Тема  1. Цели, задачи и принципы организации музыкально-эстетического развития школьников разного возраста
1.1. Музыкальная деятельность как часть музыкального воспитания. Музыкальная деятельность и музыкальная активность
1.2.Музыкальная культура личности.
Тема  2. Виды и формы музыкально-эстетической деятельности школьников
2.1.Классификация видов и форм музыкально-эстетической деятельности в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской.
2.2.Особенности музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, слушательской. Современное прочтение видов музыкально-эстетической деятельности
Тема 3. Методы музыкально-эстетической деятельности школьников
3.1.Эстетическое воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности  в УДО
3.2.Музыкально-эстетическая деятельность в  ДМШ, ДШИ
Тема 4. Полихудожественное содержание музыкального материала
Тема 5. Психолого-педагогические условия организации музыкально-эстетической деятельности в УДОД.
Тема 6.Организация работы по музыкально-эстетическому развитию в условиях реализации Концепции дополнительного образования.
Тема 7.Образовательная программа и ее реализация в УДО.
Тема 8. Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования.  Современные технологии музыкально-эстетического воспитания.


Контрольные вопросы, аналитические и тестовые задания для самоконтроля усвоения теоретического материала

1. Перечислите и охарактеризуйте задачи и содержание музыкально-эстетического воспитания ребенка.
2. Выделите и опишите признаки общей музыкальности человека.
3. Дайте определение термину «музыкально-эстетическое сознание».
4. Перечислите важнейшие элементы музыкально-эстетического сознания человека.
5. Охарактеризуйте условия, благодаря которым может усиливаться потребность в музыке.
6. Назовите психологическое понятие, которое характеризуют как «специфическую реакцию слушателя, вызывающую или духовное удовлетворение, или неудовлетворение».
7. Дайте определение понятию «музыкально-эстетический вкус».
8. Перечислите известные вас методики музыкального воспитания, кратко охарактеризуйте их.
9. Сформулируйте принципы методики музыкального воспитания.
10. Опишите принципы взаимосвязи музыки как школьного предмета с другими, особенно близкими ей предметами: литературой, изобразительным искусством, историей.
11. Докажите целесообразность применения в практической педагогической работе различных методов музыкального воспитания не изолированно, а в различных сочетаниях.
12. Опишите (раскройте) основную цель  организации различных видов музыкально-эстетической деятельности детей.
13. Перечислите критерии определения уровней сформированности музыкально-эстетической культуры школьников.
14. Опишите последовательность обучения учащихся анализу музыкальных произведений.
15. Раскройте связь данных направлений в русле художественно-педагогического анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательных школах: интонационно-смысловой анализ (В. Медушевский), содержательный анализ (В. Школяр), художественно-педагогический анализ (Т. Вендрова; О. Апраксина), художественное познание (А. Пиличяускас), культурологический подход (Бахтин В.В.).
16. Найдите общее и различное в понятиях «художественно-педагогический анализ музыкальных произведений» и «художественный анализ музыкальных произведений».
17. Докажите, что «перевод» музыкально-слуховых представлений должен решаться дифференцированно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
18. Перечислите известные вам основные направления организации музыкально-эстетической деятельности школьников на комплексных занятиях – виды учебно-музыкальной деятельности.
19. Перечислите нормативно-правовые документы, на основании которых проводится Всероссийская недели музыки для детей и юношества.
20. Раскройте воспитательный потенциал «Недели музыки»
21. Сформулируйте цель, задачи и практическую значимость «Недели музыки».
22. Опишите материально-технические и организационные условия  реализации мероприятий «Недели музыки».
23. Раскройте содержание и перечислите основные формы проведения мероприятий  «Недели музыки».
24. Опишите алгоритм подготовки и проведения мероприятий «Недели музыки».

Задания для самостоятельной работы студента

1. Посетите урок, проанализируйте его и определите, в каких сочетаниях использовал учитель методы музыкального воспитания? В чем заключается творческий подход учителя при выборе и реализации методов музыкального воспитания?
2. Проследите реализацию метода забегания вперед и «возвращения» к пройденному на музыкальном материале программы Д. Б. Кабалевского.
3. К какому методу следует отнести показ учителем правильной интонации, певческого дыхания, характера звучания в рамках отдельных музыкальных фраз разучиваемой на уроке песни?
4. Каким образом методы музыкального воспитания в начальной школе определяются не только спецификой искусства, но и психолого-возрастными особенностями младших школьников?
5. Подготовьте сообщение по теме «Реализация комплексного подхода к использованию методов и приёмов музыкального воспитания в практике работы с детьми младшего школьного возраста».
6. Предложите варианты применения практических методов в музыкальном воспитании с учётом возрастных возможностей развития детей.
7. Подготовьте доклад по теме «Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкальной игровой деятельности».
8. Разработайте учебные задания для учеников начальной школы по литературной подтекстовке, сочинению стихов на программную инструментальную музыку.
9. Подберите музыкальные произведения для сочинения к ним стихотворения.
10. Подберите 2-3 разнохарактерных музыкальных произведения для написания рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).
11. Выполните отбор произведений композиторов-импрессионистов в целях проведения творческой работы по воспроизведению музыкальных образов в рисунках (цветовое моделирование музыки).
12. Составьте музыкально-поэтическую или литературно-музыкальную композицию по теме «Пушкинские произведения в музыке, театре, кино…».
13. Напишите сценарий для мультфильма, подберите к нему музыкальное сопровождение.
14. Выполните культурологический анализ музыкального произведения Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада» для учащихся-старшеклассников.

Литература для изучения

1. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Е. Р. Ильина ; Федер. агентство по культуре и кинематографии.  - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2008. - 415 с. - (Учебное пособие для вузов) (Gaudeamus).
2. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" : рек. УМО вузов РФ / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.  - Дубна : ФЕНИКС+, 2011. - 352 с.
3. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования" : рек. УМО вузов РФ / М. С. Осеннева.  - Москва : Академия, 2012. - 272 с.
4. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для сред. проф. образования по специальности "Дошкольное образование" / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская.  - Москва : Академия, 2012. - 256 с.
5. Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка : практические советы педагога / Е. А. Дубровская.  - Москва : Школьная пресса, 2005. - 32 с.
6. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / авт.-сост. О. П. Власенко.  - Волгоград : Учитель, 2007. - 111 с.
7. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие для вузов по специальности "Педагогика" : доп. УМО вузов РФ / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.
8. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух / Ольга Замуруева.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 93 с.
9. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие / Л. В. Малахова.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 141 с.
10. Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей  : учебное пособие / Б. А. Дейч ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 132 с. : табл. - Библиогр.: с. 128-130. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/6435/read.php.
11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФ / А. Н. Зимина.  - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
   
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05