НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИЕСЭН
Кафедра анатомии, физиологии и БЖД
П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов 4-5 курсов ИЕСЭН
Разработана: д.п.н., проф.
Кафедры анатомии, физио-
логии и БЖД
Н.П. Абаскаловой
Согласовано:
Зав. Кафедрой анатомии,
Физиологии и БЖД
Р.И. Айзман
----------------------------------
(подпись)
Новосибирск – 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач совершенствования образования в высшей школе является интенсификация учебного процесса, которая предполагает изыскание внутренних резервов и возможностей традиционных форм и методов учебной деятельности, а также широкое внедрение новых технологий применительно к подготовке специалистов, в частности, педагогов-предметников. Поиск путей к наиболее эффективной системе образования связан, прежде всего, с индивидуализацией процесса подготовки специалистов, с решением задач организационного характера и соответствующего дидактического обеспечения.
Будущий специалист должен быть готов к решению сложных проблем, связанных с воспитанием, к решению методических задач, управлению детским коллективом, регуляции взаимоотношений в собственной сфере деятельности с субъектами образовательного процесса: «учитель-ученик», «учитель - родители», «учитель - коллеги», «руководитель – подчиненные» и т.д. Именно здесь незаменима роль педагогической практики.
Педагогическая практика по курсу «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» является важным звеном в системе высшего педагогического образования, так как каждый педагог несет ответственность за здоровье и безопасность учащихся.
Согласно специфике подготовки будущих педагогов осуществляется подбор школ, в которых у студента, вышедшего на педагогическую практику, появляется возможность не только углубить и закрепить весь комплекс полученных знаний, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, но и научиться применять знания на практике.
Цель педагогической практики: научить будущих педагогов практическим методам оценки системы организации образовательного процесса, оздоровительной работы в образовательных учреждениях, обследования гигиенических условий обучения, выбора пути устранения отрицательных факторов, способам повышения эффективности и качества учебного процесса, методам анализа безопасности образовательного пространства и сохранения здоровья детей и подростков.
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика требует не только от преподавателя, но, прежде всего, от студента большой ответственности, так как студент должен самостоятельно выполнить ряд заданий, используя теоретическую подготовку, которая проводилась на 1-3 курсах по дисциплинам специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Задачи педагогической практики (по трем блокам):
I БЛОК – Безопасность образовательного учреждения:
• Научить оценке гигиенических нормативов планировки и благоустройства образовательного учреждения
• Овладеть методикой оценки светового и воздушно-теплового режимов различных помещений образовательного учреждения
• Уяснить гигиенические требования к оценке мебели и принципа рассаживания учащихся
• Определить гигиенические требования к организации учебного процесса (расписание, урок, перемена, внеурочная деятельность)
• Определить гигиенические требования к организации питания учащихся в образовательном учреждении
• Оценить уровень противопожарной безопасности ОУ
• Оценить уровень личностной безопасности в ОУ
• Оценить уровень техники безопасности и охраны труда в ОУ
II БЛОК – Мотивационный блок:
• Оценить методы оздоровительных мероприятий для школьников и учителей
• Дать характеристику работы с родителями по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности
• Оценка мотивации учащихся на ЗОЖ (здоровый образ жизни) и безопасное поведение
• Определение уровня осведомленности учащихся о вредных привычках и построение программы педагогической профилактики
• Оценка системы физического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения, ее качества и эффективности
• Оценить работу с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
III БЛОК – «Педагогическая деятельность»:
• Разработать и провести не менее восьми уроков на 4 и 5 курсах обучения
• Оценка уровня знаний учащихся по ОБЖ
• Разработать и провести одно внеклассное мероприятие, дать анализ значимости внеклассных мероприятий по ОБЖ: занимательных часов, КВНов, викторин, игр-состязаний, пресс-конференций и т.д., связанных с тематикой ЗОЖ и БЖД.
Виды работы в качестве учителя ОБЖ на педагогической практике в школе
• Изучение и освоение педагогического опыта лучших учителей школы.
• Изучение уровня подготовки класса по ОБЖ. Изучение программы, учебной и дополнительной литературы по ОБЖ.
• Разработка системы уроков по ОБЖ на весь период педагогической практики.
• Планирование, подготовка и проведение уроков по ОБЖ на основе реализации единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения.
• Осуществление анализа и самоанализа уроков ОБЖ.
• Планирование, организация и проведение внеурочного занятия по ОБЖ.
• Планирование, организация и проведение факультативных занятий по ОБЖ (если в школе организован факультатив) или элективных курсов (если имеется обороно-спортивный профиль).
• Индивидуальная работа с учащимися.
• Работа по изучению и оснащению школьного кабинета ОБЖ.
• Работа по анализу и обобщению опыта своей работы в период педагогической практики.
• Работа над научно-методической проблемой и участие в работе научно-практического семинара; отбор материала для выполнения курсовой или дипломной работы.
• Изучение порядка ведения школьной документации.
Для решения задач педагогической практики в помощь студентам разработано методическое пособие, в котором представлен алгоритм выполнения заданий, позволяющий экономить время при оформлении протоколов и выполнять задания самостоятельно, а так же список рекомендованной литературы.
Студенту заочного отделения необходимо выполнить те задания по рекомендации преподавателя – руководителя педагогической практики, которые отмечены звездочкой, либо задания по выбору с учетом условий конкретного образовательного учреждения.
Отчетная документация (контролирующие материалы)
Форма отчетности групповая и индивидуальная.
Групповая отчетность – заключается в том, что интегрируется материал по различным блокам в различных образовательных учреждениях. Группа студентов на заключительной конференции по педагогической практике делает сообщение по конкретному блоку. Таким образом, появляется возможность у преподавателя провести анализ работы студентов, а у студентов – обмен информацией и приобретенным опытом. Отчет предоставляется в виде презентации. Индивидуальная отчетность - студент для получения оценки или зачета по педагогической практике должен сдать методическое пособие с выполненными заданиями.
УНИВЕРСИТЕТ
ИЕСЭН
Кафедра анатомии, физиологии и БЖД
П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов 4-5 курсов ИЕСЭН
Разработана: д.п.н., проф.
Кафедры анатомии, физио-
логии и БЖД
Н.П. Абаскаловой
Согласовано:
Зав. Кафедрой анатомии,
Физиологии и БЖД
Р.И. Айзман
----------------------------------
(подпись)
Новосибирск – 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач совершенствования образования в высшей школе является интенсификация учебного процесса, которая предполагает изыскание внутренних резервов и возможностей традиционных форм и методов учебной деятельности, а также широкое внедрение новых технологий применительно к подготовке специалистов, в частности, педагогов-предметников. Поиск путей к наиболее эффективной системе образования связан, прежде всего, с индивидуализацией процесса подготовки специалистов, с решением задач организационного характера и соответствующего дидактического обеспечения.
Будущий специалист должен быть готов к решению сложных проблем, связанных с воспитанием, к решению методических задач, управлению детским коллективом, регуляции взаимоотношений в собственной сфере деятельности с субъектами образовательного процесса: «учитель-ученик», «учитель - родители», «учитель - коллеги», «руководитель – подчиненные» и т.д. Именно здесь незаменима роль педагогической практики.
Педагогическая практика по курсу «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» является важным звеном в системе высшего педагогического образования, так как каждый педагог несет ответственность за здоровье и безопасность учащихся.
Согласно специфике подготовки будущих педагогов осуществляется подбор школ, в которых у студента, вышедшего на педагогическую практику, появляется возможность не только углубить и закрепить весь комплекс полученных знаний, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, но и научиться применять знания на практике.
Цель педагогической практики: научить будущих педагогов практическим методам оценки системы организации образовательного процесса, оздоровительной работы в образовательных учреждениях, обследования гигиенических условий обучения, выбора пути устранения отрицательных факторов, способам повышения эффективности и качества учебного процесса, методам анализа безопасности образовательного пространства и сохранения здоровья детей и подростков.
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика требует не только от преподавателя, но, прежде всего, от студента большой ответственности, так как студент должен самостоятельно выполнить ряд заданий, используя теоретическую подготовку, которая проводилась на 1-3 курсах по дисциплинам специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Задачи педагогической практики (по трем блокам):
I БЛОК – Безопасность образовательного учреждения:
• Научить оценке гигиенических нормативов планировки и благоустройства образовательного учреждения
• Овладеть методикой оценки светового и воздушно-теплового режимов различных помещений образовательного учреждения
• Уяснить гигиенические требования к оценке мебели и принципа рассаживания учащихся
• Определить гигиенические требования к организации учебного процесса (расписание, урок, перемена, внеурочная деятельность)
• Определить гигиенические требования к организации питания учащихся в образовательном учреждении
• Оценить уровень противопожарной безопасности ОУ
• Оценить уровень личностной безопасности в ОУ
• Оценить уровень техники безопасности и охраны труда в ОУ
II БЛОК – Мотивационный блок:
• Оценить методы оздоровительных мероприятий для школьников и учителей
• Дать характеристику работы с родителями по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности
• Оценка мотивации учащихся на ЗОЖ (здоровый образ жизни) и безопасное поведение
• Определение уровня осведомленности учащихся о вредных привычках и построение программы педагогической профилактики
• Оценка системы физического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения, ее качества и эффективности
• Оценить работу с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
III БЛОК – «Педагогическая деятельность»:
• Разработать и провести не менее восьми уроков на 4 и 5 курсах обучения
• Оценка уровня знаний учащихся по ОБЖ
• Разработать и провести одно внеклассное мероприятие, дать анализ значимости внеклассных мероприятий по ОБЖ: занимательных часов, КВНов, викторин, игр-состязаний, пресс-конференций и т.д., связанных с тематикой ЗОЖ и БЖД.
Виды работы в качестве учителя ОБЖ на педагогической практике в школе
• Изучение и освоение педагогического опыта лучших учителей школы.
• Изучение уровня подготовки класса по ОБЖ. Изучение программы, учебной и дополнительной литературы по ОБЖ.
• Разработка системы уроков по ОБЖ на весь период педагогической практики.
• Планирование, подготовка и проведение уроков по ОБЖ на основе реализации единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения.
• Осуществление анализа и самоанализа уроков ОБЖ.
• Планирование, организация и проведение внеурочного занятия по ОБЖ.
• Планирование, организация и проведение факультативных занятий по ОБЖ (если в школе организован факультатив) или элективных курсов (если имеется обороно-спортивный профиль).
• Индивидуальная работа с учащимися.
• Работа по изучению и оснащению школьного кабинета ОБЖ.
• Работа по анализу и обобщению опыта своей работы в период педагогической практики.
• Работа над научно-методической проблемой и участие в работе научно-практического семинара; отбор материала для выполнения курсовой или дипломной работы.
• Изучение порядка ведения школьной документации.
Для решения задач педагогической практики в помощь студентам разработано методическое пособие, в котором представлен алгоритм выполнения заданий, позволяющий экономить время при оформлении протоколов и выполнять задания самостоятельно, а так же список рекомендованной литературы.
Студенту заочного отделения необходимо выполнить те задания по рекомендации преподавателя – руководителя педагогической практики, которые отмечены звездочкой, либо задания по выбору с учетом условий конкретного образовательного учреждения.
Отчетная документация (контролирующие материалы)
Форма отчетности групповая и индивидуальная.
Групповая отчетность – заключается в том, что интегрируется материал по различным блокам в различных образовательных учреждениях. Группа студентов на заключительной конференции по педагогической практике делает сообщение по конкретному блоку. Таким образом, появляется возможность у преподавателя провести анализ работы студентов, а у студентов – обмен информацией и приобретенным опытом. Отчет предоставляется в виде презентации. Индивидуальная отчетность - студент для получения оценки или зачета по педагогической практике должен сдать методическое пособие с выполненными заданиями.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05