. Основные принципы классификации английских гласных и согласных. Особенности артикуляционной базы английского языка в сравнении с русским. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Анализ фонетических и фонологических ошибок.

 

Раздел 2. Артикуляционная классификация английских гласных и согласных фонем

Тема 2. 1. Понятие о системе английских гласных и согласных

Понятие о системе английских гласных и согласных. Принципы их классификации. Формирование артикуляционной базы английского языка. Артикуляция английских гласных: кратких и долгих монофтонгов, дифтонгоидов, дифтонгов. Артикуляция английских согласных. Апикальная артикуляция переднеязычных согласных и их дифференциация по месту образования. Аспирированное произнесение /р/, /t/, /k/. Фарингальное образование /h/. Отсутствие палатализации в произнесении большинства английских согласных. Сильное звучание глухих согласных и слабое полузвонкое звучание звонких согласных в начале и в абсолютном исходе слова.

Тема 2.2. Артикуляционная особенность английских звуков в сравнении с русскими

Артикуляционная особенность английских звуков в сравнении с русскими. Анализ фонетических и фонологических ошибок. Коррекция навыков произнесения всех гласных и согласных звуков английского языка. Дифференциация на слух английских и русских гласных и согласных. Формирование артикуляционной базы английского языка. Тренировка звуков в упражнениях, состоящих как из отдельных слов и словосочетаний, так и из монологических и диалогических связных текстов.

Раздел 3. Позиционные и комбинаторные изменения английских фонем в потоке речи

Тема 3.1. Позиционные и комбинаторные изменения гласных в потоке речи

Коррекция навыков произнесения гласных звуков английского языка в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения гласных в потоке речи: позиционная долгота гласных; количественная и качественная редукция гласных; гласные полного образования в безударном положении; сильные и слабые формы слов.

Тема 3.2. Позиционные и комбинаторные изменения согласных фонем в потоке речи

Коррекция навыков произнесения согласных звуков английского языка в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения согласных фонем в потоке речи: ассимиляция согласных.

Переход альвеолярной артикуляции в зубную в сочетаниях /t, d, n, l, s, z / с межзубными звуками.

Сочетания двух взрывных /потеря взрыва/.

Носовой взрыв в сочетаниях /tn,dn/ и др.

Латеральный взрыв в сочетаниях /tl, dl / и других.

Огубление согласных / t, d, k, g, s/ перед /w/.

Аффирицированное произнесение сочетаний /tr, dr/.

Частичное оглушение /l, r ,w/ в положении после глухого согласного в сочетаниях /pl, tr, kw/ и других  с последующим ударным гласным, имеющее место в пределах слова.

Потеря аспирации глухими взрывными согласными /p, t, k/ в положении после согласного / s/ и в безударном слоге.

Альвеолярная артикуляция /r/ в сочетаниях /dr,tr/.

Палатализованная /l/ внутри слова в положении перед гласным и в сочетании /lj/.

Введение и тренировка звуков в упражнениях, состоящих как из отдельных слов и словосочетаний, так и из монологических и диалогических связных текстов.

Раздел 4. Типичные интонационные модели английского языка

Тема 4.1 Основные компоненты интонации

Понятие об основных компонентах интонации: изменении высоты подъема тона, громкости, темпа (скорости произнесения и паузации). Тембральная окраска голоса. Ритмическая группа. Интонационно-ритмическая организация английского текста.

Основные функции интонации. Интонационно-синтагматическое членение фразы. Синтагма и интонационная группа.

Тема 4.2 Интонационная структура и её основные элементы

Интонационная структура и её основные элементы: начальные безударные слоги /pre-head/, шкала /head/, ядерный тон /nucleus/ и конечные безударные слоги /tail/.

Изменение движения тона, его уровня и диапазона. Основные типы ядерных тонов: низкий нисходящий, высокий нисходящий, низкий восходящий, высокий восходящий, нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий, средний ровный, высокий ровный, низкий ровный.

Основные типы шкалы: нисходящая/падающая, ступенчатая, скользящая, скандентная/; восходящая /ступенчато-восходящая, скользяще-восходящая, скандентно-восходящая/; ровная/высокая, средняя, низкая/.

Фразовое ударение. Ударение синтагматическое, ритмическое, логическое.

Изменение скорости произнесения и относительная длительность пауз. Паузы синтаксические, эмфатические, хезитации.

Тема 4.3 Употребления основных интонационных структур в английской речи

Отработка автоматизированных навыков воспроизведения и употребления основных интонационных структур в английской речи в четырех коммуникативных типах предложения: повествовательном, повелительном, вопросительном и восклицательном в стилистически различных речевых реализациях (монологических и диалогических). Отработка типичных интонационных моделей в разговорных формулах. Графическое  изображение интонации в тексте и на тонограмме.

Раздел 5. Восприятие современной английской речи на слух

Тема 5.1 Коррекция и развитие навыков восприятия английской речи на  слух в контексте ее вариативной обусловленности

Коррекция и развитие навыков восприятия английской речи на  слух в контексте ее вариативной обусловленности (региональная, социальная и стилистическая вариантология) Особенности восприятия устного текста в зависимости от:

1)      формы общения (монологической, диалогической, полилогической);

2) степени подготовленности высказывания (подготовленный, спонтанный, квазиспонтанный);

3) характера отношений общающихся (официальный, неофициальный, полуофициальный).

Коррекция и развитие навыков восприятия английской речи на  слух при работе с аутентичными  аудио- и видеоматериалами в классе и дома с последующим выполнением имитационных, подстановочных и проверочных упражнений.

Содержание дисциплины «Практическая фонетика английского языка» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2).

Таблица 2. Тематическое планирование

Таблица 2

Содержание работ по дисциплине

 

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Всего, час

Лекции

ЛЗ

ПЗ

СР

 

I.ВВОДНО-КОРРЕКТИВНЫЙ КУРС

 

1.1.

Понятие о звуковом строе языка и его компонентах

 

 

18

 

34

52

II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ

 

2.1.

Понятие о системе английских гласных и согласных

 

22

 

34

56

2.2.

Артикуляционная особенность английских звуков в сравнении с русскими

 

18

 

18

36

III. ПОЗИЦИОННЫЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ ФОНЕМ В ПОТОКЕ РЕЧИ

 

3.1.

Позиционные и комбинаторные изменения гласных в потоке речи

 

18

 

34

52

3.2.

Позиционные и комбинаторные изменения согласных в потоке речи

 

22

 

34

56

IV ТИПИЧНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

4.1.

Основные компоненты интонации

 

16

 

20

36

4.2.

Интонационная структура и её основные элементы

 

8

 

10

18

V ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ НА СЛУХ

 

5.1.

Коррекция и развитие навыков восприятия английской речи на  слух в контексте ее вариативной обусловленности

 

 

8

 

10

18

 

Контроль: зачет  с оценкой, зачет, экзамен

 

 

 

 

36

 

ИТОГО

 

130

 

194

360

 

В том числе в интерактивной форме*

 

18

 

 

 

 

3.  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практические занятия по дисциплине «Практическая фонетика английского языка для студентов 2 курса» рекомендуется проводить в форме лабораторно-практических занятий, что позволяет дать студентам глубокие знания в овладении фонетической структурой английского языка, его интонационными и артикуляционными формами, что должно привести к умению пользоваться английским языком как средством общения.
Лабораторные занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Такие занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных разделов дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
 На лабораторных занятиях студенты учатся фонетически правильно оформлять речь в соответствии с экстралингвистической ситуацией; овладевают как произносительными навыками, так и навыками адекватного восприятия современной английской речи на слух. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. 
Содержание лабораторного занятия определяется его формой и зависит от тематики. Это главным образом обсуждение теоретических вопросов на основе контрольных вопросов по изученной теме и выполнение практических заданий (имитационные упражнения, подстановочные упражнения, упражнения с множественным выбором, упражнения творческого характера с коммуникативной направленностью).
Занятие включает следующие этапы:
1.Фонетическая разминка (выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики, отработка звуков в изоляции и в фонетическом контексте в рифмовках, скороговорках, стихотворениях).
2. Изучение и закрепление фонетических явлений и структур. Теоретический материал сопровождается соответствующими аудиоматериалами, что дает возможность исключить оторванность теоретических знаний от речевой ситуации. Выполнение тренировочных упражнений, контрольных вопросов по изученной теме, контрольных упражнений (тестов), а также творческих заданий с коммуникативной направленностью. Кроме того,  студентам предлагается найти и отработать изучаемые фонетические явления в текстах для запоминания и аудирования, используемых на занятии. 
3. Работа над совершенствованием призносительных навыков студентов представлена воспроизведением различных текстов для запоминания, подобранными на фоностилистической основе (15 диалогов разговорного стиля, 4 информационных текста и 2 лекции).
     Все тексты сопровождаются достаточным количеством имитационных, тренировочных и подстановочных упражнений, что облегчает работу студентов по правильному озвучиванию и запоминанию текста.
    Все тексты интонируются, разбираются с точки зрения интонационных особенностей стиля, отчитываются в классе с целью последующего заучивания наизусть дома и воспроизведения в классе. 
4. Выполнение заданий по восприятию аутентичной речи на слух. Магнитофонные записи текстов прилагаются на аудиокассетах. Видеокурс Mystery Tour — на видеокассете. Студентам предоставляется возможность воспринимать речь носителей языка в естественной обстановке и сравнивать различные акценты. Этапы работы 1.Интенсивное аудирование; 2.Проверка общего восприятия текста. 3.Упражнения на повтор. Тексты принадлежат к разговорному и информационному стилям. Все тексты подобраны в соответствии с изучаемыми темами устной практики и представляют собой интересный и полезный материал не только для развития навыков восприятия, но и для получения дополнительной и актуальной информации по темам бытового общения. 
5. Дальнейшее совершенствование произносительных навыков разговорного стиля. Изучение и тренировка типичных интонационных моделей языка в разговорных формулах. Разговорные формулы сначала отрабатываются отдельно, затем изучаются в коротких ситуациях бытового общения, после чего у студентов есть возможность проверить себя, выполняя упражнения последней ступени — подстановочные упражнения, упражнения множественного выбора, упражнения творческого характера.
6. Подведение итогов занятия, задание на следующее занятие.
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ОСОБЕННО В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В связи с тем, что введение фонетического материала носит теоретико-практических характер, а предъявление теоретического материала по разделам дисциплины происходит на английском языке для его последующего использования при объяснении соответствующих фонетических явлений, одной из основных трудностей для студентов 2 курса может быть устное  воспроизведение фонетических правил. Поэтому рекомендуется заучивать правила наизусть и повторять их при выполнении практических упражнений в рамках как аудиторной, так и самостоятельной работы. Т.о. формируется осознанное оперирование фонетическими явлениями.
       2. При работе над теоретическим материалом рекомендуется использовать различные схемы и таблицы, поясняющие то или иное правило и отражающие ключевую информацию. 
3.Овладение произносительными навыками предполагает заучивание наизусть скороговорок, диалогов в парах, текстов информационного и научного стилей. Перед заучиванием студенту рекомендуется выполнить имитационные, тренировочные и подстановочные упражнения, что облегчает работу студентов по правильному озвучиванию и запоминанию текста. Все тексты интонируются, разбираются с точки зрения интонационных особенностей стиля, отчитываются в классе с целью последующего заучивания наизусть дома и воспроизведения в классе. Все тексты сопровождаются магнитофонной записью. Работа над материалом на запоминание должна вестись регулярно в течение всей недели перед занятием.
4.Особое внимание при формировании рецептивных и экспрессивных фонетических навыков необходимо уделять разнообразным условно-речевым упражнениям, а также упражнениям на аудирование. В связи с этим, аудиоматериал представлен двумя разновидностями: для работы дома и в классе. Аудирование для самостоятельной работы студентов дома представлено курсом Varieties of Spoken English by Leslie Dickinson. Он состоит из 11 разделов, каждый из которых сфокусирован на одной теме. Студентам предоставляется возможность воспринимать речь носителей языка в естественной обстановке и сравнивать различные акценты. 
    Каждый раздел состоит из 3 заданий: 
    1.Интенсивное аудирование, когда студенту предлагается заполнить пропуски, выбрать правильный вариант или подчеркнуть ядерный тон в высказывании. Правильные ответы записаны на пленке, которая предоставляется студенту. 
    2.Общее восприятие текста. Студент снова прослушивает предложенный текст и выбирает правильный вариант ответа. 
    3.Упражнения на повтор. Короткий отрывок из данного раздела прослушивается и повторяется студентами по принципу “снежного кома”. 
    Перед каждым разделом вы найдете комментарии, которые помогут вам лучше понять записанный разговор. Тексты рекомендуется прослушивать несколько раз (до шести раз подряд), перед этим внимательно ознакомиться с заданиями, комментариями, заголовком, использовать языковую догадку, фоновые знания и стараться предвосхитить предложенную в записи информацию.
Задание на аудирование возможно дробить на более мелкие куски
И выполнять его частями в течение недели, возвращаясь к ранее непонятым местам.
    Для работы в классе мы предлагаем тексты, принадлежащие к разговорному и информационному стилям. Все тексты подобраны в соответствии с изучаемыми темами устной практики и представляют собой интересный и полезный материал не только для развития навыков восприятия, но и для получения дополнительной и актуальной информации по темам бытового общения. 
5. Перед практическим занятием следует просмотреть ещё раз выполненные ранее упражнения, чтобы освежить в памяти материал и предотвратить плохую презентацию приготовленных заданий.
Помимо упомянутых выше рекомендаций по организации работы с материалом, непременными условиями овладения курсом являются:
-  регулярное посещение занятий;
-  участие в творческих заданиях;
- самостоятельная работа;
- выполнение домашних заданий в течение недели, а не в последний день перед занятием.

Ресурсы, необходимые для освоения: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11.

 
4. Перечень учебно-методического обеспечения 
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1 Основная учебная литература

1.Лесникова-Бяндова, Н. П. Practical English Phonetics: Step by Step : учебно-методическое пособие / Н. П. Лесникова-Бяндова ; Новосиб. гос. пед. ун-т .  - Новосибирск : НГПУ, 2011. 181 с. ил., табл.  - Библиогр.: с. 180. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/217341/ccef1c576cfc7341.pdf. - Словарь: c. 174-179.

2. Хорошилова, С. П. Фонетика английского языка: Введение: учебно-методическое пособие: доп. УМО вузов РФ / С. П. Хорошилова, Т. Л. Бородина; Новосиб. гос. пед. ун-т.  – 2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 146 с.  - ISBN 978-5 -00023-649-9.

3. Хорошилова, С. П. Практическая фонетика английского языка: учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / С. П. Хорошилова, Е. В. Агинская ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2009. 183 с.  - Библиогр.: с. 179. - ISBN 978-85921-741-0.

4. Хорошилова, С.П. Восприятие английской речи на слух [Текст]:учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2009. - 115 с.

4.2. Дополнительная учебная литература

5. Hancock, Mark English Result [Электронный ресурс]: Pre-intermediate: Class Audio CDs / M. Hancock, A. McDonald.  - CD. - New York : Oxford University Press, 2008. 2 CDR  - Английский результат. - ISBN 978-0-19-430511-2.

6. Hancock, Mark English Result [Электронный ресурс] : Upper intermediate : Class Audio CDs / M. Hancock, A. McDonald.  - CD. - New York : Oxford University Press, 2010. 2 CDR  - Английский результат. - ISBN 978-0-19-430513-6.

7.    Практическая фонетика английского языка : учебник для вузов по направлению и специальности "Филология" : рек. М-вом образования РФ / М. А. Соколова, К. П. Гинтов, Л. А. Кантер и др..  - Москва : Владос, 2003. 384 с. ил.  - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00694-0.

8.    Практическая фонетика английского языка: учебник для вузов по направлению и специальности "Филология": рек. М-вом образования и науки РФ / М. А. Соколова и др..  - Москва : Владос, 2008. 382 с. ил.  - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55870/. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-691-00694-4.

9.Хорошилова, Светлана Петровна Фонетика английского языка [Электронный ресурс] : введение : учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова, Т. Л. Бородина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - CD: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 230 МБ - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/7281/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше ; 60 Мb свободного места на жестком диске ; 64 Мb ОЗУ ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit ; MS Windows 98, Me, 2000, XP, Vista 7 ; зв. карта, колонки или наушники. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-091-6.

10. Хорошилова, Светлана Петровна Фонетика английского языка [Электронный ресурс] : основной курс : учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова, Т. Л. Бородина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - CD: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 336 МБ - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/7280/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше ; 60 Мb свободного места на жестком диске ; 64 Мb ОЗУ ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit ; MS Windows 98, Me, 2000, XP, Vista 7 ; зв. карта, колонки или наушники. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-092-3.

 

4.3. Ресурсы сети "Интернет"

11. Лесникова-Бяндова, Н. П. Practical English Phonetics: Step by Step : учебно-методическое пособие / Н. П. Лесникова-Бяндова ; Новосиб. гос. пед. ун-т .  - Новосибирск : НГПУ, 2011. 181 с. ил., табл.  - Библиогр.: с. 180. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/217341/ccef1c576cfc7341.pdf. - Словарь: c. 174-179.

12. Хорошилова, Светлана Петровна Фонетика английского языка [Электронный ресурс] : введение : учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова, Т. Л. Бородина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - CD: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 230 МБ - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/7281/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше ; 60 Мb свободного места на жестком диске ; 64 Мb ОЗУ ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit ; MS Windows 98, Me, 2000, XP, Vista 7 ; зв. карта, колонки или наушники. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-091-6.

13. Хорошилова, Светлана Петровна Фонетика английского языка [Электронный ресурс] : основной курс : учебно-методическое пособие / С. П. Хорошилова, Т. Л. Бородина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - CD: электрон. текстовые, граф. данные. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 336 МБ - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:https://lib.nspu.ru/views/library/7280/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше ; 60 Мb свободного места на жестком диске ; 64 Мb ОЗУ ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit ; MS Windows 98, Me, 2000, XP, Vista 7 ; зв. карта, колонки или наушники. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-092-3.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

  1. English Phonetics and Phonology for Non-native Speakers [Ресурс открытого доступа]. – Режим доступа: http://davidbrett.uniss.it/phonology/
  2. British National Corpus. – Режим доступа: http://natcorp.ox.ac.uk.
  3. British National Corpus On-Line. – Режим доступа: corpus.byu.edu
  1. Oxford Dictionaries On-Line. – Режим доступа: https://oxforddictionaries.com.

 

4.4 Методическое обеспечение

1. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс]  Элек.     дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru/

 

4.4 Технологическая  карта  самостоятельной  работы  студентов

Таблица 3

Таблица 3.  Технологическая карта  самостоятельной работы студента по дисциплине практическая фонетика

Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Трудоемкость задания, часы

Перечень учебно-методичес-кого обеспечения (раздел 4)

1.

ВВОДНО-КОРРЕКТИВНЫЙ КУРС

Тер. Материал с. 10-12

Таблица гласных с.12

Упр.на звуки с.18-19

MW Unit 1, с.83-85

HL 1,с. 166-168

TIP 1 c 246

34

1, 2, 3, 4, 6

2.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ

Тер. Материал с. 10-12

Таблица гласных с.12

Упр.на звуки с.18-19

MW Unit 1, с.83-85

HL 1,с. 166-168

TIP 1 c

52

1, 2, 3, 4, 6, 7

3.

ПОЗИЦИОННЫЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ ФОНЕМ В ПОТОКЕ РЕЧИ

Упр.на звуки с.122-124

MW Unit4,5, с94-102

HL 3,с.171-173

TIP 3 c.

68

2, 3, 4, 6

4.

ТИПИЧНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Теор. Материал с.52-54

Упр.на звуки с.124-127

MW Unit6,7, с102

-110

HL 4,с.173-178

TIP5 c. 251-252

30

2, 3, 4, 6

5.

ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ НА СЛУХ

HL1-9  с.5-56

 

10

4, 5, 6, 8

Итого

194

 

 

 

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта). Не предусмотрено.

5. РЕСУРСЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

5.1 Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица  4

Локальные информационные технологии

Группа программных средств

Наименование программного продукта

Операционные системы

Microsoft Windows

Офисные программы

Microsoft Office

Таблица 5

Распределенные информационные технологии

Группа

Наименование

Системы тестирования

Система компьютерного адаптивного тестирования АСТ-тест

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru

Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru

5.2 Материально-техническая база

Таблица 6

Материально-техническая база

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

(с указанием кол-ва посадочных мест)

 

Адрес (местоположение)

Аудитории для проведения лекционных занятий

Лекционные аудитории

Интерактивная доска, ноутбук; проектор, принтер, цифровой копировальный аппарат; видеокамера цифровая. Количество посадочных мест – 30.

Ауд. 209, 317, 314, 303, 304, 416 учебный корпус № 4, г. Новосибирск, ул.  Вилюйская, 28.

Аудитории для проведения практических занятий,

контроля успеваемости

 

Компьютерный класс

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 30.

Ауд. 311, 316, 414

Помещения для самостоятельной работы и курсового проектирования

Компьютерные классы

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 30.

Ауд. 311, 316, 414

Методический кабинет

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза.

Ауд. 307

Читальный зал библиотеки НГПУ

Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 31.

 

Помещения для групповых и индивидуальных консультаций

Помещения для осуществления образовательного процесса

Перечень основного оборудования

(с указанием кол-ва посадочных мест)

 

Адрес (местоположение)

  1. 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

6.1. Выполнение контрольных  заданий  по  курсу

Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ПрК-1, ОК-4

Время на выполнение: в течение семестра

Форма проведения контроля: письменная

Метод оценивания: экспертный

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

  1. Назовите варианты произношения английского языка, обусловленные национальными и регионально- территориальными особенностями.
  2. Какие особенности северных диалектов Великобритании Вы знаете.
  3. Назовите особенности южных диалектов Великобритании.
  4. Произносительные нормы лондонского диалекта.
  5. Сравнительная характеристика гласных фонем британского и американского вариантов английского языка.
  6. Сравнительная характеристика согласных фонем британского и американского вариантов английского языка.
  7. Социо-фонетическая вариативность английского произношения.
  8. Фонетические особенности Кокни.
  9. Основы дыхательной гимнастики.
  10. Артикуляционная гимнастика.
  11. Взаимодействие фонетических средств с элементами невербальной коммуникации      в передаче смыслового и модально-эмоционального компонентов высказывания.
  12. Средства невербальной коммуникации (жесты, мимика, телодвижения, выражения лица, глаз и т. д.).
  13. Понятие о соответствии вербальных и невербальных средств коммуникации.
  14. Фонетическая транскрипция (узкая и широкая разновидности).
  15. Компоненты звукового стоя английского языка.
  16. Способы графического изображения интонации (особенности американской школы).
  17. Позиционные и комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Понятие аллофона.
  18. Фонетические явления в потоке речи.
  19. Различные подходы к слогоделению в английском языке.
  20. Функции интонации в английском языке.
  21. Интонация перечисления.
  22. Интонация приложения.
  23. Интонация слов автора в сложных предложениях.
  24. Интонация обстоятельства места и времени.
  25. Интонация слова “please’.
  26. Интонация: неожиданное повышение тона.
  27. Понятие об интонационной реализации семантической структуры текстовых отрезков.
  28. Звукосимволизм (характеристика звуковой материи с точки зрения ее изобразительных возможностей).
  29. Фонетические средства формирования стилистических фигур речи (ирония, повтор, нарастание,  инверсия).
  30. Фонетические средства жанровой дифференциации речи (стиль сказки, поэтическая декламация, чтение художественной прозы и т.д.).
  31. Декламационный стиль: специфика проявления экстралингвистических факторов, основные разновидности и интонационные характеристики.
  32. Способы графической передачи фоностилистических особенностей в письменном тексте (особенности шрифта, знаков препинания, взаиморасположения текстовых составляющих, идеографические средства).
  33. Универсальная классификация Международной Фонетической Ассоциации (МФА).
  34. Мультимедийные средства обучения английскому произношению.

 

 

6.2. Тест

Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ПрК-1, ОК-4

Время на выполнение: в течение семестра

Форма проведения контроля: письменная

Метод оценивания: экспертный

Типовые задания/примерный вариант:

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

  1. According to stability of articulation vowels are divided into ... groups.

a)3

b)2

c)4

d)5

2.    According to stability of articulation vowels are divided into ... groups.

  1. Match the principle of  articulation of English vowels with the corresponding groups of vowels

 

  1. stability of articulation                               a)rounded, unrounded
  2. changes in the tongue position                   b)monophthongs, diphthongs, diphthongoids
  3. changes in the lip position                          c)front, mixed, back, close, mid, open
  4. changes in the  degree of tenseness             d)tense, lax

4. According to stability of articulation vowels are divided into monophthongs, diphthongs and ... .

5. According to stability of articulation vowels are divided into monophthongs, diphthongs and ... .

 

a) diphthongoids

b) rounded

c) back

d) triphthongs

 

  1. The diphthongoids in English are ... .

a)      /e/ and /o/

b)    /i:/ and /u:/

c)      /e/ and /a:/

d)     /a:/ and /u:/

  1. According to the horizontal movements of  the tongue vowels are divided into 3 major groups: front, mixed and  ... .
  2. According to the horizontal movements of  the tongue vowels are divided into 3 major groups: front, mixed and  ... .

a) back

b)back-advanced

c)central

d)front-retracted

 

  1. According to the vertical movements of  the tongue vowels are divided into 3 major groups: close, mid and  ... .

 

10.  According to the vertical movements of  the tongue vowels are divided into 3 major groups: close, mid and  ... .

a)      back

b)       mixed

c)      front

d)   open

 

11. According to the lip position vowels are divided into rounded and … .

(unrounded)

12. According to the lip position vowels are divided into rounded and … .

a)      back

b)       mixed

c)      front

d)   unrounded

13. According to the character of the vowel end vowels are divided into checked and … .

a)    unchecked

b)      unrounded

c)      front

d)     long

 

14. According to the character of the vowel end vowels are divided into checked and … .

15. According to the character of the vowel end vowels are divided into checked and … .

a)    tense

b)   unrounded

c) front

d) long

16. According to the degree of tenseness vowels are divided into  … and lax.

17. When the tongue is in the front part of the mouth and the front part of it is raised to the hard palate a … vowel is pronounced.

18. When the tongue is in the front part of the mouth and the front part of it is raised to the hard palate a … vowel is pronounced.

a)  front

b) front-rectracted

c) back

d) back-advanced

19. When the tongue is in the back part of the mouth and the back part of it is raised to the soft palate a … vowel is pronounced.

a)  front

b) front-rectracted

c) back

d) back-advanced

20. When the tongue is in the back part of the mouth and the back part of it is raised to the soft palate a … vowel is pronounced.

 

 

6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

 

  1. Разыграйте по ролям, выученный наизусть диалог.
  2. Прочитайте текст и проанализируйте фонетические явления. Отметьте интонацию в тексте и изобразите ее  на шкале.

 

  1. Найдите в тексте и прокомментируйте примеры ассимиляции.

 

  1. Дайте определение предложенному звуку. Прочитайте соответствующее упражнение.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА

 

  1. 1. Выступление перед аудиторией с заученным наизусть диалогом

I. Speech Content (45 points)

Organization (comment on effectiveness and clarity of the text, including both grammar and vocabulary)

Cohesion (coment on the speaker’s ability to unify the speech and keep clear focus through use of transitions,  and other unifying elements)

Artistic value (comment on art/uniqueness/individualized nature of the dialogue)

 

II. Speech Delivery (40 points)

Vocal presentation: 1) volume

2) tempo

3) pitch

4) emphasis

5) clear articulation

Physical presentation: 1) eye contact

2) gesturing

3) posture

4) facial expression

5) movement

6) dress

 

III. General Effectiveness (15 points) Amount of time used: _______

Adherence to time requirements (comment on whether or not the speaker made good use of time).

 

 

 

 

 

Отлично  90 – 100 баллов

Хорошо  70 -  89 баллов

Удовлетворительно  50 – 69 баллов

Неудовлетворительно 0 – 59 баллов

  1. Прочитайте текст и проанализируйте фонетические явления. Отметьте интонацию в тексте и изобразите ее  на шкале

Студент должен правильно затранскрибировать текст, в соответствии с предлагаемыми эмоциями  проинтонировать предложенный отрывок в тексте и на тонограмме,  а затем  представить его контрольное прочтение, правильно артикулируя и интонируя фрагмент.

Правильность выполнения задания оценивается следующим образом:

Отлично  90% - 100% правильных фонетических реализаций

Хорошо  70%  -  90% правильных фонетических реализаций

Удовлетворительно  50% - 70% правильных фонетических реализаций

Неудовлетворительно менее 50% правильных фонетических реализаций

 

3. Найдите в тексте и прокомментируйте примеры ассимиляции.

На выполнение задания дается 5 минут. Студент должен найти место ассимиляции, определить ее типы по трем принципам и определить,  на что повлияла ассимиляция. Для контроля предлагаются 3 слова/ словосочетания.

Критерии оценивания задания:

Отлично  90% - 100% правильных ответов

Хорошо  70%  -  90% правильных ответов

Удовлетворительно  50% - 70% правильных ответов

Неудовлетворительно менее 50% правильных ответов

 

4. Дайте определение предложенному звуку. Прочитайте соответствующее упражнение.

Студент должен дать определение предложенному звуку в соответствии с принципами классификации гласных и согласных фонем. Чтение упражнения по звуку должно соответствовать произносительным и ритмико-интонационным нормам английского языка. Чтение предложенного упражнения является заранее подготовленным видом деятельности и контролирует сформированность орфоэпической компетенции студента.

Оценивается правильное прочтение упражнения

Отлично  90% - 100% правильных фонетических реализаций

Хорошо  70%  -  90% правильных фонетических реализаций

Удовлетворительно  50% - 70% правильных фонетических реализаций

Неудовлетворительно менее 50% правильных фонетических реализаций

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04