Из опыта работы инфоомационно - экономического лицея по эксперименту «Совершенствование структуры и содержания общего образования»

Основные направления экспериментальной деятельности в информационно-экономическом лицее.

Школа №174 открылась в сентябре 1986 года. Находясь на юго-западной заводской окраине Новосибирска, она удалена от культурных, образовательных, научных центров, что сказывается на представлениях учащихся и их родителей об академичном, конкурентноспособном образовании.
Среди семей школьников много неполных, многодетных, есть семьи инвалидов. Материальное обеспечение многих оставляет желать лучшего. В общем социальная характеристика семей учащихся школы №174 такая же как и в других образовательных учреждениях. Основная масса родителей озабочена обеспечением элементарных условий жизни и не имеет возможности в полной мере заботиться о развитии детей, сохранении их здоровья. Эту миссию взяла на себя школа.
Одним из путей решения этой проблемы педагогическому коллективу и администрации школы виделся в переходе школы на новый экономический механизм хозяйствования, что отвечает представлениям экономистов о выходе общества на качественно новый уровень развития. Несмотря на поддержку администрации района и города, мы сами изыскивали средства, находили спонсоров, оформляли взаимозачёты. Много усилий ушло, чтобы добиться того, что мы сейчас имеем.
Работа по прогнозированию совместных усилий педагогического коллектива, ученых, родителей, спонсоров привела к возникновению идеи экономической  специализации  образовательного  учреждения. Это позволило смоделировать, осознать, оценить свои возможности, представить необходимый круг единомышленников, а затем разработать пакет документов и подать заявку о педагогической инициативе. И 19 июня 1992 года начальником ГлавУНО администрации Новосибирской области Овечкиным М.В. было утверждено положение об экспериментальной площадке Школа «Прикладной экономики» на базе средней общеобразовательной школы №174 Ленинского района  г.Новосибирска.
В школе начался эксперимент по проблеме «Формирование личностного самоопределения учащихся в условиях школы «Прикладной экономики». Проблема самоопределения вообще  решается каждым человеком индивидуально и без всяких экспериментов, на своем житейском опыте. В частности, предполагалось решать проблему выбора, самоопределения через развитие рефлексивной способности во всех ее аспектах: личностную, кооперативную, коммуникативную и др.
Учителя школы, преподаватели вузов разрабатывали программы экономической специализации, организовывали поиск по сформированности компонентов учебной деятельности, старшеклассники принимали участие в тренингах по формированию личностной рефлексии, деловых экономических играх,  обретали опыт экономической практике в стенах школы.
Экспериментальная работа  была положительно оценена районным экспертным Советом. Выводы  свидетельствуют, что «школа работает в режиме развития, деятельность экспериментальной площадки не ущемляет права учащихся на образование и не ухудшают образовательную ситуацию в школе, не противоречит стратегическим направлениям развития районной системы образования и не вызывает неконтролируемых изменений в учебно-воспитательном процессе».
Экспертное заключение городской аттестационной комиссии от 25.03.98. о прохождении школой № 174 гласит: «Аттестационная комиссия считает возможным одобрить работу ОУ как экспериментальной площадки «Школа прикладной экономики» и аттестовать среднюю общеобразовательную школу № 174. Комиссия ходатайствует перед Главным управлением народного образования Новосибирской области об аккредитации данного образовательного учреждения в статусе муниципального образовательного учреждения, средней общеобразовательной школы с лицейскими классами.
Проанализировав образовательную ситуацию в школе, мы выдвинули идею изучения информатики и информационных технологий на углублённом уровне, что сможет решающим  образом повлиять на формирование у обучаемых современной научной картины мира,  развить общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией, подготовить к дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности.  А также  решить  проблему  преодоления противоречия между увеличением объема учебной и научной информации и ограничением времени обучения, связанную с индивидуальными особенностями восприятия учебного материала, путём  применение компьютера как средства индивидуализации учебного процесса.
Информатизация образовательного пространства проявляется в таких наиболее распространенных направлениях как изучение основ информатики и вычислительной техники и применение информационных технологий в образовательных процессах.
Информационно-экономическая специализация старшеклассников не была самоцелью коллектива учителей, стоящих у истоков эксперимента. Она рассматривается как средство экономического, правового, интеллектуального и творческого развития личности, что поможет выпускникам адаптироваться к новым экономическим отношениям и активно формировать их. Творческий коллектив педагогов воспитывает не узких специалистов своего дела, а широких, многогранных, нравственно-развитых людей, имеющих прочные основы знаний, в частности в области экономики и права.
Преподавание ведется как силами учителей лицея, так и привлеченными из вузов высококвалифицированными специ¬алистами.
Налажены контакты с высшими учебными заведениями:
Новосибирским государственным педагогическим университетом,
Новосибирской государственной академией экономики и управления , Новосибирским государственным техническим университетом,
Новосибирской государственной академией водного транспорта,
Сибирским государственным университетом телекоммуникаций и информатики.
Экспертное заключение городской аттестационной комиссии от 06.01.01г. об аттестации МОУ средней общеобразовательной школы №174 (с лицейскими классами) гласит: «Аттестационная комиссия считает возможным аттестовать МОУ среднюю общеобразовательную школу № 174(с лицейскими классами). Аттестационная комиссия  ходатайствует  о  государственной аккредитации МОУ средней общеобразовательной школы №174 Ленинского района в статусе лицея».
Одной из главных своих задач педагогический коллектив видит в сохранении здоровья школьников и своего собственного. «Только в здоровом теле бывают здоровые мысли», «Не навреди» – основные заповеди педагогов. Именно поэтому на уроке комфортно учиться. Спокойная доброжелательная обстановка основана на общности целей, взаимном уважении и доверии. Именно поэтому здесь учатся в красивом, чистом, современном здании со светлыми кабинетами, просторными рекреациями и  уютными уголками для учебы и отдыха. Был создан уникальный медико-оздоровительный центр «Гармония». В этот центр  входят:
1. Большой спортивный зал.
2. Малый (атлетический) спортивный зал.
3. Танцевальный зал.
4. Школьная столовая.
5. Кафе «Ярославна».
6. Массажный кабинет.
7. Салон красоты (парикмахерская, маникюр, косметический).
8. Кабинет валеологии.
9. Стоматологический кабинет.
10. Бассейн.
11. Сауна.
12. Соляная пещера.
13. Фитобар.
14. Кабинет психологии.
15. Тренажёрный зал.
16. Летняя спортивная площадка.
17. Беговая дорожка.
18. Футбольное поле.
19. Инголяторий.
20. Физиокабинет.
В центе работают восемь медицинских работников. Летом 1999 года был лицензирован медико-оздоровительный центр школы. Получили лицензию на оказание лечебной и профилактической помощи.
Вступление в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования  не было для нашего образовательного учреждения  абсолютно новым и неизвестным явлением. В число приоритетов совершенствования российской школы, относящихся к эксперименту, входят следующие позиции:
1. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
2. Усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам средней школы знания и базовые умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, её современные ценностные ориентации.
3. Введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся.
4. Обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учётом способностей и интересов учащихся.
5. Подготовка предложений по совершенствованию государственно-общественной системы оценки качества.
  Поскольку наша школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся, мы психологически и фактически готовы перейти на профильное обучение в старшей школе.
Переход на профильное обучение старшеклассников создаёт реальные предпосылки для установления большей преемственности между средним и высшим образованием. И по большому счёту, всё это направлено на преодаление  негативных процессов при подготовки выпускников в вузе.                                         
Следовательно, для успешной реализации «экспериментальных» программ необходима заинтересованность всех участников образовательного процесса, в первую очередь, администрации. В лицее была разработана  и апробирована управленческая модель здоровьесберегающего образовательного пространства, которая позволяет объединить в единую систему все направления работы по реализации любого эксперимента.
При реализации любого эксперимента возникают определённые проблемы:
o кадровый состав;
o материальная база;
o перегруженность школы;
o учебно-материальное обеспечение;
o переподготовка учителей;
o расширение профильного образования.
Результатом обучения в лицее становится овладение учащимися определенным объемом информационно-экономических знаний, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении в профильные вузы. Специфическая ориентация профессионалов в экономике: креативность мышления и творческое воображение; широкий кругозор в совокупности со знанием экономических законов; стремление к успеху, а также умения проектировать, оценивать экономические ситуации, моделировать экономические процессы, систематизировать информацию, создавать и реализовывать имидж делового человека.

Задачи и проблемы профильного обучения в лицее

В соответствии с Концепцией эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования,  в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников в целях обеспечения профессиональной ориентации,  профессионального самоопределения обучающихся.

Цели эксперимента:
- повысить качество общего образования,  обеспечить глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся  в нескольких общеобразовательных областях;
- способствовать установлению ровного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями,  обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
        Система специализированной подготовки (профильного обучения) должна ориентироваться на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
Профильное обучение образования предполагает создание условий для глубокого овладения учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности в гуманитарной,  естественно-математической или технологической сферах. И всё же главная цель обучения в профильных классах – подготовить учащихся к вузовской системе образования,  что определяет следующие задачи:
развитие у старшеклассников
• интеллектуального потенциала, 
• функциональной грамотности, 
• общей культуры.
При этом профильность обеспечивается за счет сокращения часов непрофилирующих учебных предметов.
В УП старшей ступени  преобладают профили академической направленности,  что вступает в определенные противоречия с образовательными  потребностями значительной части школьников,  не связывающих обучение на старшей ступени с подготовкой к поступлению в тот или иной вуз.  Поэтому поиск и оптимизация предметно-деятельностной структуры профилей  сервисной,  технологической ориентации,  их учебно-методического сопровождения также является актуальной задачей экспериментальной работы.
Информационно-экономический лицей,  вступивший в эксперимент реализует 2 профиля обучения:
-экономический (социально-экономический)
-информационный (технологический)
Экспериментальный 10Г класс с информационным профилем был создан, минуя конкурсного набора,  по желанию учащихся,  их родителей.  При наборе  отсеялись  самые неподготовленные.
Проблемы:  при переходе к обязательной профильной старшей школе противоречия обострились в связи с обязательной профильностью обучения всей старшей ступени при неопределенности интересов части выпускников основной школы.
Работа по профессиональной ориентации школьников не заканчивается при выборе школьником профиля обучения в старших классах.  Работа школы по профессиональной ориентации учащихся в этот период должна предусматривать диагностику обучающихся;  учет разнообразия их интересов,  склонностей и способностей,  а также возможности для самопознания и самооценивания учащихся.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов компетенций учебных курсов,  которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения.
Это базовые общеобразовательные курсы:
Профильные курсы
Элективные курсы

2-ой вариант БУП был определён для экспериментального 10Г класса.  Преимущество перед 1-м вариантом состоит в том,  что больше часов отводится на школьный и ученический компоненты.


Образовательная область Образовательный компонент БУП
Xкл
10г
эксп разница БУП
XIкл
11Г
эксп разница
Филология Русский язык
Литература
Иностранный язык
5 1
3
2 +1
5 1
3
2 +1
Математика математика 3 6
+3 3 6 +3
Информатика Информатика и
Информационные технологии 1 4 +3 1 5 +4
Обществознание история
обществоведение
география
экономика 5 3
1
1
2 +2 5 2
1
1
2 +1
Естествознание биология
физика
химия
экология
астрономия 3 1
4
2 +4 3 2
4
2
1 +6
Физкультура физкультура
2 2
0 2 2 0
ОБЖ ОБЖ 1 1 0 1 1 0
итого 20 34 20 35
Максимальная учебная нагрузка 36 36 36 36
Факультативные,  индивидуальные,  групповые занятия,  занятия активно-двигательного характера 20 13 20 12
Общий объём учебного плана 40 47 40 47

Учебный план для третьей ступени образования не задаёт жёсткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений профиля и специализации образования.
Если рассматривать примерный УП для технологического профиля (специалиизация «информационные технологии») в концепции профильного обучения и сравнить с УП в нашем лицее,  то увидем следующую картину:

Лицей 10-11 классы
I Базовые общеобразовательные курсы:
Русский язык,  литература 6 8
История,  обществознание 8 14
Естествознание 6 8
Физическая культура 6 6
II Профильные курсы:
Информатика и ИКТ 10 9
Математика (базовый,  общеобразовательный и профильный) 10 12
Физика 6 8
Ин.  язык (базовый,  общеобразовательный и профильный) 8 4
III элективные курсы 28 25


Распределение курсов:

I Базовые общеобразовательные курсы: 26,    29, 6% 36,  38, 4%
II Профильные курсы: 34,    38, 6% 33,    35%
III элективные курсы 28,    31, 8% 25,    26, 6%
ИТОГО 88 часов 94 часа

Если же рассматривать экономический профиль,  то мы можем увидеть следующая картина  (соотнесём с социально-экономическим профилем):
Лицей 10-11 классы
I Базовые общеобразовательные курсы:
Русский язык,  литература 6 10
Иностранный язык 6 4
Естествознание 6 15
Математика 8 13
Информатика и информационные технологии 6
Физическая культура 6 6
II Профильные курсы:
История (базовый,  общеобразовательный и профильный) 10 8
Экономика 6 7
Право 4
Экономическая и социальная география 4 2
Социология 4
III элективные курсы 14 19



Распределение курсов:

I Базовые общеобразовательные курсы: 32,  43% 54,  60%
II Профильные курсы: 28,  38% 17,  19;%
III элективные курсы 14,  19% 19,  21%
ИТОГО
74 часа 90 часов

Набор спец. курсов для информационного профиля:
• Занятия активно-двигательного характера
• Специальный курс по математике
• Иностранный язык
• Специальные курсы по информатике

Для экономического профиля:
• Основы маркетинга и менеджмента
• Решение экономических задач
• Специальный курс по математике
• Занятия активно-двигательного характера
Использование информационной технологий в экономике :
• МЭКОМ
• Деловые игры по экономике
• Юридическое право
• Бухгалтерский учет.
  Реализация идеи профильности старшей ступени ставки выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В нашем общеобразовательном учреждении предпрофильная направленность с 8 класса.  Но и в 8 и 6  9 классах предоставляется учащимся возможность изучения и информатики и экономики.
Если просмотреть  УП с 5 класса,  то видна следующая картина:

Образовательная область Образовательный компонент 5 6 7А 7Б 7В 8А 8Б 9А 9Б
Филология русский язык
литература
иностранный язык 7
3
3 6
3
3 4
3
3 4
3
3 5
3
3 3
2
3 3
2
3 2
3
3 2
3
3
Математика математика
информатика 7 6 6 7
1 6
1 6 7
2 6
2 6
Обществознание история
обществознание
география
экономика 2

2 2

2 2

2
1 2

2
1 2

2
1 2
1
2
2 2
1
2
1 3
1
2
1 3
1
2
2
Естествознание биология
физика
химия 2 2
2 2
2 2
2 2
2
2 2
2
2 2
3
2 2
3
2
Искусство Музыка
ИЗО 1
1 1
1 1
1 1
1 1
1 1
1 1
1
Физкультура физкультура
ОБЖ 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Технология Технология инф.
труд
черчение 1инф
1эк 1инф
1эк 2 2 2 2 2 2

1 2

1
ИТОГО 30 30 31 33 33 33 35 35 34
Факультативы, индивидуальные и групповые занятия,  занятия активно-двигательного характера 5 6 7 5 5 5 3 4 5
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося
Итого к финансированию 35 36 38 38 38 38 38 39 39


            Место и роль лицея в реабилитации здоровья

    Переход на подготовку специалистов по новым государственным образовательным стандартам обострил одну из актуальных проблем повышения уровня содержания общего образования. Современная эпоха – эпоха реформирования образования, школы, личности, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления. Управление школой, организация учебно-воспитательного процесса на научной основе требует от практических работников знаний современных образовательных технологий.
    Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования проводится в соответствии с Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования», планом действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 г. N 224.
    В современных условиях наблюдается процесс создания новых инновационных образовательных систем – школа повышенного уровня (лицей, гимназия), адаптивная система, школа диалога культур, школа глобального образования и другие, которые формируют новые системы ценностей через реализацию, наряду с государственным стандартом образования, экспериментальных образовательных программ.
    Изучение проблемы формирования умения структурировать и управлять учебным процессом в новом аспекте предполагает и новый подход к образованию – создание здоровьесберегающего пространства.
    Развитие школьного образования в ходе эксперимента определяется усложнением структуры целей, целей развития умственных способностей ученика, его мышления и целей личностного развития в процессе обучения.
  Структура целостной учебной деятельности обеспечивается взаимодействием учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности и деятельности общения в условиях учебного процесса. Сущность таких отношений пораждает определенные условия для самореализации ученика через отношения между учеником и содержанием обучения, через отношения с другими учениками, учителями, а также через отношения с самим собой.
    В лицеи по экспериментальной программе осуществляется образование в начальном и старшем звеньях. Апробирование нового образовательного стандарта позволяет отметить его плюсы и минусы:
1. Дифференциация и вариативность обучения требует разработки на их основе школьных образовательных стандартов с учетом типа школ, профильной направленности обучения в старших классах.
2. Реализация образовательного стандарта предъявляет новые, повышенные требования к профессиональному уровню учителей и руководителей школ, их образованности, интеллигентности, общей культуре и мастерству.
3. Учитывая принцип непрерывности, важно обеспечить преемственность образовательного стандарта на всех уровнях обучения с обязательным наличием комплекта учебно-методических материалов для учащихся и учителей.
    Основопалагающим принципом в системе «экспериментального» (12-летнего) образования в лицеи, как личностно-ориентированного процесса обучения, стал принцип межличностного опосредования учебной здоровьесберегающей деятельности, что обеспечивает более высокую целостность учебного процесса, системное и непрерывное осмысление не только администрацией, но, что особенно важно, учениками и родителями результатов целостной учебной деятельности как на уровне знаний и умений, так и на уровне самооценки и рефлексивных процессов в целом.
      Особое внимание уделяется включению родителей в оценку эксперимента, что позволяет повысить их заинтересованность в повышении уровня образования детей и сохранения их здоровья.
      В лицеи была разработана и апробирована модель здоровьесберегающего пространства (схема 1). Управление здоровьесберегающим образованием предусматривает целесообразность сохранения уровня всех субъектов образовательного процесса, применение здоровьесберегающих технологий в реализации всех функций школы, применение современных механизмов построения безопасного пространства.
    Предложенная нами модель здоровьесберегающего пространства отвечает принципу системности, который необходим при реализации «экспериментальной» программы:
• все блоки данной системы связаны между собой и оказывают друг на друга прямое, либо опосредованное воздействие;
• каждый из этих блоков (элементов системы) в свою очередь является системой, поскольку состоит из более мелких взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов;
• работа каждого блока обеспечивается практически одним и тем же кадровым составом и координируется через управленческую часть структуры;
• каждый блок обладает возможностью к саморазвитию и самообновлению, так как является открытой системой.
    На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга (медицинского, гигиенического, валеологического, социально - психологического) организуется личностно-ориентированный образовательный процесс, с последующей коррекцией затруднений адаптации учащихся к условиям обучения в школе. Основным направлением работы является работа по предупреждению психосоматической дезадаптации, на развитие которой влияет не только специфика организации учебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения в социуме (семье).
    Нами было проведено анонимное анкетирование родителей и учащихся «экспериментальных» классов. Полученные результаты показали, что необходима дальнейшая работа психологов лицея с детьми в плане психологической реабилитации семейных отношений. У учащихся отмечается высокий уровень психического напряжения и 28,5% имеют высокий уровень школьной тревожности, обусловленный частично дискомфортом, внесенным экспериментом. Для предупреждения психосоматической дезадаптации в лицеи работает реабилитационный центр.
    Дополнительно был проведен сравнительный анализ по группам здоровья среди учащихся экспериментальных классов. В первом экспериментальном классе основную группу здоровья составляет вторая (88%), к первой группе относится лишь 6% учащихся. В десятом экспериментальном классе учащихся со второй группой здоровья меньше (66%), а с первой – 10%. В то же время в первом экспериментальном классе количество детей с третьей группой в 4 раза меньше, чем в десятом классе (6% и 24% соответственно). Полученные результаты в обязательном порядке учитываются в организации образовательного процесса.
      В лицеи уделяется особое внимание составлению расписания уроков в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями для снятия перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья.
    В ходе эксперимента осуществляется оценка учебных достижений учащихся экспериментальных классов, проводится сравнение полученных результатов и устанавливается динамика достижений по отдельным предметам.
    Следовательно, для успешной реализации «экспериментальных программ» необходима заинтерисованность всех участников образовательного процесса, впервую очередь, управленцев разного уровня, в создании здоровьесберегающего образовательного пространства.

                    Н.И. Зулина, диретор высшей категории ИЭЛ,
                                              заслуженный учитель РФ
             
                    О.В. Гудымова, зам. директора ИЭЛ по
                                                  научно-методической работе

                    Н.П. Абаскалова,  научный руководитель ИЭЛ, д. п. н., 
                                                      профессор НГПУ, Заслуженный работник высшей школы РФ
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05